- Преподавателю
- Технология
- Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время в начальных классах
Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время в начальных классах
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пеньковская Л.Н. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Ейска, Россия, Краснодарский край
Автор: Пеньковская Любовь Николаевна
Аннотация
В своей работе опытным путём на примере нескольких фрагментов уроков по математике, русскому языку, литературному чтению в начальных классах в разные годы обучения одних и тех же детей я постаралась выяснить эффективность использования метода исследования при изучении новой темы и закреплении пройденного. Влияние использования метода исследования на расширение кругозора детей и прочность усвоения знаний.
Исследования проходили в три этапа. На первом этапе выявила наиболее эффективные формы работы на уроке в подготовительный период.
Второй этап исследований состоял в том, чтобы научить ребят использовать составляющие метода исследования (наблюдение, сравнение, проведение анализа и синтеза, обобщения). В ходе такой работы учащиеся овладели приёмами работы с книгой, справочной литературой, научились выделять главное, делать выводы.
Третий этап представлен в работе в виде детских исследовательских и творческих работ.
В результате работы пришла к выводу
1) использование методов исследования на уроке - условие необходимое ученику для основательного и прочного усвоения знаний,
2) исследовательская работа во внеурочное время расширяет кругозор ребёнка, помогает ему раскрыться и утвердиться как личности,
3) вне урока работу лучше проводить в микрогруппах по интересам
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Я работаю по программе «Перспективная начальная школа», которая создана на методических основах развивающих систем обучения, и предоставляет возможность внедрять методы исследования, как на уроке, так и за его рамками посредством кружковых и факультативных форм занятий, проводимых с помощью УМК. Предметно-методические механизмы личностно-ориентированных учебников помогают ребятам самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила при изучении нового материала, способствуют практическому применению получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач, появлению стремления к деловому общению или самоконтролю. Это создаёт условия успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников, реализация которой начинается со 2-го класса. В 1-ом же классе основное внимание уделяется развитию общих умений и навыков, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению кругозора детей
В рамках традиционных учебных занятий в подготовительный период рекомендуется использовать:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• работа на уроке в группе и в паре, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Приведу примеры некоторых фрагментов уроков.
Тема: Дети осваивают алфавит
Цель: закрепить знания детей по теме «Алфавит», учить применять их на практике, в жизни, продолжать освоение работы в паре.
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Сообщение темы урока.
- К нам пришёл Угадайка. Он просит вас вспомнить название дома, где живут книги, куда мы ходили вчера.
- Правильно, это - БИБЛИОТЕКА.Вас пригласили туда, потому что вы уже изучили точный порядок букв. Ой, забыла, как его правильно называют!
АЛФАВИТ
Давайте посмотрим, чем заняты Маша и Миша Ивановы.
«Дети осваивают алфавит».
- Поможете ребятам? (Да!)
Для того, чтобы успешно выполнить это задание, ребятам нужно соотносить букву и звук, искать место буквы в алфавите, учиться работать в паре с соседом.
Управление восприятием школьника, и, следовательно, направленностью его внимания всегда волновало педагогическую общественность. Среди приёмов, помогающих контролировать этот процесс, важное место занимает наглядный метод обучения. Ещё в 1885 году в своей работе "Дидактические очерки" П.Ф.Каптерев писал: «Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях". Вы можете спросить, тогда при чём здесь исследования?
Одно дело, когда решается задача - показать учащимся живой, красочный образ чего-либо, расширить их чувственный опыт. Другое дело, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения со специальной педагогической задачей: необходимостью раскрыть перед ребёнком сущность природного явления, подвести к открытию алгоритма. Психологическая функция наглядного материала в этом случае заключается в том, что он «служит как бы внешней опорой внутренних действий , совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями». Наглядный материал в этих случаях представляет собой именно тот материал, в котором и через посредство которого произойдёт «открытие» новой закономерности.
Следовательно, при введении в процесс обучения наглядного материала нужно учитывать два психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен играть в усвоении нового материала; 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению. Технические средства нового века (компьютеры, мультимедийные установки, интерактивные доски) позволяют учителю организовать синхронность «слова и иллюстрации», более полно и красочно сочетать наглядные, словесные и практические методы обучения. Проиллюстрирую это на конкретном примере. Урок математики во 2-ом классе по теме «Виды углов».
Дома предлагалось найти предметы, имеющие разные виды углов.
Читая учебник, разбирая новый материал, ученики работают в микрогруппах, потому что на страницах учебников всегда присутствуют Маша и Миша Ивановы, их ровесники.
Учебник является проводником в мир знаний. Содержащиеся в нём вопросы и задания ежедневно ведут ребят по пути исследования и новых открытий. Например на уроке математики по теме «Умножение числа на сумму» ученики сами находят алгоритм умножения суммы на число.
