- Преподавателю
- Технология
- Методическое объединение учителей трудового обучения
Методическое объединение учителей трудового обучения
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ВОЛОВИК Е.В. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическое объединение учителей трудового обучения ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Донецка образовано в 1996 году.
Цель деятельности методического объединения учителей трудового обучения:
- содействие повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующего успешной социализации в общество.
Задачи деятельности методического объединения учителей трудового обучения:
- совершенствовать содержание образования по трудовому обучению и его учебно-методическое обеспечение в соответствии с современными требованиями к коррекционно-развивающему образовательному процессу на основе федеральных и региональных требований, прогрессивных технологий, повышения профессионализма педагогов;
- обеспечить профессиональный, культурный, творческий рост педагогов трудового обучения;
- осваивать новые технологии и методы педагогической деятельности в области трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- изучать и анализировать состояние преподаваемого учебного предмета;
- обобщать передовой педагогический опыт по формированию социально-трудовых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышать уровень компетенции педагогов в области развития и коррекции различных сторон личности обучающихся, способствующих их активной социализации.
В содержание деятельности МО входит:
- изучение нормативных документов, регламентирующих развитие образования, и методической документации, определяющей специфику предмета «трудовое обучение» в специальной (коррекционной) школе; - отбор содержания и составление рабочих программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневого их преподавания;
- анализ авторских (модифицированных) программ и методик педагогов трудового обучения;
- проведение анализа состояния преподавания предмета «трудовое обучение» в специальной (коррекционной) школе;
- организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов;
- выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных программ и трудовой подготовки;
- организация работы по накоплению дидактического материала;
- ознакомление с методическими разработками различных авторов по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе;
- проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
- работа по активизации творческого потенциала педагогов.
Основными формами работы МО являются:
- заседания, посвященные вопросам методики трудового обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;
- творческие отчеты и мастер-классы;
- открытые уроки;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам коррекционной педагогики и психологии;
- взаимопосещение уроков;
- участие в интернет - конференциях и веб-семинарах, посвященных вопросам трудового обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-интерактивные формы профессионального общения учителей трудового обучения.
Вся деятельность школы-интерната направлена на создание образовательного пространства, в котором ребёнок с ограниченными возможностями здоровья живёт, развивается, приобретает профессию, получает реальный опыт успешной социализации. В школе создана служба сопровождения профессионально-личностного становления воспитанников школы - интерната.
В школе находятся 6 мастерских: 2 швейные мастерские; 1 швейно - трикотажная, 3 столярные. Для организации трудового обучения школьные мастерские обеспечены современным оборудованием и инструментом. В числе педагогов школы-интерната - 6 учителей трудового обучения, инструктор по трудовому обучению, учитель изобразительного искусства, черчения, конструирования одежды и профессиональной этики.
Педагогический состав МО учителей трудового воспитания
Педагоги
Стаж педагогической работы в школе-интернате
Квалификационная категория
1
Воловик Елена Викторовна
учитель швейно-трикотажного дела,
руководитель МО учителей трудового обучения
с 1995г.
I
2
Кауфман Вера Дмитриевна
учитель швейного дела, инструктор по труду
с 2001г.
II
3
Капля Елена Борисовна
учитель изобразительного искусства, черчения, конструирования одежды, профессиональной этики
с 2000г.
I
4
Мелякова Елена Евгеньевна
учитель швейного дела
с 2004г.
высшая
5
Поваляев Александр Николаевич
учитель столярного дела
с 2003г.
I
6
Орлянский Анатолий Васильевич
учитель столярного дела с элементами художественной обработки древесины
с 2012г.
7
Мелихова Галина Альбертовна
учитель столярного дела с элементами художественной обработки древесины
с 2003г.
I
Профили трудового обучения представлены специальностями: швея, столяр.
Этапы и содержание подготовки к трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у него нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. В качестве базового курс «Технология» в специальном (коррекционном) учреждении предусматривает подготовку к труду детей с ограниченными возможностями здоровья по возрастным этапам:
I Подготовительный или вводный (1-4 классы):
• профинформация;
• выявление творческих способностей, профессиональных интересов;
• ручной труд (1-3 классы);
• трудовое обучение в 4-х классах;
• общественно-полезный труд.
II Ориентировочный (5-7 классы):
• профинформация;
• выявление трудовых способностей;
• трудовые пробы;
• трудовое обучение по выбранному профилю;
• общественно-полезный производительный труд;
• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях.
III Формирующий (8-9 класс):
• профинформация и пропаганда;
• выявление интересов, способностей, возможностей;
• профдиагностика и тестирование;
• формирование профпланов и их коррекция;
• развитие профинтересов;
• прогноз трудоспособности;
• трудовые пробы;
• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;
• общественно-полезный производительный труд.
IV Заключительный этап (10-11 класс):
• развитие социальных и эмоциональных навыков в процессе производственного обучения;
• обучение умению общаться в трудовой ситуации;
• формирование социально - нормативного поведения в трудовой ситуации;
• формирование профпланов и их коррекция;
• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;
• прогноз трудоспособности.
На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно-полезному труду. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее массовыми профессиями с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.
На втором, ориентировочном, этапе (5-9 классы) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. В 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функции. В профориентационном плане продолжается профпропаганда и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных и установок на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы.
На третьем, формирующем, этапе в 8-9 классах осуществляется профильная ориентировка на доступные виды труда, формирование профессиональных трудовых интересов, изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период проводится профдиагностика и профтестирование, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция.
На заключительном этапе происходит углубленное изучение основ швейного дела и столярного дела. Обучающиеся изучают промышленную технологию пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство универсальных и специальных швейных машин, способы конструирования и моделирования швейных изделий, правила безопасной работы на швейных предприятиях и овладевают скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. При обучении столярному делу в 10-11 классах количество изучаемых предметов увеличено на 4,т.к. современный столяр в условиях рыночной экономики должен не только в совершенстве знать приемы и способы работы на различном оборудовании, но и знать основные приемы и способы изготовления и отделки мебели. Отличительной особенностью данного этапа является производственная практика.
Для обеспечения максимальной успешности воспитанников в овладении различными видами деятельности на втором, третьем и четвертом этапах обучающиеся посещают факультативы: «Мастерица», «Бисеромания», «Роспись по дереву», «Калейдоскоп», «Выпиливание и выжигание», «Радуга», «Юный техник».
Для воспитанников школы-интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Обучающиеся старших классов, под руководством учителей трудового обучения, оказывают большую помощь школе:
• ремонтируют мебель;
• шьют шторы, покрывала;
• выполняют работу по заказам воспитателей и администрации интерната;
• занимаются ремонтом одежды;
• шьют костюмы для художественной самодеятельности;
• изготавливают несложную мебель;
• высадили на территории учреждения фруктовый сад;
• омолодили новыми саженцам парковую зону;
• занимаются цветоводством;
• изготавливают коррекционный материал.
Итогом трудового обучения в стенах школы-интерната и путевкой в самостоятельную жизнь является получение выпускниками свидетельства государственного образца с присвоением квалификационного разряда по специальности «столяр» или «швея».