• Преподавателю
  • Технология
  • «Оценивание образовательных результатов обучающихся как условие развития их мотивации к обучению»

«Оценивание образовательных результатов обучающихся как условие развития их мотивации к обучению»

Оценивание образовательных результатов бучающихся - это важнейший фактор, влияющий на мотивацию учащихся к обучению. Оценка, поставленная учителем, одноклассниками, может являться как сладким "пряником", так и "кнутом" в учебном процессе. На сегодняшний день задача учителя заключается в том, чтобы сделать все возможное для превращения оценивания в процесс "повышения мотивации", а не в процесс "наказания". В современной педагогической практике существует очень много возможностей для этого. Одной ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Оценивание образовательных результатов обучающихся как условие развития их мотивации к обучению»

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправ­ленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из оп­ределенных психологических и педагогических предпосылок, сде­лать учебный материал удобным для глубокого и успешного усво­ения обучающимися. Одной из целей этих усилий являет­ся формирование устойчивых познавательных интересов у школь­ников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.

Мотивация объясняет направленность действия, организован­ность и устойчивость целостной деятельности, стремление к до­стижению определенной цели.

Формирование учебной мотивации у обучающихся без преувеличе­ния можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обу­чения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получе­нию образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспи­танности выпускников всех учебных заведений, то важность на­званного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Мотивационная составляющая личности достаточно разнооб­разна.

А.К. Маркова определяет смысл учения как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «при­кладывание», если можно так выразиться, школьником процес­са обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не про­исходят автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обуче­ния необходимо формировать у школьников активное внутрен­нее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Лично­стный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны ана­лизироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.

Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам. Отношение школьника к учению выражается в активности:

-готовность выполнять учебные задания;

-стремление к самостоятельной деятельности;

-сознательность выполнения задания;

-систематичность обучения;

-стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность;

-осуществление деятельности самим обучающимся без помощи учителя, взрослых. (1)

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь важна высокая требовательность, уважительное отношение к обучающемуся, систематическое поощрение творческой активности и нетерпимости к лени и недобросовестности. Должна быть непременная стимуляция оценкой познавательной активности обучающихся. Необходимо учитывать

индивидуальные познавательные интересы и склонности каждого школьника.

Познавательный интерес - самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, не нуждается во внешних стимулах. Это мотив сложный, состоящий из ряда частных мотивов:

1. Широкие социальные мотивы - общечеловеческие, патриотические. Если они являются единственными и не сочетаются с другими, то не считаются показателями познавательного процесса.

2. Мотив осознания собственного роста - главный двигатель развития личности обучающегося, показатель эффективности обучения и гарантия устойчивости интереса.

3. Мотив практической значимости - его роль возрастает в старших классах.

4. Мотив широкой любознательности - увеличение учебной нагрузки и

дифференциация интересов обучающихся в старших классах ведут к почти полному его исчезновению.

5. Мотив интеллектуально- духовной радости - один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности. Характерен больше для младших классов, а в старших классах является показателем высоких способностей обучающегося.

6. Мотив престижа - является важным условием формирования оценки и

самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом и юношеском возрасте вместе с потребностями личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехом в учебе.

7. Мотив общения - при сочетании с другими мотивами свидетельствует о

творческой атмосфере на уроках. У слабоуспевающих учеников он является

антистимулом.

8. Мотив «нравится учитель» - играет решающую роль в младших классах. В старших классах интерес к предмету достиг такой глубины и устойчивости, когда не нужны внешние побудители. (2, стр 2)

Хотелось бы подробнее остановиться на одном из вышеназванных мотивов к познавательной деятельности обучающихся - это «мотив престижа». Исчезновение этого мотива - показатель снижения интереса и сопровождается ростом антистимулов и антимотивов. А как в основном обучающийся в учебном заведении, в первую очередь, может заработать себе престиж, который ему так необходим для повышения самооценки, для интереса к учебной деятельности и соответственно для повышения мотивации к обучению? Конечно, только удивляя своих преподавателей, сверстников и родителей хорошими, твердыми показателями учебной деятельности по предмету, за которые он может получить хорошие и отличные оценки своей учебной деятельности.

Но каждый раз при оценивании результатов учебного труда обучающихся перед учителем стоит дилемма - какую оценку поставить, что бы она была правильной и неоспоримой, была не завышенной или заниженной и, в то же время являлась условием повышения мотивации обучающихся к учению. Ведь именно оценка играет главную роль в развитии мотивации обучающихся на протяжении всего его времени обучения в учебном заведении. Если остальные мотивы характерны для конкретной возрастной категории обучающихся, то оценка является чуть ли не главной «движущей силой» учебного процесса.

Методы оценивания результатов учебного труда обучающихся всегда вызывали споры среди преподавателей, работающих в школе, колледже, ВУЗе, людей, занимающихся наукой, и, к сожалению, отголоски этих споров слышны еще и на сегодняшний день.

В современной педагогической практике сейчас используется большое количество методов оценивания, таких как формативное оценивание, суммативное оценивание, критериальное оценивание, внешнее оценивание труда обучающихся. От традиционной пятибалльной системы оценивания в современной педагогике уже стараются уходить, поняв, что эта система оценивания не дает эффективный результат на данном этапе развития в области образования. Конечно, то, что складывалось тысячелетиями, не переделать за несколько десятков лет, но ведь можно изменить сам подход к оцениванию, способ оценивания для того, чтобы в журнал и дневник обучающегося выставить хорошую оценку по предмету, которой он оценил себя сам, которую выставили ему его одноклассники, которую с радостью поставил ему учитель, которая выставлена по каким-либо критериям, заранее известным всем участникам образовательного процесса. При таком подходе в оценивании может решиться проблема с низкой мотивацией обучающихся, с повышением познавательного интереса, с повышением самооценки обучающегося и положении его в обществе сверстников, не возникает споров по поводу выставленной оценки со стороны всех участников учебного процесса, включая и родителей. Все это возможно и с нашей пятибалльной системой оценивания, стоит лишь изменить подход и способы оценивания учебного труда обучающихся. И тогда оценка из так называемого «кнута» превратиться в «пряник».


Использованная литература:

1.nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/psihodiagnostika-uchebnaya-motivaciya-shkolnikov-kak-pokazatel

2. «Мотивация и стимуляция учебной деятельности учащихся», Поддубная Римма Анатольевна, г. Люберцы, 2011 год.

Нацаренус М.А. - учитель Вознесенской средней школы

Буландынского района

Акмолинской области


© 2010-2022