- Преподавателю
- Технология
- Метод разработка Модульное обучение по спецдисциплине
Метод разработка Модульное обучение по спецдисциплине
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Казыбаева Г.А. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внедрение модульной технологии обучения по спецдисциплине
Преподаватель высшей категорий: Казыбаева Г.А.
«Колледж общественного питания и сервиса» акимата г.Астаны
Стратегическими целями технического и профессионального образования в «Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» являются:
-
Функционирование эффективной системы технического и профессионального образования, интегрированное в мировое образовательное пространства
-
Внедрение Национальной квалификационной системы, признаваемой внутренним и внешним рынками труда.
-
Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования.
-
Обновление стандартов, учебных планов/ программ технического и профессионального образования, соответствующих требованиям рынка труда.
-
Участие работодателей в работе отраслевых и региональных советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров.
-
Создание условий для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации.
В связи с этим в Республике Казахстан принята новая концепция образования, которая меняет цель получения образования для молодежи, а значит, предполагает изменение и методов обучения.
Поиск эффективных способов достижения профессиональных компетенций привел Международную организацию труда к концепции модульного обучения профессиям. В результате была сконструирована модульная система профессионального обучения, которая позволяет эффективно и быстро реагировать на спрос производства, который постоянно меняется.
Наиболее перспективной линией развития обучающего, следует считать так называемое "модульное обучение". Достоинства модульного обучения привлекают внимание многих специалистов в области образования и широко обсуждаются в научно-практической литературе. Прообраз модульного обучения зародился в конце второй мировой войны, как реакция на социально-экономические проблемы связанные с недостатком профессиональных кадров в различных отраслях народного хозяйства. Именно тогда возникла крайне острая необходимость в системе обучения профессиональным умениям в относительно короткий срок. Однако только спустя десятилетие сфера образования и профессионального обучения полноценно систематизировала профессиональное обучение на модульной основе.
Наибольшее распространение модульная технология обучения получила в 60-х годах ХХ столетия в колледжах и университетах США, Англии и других странах.
Например, в Мичиганском университете модульный метод является одним из направлений индивидуального обучения, который позволяет организовать самообучение с регулированием не только скорости обучения, но и содержания учебного материала.
Модульное обучение: система обучения, состоящая из гибких законченных блоков, направленных на формирование структурных компонентов конкретной профессиональной компетенции.
Компетенция: способность специалиста решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, действовать и навыков поведения
В настоящее время система Казахстанского образования входит во всемирное образовательное пространство и переживает большие, масштабные перемены, которые требуют структурных, содержательных изменений. В связи с этим в Республике Казахстан принята новая концепция образования, которая меняет цель получения образования для молодежи, а значит, предполагает изменение и методов обучения. Одним из таких методов является модульная технология обучения.
Требования к специалисту становятся другими: выпускаемые специалисты должны обладать профессиональной компетентностью, быть инициативной и творческой личностью, легко адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и потребителей, решать конкретные задачи в той или иной ситуации, постоянно заниматься самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием.
Основным отличием модульного обучения является изменение цели обучения от получения знаний к получению навыка выполнения профессиональной деятельности. Знания в данной технологии являются средством достижения цели обучения и формируются научным образом по определенномуффалгоритму.
Вторым принципиальным отличием модульного обучения, является дискретность конкретных целей обучения в рамках профессии и специальности. Такое построение программ обучения гарантирует устойчивые навыки выполнения отдельных видов работ и в целом
профессии и специальности.
Преимущества модульной системы обучения:
• Высокая компетентность специалиста, в том числе практические навыки и теоретическая подготовка.
• Конкретность целей обучения и оценки результатов обучения.
• Уровень самостоятельности в процессе обучения.
• Индивидуализация обучения.
• Организация обучения по принципу «открытого»
• Повышение мотивации обучения.
Результаты мониторинга после модульного обучения свидетельствуют о том, что 85%, прошедшего обучение по модульным курсам, успешно завершают семестр.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Последовательность действий преподавателя при составлении модуля
Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.
Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.
Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.
Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.
Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.
Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.
Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
Цель уроков, разработанных по модульной технологии - сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов, научить их правильно пользоваться справочной литературой, таблицами и наглядными пособиями.
