РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА. Творческий проект по технологии

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                              3                                                                                                                    ГЛАВА I . ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ                 5                                          1.1. Знать, чтобы хранить.                                                                       5                                                                                 ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Общеобразовательная школа - детский сад с. Хрустовая».





РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.


Работу выполнил

Ученик «9» класса

Сокирка Дмитрий В.

Руководитель - Лукащук Геннадий Иванович

Учитель технологии I кв. категории

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I . ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ 5

1.1. Знать, чтобы хранить. 5

ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ РЕЗЬБЫ. 7

2.1. Резьба по дереву - из глубины веков до наших дней. 7

2.2 История шкатулок из дерева 10

2.3. Технология творчества. 11

3. Виды древесины и их свойства. 12

3.1. Подготовка материала. 14

4 . Инструменты и оборудование. 15 5. Виды резьбы по дереву. 18

6. Виды орнамента. 19 7. Техника безопасности при работе с древесиной. 22

8. Экономический расчет 24

9 Рекламный проект. 26

10. Заключение. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ. 29


« Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего»

М. Горький

Введение.

Дерево является основным природным материалом, который помогал выжить человеку с незапамятных времён. Из дерева можно было построить дом, смастерить инструменты и массу других необходимых для жизни предметов. Так как дерево трудно сохраняется тысячи лет, предметы, изготовленные из него, бесследно исчезли, не оставив нам свидетельств, по которым можно было бы судить об истории использования этого материала человеком. Обработка дерева оставалась одним из главных мужских занятий на протяжении всей истории нашего народа. Терминология, связанная с деревянными изделиями, убедительно говорит о том, что обработка дерева является очень древним ремеслом. Железные инструменты для обработки дерева подтверждают тот факт, что в раннефеодальный период развития общества среди мастеров столярного дела была своя узкая специализация. Так , существовали следующие специальности: токари, плотники, бондари, тележники, столяры, мастера по изготовлению корыт, бёрд, прялок, веретён, посуды.

То, что наши предки несомненно использовали дерево для своих нужд и занимались его художественной обработкой, подтверждается высоким уровнем развития народной орнаментики, наносимой на деревянные изделия, постоянное использование геометрических мотивов.

Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.

Я родился в Приднестровской Молдавской Республики, и это моя малая родина - чудесный, благодатный край. Край живописных гор и золотистых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.

«Работа сама за сэбэ скаже.»

«Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.»

«мынь де аур.»

О ком все эти пословицы?

Конечно, о мастерах своего дела, умельцах - золотые руки! На уроках истории мы познакомились с ремёслами, которыми занимались паши предки.

И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…

При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев - это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта.

Цели творческой работы :


  • Выяснить историю появления резьбы

  • Выяснит область применения резьбы

  • Значение резных шкатулок

Задачи:


  • изучить литературу по теме;

  • знакомство с основными видами народного ремёсла.

Разновидности резных шкатулок


ГЛАВА I . ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ


  1. Знать, чтобы хранить.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов . Издавна крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Искус­ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Мастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе - от величественного храма до деревянной иг­рушки - создавать подлинные произведения искусства.

Изучив материал и познакомившись с историей, мы выяснили, что своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Это доказывают такие находки археологов, как деревянные скульптурки птиц и зверей Алтая V века, или новгородская утварь IX-XV веков, украшенная резьбой и росписью. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись.

При изучении истории развития резьбы, я узнал, что с развитием нашего государства развивалось и искусство резьбы по дереву.







ГЛАВА 2. ИЗ ИСТОРИИ РЕЗЬБЫ.

2.1 Резьба по дереву - из глубины веков до наших дней.

Культурное наследие Молдавии богато самыми разнообразными традициями и обычаями. Территория современной Молдавии была заселена племенами гето- даков, которые занимались в основном земледелием, а также выращиванием коз и овец. Уже тогда, за сотни лет до нашей эры, начали появляться традиции и обычаи, сохранившиеся по сей день. Это традиции связанные с народной музыкой, танцами, песнями, народной кухней, изготовлением предметов быта и их орнаментации. Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Когда в начале нашей эры территория Молдавии находилась в составе Римской Империи многие обычаи и традиции претерпели изменения и переняли черты Римской культуры, даже речь изменилось до неузнаваемости под влиянием латыни. Своими корнями резьба по дереву уходит в глубь веков. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись. Отголоски тех времен сохранились и сегодня. Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева в изобилии имеются на рынке.

