Игровые технологии – наиболее успешная форма работы с кадетами младшего подросткового возраста

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по ФГОС второго поколения должна осуществляться по следующим направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подгорная Ольга Ивановна

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение

«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны

Российской Федерации



Игровые технологии - наиболее успешная форма работы с кадетами младшего подросткового возраста

Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

В Федеральных государственных стандартах второго поколения говорится, что «целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся необходимо решать многие задачи в области формирования личной культуры, социальной и семейной культуры.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по ФГОС второго поколения должна осуществляться по следующим направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Одной из наиболее успешных форм работы в решении поставленных задач являются игровые технологии. Они как нельзя лучше соответствуют возрасту воспитанников, их психологическим особенностям и желаниям.

Игровые технологии можно использовать в работе по всем вышеперечисленным направлениям. Особое значение в работе с кадетами придается патриотическому воспитанию. Например, в игровой форме проводятся тематические воспитательные мероприятия, посвященные Дням воинской славы (Гангутскому сражению, Дню взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова, Сталинградской битве, битве под Москвой и другим). При подготовке к морской викторине «Морская слава России» (о дне первой в российской истории морской победе русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут 9 августа 1714 г.) между кадетами распределяются роли историков (2 ученика) и журналистов (2 ученика), между командами проводится конкурс рисунков парусников эпохи Петра I (перед игрой оформляется выставка рисунков), командам предъявляется шифровка из прошлого, которую они должны будут разгадать, прослушав историческую справку, репортаж военных журналистов и просмотрев презентацию о Гангутском сражении. После подготовительного этапа проводится «морская викторина» между двумя командами. Военные историки и журналисты выступают в роли судей и оценивают ответы команд. Воспитатель задаёт командам вопросы по очереди, а судьи рисуют на изображённых на доске кораблях завоёванные флажки или отмечают пробоины в случае неверного ответа. По окончании морского сражения подсчитывается количество флагов и количество пробоин. Фрегат, проигравший сражение, получает белый флаг, а фрегат-победитель - Андреевский флаг и залп аплодисментов (своеобразный салют в честь победителя).

В игровой форме знакомятся кадеты и с историей парусного Военно-Морского флота России - это морские учения «Гордо реет Андреевский флаг». Двум командам заранее предлагается познакомиться с характеристиками кораблей петровского флота - фрегата «Штандарт» и галеры «Двина». На первом этапе учений нужно нарисовать свой корабль на ватмане и рассказать о нём. На втором этапе нужно рассказать о подвиге парусного корабля. На третьем этапе проводится «Морской бой», к которому кадеты готовились заранее по ключевым словам (например, ботик Петра, потешный флот, Пётр Михайлов, гардемарин, боцман, кильватер, галера). Заканчивается игра рефлексией.

По сходному сценарию проходила в классе Суворовская викторина «Наука побеждать», информационный блок которой подготовила группа специального назначения. Игровая форма способствует внимательному восприятию информации и лучшему её запоминанию.

Особый интерес у кадетов вызвала историческая игра, посвящённая 70-летию Великой Победы. Каждая из четырёх команд получила пакеты с заданиями - вопросы с вариантами ответов, иллюстративный материал для анализа (символы городов-героев, портреты маршалов, героев Великой Отечественной войны и др.). После сдачи бланков ответов командам предлагается просмотреть презентацию с ответами к викторине. Это способствует уточнению и конкретизации исторических знаний, имеющихся у кадетов, и лучшему их запоминанию. Обсуждая ответы на вопросы, дети обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга, учатся брать ответственность за принятые решения, развивают коммуникационные умения.

Воспитывая сознательное отношение к образованию, стремясь сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к учению, в 7 роте КМКК, где обучаются шестиклассники, с 1 октября 2014-2015 учебного года все классы включились в игру «Кругосветное плавание отряда боевых кораблей», объявленную старшим воспитателем А.Н. Перцевым. Игре предшествовал месяц подготовки. В сентябре воспитатели классов принимали у кадетов зачёты по должностным обязанностям, по знанию Устава. После принятия зачётов в роте проводилось состязание между экипажами кораблей по результатам проработки курсовых задач. Все кадеты участвовали в викторине «Тактико-технические данные, предназначение и устройство эсминца проекта 956», демонстрируя знание характеристик боевых кораблей. Экипажи были ознакомлены с правилами игры-путешествия (см. листы с правилами).

