Разработка урока по технологии газовой сварки

Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»  по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Объем материала, представленного к изучению на этом уроке, значителен. Эта тема является одной из основных в курсе, т.к.  углеродистые стали нашли широкое применение при изготовлении сварных конструкций.        на устойчивость горения дуги, и рассказать...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по технологии газовой сваркиРазработка урока по технологии газовой сваркиДепартамент внутренней и кадровой политики Белгородской области.

Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»









Тема урока: «Сварка углеродистых сталей»

ПМ 02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»

МДК 02.02. «Технология газовой сварки»

( профессия 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы, 2 курс)

Номинация: Профессии строительного профиля, машиностроение и металлообработка





Выполнила:

преподаватель

спец. предметов

Никифорова Н.С.


2013 год, с.Ютановка Волоконовского района

Белгородской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Для участия в конкурсе представлена разработка урока на тему «Сварка углеродистых сталей». Разработка урока включает в себя:

1. План-конспект урока;

2. Технологическую карту урока;

3. Презентацию к уроку.

Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Объем материала, представленного к изучению на этом уроке, значителен. Эта тема является одной из основных в курсе, т.к. углеродистые стали нашли широкое применение при изготовлении сварных конструкций.

на устойчивость горения дуги, и рассказать о полярности дуги.

Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности учащихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету.

Использование современных информационных технологий позволяет сделать данный урок доступным и наглядным. Использование элементов блочно-модульной технологии, экранизированных с помощью мультимедийного проектора даёт возможность добиться полного усвоения материала; позволяет, благодаря комбинированному использованию дидактического раздаточного материала и проектора вовлекать учащихся в поисковую деятельность: преподаватель ставит перед учащимися проблему и привлекает их к ее решению.

Быстрая смена информации, постоянная работа педагога с обучающимися позволяет контролировать ситуацию в группе, видеть глаза ребят, на ходу моделировать урок, вносить, если возникает такая необходимость, корректировки. Немаловажный положительный аспект - экономия времени - это позволяет не просто изучить новый материал, но и дает возможность его закрепить. У обучающихся развивается зрительная память. Одна из основных задач урока - развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы.

При разработке презентации урока использовалась программа Microsoft Office Power Point. Презентация работает в режиме просмотра. При работе со слайдами 4,6,12 необходимо «кликать» мышкой на поле закрытых квадратов для того, чтобы они открылись. При работе с кроссвордом (слайд 11 ) вопросы открываются по щелчку мыши, ответы - «кликанием» мыши на квадраты соответствующих слов.






Урок № 28 Сварка углеродистых сталей.

( МДК.02.02. Технология газовой сварки, 2 курс )

Цели урока:

Дидактические, образовательные:

  • Формирование знаний об основных технологических приемах сварки углеродистых сталей,

  • Ознакомление обучающихся с новыми терминами;


  • На основе знаний, полученных на уроках специальных дисциплин и производственного обучения создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при сварке углеродистых сталей различных групп

  • Создание положительной мотивации для дальнейшего обучения

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету;

  • Развитие навыков сравнительного и логического мышления;

  • Формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях;

  • Формирование и развитие умений анализировать производственные ситуации;

  • Развитие умений учащихся работать с учебником, схемами, презентацией учебного материала

  • Развитие умение формировать выводы.

Воспитательные:


  • Воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине;

  • Привитие аккуратности при работе с рабочей тетрадью и учебником;

  • Формирование способности к самовыражению;

  • Развитие чувства самостоятельности;

Развитие навыков самоконтроля

Тип урока:

Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и его закрепление)

Методическое обеспечение:


  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Учебник: Г.Г.Чернышов «Сварочное дело», М., Академия, 2004 г.

  • Дидактический раздаточный материал

Вопросы для изучения новой темы:

  1. Сварка низкоуглеродистых сталей

  2. Сварка среднеуглеродистых сталей

  3. Сварка высокоуглеродистых сталей.






















Технологическая карта урока


Тема: «Сварка углеродистых сталей»


Содержание занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Ожидаемый результат

Компетенции

  1. Организационный момент


  1. Сообщение темы, целей и плана урока

- приветствие обучающихся;

- проверяет готовность группы к занятию;

- сообщает тему занятия;

- приветствуют преподавателя;

- слушают, записывают тему и план урока в тетрадь; осмысливают цели предстоящего занятия


Включаются в процесс

Компетенции:

Мотивационная

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Информационная компетенция - владение информационными технологиями.

Информационная компетенция - владение информационными технологиями



  1. Мотивация учебной деятельности


  1. Обоснование целей занятия


  1. Определение ключевых понятий


  1. Выбор средств для реализации целей урока.