Но давайте приостановим этот антропологический дискурс и перейдем к более обывательской стороне вопроса. Итак, традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи, а также некоторые области традиционного Молдавского творчества является резьба по дереву. Важные свидетели народного мастерства предметы домашнего интерьера такие как: столики и стулья, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ложки, разделочные доски, шкатулки и другие. Характерна также декоративная резьба на наружных колоннах домов, верандах, дверях и воротах. Для того чтобы полюбоваться красотой и мастерством наружной отделки деревянных построек Молдавии следует посетить Каларашский, Страшенский и Резинский районы.

Художественная обработка дерева - одно из древних занятий молдаван. Это область мужского творче­ства. Строя дома, изготавливая мебель, орудия труда и домашнюю утварь, народные мастера большое внимание уделяли не только практической, но и эстетической стороне. Резьба по дереву выполнялась при помощи долота, ножа, пилки, пилы, топора. Существуют разные виды резьбы: контурная, рельефная, объемная, сквозная. К сожалению , сохранилось немного старинных образ­цов художественной обработки дерева. Дерево - материал недолговечный. Кроме того, многие предметы искусства, в том числе и изготовленные из дерева, исчезли во время Великой Отечественной войны. Большинство дошедших до нас образцов художественной обработки дерева отно­сятся ко второй половине XIX века и являются элемента­ми декора жилища. Это фронтоны, столбы, капители, коньки, подзоры. Правда, в некоторых селах еще можно найти изделия с традиционными чертами резьбы по дереву, которые не потеряли художественного значения: круглые столики со стульями, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ткацкие станки, ложки, разделочные доски. Красивые модели декора в народной архитектуре можно встретить в селах, расположенных на берегах Реута, а также в Каларашском, Ниспоренском, Страшенском районах. Большой интерес представляют декоратив­ные резные капители деревянной галереи дома, где про­явилось все многообразие творческого дарования народ­ных мастеров. Имеются данные, что еще с древних времен молдаване украшали резьбой колонки дома, на которые опирался вынос кровли. В молдавских селах застекленные веранды, двери, ворота часто украшены своеобразными деревянными «кружевами». Резьба по дереву, резной камень и роспись дополняют друг друга, придают молдавскому дому наряд­ный облик. Особенно красивы резные деревянные ворота кресть­янских дворов в селах Центральной Молдавии, где сохрани­лись древние традиции художественной обработки дерева. Высокие, выполненные в основном из дуба, украшенные выразительным орнаментом, такие ворота являются настоящими произведениями искусства, в которых отра­жается история молдавского народа, история земли мол­давской. Ворота состоят обычно из трех столбов (деревян­ных или каменных), на которые, как правило, опирается крыша. Все элементы ворот украшены орнаментом. До настоящего времени часто встречается на воротах знак солнца, древо жизни, цветы, геометрические фигуры. Украшением ворот является и верхняя часть створ и калитки - ажурная решетка . Ажурная решетка ворот - своеобразное деревянное кружево, орнаментальные мотивы которого разнообраз­ны, выразительны и красивы. Столбы ворот состоят из прямоугольного или квадрат­ного тулова, заканчивающегося сложным навершием, на­поминающим пирамиду, отделенную от столба пояс­ками. Иногда столбы ворот напоминают стилизованную фигуру человека. Во всех мотивах отражена действитель­ность, чувствуется связь с традициями, богатая фантазия мастеров. В орнаментах на деревянной мебели встречаются про­стейшие декоративные элементы. Иногда вся поверхность таких предметов украшена параллельными прямыми, вол­нистыми или пересекающимися линиями. Зигзагообразные линии носят в народе название «клык», «волчий клык». Интересно отметить, что в старых книгах - рукописных и печатных - фронтиспис и инициалы перено­сились на бумагу с деревянных форм. Многие мотивы и элементы орнаментов перешли в резьбу именно из книг. В настоящее время в Каларашском, Страшенском, Резинском районах есть еще мастера, которые изготовля­ют деревянные ложки, веретена, кружки, доски для разделывания продуктов и другие бытовые предметы, украшенные интересными орнаментами.


