- Преподавателю
- Технология
- Доклад Планирование учебного процесса
Доклад Планирование учебного процесса
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туркина А.В. |
Дата | 03.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор А. В. Туркина
Значение планирования учебного процесса
Успех любой деятельности, особенно рассчитанной на относительно продолжительный период, закладывается основательной подготовкой. Важнейшей частью такой подготовки является планирование:
-
перспективное
-
текущее
Перспективное планирование осуществляется на учебный год в соответствии с программой обучения. При этом необходимо учитывать дидактические требования, предъявляемые к проведению занятий:
-
цели и задачи учебного года
-
оснащённость кабинета в соответствии с программой
-
пути и средства реализации принципов педагогики
-
взаимосвязь с основными науками (русский язык, математика, физика, химия, биология и т. д.)
-
выбор объектов труда
-
организация основных форм и видов работ учащихся
-
направление внеклассной и кружковой работы
Календарно-тематический план может быть составлен на год, полугодие, четверть. В ходе его реализации учитель дополняет, корректирует этот план.
Текущее планирование - план-конспект каждого занятия (урока). В нём обязательно указывается:
-
тема урока
-
цели и методы их достижения (3 цели: обучающая - образовательная, воспитательная, развивающаяся)
-
объект труда
-
материально-техническое оснащение
-
план урока (зависит от целей и задач урока) желательно делать с разбивкой по времени. Если это практическое занятие - то необходим инструктаж по Т. Б. и личной гигиене
-
вопросы опроса и закрепления
-
домашнее задание
Но расширенный план- конспект урока не обязателен и единой формы его нет.
Методы трудового обучения.
Для достижения образовательных, воспитательных и образовательных целей обучения учитель применяет те или иные методы обучения, в зависимости от данной конкретной цели урока, степени подготовленности класса, численности класса.
Метод - это путь, посредством которого учитель организует, направляет и руководит работой учеников по сознательному усвоению и закреплению знаний, навыков, умений.
Осознав (поставив) цель, учитель осуществляет решение выбранными методами. Если цель достигнута - цель выбрана правильно.
На практике, учителя технологии чаще всего используют:
-
объяснительно-иллюстративные методы обучения: рассказ, объяснение, работа с учебниками, дополнительной литературой, демонстрацией изучаемых объектов, работа с технологическими картами (со стороны учащихся - воспроизводящая деятельность)
-
репродуктивный метод: упражнения, лабораторные и лабораторно-практические работы, инструктаж.
Иногда (редко) используются и другие методы:
-
частично-поисковый (решение проблемных задач по этапам - 5 кл. тема «Работа с куриными яйцами»; 5-7 кл. тема «Салаты» и т. д.)
-
поисковый (проблемный)
-
исследовательский (проекты)
Беседа и рассказ - применяется при начале изучения большой темы (теоретические).
Объяснение - чаще всего бывает перед выполнением практической работы.
Работа с дополнительной литературой - как правило, является заключительным занятием большого раздела и входит составной частью в проект.
Лабораторно-практические работы - обязательно имеют логическое завершение - выход готовой продукции, что активизирует деятельность учащихся.
Инструктаж - проводится обязательно перед началом практической работы, с последующей корректировкой выполняемых работ и т. д., в зависимости от целей урока.
Работа с технологической картой - проводится, как правило, перед выполнением практической работы, если не преследуется цель выяснения подготовки учащихся к уроку.
И т. д.
Демонстрация изучаемых объектов.
На занятиях по обслуживающему труду важнейшую роль играет демонстрация тех или иных изучаемых объектов. Используя понятие наглядности, опираясь на зрительное, слуховое и осязательное восприятия для себя установила следующие правила:
-
подбор иллюстраций из книг, журналов и т. д. конкретно к выполняемой практической работе (можно использовать проектные работы и фотографии учащихся предыдущих лет обучения)
-
подборка дидактического материала по различным темам (как правило, теоретические занятия по конкретным темам)
-
демонстрация наглядного материала (макетов), выполненного учителем или учениками
Для правильного овладения учащимися трудовыми действиями (первичная обработка продуктов, нарезка, закладка, оформление и т. д.) обязательно показываю в одной из бригад для всего класса, причём поэтапно, разделяя каждое действие на отдельные операции. Если учащиеся допустили те или иные ошибки - обязательно обращаю внимание всего класса на эти ошибки, показывая пути их исправления (замес теста, работа с куриными яйцами и т. д.).
Результаты выполнения практической работы обсуждаем коллективно. Это и есть самый лучший пример демонстрации изучаемого объекта. Необходимо проводить аналогию с приготовлением пищи в домашних условиях, в кафе, ресторанах, не стоит забывать о наглядности фильмов и рекламы. При этом необходимо помнить о рассеивании внимания учащихся и не перегружать их примерами и наглядностью, необходимо найти золотую середину.
Проверка и оценка знаний.
Проверка и оценка знаний и умений, приобретённых во время занятий на урока кулинарии, является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса.
Основная цель - проверка качества усвоения учебного материала и повышение ответственности к учёбе. Как правило, отметка заставляет ребят более старательно и добросовестно выполнять практические работы, осмысливая при этом и теоретический материал. При проверке и оценке работы обязательно должны соблюдаться принципы:
-
объективность (оценка работы и выставляемая отметка обязательно комментируется всем учащимся)
-
всесторонность выставляемой отметки (проводится проверка как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков учащихся)
-
систематичность (проверка и оценка знаний, навыков и умений это не стрессовая ситуация, а планомерная работа)
Сюда же можно отнести:
-
индивидуальная проверка (каждого отдельно взятого ученика)
-
фронтальная (одновременно всего класса - устно, письменно или по результатам практической работы)
-
дифференцированная (проверяется определённая группа учащихся, отдельные элементы работы и т. д.)