Элементы принципа модульного обучения я разрабатываю по предмету предмет «Технология приготовления пищи» при изучении теоретического материала и проведении лабораторно-практических занятий.
На оснований учебной программы, тематического плана по предмету «Технология приготовления пищи», разделен на шесть модули.
Целью проекта является разработка модульных программ обучения, создание функциональной карты.
После изучения и проведения анализа была составлена функциональная карта по предмету.
В содержание каждого модуля - входят разделы и темы данного предмета, а в будущем планируется интеграция специальных дисциплин. Это даёт возможность интегрировать программу обучения. Происходит концентрация учебного материала, что даёт возможность изучить данный модуль в полном объёме и получить определённый результат. Главный упор делается на_практические умения.
Кроме специальных модулей, функциональная карта содержит надарочные (общегуманитарные) и адаптирующие (общепрофессиональные) модули.
Элементы модуля, по предмету «Технология приготовления пищи» состоят из шести макромодулей и каждая модуль делится на микромодули.
Каждый модуль состоит из трех документов:
Спецификация модуля.
Руководство модуля.
Резюме модуля.
Спецификация модуля включает в себя содержание модуля Технология приготовления пищи. [Тематический план]
Резюме модуля можно использовать как:
-
административный документ в целях планирования;
-
полезный итоговый «сертификат» для работодателей
Руководство модуля является документом планирования для преподавателей и разработчиков из системы образования.
Итого модуль - это часть знаний по определённой теме, которая включает в себя теоретическое обучение, закрепление знаний на практике и контроль за исполнением учащимися поставленных целей и задач.
Количество времени на один модуль составляет разное количество учебных часов. На проведение одного лабораторно-практического занятия приходится 5-6 учебных часов, в результате модуль будет состоять из нескольких занятий. На занятиях учащиеся работают группами по 3-4 человека.
Рабочее место включает в себя необходимые инструменты, продукты, инструкционную карту, литературу, плакаты, муляжи, видеосюжеты, слайды. Каждая группа, исходя из поставленных целей, самостоятельно выполняет практическую работу, прочитав технологическую карту и последовательность выполнения работы и указания по выполнению работы, а затем при помощи дегустации, вопросов и заданий для самоконтроля происходит проверка правильности выполненной работы. Для выявления результатов учебной деятельности учащихся, для оценки их знаний, умений и навыков осуществляется контроль. При модульном обучении есть возможность использовать многоуровневый контроль:
1 уровень - контроль за исполнением каждого задания
2 уровень - контроль после изучения модуля (темы) в целом
3 уровень - контроль после изучения обучающимися профессионального блока.
При модульном обучении есть возможность использовать рейтинговую оценку знаний учащихся, в которой в баллах оцениваются все результаты, достигнутые обучающимися на каждом этапе учебного процесса.
После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.
Текущие, промежуточные и итоговый контроли проводятся в форме тестирования.
На уроках, разработанных по модульной технологии, можно сочетать различные формы работы: групповую, парную, также возможен дифференцированный подход к учащимся, т.е. разработка заданий разного уровня сложности. На таких уроках преподавателю отводится роль помощника, консультанта и эксперта. Уроки по модульной технологии экономят время учителя и учащихся, развивают у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, учащиеся учатся анализировать, делать выводы, выполнять мыслительные операции, у обучающихся развивается интерес к своей профессии, к процессу обучения.
Модульная технология позволяет учащемуся выбрать темп изучения материала и достигнуть результата на доступном ему уровне.
Любая деятельность только тогда имеет, ценностное значение, когда полученный результат совпадает с поставленной целью.
Поэтому на всех этапах работы осуществляется мониторинг развития познавательной активности учащихся.
Для отслеживания степени сформированности умений был разработан оценочный лист.
Таким образом, именно современные образовательные технологии с использованием мультимедиа позволяют освободить преподавателя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.
Литература
-
Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002, - 128 с.
-
Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США Под ред. Н.В. Шумянкова. - М., 1992.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
-
Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. - М., 1996.
-
Ибрагимов Р. Новые возможности урока: модульное обучение «Народное образование» 2008.-N7