2.2 История шкатулок из дерева

Изготовление шкатулок уходит корнями в глубокую древность. Египет можно считать одной из первых стран, где появились эти нужные вещицы, которыми так гордились женщины. Фрагменты древнейших деревянных предметов, среди которых украшенные резьбой ларцы, найденные в Египте, являются тому свидетелем. Европейцы познакомились с восточными предметами искусства, когда в Японию и Китай отправились первые морские экспедиции. Из этих стран ларцы, выполненные из редких пород дерева с инкрустацией, искусно украшенные резьбой или расписанные вручную, попали в дома богатых европейцев.Издавна люди использовали для хранения ценных предметов, одежды и драгоценностей массивные тяжелые сундуки. Возможно, они и натолкнули на мысль древних умельцев, создавших по их подобию небольшие ларцы и шкатулки из дерева, которые были гораздо удобнее, поскольку можно было взять в дорогу драгоценности.

Но, не всегда шкатулка использовалась в привычном для нас назначении. О ней сложено немало легенд, ходит много мифов. Коварная Клеопатра, например, в ларцах хранила не только драгоценности, но еще яд и кинжалы. А еще раньше, во времена, когда Прометей осмелился похитить у Олимпа огонь, чтобы спасти людей, ему в наказание была создана первая женщина - Пандора. Наверное, любопытство, свойственное современным женщинам, - это наследие Пандоры, которая не могла устоять против соблазна заглянуть в заветную шкатулку, которая была в их доме. В отсутствие мужа она открыла ее, чем навлекла неисчислимые беды и несчастья. По приданию, в шкатулке осталась лишь Надежда.В старину шкатулка служила для поднесения даров. Интересно то, что сам ларец, нередко составлял большую ценность, чем то, что в нем находилось. Особо ценились шкатулки, украшенные изящной резьбой, что, кстати, и сегодня не потеряло актуальности. Но в наше время, разнообразные по форме резные шкатулки, отличаются широким функциональным назначением.

2.3 Технология творчества

Резьба по дереву высвобождает формы, виртуально существующие в дереве или порожденные фантазией резчика. Речь идет как об орнаменте на салатнице, так и о человеческой фигурке. Ремесло состоит в том, чтобы освоить приемы, необходимые для умелого удаления ненужных частей деревянного бруска. Некоторые мастера весьма в этом преуспевают. Они быстро и точно выполняют задачу, поставленную заказчиком, однако не в состоянии разработать собственный проект и воплотить его в жизнь. Другие же полны оригинальных идей, но не решаются вырезать повторяющиеся орнаменты в соответствии с предложенной схемой. Так или иначе, резьба по дереву принимает самые разнообразные формы: от кустарных изделий до искусства скульптуры. И эти формы не являются исключительной прерогативой ремесленников или художников. Они могут скрасить досуг всех тех, у кого дерево вызывает живой интерес.
Как нам представляется, желание гравировать и вырезать возникло у человека еще на заре цивилизации. Народы всего мира всегда мастерили фигурки и украшали предметы и здания затейливыми орнаментами, зачастую с помощью самых примитивных инструментов. Подобные творения могли иметь исключительно религиозное или ритуальное значение, являться наглядным свидетельством богатства и могущества или, напротив, отвечать сугубо эстетическим целям.


3. Виды древесины и их свойства.

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину





3.1. Подготовка материала

Заготовку древесины для резных работ нужно производить с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8--10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями получают бруски разных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент



4 .Инструменты и оборудование.