Каждую неделю один из экипажей готовит и представляет презентацию по тем местам, где проходит отряд боевых кораблей. Задействуются различные межпредметные связи: география, история, ботаника, история флота, страноведение, культура народов мира. Подобная работа способствует развитию кругозора во всех перечисленных областях знаний и формирует у кадетов универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные. Еженедельно подводятся итоги похода боевых кораблей, определяются лидеры и отстающие. Учитываются достижения в учёбе, олимпиадах, соревнованиях, ведётся учёт дисциплинарных замечаний, что повышает уровень ответственности кадет. Это мотивирует участников улучшать свои учебные результаты и корректировать своё поведение.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, а желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает и педагогов, и воспитанников.

Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Игра - сложный социокультурный феномен. Значение игры невозможно оценить только развлекательно-креативными возможностями. Игра - это:

  • средство общения,

  • средство обучения и развития,

  • средство накопления жизненного опыта.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения (для того, чтобы дети более точно выполняли правила игры, используются следующие приёмы: назначение штрафных очков, выбывание на короткое время из игры, получение штрафных жетонов и другие меры воздействия),

  • осваиваются роли в социальной группе (инструктор, судья, тренер, координатор, член жюри, организатор и др.),

  • ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками,

  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности,

  • отрабатываются индивидуальные характеристики учащегося, необходимые для достижения поставленных целей,

  • игра способствует проявлению определённых нравственных качеств,

  • развиваются одновременно чувства здорового соперничества и сотрудничества,

  • в течение игры на опыте усваиваются такие понятия, как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость,

  • игровые технологии способствуют развитию творческого мышления.

Игровая деятельность используется и как самостоятельная технология, и как элемент более общей технологии. Например, в проекте этого года «Родословное древо - история семьи» используются викторины «Словарь семейного родства», «Корни рода твоего», решаются тематические кроссворды, ребусы.

Игра как педагогическая технология способствует обеспечению системно-деятельностного подхода в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется и развивается личность воспитанника. Игра становится для него своеобразной школой жизни, в процессе игры он развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Недавно в нашем классе прошло открытое мероприятие: кадеты стали участниками мультимедийной игры-викторины «МГУ - центр науки, образования и культуры». Среди кадетов были распределены социальные роли: членов жюри, инструктора, судьи, капитанов команд, организаторов, юных историков.

Перед игрой воспитанники прослушали информационный блок об истории возникновения Дня студенчества в России и богатой истории МГУ, который подготовила инициативная группа юных историков. Выступления кадетов сопровождались показом тематических слайдов презентации, видеофильмом об МГУ. Игра была командной, так как «один ум - хорошо, а два - лучше».

Соревнование проходило интересно и оживлённо, игра-викторина требовала от кадет внимания, собранности, умения работать сообща, слышать друг друга и принимать единое решение. Правильность ответа можно было увидеть сразу на слайдах викторины (верные ответы сопровождались звуками аплодисментов).

С точки зрения педагогики и психологии в игре можно отметить такую важную особенность как полифункциональность. Полифункциональность - возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важную для эффективности учебно-воспитательного процесса.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

В этом учебном году, готовясь к достойной встрече 70-летия Великой Победы, команда нашего класса принимала активное участие в дистанционной игре «Путешествие в историю», организованной Казанским суворовским училищем. Игровые блоки были тематически разнообразны, требовали обращения к информационным ресурсам (книгам, Интернету). Ребята работали с картами основных сражений Великой Отечественной войны, определяли по портретам маршалов Советского Союза, по фотографиям искали памятники в разных городах России, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, участвовали в сборе фотоматериала для составления заданий, работали со свободной энциклопедией «Википедия», готовя визитную карточку команды, составляли кроссворд «Хронограф», изучая исторические даты Великой Отечественной войны. На уровне знакомства с полученными по Интернету заданиями, кадеты учились работать с проблемой, занимались постановкой целей и решением задач, отрабатывали навыки поиска необходимой информации и её переработки, систематизировали и обобщали найденный материал, повышали уровень информационно-коммуникационной культуры.

