- Преподавателю
- Технология
- Пояснительная записка к программе по технологии 11 класс
Пояснительная записка к программе по технологии 11 класс
Раздел | Технология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тугаева И.Б. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Кемлянская средняя общеобразовательная школа"
Ичалковский район
Республика Мордовия
Рассмотрено на методическом объединении естественно - математического цикла
Протокол N ____ от ___________________
Утверждаю
Приказ N ____ от ____________________
Руководитель м.о _____________________
Директор школы_____________________
(Шестакова Т.П.)
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
11 класс
Составитель программы:
Тугаева Ирина Борисовна,
учитель технологии
МОБУ «Кемлянская СОШ»
с. Кемля 2015 год
Пояснительная записка к рабочей программе
11 класс
Рабочая программа по технологии для 11 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, а также в соответствии с программой общеобразовательных учреждений В.Д Симоненко. (Москва «Вентана- Граф» 2010 год.)
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебника Технология (базовый уровень): 10-11 классы В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. / Под ред. Симоненко В.Д. Вентана-Граф 2013 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и отражает последовательность изучения тем.
В соответствии с учебным планом школы, а также с годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой предполагается проведение практических работ 22 часа.
Цель программы обучения:
формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Задачи программы обучения:
освоение знаний: основ предпринимательства и современного производства, масштабы развития современного производства и его влияние на окружающую среду, основ проектирования, о трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, о развитии информационных технологии;
овладение умением: самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию. Планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя разные источники, осмысливать полученные сведения и использовать их на практике;
применение на практике: основ проектирования, природоохранных технологий, основ профессионального самоопределения;
осмысление собственной деятельности в контексте профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1.Общие учебные умения
1.1. Личностные учебные умения:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.
1.2. Умения, связанные с познавательной деятельностью:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
1.3. Регулятивные учебные умения:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
1.4. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
2. Специальные предметные умения
2.1.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Современное производство и основы предпринимательства":
перечислять структуру организации производства, перечислять способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы, называть виды предприятий, излагать роль образования в профессиональном становлении личности, воспроизводить систему оплаты труда, констатировать суть научной организации труда, констатировать понятия маркетинг и менеджмент;
приводить примеры местных форм организации производства, приводить примеры достоинств и недостатков различных форм оплаты труда;
применять знания о структуре производства, о маркетинге и менеджменте в своей творческой работе «Бизнес-план»;
выделять различия и сходства в структуре предприятий различных сфер;
планировать свое дело в виде творческого проекта «Бизнес-план»;
сравнивать другие идеи, оценивать свою работу, выделять достоинства и недостатки и делать аргументированные выводы.
2.2.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Производство и окружающая среда":
называть влияние технологий на общественное развитие, перечислять способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, излагать методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды;
приводить примеры негативного воздействия современного производства и деятельности человека на окружающую среду;
предлагать идеи по вторичному использованию и утилизации отходов.
2.3.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг ":
называть и описывать методы решения творческих задач, перечислять этапы решения творческих задач, определять понятие интеллектуальная собственность;
различать достоинства и недостатки метода решения творческих задач, определять круг задач , которые можно решать с помощью того или иного метода;
применять методы для решения бытовых проблем, оценивать потребительские качества товаров и услуг, составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда, использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач, проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности,
2.4.Умения, связанные с освоением содержания раздела "Профессиональное самоопределение и карьера ":
называть пути получения образования, перечислять возможности квалификационного и служебного роста, перечислять источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
различать виды и уровни профессионального образования и профессиональной мобильности;
составлять резюме, представлять самопрезентацию.
Содержание программы
Учебно-тематический план
-
раздел
Название раздела
Кол-во часов
1
Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг
11
2
Технологии в современном мире
7
3
Профессиональное самоопределение и карьера
6
4
Учебный дизайн-проект
10
Итого
34
-
Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг (11 часов)
Основные теоретические сведения: Особенности современного проектирования. Алгоритм проектирования. Методы решения творческих задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. ФСА как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения. Защита интеллектуальной собственности. Мысленное построение нового изделия.
Практическая работа: 1) Используя метод проб и ошибок создать мини-проект (идею); 2) Практическая работа №1 «Проведение экспертизы ученического рабочего стола»; 3) Практическая работа №2 «Решение творческой задачи»;4) Практическая работа №3,№4 «Использование метода мозговой атаки»; 5) Практическая работа №5 «Предложите идею замка», 6) Практическая работа №6 Конкурс «Генератор идей»; 7) Практическая работа №7 «Предложите более совершенную конструкцию утюга»; 8) Практическая работа №8 «Разработайте новую конструкцию двери»; 9) Практическая работа №9 «Предложения к своему проекту; 11) Практическая работа № 10
-
Технологии в современном мире ( 7 часов)
Основные теоретические сведения: Технология и техносфера. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Различные вида технологий. Природоохранные технологии - актуальность и реальность. Перспективные направления развития современных технологий. Новые принципы организации современного производства.