За прошедшие столетия инструменты резчиков по дереву не претерпели особых изменений, свидетельством чему служат старинные картины и резные изделия. На произведении, датированном приблизительно 1285 годом и хранящимся в музее Ганновера, изображен монах, использующий стамеску и круглую киянку, инструмент, до сих пор любимый резчиками по камню и дереву. Мы также видим, что на козлах разложены стамески с лопастными лезвиями.
До XIX века инструменты изготавливали сами ремесленники, которые порой приспосабливали их для решения особых задач. Инструменты ковали в штампах с помощью штамповочного молота. Однако если бродячий кузнец пользовался старым штампом, лезвие стамески могло получиться размером 6,7 мм вместо 6,3 мм. Резчики того времени не придавали особого значения тому, какой ширины получатся канавки и желобки: 1 мм или 5 мм. Однако для современных реставраторов это создает серьезные проблемы, поскольку для точного воспроизведения канавок и желобков они должны использовать инструменты, изготовленные в соответствии с определенными размерами.
В XX веке промышленное развитие привело к стандартизации инструментов, повысив их качество. Но невзирая на успехи в области металлургии, до сих пор можно встретить инструменты, изготовленные более ста лет назад и выполняющие свою функцию лучше, чем некоторые современные приспособления. В наши дни была разработана система классификации инструментов. Номера присваивались, с одной стороны, в соответствии с углом изгиба концевой части лезвия вне зависимости от ширины и с другой стороны, в соответствии с профилем. Несмотря на незначительные отличия между инструментами и классификационными системами различных производителей, они в основном совпадают.
Многих приведет в ужас разнообразие инструментов для резьбы по дереву, особенно, если учесть, что резчики по камню используют значительно меньшее количество. Один профессионал покупает примерно 200 приспособлений, другой ограничивается 70 инструментами.
Потребности каждого мастера зависят от его стиля и сюжетов, которым он отдает предпочтение. Выбор также зависит и от масштабов работы. Лучше всего сразу приобрести минимум инструментов, а затем подкупать их в соответствии с вашими потребностями.
Все резчики по дереву должны иметь стамески, долота и киянки. Эти инструменты чрезвычайно разнообразны по формам и по размерам. Для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующие инструменты и приспособления

Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит верстак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение - естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Прямые стамески с шириной полотна 3-30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.

Косые стамески, называемые также резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50-70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна

2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорезной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли.

5. Виды резьбы по дереву.

Существующие виды резьбы по дереву можно подразделить на группы. Основные из них следующие:

- геометрическая;

- плосковыемчатая или углубленная;

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная или ажурная;

- скульптурная или объемная;

- домовая.

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент углублен в толщу заготовки незначительно, а фон остается плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заготовки, называется контурной резьбой.



6. Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum -- украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гиперболизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка - различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

- сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;

- замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим - из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных растительных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний декоративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического орнамента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы риторических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, определяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамента является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разностью цвета, тона или сопоставлением различной формы элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, прицел направление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпадать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обработку поверхности набора (шлифование) после приклеивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапазон, поэтому растительный орнамент может быть самым разнообразным по характеру композиции.

(Приложение 1 «Выбор орнаментов»)

7. Техника безопасности при работе с древесиной.

Обработку древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.

Ввиду большой остроты инструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательные приборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух.

Как и многие другие виды работ с использованием остро заточенных инструментов, резьба по дереву может быть опасной. Поэтому во избежание несчастных случаев важно принимать меры предосторожности. Если вы всё время будете помнить, что для успешной работы вам необходимы острые инструменты, вы, вероятно, будете обращаться с ними осторожно. Не стоит также забывать, что опилки, мелкая стружка и абразивные частицы бывают токсичными. Так, все части тиса содержат в себе яд. Но резчики любят этот материал. Следуйте следующим советам:
• В мастерской обязательно должна находиться аптечка.
• Ваш рабочий стол или верстак должны быть устойчивыми.
• Убедитесь, что изделие, над которым вы работаете, надежно закреплено. Обработку деревянных брусков производят обеими руками.
• Проверяйте остроту лезвия инструментов только на деревянном бруске, а не на пальцах.
• Работайте при хорошем освещении.
• Пол в мастерской должен быть чистым и свободным. Уберите все предметы, о которые вы можете споткнуться или на которых можете поскользнуться.
• Надевайте маску и защитные очки, когда работаете на станках, а также шумозащитные наушники.
• Механизмы всегда продаются вместе с инструкциями по технике безопасности; внимательно изучите приложенные инструкции.
• Если при работе образуется много пыли, постарайтесь работать на улице. В помещении установите пылеуловитель. Надевайте респиратор.
• Не собирайте абразивные отходы, не надев защитные очки.
• Немедленно удаляйте занозы. Они вызывают воспаление, особенно если речь идет о древесине тропических деревьев. В случае необходимости проконсультируйтесь с врачом.
• Не ведите инструмент «на себя». Не занимайтесь резьбой, если вы устали.
• Храните инструменты в безопасном месте. При работе тщательно разложите их.





