Пояснительная записка к программе по технологии 11 класс

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Кемлянская средняя общеобразовательная школа"

Ичалковский район

Республика Мордовия



Рассмотрено на методическом объединении естественно - математического цикла

Протокол N ____ от ___________________

Утверждаю

Приказ N ____ от ____________________

Руководитель м.о _____________________

Директор школы_____________________

(Шестакова Т.П.)









Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

11 класс


Составитель программы:

Тугаева Ирина Борисовна,

учитель технологии

МОБУ «Кемлянская СОШ»


с. Кемля 2015 год



Пояснительная записка к рабочей программе

11 класс

Рабочая программа по технологии для 11 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, а также в соответствии с программой общеобразовательных учреждений В.Д Симоненко. (Москва «Вентана- Граф» 2010 год.)

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебника Технология (базовый уровень): 10-11 классы В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. / Под ред. Симоненко В.Д. Вентана-Граф 2013 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и отражает последовательность изучения тем.

В соответствии с учебным планом школы, а также с годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой предполагается проведение практических работ 22 часа.

Цель программы обучения:

формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Задачи программы обучения:

освоение знаний: основ предпринимательства и современного производства, масштабы развития современного производства и его влияние на окружающую среду, основ проектирования, о трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, о развитии информационных технологии;

овладение умением: самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию. Планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя разные источники, осмысливать полученные сведения и использовать их на практике;

применение на практике: основ проектирования, природоохранных технологий, основ профессионального самоопределения;

осмысление собственной деятельности в контексте профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.Общие учебные умения

1.1. Личностные учебные умения:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.

1.2. Умения, связанные с познавательной деятельностью:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

1.3. Регулятивные учебные умения:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

1.4. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

2. Специальные предметные умения

2.1.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Современное производство и основы предпринимательства":

перечислять структуру организации производства, перечислять способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы, называть виды предприятий, излагать роль образования в профессиональном становлении личности, воспроизводить систему оплаты труда, констатировать суть научной организации труда, констатировать понятия маркетинг и менеджмент;

приводить примеры местных форм организации производства, приводить примеры достоинств и недостатков различных форм оплаты труда;

применять знания о структуре производства, о маркетинге и менеджменте в своей творческой работе «Бизнес-план»;

выделять различия и сходства в структуре предприятий различных сфер;

планировать свое дело в виде творческого проекта «Бизнес-план»;

сравнивать другие идеи, оценивать свою работу, выделять достоинства и недостатки и делать аргументированные выводы.

2.2.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Производство и окружающая среда":

называть влияние технологий на общественное развитие, перечислять способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, излагать методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды;

приводить примеры негативного воздействия современного производства и деятельности человека на окружающую среду;

предлагать идеи по вторичному использованию и утилизации отходов.

2.3.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг ":

называть и описывать методы решения творческих задач, перечислять этапы решения творческих задач, определять понятие интеллектуальная собственность;

различать достоинства и недостатки метода решения творческих задач, определять круг задач , которые можно решать с помощью того или иного метода;

применять методы для решения бытовых проблем, оценивать потребительские качества товаров и услуг, составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда, использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач, проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности,

2.4.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Профессиональное самоопределение и карьера ":

называть пути получения образования, перечислять возможности квалификационного и служебного роста, перечислять источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

различать виды и уровни профессионального образования и профессиональной мобильности;

составлять резюме, представлять самопрезентацию.




































Содержание программы


Учебно-тематический план


раздел

Название раздела

Кол-во часов

1

Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг

11

2

Технологии в современном мире

7

3

Профессиональное самоопределение и карьера

6

4

Учебный дизайн-проект

10

Итого

34


  1. Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг (11 часов)

Основные теоретические сведения: Особенности современного проектирования. Алгоритм проектирования. Методы решения творческих задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. ФСА как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения. Защита интеллектуальной собственности. Мысленное построение нового изделия.

Практическая работа: 1) Используя метод проб и ошибок создать мини-проект (идею); 2) Практическая работа №1 «Проведение экспертизы ученического рабочего стола»; 3) Практическая работа №2 «Решение творческой задачи»;4) Практическая работа №3,№4 «Использование метода мозговой атаки»; 5) Практическая работа №5 «Предложите идею замка», 6) Практическая работа №6 Конкурс «Генератор идей»; 7) Практическая работа №7 «Предложите более совершенную конструкцию утюга»; 8) Практическая работа №8 «Разработайте новую конструкцию двери»; 9) Практическая работа №9 «Предложения к своему проекту; 11) Практическая работа № 10


  1. Технологии в современном мире ( 7 часов)

Основные теоретические сведения: Технология и техносфера. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Различные вида технологий. Природоохранные технологии - актуальность и реальность. Перспективные направления развития современных технологий. Новые принципы организации современного производства.

