- Преподавателю
- Технология
- Программа факультатива Полезные навыки (модуль Бисероплетение)
Программа факультатива Полезные навыки (модуль Бисероплетение)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Моисеева Е.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа факультатива «Полезные навыки» для учащихся 6 классов включает в себя модуль «Бисероплетение» и рассчитана на 17 часов. Обучение по данному направлению является продолжением и развитием приобретённых учащимися программных знаний предмета «Технология. Обслуживающий труд.» основной общеобразовательной школы, позволяет включить обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды. Программе присуща развивающая функция. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов бисерного искусства. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности школьника, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Обучение направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Работа с бисером развивает мускулатуру и мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.
Программа составлена с учетом современной жизни и интересами обучающихся, опирается на личность школьника в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
Цель программы:
развитие творческих и личностных качеств обучающихся посредством занятий бисероплетением.
Задачи:
Образовательные задачи:
-
изучение истории и развития бисероплетения;
-
изучение основ композиции, цветоведения и материаловедения;
-
изучение основ различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером);
-
формирование художественно-образного мышления;
-
формирование практических навыков работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисероткачество, вышивка бисером).
Воспитательные задачи:
-
формирование общей культуры учащихся; привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
-
воспитание эстетического отношения школьников к действительности;
-
воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
-
воспитание чувства удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Развивающие задачи:
-
развитие общего кругозора;
-
развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
-
формирование художественно-эстетического вкуса;
-
развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры;
-
содействие адаптации учащихся к жизни в обществе;
Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов
Обучающиеся должны знать:
-
правила безопасной работы с бисером и специальными инструментами;
-
сведения о свойствах бисера, о его разнообразии и цветовой гамме;
-
иметь представление о пропорции;
-
начальные сведения о цветовом сочетании;
-
композиционное построение узоров;
-
схематическое построение бисерного узора (композиции).
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться различными инструментами;
-
пользоваться схематическими описанием рисунка;
-
изготавливать сувенирные изделия;
-
работать по рисунку;
-
в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
-
при изготовлении изделий работать как индивидуально, так и в коллективе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне уважительного отношения к истории народного искусства, что является неотъемлемой частью национальной культуры;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных современных источников информации;
- проектировать свою деятельность;
- принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях;
- применять знания на практике, мыслить нестандартно;
- работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.
Способы организации контроля:
- индивидуальный,
- фронтальный,
- групповой,
- коллективный.
Формы подведения итогов:
В течение года регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и сверстников, обучающиеся участвуют в школьных мероприятиях (календарные праздники). Все это позволяет школьникам почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.
Содержание программы.
Тема 1. Введение (1час).
Сведения о видах бисерного искусства. Историческая справка. Материалы и инструменты. Презентация. План занятий на учебный год.
Тема 2. Понятие о композиции (1час).
Понятие о композиции. Законы композиции. Создание гармоничного единства всех частей композиции. Понятие об уравновешенности композиции.
Тема 4. Бисероткачество (7 час.)
Теория: Особенности и технология ткачества бисером. Приспособления, инструменты и материалы для ткачества. Схемы узоров для ткачества. Изделия бисероткачества и их назначение.
Практические работы:
Задания:
-
Правильно заправить рамку для ткачества нитями, закрепить их.
-
Подобрать бисер по цвету, размеру согласно задуманному изделию.
-
Соткать украшение (колье, браслет) по схеме.
-
Выполнить застежку.
-
Изготовить именной браслет.
-
Самостоятельно составить и зарисовать схему с именем.
-
Сплести изделие согласно составленной схеме на станке (рамке).
Объекты дизайна:
-
Именной браслет, панно.
Материалы и оборудование:
-
Непрозрачный бисер одинаковой формы разных цветов.
-
Станок для ткачества.
-
Нити для основы.
-
Схема выполнения браслета
Тема 5. Вышивка бисером (8 час.).
Теория: История искусства вышивания. Материалы, инструменты и приспособления: иглы, наперсток, ножницы, заостренная палочка, пяльцы. Техника безопасности. Подготовка эскиза, орнамента для вышивки. Подготовка пялец к работе. Перенос рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Основные виды швов, используемых при вышивке бисером, стеклярусом. Обработка готовой вышивки.
Практические работы:
Задания:
-
Подготовить ткань к вышивке.
-
Перевести рисунок на ткань.
-
Выполнить образцы узора вышивки.
-
Выполнить вышивку бисером, бусами в сочетании с другими декоративными швами.
-
Вышить по узору, нанесенному на ткань или по канве.
Объекты дизайна:
-
Панно.
Материалы и оборудование:
-
Ткань или канва для вышивки, пяльцы, атласные ленты для вышивания, нитки мулине, иголки для вышивания, бисер, бусы, пайетки, стеклярус.
-
Схемы для счетной вышивки.
-
Образцы готовых изделий.
Примерное тематическое планирование
№
Тема
Количество учебных часов
всего
теория
практика
1
Введение
1
0,5
0,5
2
Понятие о композиции
1
0,5
0,5
11
Бисероткачество
7
1
6
12
Вышивка бисером
8
1
7
Итого
17
3
14
Литература и другие источники информации
-
Бисероплетение. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 3-6, 15-20.
-
Жемчужное и бисерное шитье. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 45-59.
-
Игнатьев Р.В. Пояснительная записка к программе «Детская студия дизайна».- В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-97.
-
Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября»
-
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
-
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.
-
Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1-4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.
8. Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера.- М., 2006.
9. Кле М. Психология подростка.- М.,1991.
10. Конвенция О правах ребенка.- ГАООН 20.11.98.
11. Корчак Я. Как любить ребенка.- М.: 1990.
12. Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: 2007.
13. Разина Т.М. Русское народное творчество - М.:1970.
14. Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. - М.:«Русич», 2007.
15. Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции».- М., 2005.
16. Харламова И.Ф. Педагогика.- М.: Просвещение, 1990.
17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.-М.: Педагогика, 2003.
Календарно-тематическое планирование
6 класс Факультатив «Бисероплетение»
№
п.п
Тема
Кол-во часов
Дата провед.
1
Введение
1
2
Понятие о композиции
1
Бисероткачество
7
3
Технология ткачества бисером. Инструменты и материалы для ткачества.
1
4
Заправка рамки, подбор материалов. Практическая работа.
1
5
Изготовление браслета по схеме. Практическая работа.
1
6
Выполнение застежки. Практическая работа.
1
7
Составление схемы для панно. Практическая работа.
1
8
Плетение панно по составленной схеме. Практическая работа.
1
9
Окончание работы. Заправка нитей. Практическая работа.
1
Вышивка бисером
8
10
Введение. Техника безопасности. Обработка готовой вышивки.
1
11
Приемы работы при вышивке бисером. Практическая работа.
1
12
Основные виды швов вышивки бисером. Практическая работа.
1
13
Выполнение образцов вышивки бисером. Практическая работа.
1
14 ,15 16
Вышивка бисером по канве с напечатанным рисунком. Практическая работа.
3
17
Оформление работ. Выставка работ.
1