Проект по технологии на тему Деревянная скульптура

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Няндома»









ТВОРЧЕСКИЙ


П Р О Е К Т


По технологии


Тема: Деревянная скульптура










Выполнил:

Уланов Максим

ученик 7 класса


Руководитель:

Евстафеева Светлана Васильевна

учитель технологии и ИЗО










2013 год.

Содержание.

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I. Исследовательский этап.

История деревянной скульптуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4


Деревянная скульптура как украшение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Виды резьбы по дереву. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Выбор породы дерева для резьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 11

Инструменты для резьбы по дереву. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Выбор варианта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Выбор лучшей идеи, обоснование выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

ІІ. Технологический этап.

Последовательность выполнения объемной резьбы. . . . . . . . . . . 16

Освоение приемов объемной резьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Инструкционно-технологическая карта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

ІІІ. Заключительный этап.

Экономический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Экологическое аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Самоанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Пояснительная записка.


ЦЕЛИ:

1. Разработка и выполнение творческого проекта совместно с учителем.

2.Знакомство с историей возникновения деревянной скульптуры.

3. Разработка и изготовление скульптуры.

4. Оценка проделанной работы.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить историю деревянной скульптуры.

  2. Познакомиться с материалом и инструментами для резьбы.

  3. Освоить приемы выполнения операций.

  4. Выбрать модель.

  5. Составить технологическую последовательность изготовления

изделия.

  1. Изготовить скульптуру.

  2. Защитить проект.


Для проекта я выбрал тему «Деревянная скульптура». Дерево можно назвать поистине магическим материалом, который способен перевоплотиться в мебель, предметы быта, напольное покрытие. Но когда мастер создает скульптуру это похоже на настоящее волшебство.

Изделия из дерева - яркое явление в русском искусстве: сувениры, шкатулки, деревянная скульптура, статуэтки всегда являлись гордостью наших резчиков.

В дереве воплощаются самые различные образы, которые могут быть и персонажами русских сказок, и китайскими драконами, и азиатским Буддой.

Мы часто задаемся вопросом, какой подарок подарить на день рождения своим близким, друзьям и товарищам. На этот вопрос есть один прекрасный ответ. Статуэтки из дерева могут послужить прекрасным выбором. Статуэтки из дерева могут иметь очень красивый внешний вид.

Красивые деревянные статуэтки прекрасно сочетаются с любым интерьером. Это не удивительно, так как дерево само по себе является универсальным материалом, который используется во многих руслах.

Фигурки бывают разных цветов, размеров. Статуэтки из дерева, удивят Вас своим внешним видом, таким искусным и мастерски выполненным. Резные статуэтки из дерева имеют большое разнообразие и огромное количество вариаций! Это прекрасно, так как статуэтки украсят любое помещение, так же их можно с легкостью коллекционировать!

I. Исследовательский этап.


История деревянной скульптуры.

Дерево - один из древнейших скульптурных материалов. Деревянная скульптура была распространена в странах Древнего Востока. Это подтверждается сообщениями историков древности - Павсания, Плиния и других. Деревянные изображения богов были распространены и в Греции и в Риме (деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй). История деревянных скульптур очень богатая.

Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа.

За деревянной скульптурой был постоянный уход. Ее мыли и натирали воском. Нередко скульптура натиралась и эфирными маслами - для благоухания.

В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву - это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры. Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством.

Под влиянием западных мастеров в XVII веке в резьбе по дереву появляются новые веяния; в это время даже патриарх Никон выписывает из-за рубежа альбомы образцов резьбы - «Книги мастерские к резному делу в «лицах»- и затем приглашает иностранных резчиков по дереву.

Любопытным образцом круглой народной пластики, созданным в петровское время, является, например, скульптура «Петр на коне» Об этой скульптуре существует легенда: после усмирения стрелецкого бунта группа осужденных на смертную казнь стрельцов находилась в Юрьеве-Польском. Здесь одна из монахинь обратилась к Петру I с просьбой о помиловании осужденных. Петр помиловал эту группу стрельцов. В память об этом событии была создана скульптура «Петр на коне». Скульптура была вырезана смоленским скульптором-резчиком Марком Бородавкиным, жившим в XVIII веке. В 1963 году скульптура была реставрирована скульптором А. П. Егоровым.

Интерес к круглой скульптуре подтверждается еще и тем, что именно в эти годы Летний сад украшается многочисленной скульптурой: здесь уже в 1710 году было установлено более тридцати мраморных статуй.