- нацеливает на результат

- корректирует индивидуальные цели, формулирует общую цель;

- ставит вопрос об определении ключевых понятий;

- знакомит со средствами для реализации целей.

- слушают;


-знакомятся со средствами реализации целей;


  1. Актуализация знаний

- Проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы:

-отвечают на вопросы,

-находят правильные ответы,

-вырабатывают критерии своего поведения

Формирование новых знаний:

  • Трудности при сварке углеродистых сталей

  • Характеристика пламени

  • Технологические особенности сварки

  • Техника сварки

  • Дополнительные меры

- формирует знания обучающихся:

- слушают сообщения преподавателя, заполняют таблицу в рабочей тетради.

Учащиеся понимают объясняемую тему, формулируют основные положения лекции.

Систематизация, закрепление, обобщение знаний.

- задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы;

- обобщает и подводит итоги работы по закреплению знаний

-анализируют, отвечают и делают выводы, разгадывают кроссворд, самостоятельно отвечают на вопросы теста, принимают участие в игровом моменте

Закрепление знаний по новой теме.

Обучающиеся успешно выполняют работу


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Подведение итогов занятия

-подводит итоги

-выставляет и комментирует оценки

-слушают

и осмысливают итоги урока

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время

Предлагает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению

-слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь

Рефлексия

- проводит рефлексию

Я не знал… - Теперь я знаю…

Выражают отношение к уроку;

осознают результаты своей деятельности.

Содержание урока


Преподаватель:

Тема урока - «Сварка углеродистых сталей» и наша с вами задача изучить основные технологические приемы сварки углеродистых сталей различных групп. ( слайд 1 и 2 презентации)

Актуализация знаний

На прошлом уроке учащиеся познакомились с понятиями «свариваемость», «группы свариваемости», «условия свариваемости». Проверка уровня усвоения пройденного материала происходит с привлечением возможностей мультимедийного оборудования и программы Power Point. Преподавателем подготовлены задания, над которыми будут работать учащиеся. Для выполнения заданий учащиеся используют ранее полученные знания на уроках специальных дисциплин, химии.

Преподаватель:

Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы вспомним основные понятия теории свариваемости.

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова в определение свариваемости

(слайд 3)

Задание 2.

Назовите группы свариваемости и соответствующее им содержание углерода ( слайд 4)

Задание 3.

Установите соответствие между группой свариваемости и условиями сварки

( слайд 5)

Задание 4

Установите соответствие между группой свариваемости и содержанием углерода

(слайд 6 )

Изучение нового материала

В процессе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Сварка углеродистых сталей».

Беседа преподавателя с учащимися о технологических приемах сварки каждой группы сталей сопровождается демонстрация слайдов

Учащиеся слушают сообщения преподавателя, смотрят и обсуждают слайды, заполняют таблицу в рабочем конспекте ( приложение II).

Преподаватель:

При выполнении предложенных заданий мы установили, что свариваемость сталей зависит от содержания углерода. Давайте вспомним, на какие группы делятся стали по содержанию углерода( низкоуглеродистые, среднеуглеродистые и высокоуглеродистые ) и рассмотрим особенности сварки каждой группы углеродистых сталей.

Низкоуглеродистые стали содержат до 0,25% углерода ( слайд 7)

Трудности при сварке: трудностей при сварке не вызывает, обладает хорошей свариваемостью в широком диапазоне значений тепловой мощности пламени.

Характеристика пламени: пламя нормальное, тепловая мощность 100… 130 дм3/ час на 1 мм толщины металла при левом способе сварки, 120…150 дм3/час при правом способе.

Технологические особенности: сварку производят без флюса, сварочная проволока марок Св -08 и Св 08А - для неответственных конструкций

Св - 08Г, Св - 08ГА, -10ГА и 12ГС - для ответственных конструкций

Дополнительные меры. Для повышения пластичности наплавленного металла применяют проковку при температуре светло-красного каления и заканчивают при температуре темно-красного каления. Термической обработке подвергают ответственные конструкции после сварки.

Среднеуглеродистые стали содержат 0,25…0,6% углерода ( слайд 8)

Трудности при сварке. В сварном шве и околощовной зоне могут образоваться холодные и горячие трещины.

Характеристика пламени. Нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 … 100 дм3/ час на 1 мм толщины металла.

Технологические особенности: При содержании углерода до 0,45% ведут без применения флюса. Состав флюса:

Прокаленная бура - 100%

Карбонат калия - 50%, гидроортофосфат натрия - 50%

Борная кислота - 70%, карбонат натрия - 30%.