8 . Экономический расчет

Эколого-экономическая оценка будущего изделия.

По сравнению с металлом и пластиком изделия из древесины обладают рядом преимуществ: они считаются не вредными для здоровья, поскольку изготовлены из экологически чистого материала и не наносят никакого ущерба, как человеку, так и окружающей среде.

Самым вредным для здоровья считаются лаковые и клеевые работы. Но я буду выполнять данные работы в хорошо проветриваемом помещении и отдам в пользование бабушке, когда запах лака и краски, клея исчезнет.

Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм является безопасной.

Определим себестоимость изделия. Все детали шкатулки, выполнены из остаточных материалов. Материальные средства будут затрачены на клей ПВА, лак по дереву бесцветный, морилку, клей столярный.

Экономическая и экологическая оценка готового изделия.

Изготовление шкатулки - экологически чистое производство:

нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы;

при работе с клеем ПВА не выделяются вредные вещества для организма человека, так как клей изготовлен на водной основе;

при работе в лаком, морилкой, столярным клеем я работал в хорошо проветриваемом помещении, с большими перерывами. Поэтому выполнение шкатулки не нанесло вред моему здоровью.

Определяя цену своей шкатулке, я суммировал затраты на материалы. Затраты на электроэнергию я суммировать не стал, так как работал в школьной мастерской.


п/п

Наименование

Стоимость за 1

(руб)

Расх. материалов

Всего

(руб)

1

Клей ПВА

10

1/4

2,5

2

Столярный клей

30

1/2

15

3

Лак по дереву

50

1/2

25

4

Морилка

30

1/10

3

итого

44,5


Таким образом, на изготовление шкатулки мною было потрачено 44,5 рублей, что намного дешевле стоимости шкатулок в торговых точках.

9. Рекламный проект.


Вас приветствует отряд «Народные умельцы»

Девиз:

Резать из дерева

Надо уметь,

Душою за дело своё болеть.

Любая работа

Украсит ваш дом

И сказочным теремом станет он.

Мы вам предложить сегодня хотим

(Приложение Мои работы 4)




10. Заключение.

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше исследовательской работе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.

Проведя свое исследование, мы узнали много нового и интересного. Изучая орнаменты, виды резьбы, ее применение, можно сделать вывод, что в резьбе передаются традиции народа из поколения в поколение. Считать резьбу по дереву только промыслом было бы не правильно. Поэтому можно говорить, что наша гипотеза верна: резьба не только ремесло, но и творчество.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. - М., 1999.

2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. - М., 1986.

3. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. - Мн., 1998.

4. Боровиков А. М., Уголев Б. Н. Справочник по древесине. - М., 1989.

5. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1994.

6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1985.

7. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. - М., 1991.

8. Резьба по дереву. Пособие. - М., 1976.

9. Ссылки

rezbaderevo.ru

reznoe.ru

comgun.ru/repair/1828-rezba-po-derevu.html












Приложение 1


Выбор орнаментов


РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии



РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии













Резьба отдельных частей изделия 2


РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии







РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии






РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии




РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии


Готовимся к отделке 3

РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии










РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии









РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии



РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии

Мои работы 4


РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии






РЕЗНАЯ ШКАТУЛКА.Творческий проект по технологии




© 2010-2022