Практическая работа: 1) Практическая работа №11 «Составление почвенной карты пришкольного участка»; 2) Практическая работа №12 «Уборка мусора»; 3) Практическая работа №12 «Какие технологии используются в вашем доме»; 4) Практическая работа №14 «Основные сферы применения технологий»
-
Профессиональное самоопределение и карьера (6 часов)
Основные теоретические сведения: Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. Сферы, отрасли, предметы труда. Нормирование и оплата труда. Культура труда и профессиональная этика. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Профессиональное резюме. Автобиография.
Практические работы: 1) Практическая работа №15 «Определи задачи своей будущей деятельности»; 2) Практическая работа №16 «Определите вид оплаты труда»; 3) Практическая работа №17 «Этнические нормы профессиональной деятельности»; 4) Практическая работа №19 «Составление рейтинга профессий в нашей республике»; 5) Практическая работа №20 «Составьте своё резюме».
4. Учебный дизайн-проект (10 часов)
Основные теоретические сведения: Определение объекта проектирования. Требования к выбору объекта. Проектная документация. Происхождение одежды. Характеристика стилей эпохи. Что такое мода, стиль, силуэт? Характеристика покроев одежды. Линии и пропорции в одежде. Анализ результатов проектной деятельности.
Практическая работа: 1)Составление коллекции исторических костюмов ; 2)Выполнение спектрального круга в программе Paint ; 3)Составить таблицу индивидуальных пропорций.; 4) Составить карточку с пиктограммами ;5 ) Выполнение учебного проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам».
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
Тема урока
Вид самостоятельной работы
Кол-во
часов
Дата
Планов.
Фактич.
1
1. Технология проектирования изделий и создания материальных объектов и услуг
1.1 Особенности современного проектирования
Используя метод проб и ошибок создать мини-проект (идею)
11
1
1 нед.
1.2 Экспертиза и оценка изделия
Практическая работа №1 «Проведение экспертизы ученического рабочего стола»
1
2 нед.
1.3 Алгоритм проектирования
1
3 нед.
1.4 Логические и эвристические методы решения творческих задач
Практическая работа №2 «Решение творческой задачи»
1
4 нед.
1.5 Мозговая атака
Практическая работа №3, № 4 «Использование метода мозговой атаки»
1
5 нед.
1.6 Метод контрольных вопросов
Практическая работа №5 «Предложите идею замка»
1
6 нед.
1.7 Синектика
Практическая работа №6 Конкурс «Генератор идей»
1
7 нед.
1.8 Функционально-стоимостный анализ
Практическая работа №7, «Предложите более совершенную конструкцию утюга»,
Практическая работа №8 «Разработайте новую конструкцию двери»
1
8 нед.
1.9 Дизайн отвечает потребностям
Практическая работа №9 «Предложения к своему проекту»
1
9 нед.
1.10 Защита интеллектуальной собственности
1
10 нед.
1.11 Мысленное построение нового изделия
Практическая работа №10
1
11 нед.
2
2. Технологии в современном мире
2.1 Технология и техносфера. Связь технологий с наукой, техникой и производством
7
1
12 нед.
2.2 Технологии электроэнэргетики. Технологии индустриального производства.
1
13нед.
2.3 Технологии производства сельскохозяйственной продукции
Практическая работа №11 «Составление почвенной карты пришкольного участка»
1
14 нед.
2.4 Технологии агропромышленного производства, лёгкой и пищевой промышленности
1
15 нед.
2.5 Природоохранные технологии
Практическая работа №12 «Уборка мусора»
1
16 нед
2.6 Перспективные направления развития современных технологий.
Практическая работа №12 «Какие технологии используются в вашем доме»
1
17 нед.
2.7 Новые принципы организации современного производства
Практическая работа №14 «Основные сферы применения технологий»
1
18 нед.
3
3. Профессиональное самоопределение и карьера
3.1 Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства.
6
1
19 нед.
3.2 Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Практическая работа №15 «Определи задачи своей будущей деятельности»
1
20 нед.
3.3 Нормирование и оплата труда
Практическая работа №16 «Определите вид оплаты труда»
1
21 нед.
3.4 Культура труда и профессиональная этика
Практическая работа №17 «Этнические нормы профессиональной деятельности»
1
22 нед.
