Рабочая программа по технологии

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо - Татауровская СОШ»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Политехническим МС протокол №___ Директор МОУ «Старо-

Центром « »_________ 2015 г. Татауровская СОШ»

« » _______ 2015 г. « »____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя технологии

К учебникам Технология, 10-11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений,

В.Д.Симоненко - М.:Вентана-Граф, 2012 - 288 с.

10-11 классы



Срок реализации программы: 2015-2016



Составлена на основе

«Программы курса технологии для 10-11 классов

Общеобразовательных учреждений В.Д.Симоненко -

М.: Вентана-Граф, 2012. - 158 с.

(автор программы) Ревина Е.И.________________________________

Предмет технология

Класс 10-11_________

Учебный год 2015-2016

Старое-Татаурово

Пояснительная записка

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология»:

-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовывать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета «Технология» на разных этапах обучения.

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций.

Рабочая программа составлена на 34 учебных часа, из расчета по 1 ч. в неделю в 10 и 33 часа в 11 классах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ (14 часов)

Основные теоретические сведения: технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения; понятие о технологической культуре; взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды; взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы: ознакомление с деятельностью производственного предприятия; анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда: промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства.

Основные теоретические сведения: взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии, рынка товаров и услуг; научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий; современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс; современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства; современные технологии строительства; современные технологии легкой промышленности и пищевых производств; современные технологии производства сельскохозяйственной продукции; автоматизация и роботизация производственных процессов; современные технологии сферы бытового обслуживания; характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре; сущность социальных и политических технологий; возрастание роли информационных технологий.

Практические работы: ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.


Варианты объектов труда: описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.


Технологическая культура и культура труда

Основные теоретические сведения: технологическая культура в структуре общей культуры; технологическая культура общества и технологическая культура производства; формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве; основные составляющие культуры труда работника; научная организация как основа культуры труда; основные направления научной организации труда (разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места); эстетика труда.

Практические работы: оценка уровня технологической культуры на одном из предприятий или в одной из организаций; характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда: рабочие места представителей различных профессий; рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда

Основные теоретические сведения: хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды; основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды; рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности; методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду (применение экологически чистых и безотходных технологий); утилизация отходов.

Практические работы: выявление источников экологического загрязнения окружающей среды; оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов; изучение вопросов утилизации отходов; разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда: окружающая среда в классе, школе, поселке; измерительные приборы и лабораторное оборудование; изделия, полученные с применением отходов производства или бытовых отходов.


Рынок потребительских товаров и услуг

Основные теоретические сведения: особенности рынка потребительских товаров и услуг; субъекты рынка товаров и услуг; законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя; основные положения законодательства о правах потребителя и производителя; сертификация изделий и услуг; маркировка продовольственных и промышленных товаров; потребительские качества продовольственных и промышленных товаров; методы оценки потребительских качеств товаров и услуг; правила приобретения и возврата товаров; электронная коммерция в системе Интернет; значение страхования в современном обществе; виды страхования; обязательное страхование; развитие системы страхования в России; страхование при выезде за пределы России; страхование жизни и имущества; выбор страховой компании.


Практические работы: ознакомление с основными положениями Закона РФ «Об охране прав потребителей»; чтение маркировки различных товаров; изучение рынка товаров и услуг в Интернете.


Варианты объектов труда: этикетки различных товаров; информация в сети Интернет.


ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ (20 часов)

Проектирование в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения: значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции; инновационные продукты и технологии; основные стадии проектирования технических объектов (техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация); роль экспериментальных исследований в проектировании. Практические работы: определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей

Варианты объектов труда: объекты инновационной деятельности (оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.).

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда .

Основные теоретические сведения: определение цели проектирования; источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования; методы сбора и систематизации информации; источники научной и технической информации; оценка достоверности информации; эксперимент как способ получения новой информации; способы хранения информации; проблемы хранения информации на электронных носителях; использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов; бизнес-план как способ экономического обоснования проекта; технические требования и экономические показатели; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки.

