Методы решения творческих задач. Генерация идей. Прямая мозговая атака

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 19. Методы решения творческих задач. Генерация идей. Прямая мозговая атака.

Технология 10 кл.

Цель урока: - формирование представлений о методе решения творческих задач (МА)

Задачи: выяснить суть метода, применить на практике; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

1953 году вышла книга Алекса Осборна «Управляемое воображение

ЭТАП II. Повторение и актуализация необходимых знаний

-Назовите виды творчества (художественное, научное, техническое)

-Что такое ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО ?

III. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

ЭТАП "ОТКРЫТИЕ" НОВОГО ЗНАНИЯ

(Записать) Мозговая атака»- метод коллективного творческого поиска нового направления решения проблемы

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, которая приводит к интеллектуальному взрыву («Что? Где? Когда?», «Брей- ринг») - участники встречи одну версию выдвигают из нескольких

Цель метода МА побудить членов творческой группы к изобретению как можно больше разнообразных идей

Разогрев Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

IV.Включение изученной учебной информации в систему известных знаний Задание. Проект оформления цветника

Оформлением участков занимаются специалисты. Ведь создавать эффективную цветочную клумбу, которая долгое время будет радовать безупречным видом не так просто. Для этого мало посадить растения, нужно грамотно их подобрать и правильно за ними ухаживать. Да и проект цветника нужно хорошо продумать. Люди, которые покупают огромные участки, они трудятся, чтобы было все красиво, эстетично. Они не только сажают и ухаживают за цветами, так же строят фонтаны и парки.

Дизайнер

Слово в русском языке вошло несколько десятилетий назад. В английском языке designer - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров.

  • Дизайнер - специалист, имеющий художественное образование.

Выполнение задания. 1. Проект оформления цветника

2. Защита работ

V. Рефлексия деятельности

  • синквейн на тему метод МА (мозговая атака или мозговой штурм) и ответьте на вопросы:

  • Сегодня на уроке я узнал, что…

  • Мне больше всего понравилось…

Задача1 надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Задание. Проект оформления цветника

  • Оформлением участков занимаются специалисты. Ведь создавать эффективную цветочную клумбу, которая долгое время будет радовать безупречным видом не так просто. Для этого мало посадить растения, нужно грамотно их подобрать и правильно за ними ухаживать. Да и проект цветника нужно хорошо продумать. Люди, которые покупают огромные участки, они трудятся, чтобы было все красиво, эстетично. Они не только сажают и ухаживают за цветами, так же строят фонтаны и парки.



© 2010-2022