На уроках развития речи и литературного чтения дети исследуют репродукции картин известных художников, произведения писателей и поэтов, используя справочники, словари, лупы. В 4 классе дети знакомятся с былинами. При изучении темы дети могут использовать знания, полученные на уроках окружающего мира по теме «Из истории Отечества». Постараюсь показать, как проходит исследовательская работа на таком уроке.
Тема: «Сказочные и былинные герои. Поход в Музейный Дом. Работа с репродукциями картин Васнецова «Богатыри», М.Врубеля «Богатырь»
Цель: выявить отличие сказочных героев от былинных, провести работу по репродукциям картин Васнецова «Богатыри» и Врубеля «Богатырь», нацелить детей на дальнейшую исследовательскую работу, совершенствовать технику чтения у детей, развивать интерес к литературе, живописи, истории Отечества, воспитывать чувство патриотизма.
Далёкие времена нашей Родины описаны в былинах. Их герои - труженики хлебопашцы такие, как Микула Селянович, Никита Кожемяка или могучие защитники - богатыри. Из поколения в поколения из уст в уста былины пели или произносили на распев под аккомпанемент старинного струнного инструмента - гуслей. Вот как описывал исполнение былины в начале 19 века один из исследователей фольклора: « Горница быстро наполнилась народом… Вошёл сказитель, невысокого роста старик, откинул назад голову, с улыбкой обвёл взглядом всех присутствующих и начал петь. Лицо старика-певца мало- помалу изменялось. Он жил со своими любимцами - богатырями, жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу над Соловьём - разбойником. Все сидели, не сводя глаз со сказителя, ловили каждый звук монотонного, но чудесного, спокойного мотива. Старец окончил пение, секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор…
- Пожалуй, сказка всё это, - нерешительно проговорил один мужик . На него набросились все.
- Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
- Мне вот что думается: кому же это по силу - вишь ведь как он его!
- На то и богатырь - ты что думаешь? Не то, что мы с тобой, - богатырь! Нам невозможно,
а ему легко, - разъясняли со всех сторон.»
А вы, ребята, как считаете, кто же они , былинные богатыри - сказочные герои или исторические персонажи? Как побеждают врага - сами или с помощью волшебной силы?
- Рассмотрите иллюстрацию к былине «Илья Муромец и Святогор», выполненную художником Билибиным. Как автор отразил, что богатыри разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой - волшебной?
Святогора родила сама Земля -матушка, он обладает волшебными размерами и волшебной силой. Богатырь настолько велик, что может Илью Муромца вместе с конём себе в карман положить:
Он берёт Илью да за жёлты кудри,
Положил Илью он себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскою …
- Теперь в Музейном Доме найдите картину М. Врубеля «Богатырь».Видно ли. Что богатырь обладает нечеловеческой силой? А как художник подчеркнул богатырскую силу коня? Подтверди, что богатырь и конь - это часть сказочного леса. Таков и Волх (Вольга) из былины «Волх (Вольга) Всеславьевич». Мать Волха - земная женщина, но отец - змей. Отсюда его способность превращаться в разных животных
Именно с помощью своих волшебных способностей Волх побеждает врагов русской земли, - сказала Евдокия Васильевна.
Н
о богатырей, обладающих волшебной силой, в русских былинах немного. Как правило, русские богатыри обыкновенных человеческих размеров, имеют земных родителей, не могут ни в кого превращаться. Их сила в другом - в любви к Отечеству, в готовности его защищать от любых захватчиков. Таковы Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Д/З Подготовь сообщение на тему « Богатыри русские в былинах и в жизни
Релаксация Сможешь ли сам(а) справиться с домашним заданием? Что для этого сделаешь?
На выполнение этого творческого домашнего задания было отведено 10 дней. Проекты выполнялись как индивидуально, так и в микрогруппах. Наиболее удачные работы можно найти в приложении:
-
«Илья Муромец реальный человек или вымысел?», авторы Заблоцкая М.
-
«Алёша Попович», автор Романюк И.
-
«Не перевелись ещё богатыри на земле русской!», автор Сорокина А.
Повышение интереса к различным предметам в ходе исследовательской работы.
Из диаграммы видно, что дети, принимающие участие в различных видах проектов, имеют более высокий результат при выполнении заданий из контрольно-измерительных материалов.
Из своей практики заметила следующее: дети испытывали трудность при изучении темы «Решение задач когда известен результат разностного и кратного сравнения». Организовали творческую группу исследователей, в задачу которых входило вывести формулы для решения подобных задач. Ежедневно в течение недели юные математики решали по 10 задач в день. Заметив закономерность, составили план решения задач, когда был известен результат разностного сравнения, а затем - и кратного сравнения. Предложили ознакомиться с выводами остальных детей класса, предложили пользоваться формулами.
Результаты контрольных работ по математике по теме «Решение задач, когда известен результат разностного и кратного сравнения» до использования формул.
«5»
«4»
«3»
Результаты контрольных работ по математике по теме «Решение задач когда известен результат разностного и кратного сравнения» после использования формул.