Практические работы: проведение опросов и анкетирования; моделирование объектов; определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда: объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
Введение в психологию творческой деятельности
Основные теоретические сведения: виды творческой деятельности; влияние творческой деятельности на развитие качеств личности; понятие о психологии творческой деятельности: роль подсознания; «психолого-познавательный барьер»; пути преодоления психолого-познавательного барьера; раскрепощение мышления; этапы решения творческой задачи; виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы: выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда: творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения; сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений

Основные теоретические сведения: выбор целей в поисковой деятельности; значение этапа постановки задачи: метод «букета проблем»; способы повышения творческой активности личности; преодоление стереотипов; ассоциативное мышление; цели и правила проведения мозгового штурма (атаки); эвристические приемы решения практических задач; метод фокальных объектов; алгоритмические методы поиска решений; морфологический анализ.

Практические работы: применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда: проектные задания школьников; сборники учебных заданий и упражнений.

Презентация результатов проектной деятельности

Основные теоретические сведения: определение целей презентации; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации.

Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная презентация.

Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса в 10-11 классах учащиеся должны знать/понимать:

-основные понятия;

-влияние технологий на общественное развитие; взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства;

-роль науки в развитии технологического процесса;

-влияние технологий на экологию; способы снижения негативного влияния;

-виды современных технологий и области их применения;

-в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйствования; в чем суть автоматизированных систем управления технологическими процессами;

-виды творческой деятельности; технологии решения творческих исследовательских задач;

-формы собственности и способы защиты авторских прав; патент;

-требования к современному проектированию; законы эстетического и художественного конструирования;

-роль информации в современном обществе;

-банк идей, методы формирования банка идей;

-взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования; методы исследования рынка потребительских товаров (услуг);

-виды и назначения нормативных актов, регулирующих отношения в сфере производства и потребления;

- назначение и виды страховых услуг;

-способы получения информации о товаре (услуге);

-сущность понятия маркетинга, рекламы; бизнес-план; рентабельность.

уметь:
-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды;

-использовать методы решения творческих задач в практической деятельности;

-проводить экспертизу товара, изделия;

-планировать деятельность по учебному проектированию;

-находить и использовать различные источники информации; воссоздавать исторический путь объекта проектирования;

-формировать и оформлять банк идей; делать выбор наиболее удачного варианта;

-проводить исследование рынка потребительских товаров (услуг) в виде анкетирования;

-читать торговые символы, этикетки, маркировку, штрихкод товаров;


-составлять экономически обоснование собственного проекта, рассчитывать его рентабельность.


Учебно-тематический план уроков «Технология» для 10класса

Раздел

Кол-во часов

Авторская программа



Рабочая программа

1

Профессиональное самоопределение


10

10

2

Радиоэлектроника. Цифровая электроника и элементы ЭВМ

14

14

3

Технология обработки конструкционных материалов

3

3

4

Стирка по-научному

3

3

5

Подарки к празднику. Изделия из теста для праздничного стола

4

4

ИТОГО


34

34








Календарно-тематическое планирование уроков «Технология», 10 класс, 34 часа, 2015-2016 учебный год


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Дата по факту


Профессиональное самоопределение


10



1


Основы профессионального самоопределения

1



2


Отрасли экономики. Классификация профессий

1



3


Профессиограмма и психограмма профессии

1



4


Внутренний мир человека и система представлений о себе

1



5


Профессиональные интересы, склонности и способности

1



6


Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении

1



7


Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

1



8


Мотивы, ценностные ориентиры и их роль

1



9


Здоровье и выбор профессии

1



10


Прфессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении

1




Радиоэлектроника. цифровая электроника и элементы ЭВМ


14



11


Правила электробезопасности. Радиомонтажные работы

1



12


Источники электрического тока

1



13


Резисторы. Конденсаторы

1



14


Детали с катушками индуктивности

1



15


Полупроводниковые резисторы и индикаторы

1



16


Транзисторы. Усилители

1



17


Генераторы электрических колебаний

1



18


Рекомендации по учебному проектированию электронных устройств

1



19


Простые автоматы

1



20


Электронные переговорные и радиоприемные устройства

1



21


Аналоговый и цифровой способы представления информации. Структура ЭВМ

1



22


Элементы и узлы цифровой техники. Логические элементы и триггеры

1



23


Шифраторы и дешифраторы

1



24


Учебное проектирование цифровых устройств

1




Технология обработки конструкционных материалов


3



25


Металл. Дерево. Пластмассы

1



26


Творческий проект «Утилизация отходов пластмассовых емкостей»