Практическая работа: 1) Практическая работа №11 «Составление почвенной карты пришкольного участка»; 2) Практическая работа №12 «Уборка мусора»; 3) Практическая работа №12 «Какие технологии используются в вашем доме»; 4) Практическая работа №14 «Основные сферы применения технологий»


  1. Профессиональное самоопределение и карьера (6 часов)

Основные теоретические сведения: Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. Сферы, отрасли, предметы труда. Нормирование и оплата труда. Культура труда и профессиональная этика. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Профессиональное резюме. Автобиография.

Практические работы: 1) Практическая работа №15 «Определи задачи своей будущей деятельности»; 2) Практическая работа №16 «Определите вид оплаты труда»; 3) Практическая работа №17 «Этнические нормы профессиональной деятельности»; 4) Практическая работа №19 «Составление рейтинга профессий в нашей республике»; 5) Практическая работа №20 «Составьте своё резюме».

4. Учебный дизайн-проект (10 часов)

Основные теоретические сведения: Определение объекта проектирования. Требования к выбору объекта. Проектная документация. Происхождение одежды. Характеристика стилей эпохи. Что такое мода, стиль, силуэт? Характеристика покроев одежды. Линии и пропорции в одежде. Анализ результатов проектной деятельности.

Практическая работа: 1)Составление коллекции исторических костюмов ; 2)Выполнение спектрального круга в программе Paint ; 3)Составить таблицу индивидуальных пропорций.; 4) Составить карточку с пиктограммами ;5 ) Выполнение учебного проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам».
















Календарно-тематическое планирование

11 класс


Тема урока

Вид самостоятельной работы

Кол-во

часов

Дата

Планов.

Фактич.

1

1. Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг

1.1 Особенности современного проектирования

Используя метод проб и ошибок создать мини-проект (идею)

11




1


1 нед.

1.2 Экспертиза и оценка изделия

Практическая работа №1 «Проведение экспертизы ученического рабочего стола»

1

2 нед.

1.3 Алгоритм проектирования

1

3 нед.

1.4 Логические и эвристические методы решения творческих задач

Практическая работа №2 «Решение творческой задачи»

1

4 нед.

1.5 Мозговая атака

Практическая работа №3, № 4 «Использование метода мозговой атаки»

1

5 нед.

1.6 Метод контрольных вопросов

Практическая работа №5 «Предложите идею замка»

1

6 нед.

1.7 Синектика

Практическая работа №6 Конкурс «Генератор идей»

1

7 нед.

1.8 Функционально-стоимостный анализ

Практическая работа №7, «Предложите более совершенную конструкцию утюга»,

Практическая работа №8 «Разработайте новую конструкцию двери»

1

8 нед.

1.9 Дизайн отвечает потребностям

Практическая работа №9 «Предложения к своему проекту»

1


9 нед.

1.10 Защита интеллектуальной собственности

1

10 нед.

1.11 Мысленное построение нового изделия

Практическая работа №10

1

11 нед.

2

2. Технологии в современном мире

2.1 Технология и техносфера. Связь технологий с наукой, техникой и производством

7

1

12 нед.

2.2 Технологии электроэнэргетики. Технологии индустриального производства.

1

13нед.

2.3 Технологии производства сельскохозяйственной продукции

Практическая работа №11 «Составление почвенной карты пришкольного участка»

1

14 нед.

2.4 Технологии агропромышленного производства, лёгкой и пищевой промышленности

1

15 нед.

2.5 Природоохранные технологии

Практическая работа №12 «Уборка мусора»

1

16 нед

2.6 Перспективные направления развития современных технологий.

Практическая работа №12 «Какие технологии используются в вашем доме»

1

17 нед.

2.7 Новые принципы организации современного производства

Практическая работа №14 «Основные сферы применения технологий»

1

18 нед.

3

3. Профессиональное самоопределение и карьера

3.1 Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства.

6

1

19 нед.

3.2 Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

Практическая работа №15 «Определи задачи своей будущей деятельности»

1

20 нед.

3.3 Нормирование и оплата труда

Практическая работа №16 «Определите вид оплаты труда»

1

21 нед.

3.4 Культура труда и профессиональная этика

Практическая работа №17 «Этнические нормы профессиональной деятельности»

1

22 нед.

