Доклад Планирование учебного процесса

Здравствуйте! Меня зовут Туркина Алла Витальевна. Я учитель технологии (обслуживающий труд) одной из школ города Владикавказ. Планирование учебного процесса особенно на уроках кулинарии является весьма актуальным. Как и всегда - от простого к сложному. Вот только учащимся не очень хочется просто наризать морковь или картофель! Им хочется что-то приготовить и, конечно, продегустировать то, что они приготовили. Задача учителя всё это совместить на одном уроке, а это, поверте, очень трудно.
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Доклад Планирование учебного процесса













Автор А. В. Туркина


















Значение планирования учебного процесса

Успех любой деятельности, особенно рассчитанной на относительно продолжительный пе­риод, закладывается основательной подготовкой. Важнейшей частью такой подготовки явля­ется планирование:

  1. перспективное

  2. текущее

Перспективное планирование осуществляется на учебный год в соответствии с програм­мой обучения. При этом необходимо учитывать дидактические требования, предъявляемые к прове­дению занятий:

  • цели и задачи учебного года

  • оснащённость кабинета в соответствии с программой

  • пути и средства реализации принципов педагогики

  • взаимосвязь с основными науками (русский язык, математика, физика, хи­мия, биоло­гия и т. д.)

  • выбор объектов труда

  • организация основных форм и видов работ учащихся

  • направление внеклассной и кружковой работы

Календарно-тематический план может быть составлен на год, полугодие, четверть. В ходе его реализации учитель дополняет, корректирует этот план.

Текущее планирование - план-конспект каждого занятия (урока). В нём обязательно указы­вается:

  • тема урока

  • цели и методы их достижения (3 цели: обучающая - образовательная, воспита­тель­ная, развивающаяся)

  • объект труда

  • материально-техническое оснащение

  • план урока (зависит от целей и задач урока) желательно делать с разбивкой по вре­мени. Если это практическое занятие - то необходим инструктаж по Т. Б. и личной гигиене

  • вопросы опроса и закрепления

  • домашнее задание

Но расширенный план- конспект урока не обязателен и единой формы его нет.

Методы трудового обучения.

Для достижения образовательных, воспитательных и образовательных целей обучения учи­тель применяет те или иные методы обучения, в зависимости от данной конкретной цели урока, степени подготовленности класса, численности класса.

Метод - это путь, посредством которого учитель организует, направляет и руко­водит работой учеников по сознательному усвоению и закреплению знаний, навы­ков, умений.

Осознав (поставив) цель, учитель осуществляет решение выбранными методами. Если цель достигнута - цель выбрана правильно.

На практике, учителя технологии чаще всего используют:

  1. объяснительно-иллюстративные методы обучения: рассказ, объяснение, работа с учебни­ками, дополнительной литературой, демонстрацией изучаемых объектов, работа с технологическими картами (со стороны учащихся - воспроизводящая деятельность)

  2. репродуктивный метод: упражнения, лабораторные и лабораторно-практические ра­боты, инструктаж.

Иногда (редко) используются и другие методы:

  • частично-поисковый (решение проблемных задач по этапам - 5 кл. тема «Работа с кури­ными яйцами»; 5-7 кл. тема «Салаты» и т. д.)

  • поисковый (проблемный)

  • исследовательский (проекты)

Беседа и рассказ - применяется при начале изучения большой темы (теоретические).

Объяснение - чаще всего бывает перед выполнением практической работы.

Работа с дополнительной литературой - как правило, является заключительным за­ня­тием большого раздела и входит составной частью в проект.

Лабораторно-практические работы - обязательно имеют логическое завершение - выход готовой продукции, что активизирует деятельность учащихся.

Инструктаж - проводится обязательно перед началом практической работы, с после­дующей корректировкой выполняемых работ и т. д., в зависимости от целей урока.

Работа с технологической картой - проводится, как правило, перед выполнением практи­ческой работы, если не преследуется цель выяснения подготовки учащихся к уроку.

И т. д.

Демонстрация изучаемых объектов.