Любая проверка носит воспитательный характер.
Основные виды проверки:
-
текущая
-
экзамен
Текущая проверка - каждое занятие. Эта проверка может быть устной, письменной или проверка практической работы.
Устная проверка проводится для выявления прочности и осознанности знаний и умений учащихся. Она зависит от целей и характера занятия (опрос по пройденному материалу, объяснение нового материала, совокупная оценка, за домашнее задание, итоговая по теме или всему курсу и т. д.).
Письменная проверка - обычно делается для проверки знаний теоретического материала (как правило - это 2-3 небольших вопроса на 10-15 мин.).
Особое внимание уделяется оценки практической работы.
Экзамены - это специализированная оценка. Она состоит из 2-х составляющих:
-
оценка реферативной части экзамена
-
оценка практической части экзамена
Учёт и проверка знаний, умений и навыков на занятиях завершается оценкой работы и выставлением отметки по 5-и балльной системе. Отметка может быть выставлена за выполнение отдельных (промежуточных) операций или за работу в целом, в зависимости от целей занятия и степени его сложности, но обязательно - за выход готовой продукции.
Дисциплина поведения на занятии в оценку не входит, а вот на проведение практической работы сильно влияет и, как, правило, в результате - отметка ниже желаемой.
Оценка выполненной практической или теоретической работы должна быть объективна, на неё влияет:
-
точность и качество выполненной работы
-
знания учащихся, т. к. все практические работы выполняются с применением теоретических знаний по данной теме
-
правильность выполнения трудовых приёмов, особенно по Т. Б. и профилактики пищевых отравлений
-
время, затраченное на выполнение практической работы
-
организация выполнения работы
Основные критерии оценки:
-
качество выполненной работы
-
самостоятельность
-
точность соблюдения технологических карт
-
правильность применения теоретических знаний
-
нормы времени
-
Т. Б. и профилактика пищевых отравлений (личная гигиена)
Влияние возрастных особенностей учащихся.
Степень усвоения умений и навыков у детей в большой степени зависит от их возраста. Обучение детей, в том виде, как происходит в нашей школе (с учётом материально-технической базы кабинета) возможно примерно с 9-10 летнего возраста (5 кл.), что обусловлено физическим и психологическим развитием. Но в этом возрасте дети сильно устают, поэтому занятия планируются таким образом, чтобы менялся вид работы:
-
опрос
-
инструктаж
-
сообщение нового материала
-
приготовление пищи
-
дегустация
-
уборка
При таком планировании, дети вроде бы и работают, а с другой стороны - меняется вид работы. Почти все практические работы в 5-7 кл. проходят с дегустацией пищи на занятии (после её приготовления). Здесь присутствуют элементы игры. По мере взросления детей меняются и формы работы, дегустации уже меньше, практические работы более объёмны, приготовленная пища забирается учащимися домой, т. е. уже и родители могут оценить работу своих детей на занятиях по кулинарии. Всё это даёт новый стимул - показать свои возможности другим.
По мере взросления у детей появляются анатомо-физиологические предпосылки для формирования абстрактного мышления. Учитель обязан воспользоваться этим для систематизации знаний и осмысленному выполнению практических работ. Кроме этого у детей появляется и стремление к независимости, самоутверждению. На этом основан ряд практических занятий в 8-9 кл. здесь уже нет дегустации приготовленной пищи как таковой, зато больше самостоятельности в выборе той или иной практической работы.
Формы организации занятий.
Основной формой организации обучения является урок. По предмету «Технология и профильное обучение» - это 2 спаренных урока (40х2). Занятия по кулинарии - это довольно специфические уроки. 75% учебного времени отводится на выполнение практических занятий, предусматривающих выход готовой продукции, 25% оставшегося времени отводится на теоретические занятия. К урокам кулинарии предъявляются следующие дидактические требования:
-
Чёткость дидактической цели: от определения целей урока зависит его организация, объём, содержание, выбор методов и средств обучения и воспитания детей; целей может быть несколько - чётко выделяется главная, о чём учитель и сообщает учащимся.
Цели занятия (урока).
Каждое занятие преследует несколько целей:
-
Образовательная - сообщение учащимся теоретических знаний, формирование умений и навыков в объёме, предусмотренном программой
-
Воспитательная - формирование у учащихся ответственного отношения к труду, чувство коллективизма, внесение элемента творчества в свою работу.
-
Развивающая - заключается в побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, анализу материала, его обобщению и использованию на практике.
-
И только многосторонний подход к проведению занятий позволяет достичь этих целей, объединяя их.
-
Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала положен принцип «от простого к сложному»
-
Выбор метода обучения. Должны использоваться такие методы, чтобы дети были активны и понимали изучаемый материал.
-
На уроках кулинарии наиболее целесообразной формой организации труда является бригадный метод, при котором сочетается коллективная и индивидуальная работы учащихся. Каждый член бригады выполняет часть общей работы. При этой форме работы важно чувствовать «локоть друга» - важнейшая цель воспитания.
В классе может быть от 1 до 4-х бригад, в зависимости от количества учащихся в классе. Оптимальный вариант - 4-6 человек в бригаде. За каждой бригадой закрепляется определённое рабочее место, полки в кухонном шкафу и т. д. За чистотой кухонной утвари, рабочего места и кабинета (во время выполнения практических работ) отвечают учащиеся. Уборка рабочего места и кабинета, утилизация пищевых отходов проводится самими учащимися.
Выполнение практических работ учащимися ведётся самостоятельно, под контролем учителя, с выполнением всех требований Т. Б., личной гигиены и санитарии.
Тщательное планирование каждого занятия помогает учителю успешному его проведению!