Метод разработка Модульное обучение по спецдисциплине

      Модульное обучение: система обучения, состоящая из гибких законченных блоков, направленных на формирование структурных компонентов конкретной профессиональной компетенции.   Компетенция: способность специалиста ре­шать определенную совокупность профессио­нальных задач на основе единства знаний, действовать и навыков поведения. Требования к специалисту становятся дру­гими: выпускаемые специалисты должны обла­дать профессиональной компетентностью, быть инициативной и творческой личностью, ле...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод разработка Модульное обучение по спецдисциплинеМетод разработка Модульное обучение по спецдисциплине

Внедрение модульной технологии обучения по спецдисциплине

Преподаватель высшей категорий: Казыбаева Г.А.

«Колледж общественного питания и сервиса» акимата г.Астаны

Стратегическими целями технического и профессионального образования в «Государст­венной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» являются:

  1. Функционирование эффективной системы технического и профессионального образования, интегрированное в мировое образовательное пространства

  2. Внедрение Национальной квалификацион­ной системы, признаваемой внутренним и внеш­ним рынками труда.

  3. Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников орга­низаций технического и профессионального образования.

  4. Обновление стандартов, учебных планов/ программ технического и профессионального образования, соответствующих требованиям рынка труда.

  5. Участие работодателей в работе отрас­левых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров.

  6. Создание условий для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации.

В связи с этим в Республике Казахстан принята новая концепция образования, которая меняет цель получения образования для молодежи, а значит, предполагает изменение и методов обучения.

Поиск эффективных способов достижения профессиональных компетенций привел Меж­дународную организацию труда к концепции модульного обучения профессиям. В резуль­тате была сконструирована модульная сис­тема профессионального обучения, которая позволяет эффективно и быстро реагировать на спрос производства, который постоянно меняется.

Наиболее перспективной линией развития обучающего, следует считать так называемое "модульное обучение". Достоинства модульного обучения привлекают внимание многих специалистов в области образования и широко обсуждаются в научно-практической литературе. Прообраз модульного обучения зародился в конце второй мировой войны, как реакция на социально-экономические проблемы связанные с недостатком профессиональных кадров в различных отраслях народного хозяйства. Именно тогда возникла крайне острая необходимость в системе обучения профессиональным умениям в относительно короткий срок. Однако только спустя десятилетие сфера образования и профессионального обучения полноценно систематизировала профессиональное обучение на модульной основе.

Наибольшее распространение модульная технология обучения получила в 60-х годах ХХ столетия в колледжах и университетах США, Анг­лии и других странах.

Например, в Мичиганском университете модульный метод является одним из направлений индивидуального обучения, который позволяет организовать самообучение с регулированием не только скорости обучения, но и содержания учебного материала.

Модульное обучение: система обучения, состоящая из гибких законченных блоков, направленных на формирование структурных компонентов конкретной профессиональной компетенции.

Компетенция: способность специалиста ре­шать определенную совокупность профессио­нальных задач на основе единства знаний, действовать и навыков поведения

В настоящее время система Казахстанского образования входит во всемирное образова­тельное пространство и переживает большие, масштабные перемены, которые требуют структурных, содержательных изменений. В связи с этим в Республике Казахстан принята новая концепция образования, которая меняет цель получения образования для молодежи, а значит, предполагает изменение и методов обучения. Одним из таких методов является модульная технология обучения.

Требования к специалисту становятся дру­гими: выпускаемые специалисты должны обла­дать профессиональной компетентностью, быть инициативной и творческой личностью, легко адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и потребителей, решать конкретные задачи в той или иной ситуации, постоянно зани­маться самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием.

Основным отличием модульного обучения является изменение цели обучения от получения знаний к получению навыка выполнения профессиональной деятельности. Знания в данной технологии являются средством достижения цели обучения и формируются научным образом по определенномуффалгоритму.
Вторым принципиальным отличием модульного обучения, является дискретность конкретных целей обучения в рамках профессии и специальности. Такое построение программ обучения гарантирует устойчивые навыки выполнения отдельных видов работ и в целом

профессии и специальности.

Преимущества модульной системы обучения:
• Высокая компетентность специалиста, в том числе практические навыки и теоретическая подготовка.
• Конкретность целей обучения и оценки результатов обучения.
• Уровень самостоятельности в процессе обучения.
• Индивидуализация обучения.
• Организация обучения по принципу «открытого»
• Повышение мотивации обучения.
Результаты мониторинга после модульного обучения свидетельствуют о том, что 85%, прошедшего обучение по модульным курсам, успешно завершают семестр.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Последовательность действий преподавателя при составлении модуля

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Цель уроков, разработанных по модульной техноло­гии - сформировать у учащихся навыки самостоятель­ной работы при выполнении заданий различных видов, научить их правильно пользоваться справочной литера­турой, таблицами и наглядными пособиями.

