Доклад Описание педагогического опыта

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Описание педагогического опытаОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛНОВАХСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

БЛИЖНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ







Описание педагогического опыта по теме:






















Учитель трудового обучения

Горобец Евгений Иванович






с.Ближнее

2011г.

План

  1. Актуальность темы.

  2. Идея, положенная в основу опыта.

  3. Теоретическая база опыта.

  4. Технология опыта.

  5. Результаты опыта и их анализ.

  6. Приложение к описанию опыта.



































Актуальность темы.

Динамика социально-экономических и политических изменений, которые происходят в жизни нашей страны требуют постоянной модернизации системы образования на всех уровнях. Стержнем современного образования является развивающая, культурообразующая доминанта воспитания ответственности личности, которая способна к самообразованию и саморазвитию, умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, критически осмыслить, обрабатывать различную информацию и которая желает изменить в лучшую сторону жизнь и жизнь всей страны. В современной общеобразовательной школе применяются различные методики, технологии, формы организации учебной деятельности. Это традиционные и инновационные, пассивные, активные и интерактивные методики. Каждый из методов обучения имеет свои преимущества и недостатки. Эффективность их применения определяется спецификой конкретного процесса обучения. Универсальных рекомендаций по составу и применению методов обучения нет. Педагог должен самостоятельно принимать решение об использовании методов обучения на основе своего личного педагогического опыта, учитывая особенности индивидуального развития учащихся с целью максимальной эффективности процесса обучения. Современный урок - каким он должен быть? Что нужно совершенствовать и в каких пределах? Этому посвящена данная работа.



Идея, положенная в основу опыта.

В соответствии с Государственным стандартом образования основной целью отрасли «Технологии» является формирование технически развитой личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в современном высокотехнологическом, информационном обществе, жизненно необходимых знаний и умений ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, основных компонентов информационной культуры учащихся, обеспечения условий для их профессионального самоопределения, развития навыков творческой деятельности, воспитания культуры труда. В отличии от других учебных дисциплин курс «Технологии» является интегрированными использует компетентности учащихся полученные при изучении других предметов школьного цикла поэтому проблема совершенствования урока трудового обучения затрагивает широкий спектр факторов, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса. Особенно хочется выделить следующие:

- психологическая перестройка всех участников учебного процесса по отношению к предмету (ученики, учителя, администрация всех уровней, родители учащихся);

- повышение уровня компетентности учителя (как педагогического, так и общего);

- кардинальное улучшение и совершенствование материальной базы предмета;

- повышение качества обучения при изучении предметов школьного цикла;

- изучение уровня развития личности учащихся, проведение коррекционной работы с ними, развитие их интересов, склонностей и способностей.

Для успешного решения поставленной задачи необходимо совершенствовать учебную деятельность учащихся, создать реально работающую систему из заинтересованных в результате сторон (ученики, их родители, учебное заведение, базовые предприятия).

Данная работа рассматривает ряд факторов, влияющих на качество обучения и зависящих от конкретного учебного заведения и учителя трудового обучения.







Теоретическая база опыта.

В основу опыта положены идеи комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся и формирование у них оценочных способностей.

  1. Комплексный подход - это такой принцип организации учебно-воспитательного процесса, который исходит из объективной необходимости целостного формирования личности, ее всестороннего развития, преодолении односторонности в решении воспитательных задач, повышения эффективности обучения и воспитания за счет усиления взаимовлияния каждой из сторон, влияющих на развитие учащихся. Комплексный подход реализует несколько функций:

- выполняет научно обоснованную прогностическую функцию, нацеливая на построение системы обучения и воспитания, которая ориентирована на целостную личность и развитие ее отдельных свойств и качеств;

- способствует всестороннему и гармоническому развитию личности;

- содействует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса;

- осуществляет функцию оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Формирование и воспитание оценочных способностей. То есть правильно воспринимать и оценивать как свои личностные особенности и качества характера, так и окружающих. Сформированность оценочных способностей позволяет школьникам правильно оценивать свои способности и возможности и судить об истоках того или иного отношения учащихся к самим себе, сверстникам, учителям, родителям, другим взрослым, учению.


Технология проведения опыта.

Главная задача школы на современном этапе - воспитание гармонической личности, развитие ее интересов и склонностей, способной творчески применять полученные знания и умения, осознающей необходимость повышения общего и профессионального уровня развития, подготовки ее к осознанному выбору профессии и дальнейшей трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Результат любого технологического процесса зависит от ряда основных условий:

- качества сырья;

- выбора технологии его обработки;

- инструмента;

- квалификации работника;

- контроля за технологическим процессом;

- требований к качеству готового изделия.

Аналогичные параметры есть и в учебно-воспитательном процессе, которые и будут рассмотрены в данной работе.




Мониторинг проведенной работы. Результаты и их анализ.

В период с 2006 по 2011 (I семестр) проводилась работа с учащимися, которые обучались по новой программе (5-9кл.).

В организацию учебно-воспитательного процесса были внесены ряд изменений:

- сокращение учебных часов;

- применение инновационных методик (метод творческих проектов);

- модульная система планирования учебного материала;

- отказ от «рекомендованного» изучения учебного предмета «Черчения», которые привели к следующим негативным результатам:

  • к перегрузке учебным материалом (в программу втиснули все, что можно);

  • уменьшение часов и бессистемность изучения учебного материала - к неэффективному использованию учебного времени;

  • к ухудшению практических и графических умений и навыков.

Для смягчения и устранения этих негативных последствий были разработаны следующие пособия:

- Профориентационная работа в системе мониторинга развития личности.

- Тетрадь для тематического оценивания учебных достижений учащихся - 8 кл.

- Программа профильного обучения «Декоративное оформление интерьера дома и приусадебного участка» (3 варианта).

- Совершенствование урока трудового обучения.

Идеи этих работ проверялись на протяжении 5,5 лет. Обнаруженные недостатки устранились или корректировались. Все это позволило получить следующие результаты (см. диаграмму).




Литература


  1. Г.О. Сиротенко - «Современный урок».

  2. А. Терещук - Технологические и методические основы современного урока.

  3. Т. Кравченко, О. Коберник - Использование интерактивных методик на уроках трудового обучения.

  4. И. Дорофеев - Методика работы небольшими группами на уроках.

  5. А. Терещук, М. Терещук - Формирование практических умений на уроках трудового обучения.

  6. В. Бербец - Контроль учебных достижений учащихся в процессе проектно-технологической деятельности.

  7. С. Ящук - Основные этапы проектирования на уроках трудового обучения.

  8. О. Коберник - Дидактические основы современного урока трудового обучения.

  9. О. Коберник - Разработка творческих проектов на уроках технического труда.

  10. С. Ящук - Методика проектного обучения в 5 классе.

  11. А. Терещук - Обучение учащихся основным этапам проектно-технологической деятельности.

  12. Л. Щербиюк - Развитие творческих способностей личности во время создания образцов декоративно-бытового искусства.

  13. В. Адамчук - Развитие самостоятельности оценочных суждений учащихся.



© 2010-2022