3.5 Рынок труда и профессий. Виды профессионального обучения
Практическая работа №19 «Составление рейтинга профессий в нашей республике»
1
23нед.
3.6 Профессиональное резюме. Автобиография.
Практическая работа №20 «Составьте своё резюме»
1
24 нед.
4
4. Учебный дизайн-проект
4.1 Разработка идеи проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам»
10
1
25 нед.
4.2-4.3 Происхождение одежды. Характеристика стилей эпохи
Составление коллекции исторических костюмов
2
26-27 нед.
4.4 Что такое мода, стиль, силуэт? Цветовая гамма.
Выполнение спектрального круга в программе Paint
1
28 нед.
4.5-4.6 Характеристика покроев одежды. Линии и пропорции в одежде. Зрительные иллюзии.
Составить таблицу индивидуальных пропорций.
2
29-30 нед.
4.7-4.8 Символика химчистки. Пиктограммы. Хранение шерстяных и меховых изделий. Уход за тканями из всех видов волокон. Стирка изделий из всех видов волокон. Уход за обувью и кожгалантереей.
Составить карточку с пиктограммами
2
31-32 нед.
4.9-4.10 Анализ антропометрических показателей фигуры. Выполнение проекта «Создание костюма по индивидуальным параметрам». Защита проекта.
Выполнить проект и пояснительную записку к проекту
«Создание костюма по индивидуальным параметрам»
2
33-34 нед.
Материально - техническое оснащение
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Примечание
Информационно-коммуникативные средства
1.
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:
ЦОР - Электронное приложение к учебникам «Технология» под редакцией Симоненко В.Д.
Соответствует содержанию учебника.
В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей - методистов.
Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.
Экранно-звуковые пособия
2.
Видеофильмы DVD
По основным разделам программы по технологии
Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. Презентации к урокам технологии:
Д
Д
В пособиях представлены видеозаписи и слайдовые иллюстрации к вводным текстам , закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей - методистов.
В презентациях отражены основные аспекты изучения программы по технологии. Слайды сопровождаются звуковыми комментариями.
Технические средства обучения
3.
Компьютер с программным обеспечением
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Принтер лазерный ч/б
Д
Д
Д
Д
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения
Ф
Д
Оборудование класса
5.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Магнитная доска.
К
1
Д
Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Учебно-методическое оснащение
Литература
1.Технология: программа: 10 - 11 классы / В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Технология (базовый уровень): 10-11 классы В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. / Под ред. Симоненко В.Д. Вентана-Граф 2013 г.
3. Технология. 5 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2010. - 204с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 24с
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48с. - (Стандарты второго поколения).
6. Журнал <<Школа и производство>>
Цифровые образовательные ресурсы
1. Набор ЦОР к учебнику «Технология» 10-11 класс - school-collection.edu.ru/catalog/res/39141623-5991-11da-8314-0800200c9a66/?from=059286d7-4e3e-11dc-8314-0800200c9a66&
2. school-collection.edu.ru/catalog/res/39141654-5991-11da-8314-0800200c9a66/view/
3. Наборы цифровых ресурсов к учебникам
«Технология», 11 класс, Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.
Средства контроля
Контрольная работа «Методы решения творческих задач»
1 вариант
1. В чём суть метода прямой мозговой атаки?
2. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.
2 вариант
1. Изложите суть метода контрольных вопросов.
2. Для решения какого рода задач используют мозговой штурм?
Тестирование «Профессиональное самоопределение и карьера»
1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определённой сфере и от-расли производства. Что это?
а) профессиональное самоопределение;
б) профессиональная деятельность;
в) карьера.
2. Форма общественного разделения труда:
а) профессиональная деятельность;
б) специализация труда;
в) карьера.
3. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов тру-довой деятельности. Что это?
а) производительность труда;
б) профессиональная деятельность;
в) разделение труда.
4. Труд, в процессе которого человек затрачивает свои интеллектуальные усилия:
а) разделение труда;
б) физический труд;
в) умственный труд.
5. Достигнутый уровень организации производства. Что это?
а) культура труда;
б) разделение труда;
в) отрасль.
6. Культура труда включает в себя:
а) технологическую дисциплину;
б) физический труд;
в) умственный труд.
7. Зона трудовой деятельности человека:
а) разделение труда;
б) физический труд;
в) рабочее место.
8. Быстрое достижение известности, успехов, материальной выгоды, благополучия. Что это?
а) рабочее место;
б) карьера;
в) производительность труда.
9. Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности:
а) профессиональная карьера;
б) карьера;
в) успех.
10. Прежде чем заняться какой- либо деятельностью, необходимо составить:
а) профессиограмму;
б) приказ;
в) бизнес-план.