1



27


Производство и экология

1




Стирка по-научному


3



28


Что такое стирка? Чего стоит стирка

1



29


Стиральные машины: виды и подвиды. последовательность действий перед стиркой в машине

1



30


Классификация порошков

1




Подарки к празднику. Изделия из теста для праздничного стола


4



31


Общие праздники

1



32


Весенние праздники

1



33


Личные праздники. Этикет праздничного застолья

1



34


Защита проектируемого изделия.

1
















































Учебно-тематический план по предмету «Технология» 11 класс

Раздел

Кол-во часов

Авторская программа



Рабочая программа

1

Технология решения творческих задач


15

15

2

Экологические проблемы. Природоохранные технологии

10

10

3

Технология профессионального самоопределения и карьеры

8

8

ИТОГО


33

33





































Календарно-тематическое планирование предмета «Технология»,

11 класс, 33 часа, 2015-2016 учебный год


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Дата по факту


Технология решения творческих задач


15



1


Понятие творчества и развитие творческих способностей

1



2


Метод мозговой атаки (МА)

1



3


Метод контрольных вопросов

1



4


Метод обратной мозговой атаки

1



5


Синектика

1



6


Морфологический анализ

1



7


Морфологические матрицы

1



8


Ассоциации и творческое мышление

1



9


Метод фокальных объектов

1



10


Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

1



11


Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

1



12


Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

1



13


Изобретения. Рационализаторские предложения

1



14


Создание творческого проекта

1



15


Защита творческого проекта

1




Экологические проблемы





16


Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду

1



17


Глобальные проблемы человечества

1



18


Энергетика и экология

1



19


Загрязнение атмосферы

1



20


Загрязнение гидросферы

1



21


Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства

1



22


Природоохранные технологии

1



23


Экологическое сознание и экологическая мораль

1



24


Создание творческого проекта

1



25


Защита творческого проекта

1




Технология профессионального самоопределения и карьеры





26


Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

1



27


Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

1



28


Понятие культуры труда

1



29


Профессиональная этика

1



30


Профессиональное становление личности

1



31


Профессиональная карьера

1



32


Подготовка к профессиональной деятельности. примерный творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

1



33


Защита творческого проекта

1














График практических работ и проектов


Практические работы

Проекты

1

17

3


Практические работы

1. Подготовка докладов (сообщений) об открытиях в области техники и технологии.

2. попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, зарождение металлургии и т.д.).

3. оценка запыленности воздуха.

4. определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

5. подготовка докладов об использовании альтернативных источников энергии.

6. уборка мусора на прилегающих к школе территориях.

7. упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.

8. разработка товарного знака условного предприятия. Составление заявки на патент.

9. проведение конкурса «Генератор идей». Решение задач методом синектики.

10. разработка новой конструкции входной двери.

11. выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика.

12. проведение экспертизы ученического рабочего места.

13. планирование проектной деятельности по разработке учебного изделия (услуги).

14. формирование банка идей и предложений по усовершенствованию проектированного изделия.

15. создание анкеты для изучения потребительского спроса. Проведение анкетирования среди учащихся.

16. чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию.

17. моделирование рекламной деятельности по продвижению проектируемого изделия (услуги).

Проекты

1. Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве.

2. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

3. Составление бизнес-плана для проектируемого изделия (услуги).




ЛИТЕРАТУРА

  1. Симоненко В.Д., Овчинин О.П., Матяш Н.В. Технология : 10 - 11 классы : базовый уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф.2012 г.

  2. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы. / Под ред. В.Д. Симоненко.- М. : Просвещение, 2012 г.







© 2010-2022