Присадочная проволока СВ - 08ГА, - 10ГА, - 12ГС.

При толщине более 3 мм рекомендуется общий подогрев до 250 - 3500 или местный подогрев до 600-6500

Техника сварки. Сварку выполняют только левым способомДополнительные меры. Для улучшения механических свойств шов проковывают при температуре 850 - 9000 с последующим отпуском при температуре 600 - 6500.

Высокоуглеродистые стали содержат 0,6 …2,0 % углерода ( слайд 9)

Трудности при сварке. Плохо свариваются из-за образования трещин в закалочных структурах основного металла.

Характеристика пламени. Пламя нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 - 90 дм3/час на 1 мм толщины металла.

Технологические особенности. Сварку проводят с применением флюсов с подогревом до температуры 250 - 3000, после сварки рекомендуется проковка шва с последующей нормализацией или отпуском

Техника сварки. Способ сварки левый без поперечных колебаний мундштука горелки.

Дополнительные меры. Термообработка после сварки

Закрепление и обобщение знаний

Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие задания:

1) Отметьте правильные высказывания ( слайд 9)

* Флюс необходимо применять во всех случаях

* Повышение содержания углерода ухудшает свариваемость

* С повышением содержания углерода в стали тепловую мощность пламени следует уменьшать

* Для сварки низкоуглеродистых сталей следует применять проволоку марки СВ - 13ХМА

* Сварку низкоуглеродистых сталей выполняют только правым способом.

2) Разгадайте кроссворд ( слайд10)

3) Учащимся необходимо ответить на вопросы теста ( приложение I ) (проверка правильности ответов производится с помощью слада 11 презентации )

Подведение итогов урока:

1. Преподаватель подводит итоги урока, благодарит всех учащихся за урок, определяет задачи работы на ближайшие перспективы.

2. Выставляет оценки в журнал:

1) За успешную самостоятельную работу при повторении пройденного материала.

2) За период изучения новой темы обучающиеся имеют возможность получить дополнительные положительные оценки за ответы на вопросы и разгадывание кроссворда и все учащиеся получают оценки за ответы на вопросы теста

Домашнее задание:

Прочитать учебник стр.401 - 403 Г.Г.Чернышов «Сварочное дело»

Литература:

1.Г.Г.Чернышов «Сварочное дело. Сварка и резка металлов» М., Академия, 2004 г.

2.Н.А.Юхин «Газосварщик», М., Академия,2005.

3.Конструктор кроссвордов. [email protected]










Приложение I

Тест. Вариант 1

1.Выберите способ сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм

А) правый Б) левый В) не имеет значения

2.Выберите вид пламени для сварки стали Ст3 толщиной 3 мм

А)нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее

3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали Ст 3 толщиной 3мм:

А)200 - 250 Б) 300 - 360 В) 400 -480

4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали Ст 3 толщиной 3 ММ

А) №2 Б)№ 3 В) № 4

5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм

А) 300 Б) 450 В) 550

6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм

А) Св - 10ХА Б) СВ - 08 В) СВ - 12 Г2С

7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали Ст3 толщиной № мм

А)4 мм Б) 2,5 мм В) 3,5 мм

8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали Ст 3 толщиной 3 мм?

А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет значения.


Тест. Вариант 2

1.Выберите способ сварки стали 45 толщиной 4 мм

А) правый Б) левый В) не имеет значения

2.Выберите вид пламени для сварки стали 45 толщиной 4 мм

А) нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее

3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали 45 толщиной 4мм:

А)250 - 290 Б) 300 - 400 В) 400 -480

4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали 45 толщиной 4 мм

А) №2 Б) № 3 В) № 4

5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали 45 толщиной 4 мм

А) 200 Б) 300 В) 400

6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4мм

А) СВ - 08 Б) Св - 10ХА В) СВ - 12 Г2С

7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4 мм

А)4 мм Б) 3 мм В) 2 мм

8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали 45 толщиной 4мм?

А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет

Приложение II

Сварка углеродистых сталей

Технологические приемы

Низкоуглеродис-

тые стали

(до 0,25 % С -Ст0,Ст1,Ст2,

Ст3,08,10,15,20,25)

Среднеуглеро-

дистые

стали (0,25 - 0,6%С

Ст4,30,35,40,

45,50,55,60)

Высокоуглеро-

дистые стали

более 0.6% С

Трудности при сварке

Характеристика пламени

Технологические особенности

Техника сварки

Дополнительные меры


6


© 2010-2022