На занятиях по обслуживающему труду важнейшую роль играет демонстрация тех или иных изучаемых объектов. Используя понятие наглядности, опираясь на зрительное, слу­ховое и ося­зательное восприятия для себя установила следующие правила:

  1. подбор иллюстраций из книг, журналов и т. д. конкретно к выполняемой практиче­ской ра­боте (можно использовать проектные работы и фотографии учащихся пре­дыдущих лет обучения)

  2. подборка дидактического материала по различным темам (как правило, теоретиче­ские заня­тия по конкретным темам)

  3. демонстрация наглядного материала (макетов), выполненного учителем или учени­ками

Для правильного овладения учащимися трудовыми действиями (первичная обработка про­дуктов, нарезка, закладка, оформление и т. д.) обязательно показываю в одной из бри­гад для всего класса, причём поэтапно, разделяя каждое действие на отдельные операции. Если уча­щиеся допустили те или иные ошибки - обязательно обращаю внимание всего класса на эти ошибки, показывая пути их исправления (замес теста, работа с куриными яйцами и т. д.).

Результаты выполнения практической работы обсуждаем коллективно. Это и есть самый луч­ший пример демонстрации изучаемого объекта. Необходимо проводить аналогию с приготов­лением пищи в домашних условиях, в кафе, ресторанах, не стоит забывать о на­глядности филь­мов и рекламы. При этом необходимо помнить о рассеивании внимания учащихся и не пере­гружать их примерами и наглядностью, необходимо найти золотую середину.

Проверка и оценка знаний.

Проверка и оценка знаний и умений, приобретённых во время занятий на урока кули­нарии, является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса.

Основная цель - проверка качества усвоения учебного материала и повышение ответ­ствен­ности к учёбе. Как правило, отметка заставляет ребят более старательно и добросо­вестно вы­полнять практические работы, осмысливая при этом и теоретический материал. При проверке и оценке работы обязательно должны соблюдаться принципы:

  1. объективность (оценка работы и выставляемая отметка обязательно комментиру­ется всем учащимся)

  2. всесторонность выставляемой отметки (проводится проверка как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков учащихся)

  3. систематичность (проверка и оценка знаний, навыков и умений это не стрессовая ситуа­ция, а планомерная работа)

Сюда же можно отнести:

  • индивидуальная проверка (каждого отдельно взятого ученика)

  • фронтальная (одновременно всего класса - устно, письменно или по результа­там практической работы)

  • дифференцированная (проверяется определённая группа учащихся, отдель­ные элементы работы и т. д.)

Любая проверка носит воспитательный характер.

Основные виды проверки:

  • текущая

  • экзамен

Текущая проверка - каждое занятие. Эта проверка может быть устной, письменной или проверка практической работы.

Устная проверка проводится для выявления прочности и осознанности знаний и уме­ний учащихся. Она зависит от целей и характера занятия (опрос по пройденному мате­риалу, объяс­нение нового материала, совокупная оценка, за домашнее задание, итоговая по теме или всему курсу и т. д.).

Письменная проверка - обычно делается для проверки знаний теоретического мате­риала (как правило - это 2-3 небольших вопроса на 10-15 мин.).

Особое внимание уделяется оценки практической работы.

Экзамены - это специализированная оценка. Она состоит из 2-х составляющих:

  • оценка реферативной части экзамена

  • оценка практической части экзамена

Учёт и проверка знаний, умений и навыков на занятиях завершается оценкой работы и вы­ставлением отметки по 5-и балльной системе. Отметка может быть выставлена за вы­полнение отдельных (промежуточных) операций или за работу в целом, в зависимости от целей занятия и степени его сложности, но обязательно - за выход готовой продукции.

Дисциплина поведения на занятии в оценку не входит, а вот на проведение практической ра­боты сильно влияет и, как, правило, в результате - отметка ниже желаемой.

Оценка выполненной практической или теоретической работы должна быть объек­тивна, на неё влияет:

  1. точность и качество выполненной работы

  2. знания учащихся, т. к. все практические работы выполняются с применением теоре­тиче­ских знаний по данной теме

  3. правильность выполнения трудовых приёмов, особенно по Т. Б. и профилактики пище­вых отравлений

  4. время, затраченное на выполнение практической работы

  5. организация выполнения работы

Основные критерии оценки:

  1. качество выполненной работы

  2. самостоятельность

  3. точность соблюдения технологических карт

  4. правильность применения теоретических знаний

  5. нормы времени

  6. Т. Б. и профилактика пищевых отравлений (личная гигиена)

Влияние возрастных особенностей учащихся.