В резьбе деревянных иконостасов, представляющей особый вид декоративного искусства, также появляется круглая скульптура. Одной из таких выдающихся работ является иконостас с ажурной резьбой Петропавловского собора (1722-1726 годы), выполненный резчиками И. Телегиным и Г. Ивановым по проекту архитектора и мастера резьбы И. П. Зарудного и отличающийся высоким мастерством.

В 1716 году Петром I был приглашен французский архитектор Ж. Леблон, которому Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон впервые учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы дерева, такие, как дуб, клен, ясень, вяз, липа, по специальному указу были взяты на учет.

В то время как созданная Леблоном школа готовила резчиков по дереву, Петром I из Франции и Германии были приглашены мастера по орнаментальной резьбе и горельефной скульптуре для украшения строящихся кораблей; работая на верфи, эти скульпторы обучали одновременно и русских мастеровых. Украшение носовых частей кораблей ведет свое начало с Древней Руси. Так известно, что во времена Ивана Грозного корабли украшались головами львов, драконов, слонов, единорогов и т. п.

С начала XVIII века корабли стали украшать главным образом традиционным грозным львом, стоящим на задних лапах. Иногда вместо льва выполняли фигуры амуров или мифологических героев.

Среди этих канонизированных изображений были исключения, так, в частности, в 1724 году был приглашен скульптор Б.-К. Растрелли, который из дуба выполнил полный портрет Петра I.

Традиционную фигуру льва продолжали изображать многие годы, затем она была заменена фигурой святого, имя которого носил корабль. Корма корабля декорировалась также гербами, вензелями, гирляндами цветов, вырезанными на дубовых досках, которые крепились на специальных болтах.

Во второй половине XIX века в России начинают строиться фрегаты, корветы, клипера, предназначенные для дальних плаваний. Морское ведомство привлекло для украшения этих судов выдающихся скульпторов, а в здании Адмиралтейства открывается специальная мастерская для лепки скульптуры и воссоздания ее в твердых древесных породах.

В наше время носовая скульптура показалась бы анахронизмом, но это не так. Норвежский судовладелец Фред Ольсен украшает свои суда скульптурой, он в 1931 году первым в современном судостроении поставил на торговый пароход скульптуру, а затем снабдил деревянной скульптурой еще 20 судов.

До XVIII века резчики по дереву были заняты в Москве в мастерской Оружейной палаты. По указанию Петра I многие из них были отправлены в Петербург на строительство Адмиралтейства и дворцов в Царском Селе.

Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов.

В тех случаях, когда деревянная скульптура должна была находиться в особо неблагоприятных условиях или прослужить очень большой срок, ее исполняли из дуба.

Интересно отметить, что в декоративной отделке деревянных фигур в XVIII веке применялся особый прием, состоящий в том, что деревянная скульптура, предназначенная стоять на открытом воздухе, обычно обивалась холстом, покрывалась левкасом и только после этого расписывалась лаковыми красками и украшалась «золотой» росписью, целиком покрывалась бронзовым порошком - сусальным золотом.

Таким образом, деревянная декоративная скульптура, как мы видим, устанавливалась не только внутри помещений, но в отдельных случаях создавалась для фонтанов и широко применялась для украшения фасадов зданий. Так, на чертеже 18 века, где изображены фасады Екатерининского дворца в Царском Селе, катальная горка, павильоны Эрмитажа, павильон «Грот», можно видеть многочисленную скульптуру, запроектированную на фасадах этих зданий. Все балюстрады этих зданий были также украшены деревянными статуями и вазами. Устанавливались деревянные изваяния также и у парадных входов зданий. Такие украшения в то время были чрезвычайно популярны.

С созданием Академии художеств для преподавания резьбы по дереву из-за границы были приглашены специальные мастера - художники и профессора. Первым из них был Н. Жилле, учениками которого, в частности, были Ф. Г. Гордеев и М. И. Козловский. После Жилле был Л. Ролланд, который преподавал не только обработку дерева, но и моделирование в других скульптурных материалах.

В 1769 году Ролланд ушел в отставку, и на его место в 1770 году был приглашен Я. Шварц, воспитавший плеяду талантливых художников - резчиков по дереву. Сам Шварц был автором многих интересных работ. Шварц пробыл в Академии художеств до 1774 года и был сменен Гальеном, который, кроме резьбы по дереву, обучал и «позолотному делу». Гальен проработал в Академии до 1788 года, когда была упразднена должность преподавателя - резчика по дереву.

Все это показывает, что в Академии художеств почти до конца XVIII века придавалось большое значение резьбе по дереву, и этот материал широко применялся для украшения как интерьеров зданий, так и фасадов.