Элементы принципа модульного обучения я разрабатываю по предмету предмет «Технология приготовления пищи» при изучении теоретического материала и про­ведении лабораторно-практических занятий.

На оснований учебной программы, тематического плана по предме­ту «Технология приготовления пищи», разделен на шесть модули.

Целью проекта является разработка мо­дульных программ обучения, создание функциональной карты.

После изучения и проведения анализа была составлена функциональная карта по предмету.

В содержание каждого модуля - входят разделы и темы данного предмета, а в будущем планируется интеграция специальных дисциплин. Это даёт возможность интегрировать программу обучения. Происходит концентрация учебного материала, что даёт возможность изучить данный модуль в полном объёме и получить определённый результат. Главный упор делается на_практические умения.

Кроме специальных модулей, функцио­нальная карта содержит надарочные (обще­гуманитарные) и адаптирующие (обще­профессиональные) модули.

Элементы модуля, по предмету «Технология приготовления пищи» состоят из шести макромодулей и каждая модуль делится на микромодули.

Каждый модуль состоит из трех документов:

Спецификация модуля.

Руководство модуля.

Резюме модуля.

Спецификация модуля включает в себя содержание модуля Технология приготовления пищи. [Тематический план]

Резюме модуля можно использовать как:

  • административный документ в целях планирования;

  • полезный итоговый «сертификат» для работодателей

Руководство модуля является докумен­том планирования для преподавателей и разработчиков из системы образования.

Итого модуль - это часть знаний по определённой теме, которая включает в себя теоретическое обучение, зак­репление знаний на практике и контроль за исполнени­ем учащимися поставленных целей и задач.

Количество времени на один модуль составляет разное количество учебных часов. На проведение одного лабораторно-практического занятия приходится 5-6 учебных часов, в результате модуль будет состоять из нескольких занятий. На за­нятиях учащиеся работают группами по 3-4 человека.

Рабочее место включает в себя необходимые инструменты, продукты, инструкционную карту, литературу, плакаты, муляжи, видеосюжеты, слайды. Каждая группа, исходя из поставленных целей, самостоятельно выполняет практическую работу, прочитав технологическую карту и последова­тельность выполнения работы и указания по выполнению работы, а затем при помощи дегустации, вопросов и заданий для само­контроля происходит проверка правильности выполненной работы. Для выявления результатов учебной деятельности учащихся, для оценки их знаний, умений и навыков осу­ществляется контроль. При модульном обучении есть возможность использовать многоуровневый контроль:

1 уровень - контроль за исполнением каждого задания

2 уровень - контроль после изучения модуля (темы) в целом

3 уровень - контроль после изучения обучающими­ся профессионального блока.

При модульном обучении есть возможность исполь­зовать рейтинговую оценку знаний учащихся, в которой в баллах оцениваются все результаты, достигнутые обу­чающимися на каждом этапе учебного процесса.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывает­ся при определении результатов итогового контроля по предмету.

Текущие, промежуточные и итоговый контроли про­водятся в форме тестирования.

На уроках, разработанных по модульной технологии, можно сочетать различные формы работы: групповую, парную, также возможен дифференцированный подход к учащимся, т.е. разработка заданий разного уровня сложности. На таких уроках преподавателю отводится роль помощника, консультанта и эксперта. Уроки по модульной технологии экономят время учителя и уча­щихся, развивают у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, учащиеся учатся анализиро­вать, делать выводы, выполнять мыслительные опера­ции, у обучающихся развивается интерес к своей про­фессии, к процессу обучения.

Модульная технология позволяет учащемуся выбрать темп изучения материала и достигнуть результата на доступном ему уровне.

Любая деятельность только тогда имеет, ценностное значение, когда полученный результат совпадает с поставленной целью.

Поэтому на всех этапах работы осуществляется мониторинг развития познавательной активности учащихся.

Для отслеживания степени сформированности умений был разработан оценочный лист.

Таким образом, именно современные образо­вательные технологии с использованием мульти­медиа позволяют освободить преподавателя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.

Литература

  1. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, - 128 с.

  2. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США Под ред. Н.В. Шумянкова. - М., 1992.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  4. Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. - М., 1996.

  5. Ибрагимов Р. Новые возможности урока: модульное обучение «Народное образование» 2008.-N7


© 2010-2022