Конспект урока по технологи

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России.

Здоровье школьников, по словам Г. Онищенко, как и в предыдущие годы, вызывает немалое беспокойство у врачей. Согласно статистическим данным, за последние 5 лет ухудшилось здоровье у более чем 21% детей до 14 лет, у 24% подростков. Показатели ухудшились по целому ряду заболеваний: желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, опорно-двигательного тракта, психическим расстройствам. К 1 группе здоровья (практически здоровым) относятся 33,9% школьников; ко 2 (существует опасность возникновения хронических заболеваний) - 36,9%; к 3 (есть хронические заболевания) - 16,1%. Эти цифры даны в среднем по России, но при этом, ситуация в сельской местности хуже, чем в городе.

За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию. К окончанию школы в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза - с заболеванием туберкулезом (по некоторым данным в 10 классе 5,5% детей болеют туберкулезом). К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал (течение беременности, роды, здоровье новорожденных).

В России продолжается быстрое сокращение показателей роста, массы тела, объема легких и силовых показателей у детей и подростков обоих полов.

«Сегодня российская нация превращается в одну из самых низкорослых наций в мире. За последние 10 лет мы стали ниже в среднем на 1.5 см»

В РФ наблюдается деградация физического развития детей и подростков. По сравнению с данными предыдущих лет силовые показатели у мальчиков снизились на 18%, а у девочек - на 21%. Сокращается число детей, имеющих нормальную массу тела: сейчас в России пониженный вес имеют 20% детей. Объем легких у современного молодого поколения сократился на 18%.

Ежегодно в стране снижается число юношей, годных к строевой службе, а порядка трети российских детей уже имеют ограничения к выбору профессии по медицинским показателям, подчеркнул академик.

По словам Главы комиссии Общественной палаты РФ детского врача Леонида Рошаля «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас», - заявил Рошаль в интервью Интерфаксу.

Группы здоровья по нашей школе

В 2013-2014 учебном году проходил медицинский осмотр учащихся нашей школы. Были выявлены следующие группы осмотра:

1 группа - 68 уч-ся

2 группа - 89 уч-ся

3 группа - 26 уч-ся

4 группа - 1 уч-ся

Итоги медицинских осмотров детей школы


  • Заболевания сердечно-сосудистой системы - 33 чел.

  • Заболевания органов дыхания - 10 чел.

  • Заболевания мочеполовой системы - 7 чел.

  • Заболевания желудочно-кишечного тракта - 19 чел.

  • Заболевания нервной системы - 4 чел.

  • Заболевания эндокринной системы - 25 чел.

  • Снижение зрения - 33 чел.

  • Заболевания органов зрения - 2 чел.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата - 20 чел.

  • Заболевания ЛОР-органов - 7 чел.






Урок по теме "Учет состояния здоровья при выборе профессии"

Чтобы люди находили счастье в своей работе,

необходимы три условия:

работа должна быть им по силам,

она не должна быть изнуряющей,

и ей должен сопутствовать успех.

Дж. Рескин

Цель:

дать определение понятию "здоровье", раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, дать определение понятию «медицинские противопоказания», объяснить необходимость учёта медицинских противопоказаний при выборе профессии, использовать практический метод при определении общего уровня здоровья учащихся класса.

Задачи:

Познавательные:

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины;

б) умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся;

в) показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;

г) ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.

Развивающие:

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с учебником и другими источниками);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;

г) проявлять коммуникативные умения работы в группе.

Воспитывающие:

а) формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута;

б) показать формирование в сознание учащихся целостной картины будущей профессиональной карьеры.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Категориальный аппарат урока. Основные понятия и термины, используемые на данном уроке: здоровье; группы профессий по влиянию на них производственных факторов; противопоказанные профессионально-производственные факторы; уровень физического развития.

Материалы, необходимые для проведения урока: учебное пособие, Трудовой кодекс РФ, индивидуальные карточки, "Анкета здоровья", компьютерная презентация.

Рекомендуемая литература:

Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. - П.С.Ларнер, Г.Ф.Михальченко, А.В. Прудило и др. под редакцией С.Н.Чистяковой М.: Просвещение, 2007;

Технология 9 класс: материалы к урокам раздела "Профессиональное самоопределение" по программе В.Д. Симоненко- составитель А.Н.Бобровская - Волгоград, 2005;

Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. //Школа и производство № 3, 1994;

Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой - СПб: Речь, 2007.

По типу данный урок можно отнести к комбинированному, который представляет собой соединение элементов теоретического и практического занятий. Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над заданиями и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.

Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1).

Содержание занятия

Организационное начало урока:

Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиях, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор - выбор будущей профессии - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии - как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная деятельность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Скажите, что вы понимаете под термином "здоровье"? (Ответы учащихся: отсутствие болезней, хорошее самочувствие, отличное настроение и др.).

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием "здоровье". По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Смотрим презентацию, записываем определение в тетрадь.

Наверное, Вам интересно будет узнать, как же обстоит дело со здоровьем у подростков и старшеклассников по России в целом и у нас в школе в частности.

Сообщение о состоянии здоровья школьников.

Сейчас я предлагаю Вам провести небольшой тест (карта здоровья) с помощью которого можно выявить общее состояние здоровья у учащихся вашего класса. Необходимо ответить на 16 вопросов и отметить напротив каждого вопроса. знаком плюс то, что Вам подходит и знаком минус то, что вы считаете Вам не присуще.

Заполнение листка здоровья.

Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека? В чём это выражается? В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов. Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на пять групп (показ слайдов презентации)

Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер, юрист и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие неблагоприятных производственных факторов (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

К третьей группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок (пожарный, спасатель, высотник).

Четвертая группа - это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Пятая группа - это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения - чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха - настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния - парфюмер. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.

Смотрим классификацию на раздатках.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Значит, если с одной стороны существуют определенные факторы в профессиях, которые влияют на здоровье человека, а с другой стороны существуют некоторые отклонения в здоровье выпускников, будут иметь место и ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Вы со мной согласны? Да, эти ограничения называют медицинскими противопоказаниями.

Смотрим презентацию, записываем определение в тетрадь.

Я знаю, что многие из вас уходят из школы после 9 класса.

Обратите внимание на экран, сейчас мы с Вами просмотрим небольшие видеофрагменты, где показана взаимосвязь именно тех профессий, которые выбирают выпускники 9х классов, и существующих к ним медпротивопоказаний.

Просмотр видеороликов.

С более полным перечнем медицинским противопоказаний к профессиям Вы познакомитесь с помощью раздаток у Вас на столах( пояснения к раздатке). Это Вы сделаете дома.

Смотрим раздатки на столах.

Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку "подарок" в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии.

Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсационных механизмов. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее.

Закрепление и обобщение.

Беседа:

1) Дать определение понятию «Здоровье».

2) Какие группы профессий по степени влияния на здоровье человека Вы знаете7

3) Что такое медицинские противопоказания?

4) Назовите наиболее распространенные заболевания у старшеклассников.

5) Почему неправильный выбор профессии может ухудшить состояние здоровья?

6) Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нанести вред здоровью и не усугубить заболевания, если таковые у вас имеются?

В заключение урока мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм - больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье - это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

Выводы по уроку.

Оценки.

Домашнее задание:

1. Выучить определение понятий «здоровье», «медицинские противопоказания»;

2. Запомнить классификацию профессий по профессиональным показаниям;

3. Письменно заполнить индивидуальную карточку.

Практическое задание: «Оценивание осанки». (если хватит времени)Конспект урока по технологи

© 2010-2022