Техника и приемы резьбы по дереву тех времен не отличались от современных. Вот как описана резьба по дереву в одной из книг, изданных в XVIII веке: «Ваятель на дереве означает прежде на нем мелом предлежащий его работе образ. Потом принимается за дело и обсекает дерево начерно железными различной величины долотами, всаженными в большие и твердые деревянные рукоятки, которые бы могли выдержать повторяемые удары молота. Когда работа начерно сделана, то приводится оная ко окончанию другими разными долотцами, вытянутыми в жолобоватое острие, коего полукружия у оных бывает больше, а у других меньше, смотря по тому, сколько много должно выдолбить или округлить то место, которое долотом обсекается». Интересно отметить и известную пермскую скульптуру XV века, с которой вел борьбу епископ Иоанн и о которой он говорил: «Боги были болваны, истуканы, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные».

В XIX веке роль дерева как пластического материала постепенно уменьшается. Во второй половине XIX века скульптура из дерева окончательно вытесняется глиной, которую растущий импрессионизм избирает себе как основной материал, хорошо воспринимающий мазки и отпечатки пальцев, чтобы потом так же хорошо повторить их в бронзе. В это время дерево почти полностью исчезает на многие годы из мастерских скульпторов. Но в первые десятилетия нашего века дерево снова начинает использоваться скульпторами.

Деревянная скульптура как украшение.

Чтобы создать изделие мастер должен обладать умением обращения с деревом, недюжинной фантазией и творческим складом характера.

Деревянная скульптура как украшение может быть:

  • Частью веранды, крыльца, беседки либо другой конструкции из дерева;

  • Отдельно стоящей фигурой, которая призвана украшать дом или сад;

  • Поддерживающей крышу и выполняющей функции колонны;

  • Атрибутом вашего сада, исполняя роль скамеечек, качелей или украшая беседку;

  • Совсем скромной и маленькой или монументальной и грозной.

Изделие из дерева гармонично впишется в любой интерьер, став изюминкой дома, или талисманом вашего офиса. Деревянная скульптура станет и самым лучшим, эксклюзивным и необычным подарком друзьям к любому празднику.

Виды резьбы по дереву.

Скульптура из дерева - один из видов резьбы по дереву.

Основные виды резьбы по дереву: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.

В плоскорельефной резьбе невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном.
Для рельефной резьбы характерны углубленный фон и выступающие над ним формы изображения - низкорельефные (барельеф) и высокорельефные (горельеф).

Геометрическая (выемчатая) резьба создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. Контурная резьба выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование.

Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона. Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет.
При накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки.

Под объемной резьбой понимают обычно мелкое трехмерное изображение - скульптуру.

В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды: накладная резьба со сквозной, плоскорельефная с контурной и т. д.

Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптуры, бытовая утварь. Деревянная скульптура - хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные художественные изделия.

Выбор породы дерева для резьбы.


Разные работы можно выполнять на древесине практически всех пород дерева. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон. Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняется как монументальные, так и небольшие, камерные композиции. Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и т. п. В выборе материала для резьбы не следует ограничиваться только лиственными породами. Освоив технологию резных работ, можно браться и за хвойные породы - ель, сосну, пихту, лиственниц. Однако необходимо иметь в виду, что для тонкой резьбы они не годятся: их древесина очень хрупка и неравномерна по плотности, поэтому легко скалывается по слою, особенно, если элементы изображения мелкие.

У нас, на Севере скульптуры изготавливают из мягкой древесины липы, осины, ольхи.

Заготовки делают:

- в виде "горбушки" (часть ствола с круглым верхом) - для горизонтальной скульптуры;

- в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) - для вертикальной.

Инструменты для резьбы по дереву.


Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.

Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения резьбы, а также для зачистки углубленного фона предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавой удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.

Проект по технологии на тему Деревянная скульптура

Инструмент для резьбы по дереву:
а, б, в, г - прямая, отлогая, средняя, крутая стамески, д - клюкарза; е - стамеска-уголок; ж - церазик; з - нож-косяк.

Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. См. рисунок ниже.

Проект по технологии на тему Деревянная скульптура

Заточка резца:

а - положение стамески при заточке со стороны фаски; б - положение стамески относительно бруска; в - положение стамески при заточке с лицевой стороны; г - режущая часть косяка (1 - угол скоса; 2 - носок; 3 - лезвие; 4 - пятка; 5 - вторая фаска; 6 - первая фаска; 7 - угол заострения); д - правка лезвия; е - заточка полукруглой стамески на весу.

Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку изделия.





