Программа факультатива Полезные навыки (модуль Бисероплетение)

Программа факультатива «Полезные навыки» для учащихся 6 классов включает в себя модуль «Бисероплетение» и рассчитана на 17 часов. Обучение по данному направлению является продолжением и развитием приобретённых учащимися программных знаний предмета «Технология. Обслуживающий труд.» основной общеобразовательной школы, позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Программе присуща развивающая функция. Программа, являясь прикладной, носит практико...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа факультатива «Полезные навыки» для учащихся 6 классов включает в себя модуль «Бисероплетение» и рассчитана на 17 часов. Обучение по данному направлению является продолжением и развитием приобретённых учащимися программных знаний предмета «Технология. Обслуживающий труд.» основной общеобразовательной школы, позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Программе присуща развивающая функция. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов бисерного искусства. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности школьника, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Обучение направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Работа с бисером развивает мускулатуру и мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Программа составлена с учетом современной жизни и интересами обучающихся, опирается на личность школьника в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

Цель программы:

развитие творческих и личностных качеств обучающихся посредством занятий бисероплетением.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • изучение истории и развития бисероплетения;

  • изучение основ композиции, цветоведения и материаловедения;

  • изучение основ различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером);

  • формирование художественно-образного мышления;

  • формирование прак­тических навыков работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисероткачество, вышивка бисером).

Воспитательные задачи:

  • формирование общей культуры учащихся; привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  • воспитание эстетического отношения школьников к действительности;

  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;

  • воспитание чувства удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  • развитие общего кругозора;

  • развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

  • формирование художественно-эсте­тического вкуса;

  • развитие зрительного воспри­ятия, чувства цвета, композиционной культуры;

  • содействие адаптации учащихся к жизни в обществе;


Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов


Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасной работы с бисером и специальными инструментами;

  • сведения о свойствах бисера, о его разнообразии и цветовой гамме;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветовом сочетании;

  • композиционное построение узоров;

  • схематическое построение бисерного узора (композиции).

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться различными инструментами;

  • пользоваться схематическими описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по рисунку;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;

  • при изготовлении изделий работать как индивидуально, так и в коллективе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне уважительного отношения к истории народного искусства, что является неотъемлемой частью национальной культуры;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных современных источников информации;

- проектировать свою деятельность;

- принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях;

- применять знания на практике, мыслить нестандартно;

- работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.

Способы организации контроля:

- индивидуальный,

- фронтальный,

- групповой,

- коллективный.

Формы подведения итогов:

В течение года регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и сверстников, обучающиеся участвуют в школьных мероприятиях (календарные праздники). Все это позволяет школьникам почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.

Содержание программы.

Тема 1. Введение (1час).

Сведения о видах бисерного искусства. Историческая справка. Материалы и инструменты. Презентация. План занятий на учебный год.

Тема 2. Понятие о композиции (1час).

Понятие о композиции. Законы композиции. Создание гармоничного единства всех частей композиции. Понятие об уравновешенности композиции.

Тема 4. Бисероткачество (7 час.)

Теория: Особенности и технология ткачества бисером. Приспособления, инструменты и материалы для ткачества. Схемы узоров для ткачества. Изделия бисероткачества и их назначение.

Практические работы:

Задания:

  • Правильно заправить рамку для ткачества нитями, закрепить их.

  • Подобрать бисер по цвету, размеру согласно задуманному изделию.

  • Соткать украшение (колье, браслет) по схеме.

  • Выполнить застежку.

  • Изготовить именной браслет.

  • Самостоятельно составить и зарисовать схему с именем.

  • Сплести изделие согласно составленной схеме на станке (рамке).

Объекты дизайна:

  • Именной браслет, панно.

Материалы и оборудование:

  • Непрозрачный бисер одинаковой формы разных цветов.

  • Станок для ткачества.

  • Нити для основы.

  • Схема выполнения браслета

Тема 5. Вышивка бисером (8 час.).

Теория: История искусства вышивания. Материалы, инструменты и приспособления: иглы, наперсток, ножницы, заостренная палочка, пяльцы. Техника безопасности. Подготовка эскиза, орнамента для вышивки. Подготовка пялец к работе. Перенос рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Основные виды швов, используемых при вышивке бисером, стеклярусом. Обработка готовой вышивки.

Практические работы:

Задания:

  • Подготовить ткань к вышивке.

  • Перевести рисунок на ткань.

  • Выполнить образцы узора вышивки.

  • Выполнить вышивку бисером, бусами в сочетании с другими декоративными швами.

  • Вышить по узору, нанесенному на ткань или по канве.

Объекты дизайна:

  • Панно.

Материалы и оборудование:

  • Ткань или канва для вышивки, пяльцы, атласные ленты для вышивания, нитки мулине, иголки для вышивания, бисер, бусы, пайетки, стеклярус.

  • Схемы для счетной вышивки.

  • Образцы готовых изделий.

Примерное тематическое планирование



Тема

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Понятие о композиции

1

0,5

0,5

11

Бисероткачество

7

1

6

12

Вышивка бисером

8

1

7

Итого

17

3

14



Литература и другие источники информации

  1. Бисероплетение. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 3-6, 15-20.

  2. Жемчужное и бисерное шитье. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 45-59.

  3. Игнатьев Р.В. Пояснительная записка к программе «Детская студия дизайна».- В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-97.

  4. Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября»

  5. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.

  6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

  7. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1-4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.

8. Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера.- М., 2006.

9. Кле М. Психология подростка.- М.,1991.

10. Конвенция О правах ребенка.- ГАООН 20.11.98.

11. Корчак Я. Как любить ребенка.- М.: 1990.

12. Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: 2007.

13. Разина Т.М. Русское народное творчество - М.:1970.

14. Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. - М.:«Русич», 2007.

15. Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции».- М., 2005.

16. Харламова И.Ф. Педагогика.- М.: Просвещение, 1990.

17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.-М.: Педагогика, 2003.































Календарно-тематическое планирование


6 класс Факультатив «Бисероплетение»


п.п

Тема

Кол-во часов

Дата провед.

1

Введение

1


2

Понятие о композиции

1


Бисероткачество

7

3

Технология ткачества бисером. Инструменты и материалы для ткачества.

1


4

Заправка рамки, подбор материалов. Практическая работа.

1


5

Изготовление браслета по схеме. Практическая работа.

1


6

Выполнение застежки. Практическая работа.

1


7

Составление схемы для панно. Практическая работа.

1


8

Плетение панно по составленной схеме. Практическая работа.

1


9

Окончание работы. Заправка нитей. Практическая работа.

1


Вышивка бисером

8

10

Введение. Техника безопасности. Обработка готовой вышивки.

1


11

Приемы работы при вышивке бисером. Практическая работа.

1


12

Основные виды швов вышивки бисером. Практическая работа.

1


13

Выполнение образцов вышивки бисером. Практическая работа.

1


14 ,15 16

Вышивка бисером по канве с напечатанным рисунком. Практическая работа.

3


17

Оформление работ. Выставка работ.

1




© 2010-2022