Степень усвоения умений и навыков у детей в большой степени зависит от их воз­раста. Обу­чение детей, в том виде, как происходит в нашей школе (с учётом материально-технической базы кабинета) возможно примерно с 9-10 летнего возраста (5 кл.), что обу­словлено физиче­ским и психологическим развитием. Но в этом возрасте дети сильно ус­тают, поэтому занятия планируются таким образом, чтобы менялся вид работы:

  • опрос

  • инструктаж

  • сообщение нового материала

  • приготовление пищи

  • дегустация

  • уборка

При таком планировании, дети вроде бы и работают, а с другой стороны - меняется вид ра­боты. Почти все практические работы в 5-7 кл. проходят с дегустацией пищи на занятии (после её приготовления). Здесь присутствуют элементы игры. По мере взросления детей меняются и формы работы, дегустации уже меньше, практические работы более объёмны, приготовленная пища забирается учащимися домой, т. е. уже и родители могут оценить работу своих детей на занятиях по кулинарии. Всё это даёт новый стимул - показать свои возможности другим.

По мере взросления у детей появляются анатомо-физиологические предпосылки для фор­мирования абстрактного мышления. Учитель обязан воспользоваться этим для систе­матизации знаний и осмысленному выполнению практических работ. Кроме этого у детей появляется и стрем­ление к независимости, самоутверждению. На этом основан ряд прак­тических занятий в 8-9 кл. здесь уже нет дегустации приготовленной пищи как таковой, зато больше самостоятель­ности в выборе той или иной практической работы.

Формы организации занятий.

Основной формой организации обучения является урок. По предмету «Технология и про­фильное обучение» - это 2 спаренных урока (40х2). Занятия по кулинарии - это до­вольно спе­цифические уроки. 75% учебного времени отводится на выполнение практиче­ских занятий, предусматривающих выход готовой продукции, 25% оставшегося времени отводится на теоре­тические занятия. К урокам кулинарии предъявляются следующие ди­дактические требования:

  1. Чёткость дидактической цели: от определения целей урока зависит его организа­ция, объём, содержание, выбор методов и средств обучения и воспитания детей; целей мо­жет быть несколько - чётко выделяется главная, о чём учитель и сооб­щает учащимся.

Цели занятия (урока).

Каждое занятие преследует несколько целей:

  • Образовательная - сообщение учащимся теоретических знаний, формирова­ние уме­ний и навыков в объёме, предусмотренном программой

  • Воспитательная - формирование у учащихся ответственного отношения к труду, чувство коллективизма, внесение элемента творчества в свою работу.

  • Развивающая - заключается в побуждении учащихся к сравнению, сопоставле­нию, анализу материала, его обобщению и использованию на прак­тике.


  1. И только многосторонний подход к проведению занятий позволяет достичь этих це­лей, объединяя их.


  1. Правильный подбор учебного материала. В основу подбора материала положен прин­цип «от простого к сложному»


  1. Выбор метода обучения. Должны использоваться такие методы, чтобы дети были ак­тивны и понимали изучаемый материал.


  1. На уроках кулинарии наиболее целесообразной формой организации труда явля­ется бри­гадный метод, при котором сочетается коллективная и индивидуальная работы учащихся. Каждый член бригады выполняет часть общей работы. При этой форме ра­боты важно чувствовать «локоть друга» - важнейшая цель воспита­ния.

В классе может быть от 1 до 4-х бригад, в зависимости от количества учащихся в классе. Оптимальный вариант - 4-6 человек в бригаде. За каждой бригадой закрепляется определённое рабочее место, полки в кухонном шкафу и т. д. За чистотой кухонной утвари, рабочего места и кабинета (во время выполнения практических работ) отвечают учащиеся. Уборка рабочего места и кабинета, утилизация пищевых отходов проводится самими уча­щимися.

Выполнение практических работ учащимися ведётся самостоятельно, под контролем учи­теля, с выполнением всех требований Т. Б., личной гигиены и санитарии.

Тщательное планирование каждого занятия помогает учителю ус­пешному его проведению!


© 2010-2022