Варианты

Проект по технологии на тему Деревянная скульптураМодель №1.

Проект по технологии на тему Деревянная скульптураМодель №2.

Проект по технологии на тему Деревянная скульптура

Модель №3

ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА

Рассмотрим три изделия. Знаком "+" отметим удовлетворение предъявляемых требований, знаком "-" - неудовлетворение.

Дизайн - спецификация

Модель № 1 Модель № 2 Модель № 3

1. Эстетичность _ _ +

2. Небольшой размер + + +

3. Доступные и экологически

чистые материалы _ + +

4. Отвечать требованиям

пропорциональности форм и линий

(требованиям дизайна) + _ +

5. Быть устойчивым _ _ +

6. Подходить к интерьеру + + +

7. Быть несложным в изготовлении _ + +

Все модели оригинальны, но вторая модель самая сложная из трех. На ее изготовление нужно больше времени, чем на остальные. Первая модель не очень устойчива. Третья модель отвечает всем предъявленным требованиям и подходит для работы по данному проекту более остальных, так как я на уроках технологии учусь работать с деревом.


II. Технологический этап.


Последовательность выполнения объемной резьбы.

По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30 - 40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку. Завершает работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные изделия, как правило, не окрашиваются.

Освоение приемов объемной резьбы.

Освоение приемов объемной резьбы рекомендуется начать с выполнения статичной фигурки человека - она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличиваю размеры и усложняя форму.

Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры в всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы.

Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из "горбушки".

При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы.
На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д. В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают.

Инструменты и приспособления: токарный станок, токарный резак, фигурные стамески, нож, сверлильный станок, сверло (перьевое), карандаш, наждачная бумага, ножовка, напильник, кисть.

Материалы: березовая болванка, лак.




Инструкционно-технологическая карта

по изготовлению скульптуры «Девушка с ведрами»


Описание операции

схема

Инструменты и приспособления

1

Выбор материала

осиновое полено

2

черновая обрубка, придать заготовке приблизительную форму фигурки

Нож, стамеска

3

Прорабатывание основных объемов

полукруглые стамески

4

обработка мелких деталей

стамески

5

окончательная отделка скульптуры

нож

6

шлифовка

Наждачная бумага (мелкая)

7

Вытачивание ведерок

Токарный станок, резец

8

Изготовление коромысла

нож

9

Лакирование изделия

кисть




III. Заключительный этап.

Экономический аспект

Осиновую болванку я взял дома - поэтому на материал не тратился. Инструменты, необходимые для работы - есть в мастерской.

Работа на токарном станке - 30 мин. - 10 руб.

Работа на сверлильном станке - 10 мин. - 5 руб.

Лак - 0,2л - 18 руб.

Моя работа - 1 час - 20 руб.;

на изготовление статуи потребовалось 12 час.

12 · 30 = 240 рублей.

Себестоимость статуи: 273 руб.

Экологический аспект

Изготовление изделий с применением древесины, - экологически чистое, практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в почву, водоемы; при работе с материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу.

Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.

Самоанализ

Моя скульптура порадовала родителей. Во время работы над проектом я узнал много нового и интересного. Мне очень понравилось работать над скульптурой, и я думаю, что это не последняя моя работа.


Литература

1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. - М., 1999.

2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. - М., 1986.

3. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. - Мн., 1984.

4. Барташевич А. А., Богомазов В. В. Технология изделий из древесины. - Мн., 1995.

5. Барташевич А. А., Богуш В. Л. Конструирование мебели.- Мн., 1998.

6. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. - Мн., 1998.

7. Боровиков А. М., Уголев Б. Н. Справочник по древесине. - М., 1989.

8. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1994.

9. Григорьев М. А. Справочник молодого столяра, плотника и паркетчика. - М., 1989.

10. Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. - М., 1986.

11. Домовая и художественная резьба по дереву / Сост. А. В. Кирюхин. - М., 1996.

12. Интерьер вашего дома / Сост. Ю. А. Новоселов. - М., 1995.

13. Клятис Г. Я. Мебель своими руками. - М., 1989.

14. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1985.

15. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. - М., 1991.

16. Резьба по дереву. Пособие. - М., 1976.

17. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. - М., 1982.

18. Шумега С. С. Иллюстрированное пособие по производству столярно мебельных изделий. - М., 1991.


Приложение



Проект по технологии на тему Деревянная скульптура



Спокоен и свеж по - вечернему воздух,
Уж скоро, должно быть, деревня заснет.
В зеркальной реке отражаются звезды,
И девушка к ней с коромыслом идет.


© 2010-2022