3.5 Рынок труда и профессий. Виды профессионального обучения

Практическая работа №19 «Составление рейтинга профессий в нашей республике»

1

23нед.

3.6 Профессиональное резюме. Автобиография.

Практическая работа №20 «Составьте своё резюме»

1

24 нед.

4

4. Учебный дизайн-проект

4.1 Разработка идеи проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам»

10


1

25 нед.

4.2-4.3 Происхождение одежды. Характеристика стилей эпохи

Составление коллекции исторических костюмов

2

26-27 нед.

4.4 Что такое мода, стиль, силуэт? Цветовая гамма.

Выполнение спектрального круга в программе Paint

1

28 нед.

4.5-4.6 Характеристика покроев одежды. Линии и пропорции в одежде. Зрительные иллюзии.

Составить таблицу индивидуальных пропорций.

2

29-30 нед.

4.7-4.8 Символика химчистки. Пиктограммы. Хранение шерстяных и меховых изделий. Уход за тканями из всех видов волокон. Стирка изделий из всех видов волокон. Уход за обувью и кожгалантереей.

Составить карточку с пиктограммами

2

31-32 нед.

4.9-4.10 Анализ антропометрических показателей фигуры. Выполнение проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам». Защита проекта.

Выполнить проект и пояснительную записку к проекту

«Создание костюма по индивидуальным параметрам»

2

33-34 нед.


















Материально - техническое оснащение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Информационно-коммуникативные средства

1.

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:

ЦОР - Электронное приложение к учебникам «Технология» под редакцией Симоненко В.Д.

Соответствует содержанию учебника.

В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей - методистов.

Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.

Экранно-звуковые пособия

2.

Видеофильмы DVD

По основным разделам программы по технологии

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. Презентации к урокам технологии:


Д


Д

В пособиях представлены видеозаписи и слайдовые иллюстрации к вводным текстам , закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей - методистов.

В презентациях отражены основные аспекты изучения программы по технологии. Слайды сопровождаются звуковыми комментариями.

Технические средства обучения

3.

Компьютер с программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Принтер лазерный ч/б

Д



Д


Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Ф

Д

Оборудование класса

5.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Магнитная доска.

К


1

Д




Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
















Учебно-методическое оснащение

Литература

1.Технология: программа: 10 - 11 классы / В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Технология (базовый уровень): 10-11 классы В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. / Под ред. Симоненко В.Д. Вентана-Граф 2013 г.

3. Технология. 5 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2010. - 204с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 24с

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

6. Журнал <<Школа и производство>>


Цифровые образовательные ресурсы

1. Набор ЦОР к учебнику «Технология» 10-11 класс - school-collection.edu.ru/catalog/res/39141623-5991-11da-8314-0800200c9a66/?from=059286d7-4e3e-11dc-8314-0800200c9a66&

2. school-collection.edu.ru/catalog/res/39141654-5991-11da-8314-0800200c9a66/view/

3. Наборы цифровых ресурсов к учебникам

«Технология», 11 класс, Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.



Средства контроля

Контрольная работа «Методы решения творческих задач»

1 вариант

1. В чём суть метода прямой мозговой атаки?

2. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.

2 вариант

1. Изложите суть метода контрольных вопросов.

2. Для решения какого рода задач используют мозговой штурм?

Тестирование «Профессиональное самоопределение и карьера»

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и от-расли производства. Что это?

а) профессиональное самоопределение;

б) профессиональная деятельность;

в) карьера.

2. Форма общественного разделения труда:

а) профессиональная деятельность;

б) специализация труда;

в) карьера.

3. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов тру-довой деятельности. Что это?

а) производительность труда;

б) профессиональная деятельность;

в) разделение труда.

4. Труд, в процессе которого человек затрачивает свои интеллектуальные усилия:

а) разделение труда;

б) физический труд;

в) умственный труд.

5. Достигнутый уровень организации производства. Что это?

а) культура труда;

б) разделение труда;

в) отрасль.

6. Культура труда включает в себя:

а) технологическую дисциплину;

б) физический труд;

в) умственный труд.

7. Зона трудовой деятельности человека:

а) разделение труда;

б) физический труд;

в) рабочее место.

8. Быстрое достижение известности, успехов, материальной выгоды, благополучия. Что это?

а) рабочее место;

б) карьера;

в) производительность труда.

9. Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности:

а) профессиональная карьера;

б) карьера;

в) успех.

10. Прежде чем заняться какой- либо деятельностью, необходимо составить:

а) профессиограмму;

б) приказ;

в) бизнес-план.

© 2010-2022