Игра - это такой вид деятельности, где воспитание переходит в самовоспитание, она теснейшим образом связана с развитием личности, особенно в период её интенсивного развития в младшем подростковом возрасте. А это одна из главных задач в работе педагогов и воспитателей по ФГОС второго поколения. В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игры условно подразделяют на:

  • подвижные,

  • дидактические,

  • сюжетно-ролевые игры,

  • на преодоление этапов,

  • игровые тренинги.

В сюжетно-ролевых играх дети подражают бытовой, трудовой и общественной жизни взрослых. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилам этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры.

В рамках классного часа «Права и обязанности» проводилась ролевая игра «Юридическая консультация». Кадеты выступили в роли юристов, к которым за советом приходили литературные герои. Слушая их истории, кадеты-юристы должны были дать консультацию, ссылаясь на Конвенцию «О правах детей». Просмотрев несколько сценок для разбора ситуаций, юристам необходимо было дать оценку поведению героев (Чьи права они нарушают? Какие обязанности они не выполняют?).

Участвуя в ролевой игре «Утверждаю себя», дети учатся уважать себя и других, осознают право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих, учатся простейшим приёмам формирования адекватного поведения, формулируют нравственные оценки поступков и характеров. В игре принимают участие 2 команды. Первая команда называется «Атака», вторая - «Защита». Участники первой команды должны сыграть роль самоуверенного, агрессивного и грубого человека, который постоянно идёт в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член этой команды получает фразы, которые он должен произнести (воспитатель раздаёт каждому члену команды карточки с фразами). Участникам команды «Защита» предстоит сыграть роль спокойного, уверенного человека, с достоинством отвечающего на атакующую фразу. Только эту фразу они должны придумать сами. Команды строятся в 2 шеренги. Когда воспитатель произносит слово «Сходитесь!», два первых члена команд выходят на середину и становятся рядом. После произнесённого воспитателем слова «Ринг!» член команды «Атака» говорит свою фразу, и сразу же должен прозвучать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята выступают в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя. В конце игры участники отвечают на вопросы: «Как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?»

В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

Ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции.

Функция самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.

Коммуникативная функция. Игра есть форма общения людей. Вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между участниками быть не может.

Диагностическая функция. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Терапевтическая функция. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Функция коррекции. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.

Игровая форма обучения и воспитания как никакая другая технология использует различные способы мотивации.

1. Мотивация на общение

Учащиеся в игре учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Обезличенный процесс обучения и воспитания в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Любимые кадетами игры - это интеллектуальные турниры, игры по станциям, брэйн-ринг, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «По страницам учебников», «Самый умный», конкурс эрудитов.

Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на внеклассных мероприятиях.

В игре всегда есть загадка - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения.

Основное назначение игры - пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, совершенствование самоуправления своим поведением, воспитание их общественной и познавательной активности.

Список использованной литературы

  1. Гульчевская В.Г., Чекунова Е.А., Тринитатская О.Г., Тищенко А.В. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2011. - 56 с.

  2. Данилков А. Игра как инструмент воспитания. // Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе «Воспитательная работа в школе». - М.: Народное образование, 2013. - №1.

  3. Иванова Н.В. Игровой подход к организации деятельности.// Общественно-политический и научно-методический журнал «Образование в современной школе». - М.: АсНООР, ноябрь 2014. - № 11 (174).

  4. Ручко Л.С. Игровые механизмы становления и развития самоуправления в детском коллективе.// Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - М.: Издательство «Школьная пресса», 2014. - № 6.

  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.



© 2010-2022