Рабочая программа по технологии

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

(Обработка конструкторских

материалов с элементами машиноведения)

10 класс

Пояснительная записка

Главной целью образовательной области «Технология» является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, и овладению массовыми профессиями.

В разделе Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения отраженно изучение основных видов машин, применение на производстве и в быту, дано представления о наиболее распространённых конструкторских материалах (метал, дерево, пластмасса) и их свойствах, о технологии обработки указанных материалов.

Задачи:

1. Освоить правила, способы и приёмы чтения, выполнения чертежей различного назначения.

2. Формировать у учащихся пространственное воображение и основы графической культуры.

3. Развивать способности учащихся к логическому рассуждению и творческому мышлению.

4. Ознакомить учащихся с разработками технологических карт, планов.

5. Формировать умение выполнять отдельные операции и навыки изготовления простейших деталей из древесины и металла.

6. Воспитать у учащихся усидчивость, прилежность и самостоятельность.

Чертежом называется документ, содержащий изображение предмета и другие данные, необходимые для его изготовления. Еще в начале XIX века французским ученым Гасиаром Монжем было высказано выражение, ставшее крылатым: «Чертеж - это язык техники». Чертеж является одним из видом графического изображения, к которому можно отнести так же рисунки, схемы, карты, диаграммы и условные знаки. В настоящее время трудно назвать специалиста, не пользующегося тем или иным графическим изображением. В данном разделе изучаются основные положения, теории и практические приёмы оформления, выполнения и расшифровки графических изображений. Умение чертить, признаётся второй грамотностью, после первой - умения читать, гак как в результате овладения навыками обработки конструкторских материалов, человек правильно применяет в быту свои мысли и понимает изображения выполненные другими людьми. В результате этого учащиеся по данному разделу учатся читать чертежи, умеют различать виды машин, виды различных распространенных конструктивных материалов, начинают знакомиться с общим алгоритмом.

Содержание и структура курса «Технология обработки конструкторских материалов с элементами машиноведения» 10 класс

№ раздела Название раздела Количество часов в соответствии с ГОСО Углубленное изучение

Введение в курс основ технического черчения 2 4

I Основы технического черчения с элементами машиноведения 10 20

II Чтение и выполнение чертежей 10 20

III Сборочные чертежи 16 32

IV Чтение сборочных единиц (болтовые, шпилечные соединения) 18 36

V Чертежи и эскизы деталей.

Технический рисунок 12 24

VI Основы технического и строительного черчения 12 24

Всего 68 136

Введение (2/4 часа)

Введение в курс основ технического черчения с элементами машиноведения. Понятие о резьбе, шаге резьбы, сборочных чертежах.

Раздел 1. Техническое черчение с элементами машиноведения

(10/20 часов)

Тема 1. (2/4 ч)

Виды изделий и конструкторских документов. ЕСКД - единая система конструкторской документации. Стандарты.

Тема 2. (2/4 ч)

Чертежи валов, пружин, осей. Понятие о взаимозаменяемости. 11оминальные линейные размеры.

Практическое занятие.

Выполнение чертежа цилиндрического зубчатого колеса. Модуль и число зубьев.

Тема 3. (2/4 ч)

Эскиз цилиндрическою зубчатого колеса. Основная надпись данного чертежа.

Практическое занятие.

Выполнение спецификации по эскизу зубчатого колеса.

Тема 4. (4/8 ч)

Резьба, её шаг и направление. Виды резьбы. Условное изображение резьбового соединения. Трапециидальная, упорная резьба. Шаг резьбы, его обозначения. Из истории развития резьбы. Понятие «стержень», «патрон», «резец».

Практическое занятие.

Выполнение чертежа трубной и упорной резьбы. Спецификация чертежа.

Раздел II. Чтение и выполнение чертежей

(10/20 часов)

Тема 1. (2/4)

Детали с резьбой. Болт, шпилька, гайка. Изображение резьбового соединения.

Практическое занятие.

Чертёж болта, гайки, шайбы. Чертёж резьбового соединения.

Тема 2. (2/4ч)

Шпонки. Призматические, сегментные. Виды шпоночных соединений.

Практическое занятие.

Чертёж шпоночного соединения (призматическая).

Тема 3. (2/4ч)

Понятие о зазоре на шпоночном соединение. Шпонка в разрезе. Условные обозначения.

Практическое занятие.

Выполнения чертежа шпонки в разрезе (фронтальный, горизонтальный).

Тема 4. (4/8ч)

Обобщение данного материала. Чтение шпоночных чертежей по сборочным единицам.

Практическое занятие.

Применение условных изображений и упрощений на чертежах крепёжных деталей.

Раздел III. Сборочные чертежи

(16/32 часов)

Тема 1. (2/4ч)

Общее понятие о сборочном чертеже. Спецификация.

Практическое занятие.

Знакомство со сборочным чертежом. Вычерчивание спецификаций по размерам стандарта.

Тема 2. (2/4 ч)

Зубчатое, шлицевое соединение. Изображение сварных соединений.

Практическое занятие.

Выполнение аксонометрической проекции сварных соединений.

Тема 3. (2/4ч)

Стыковое, нахлёсточное соединение.

Практическое занятие.

Чертёж стыкового соединения.

Тема 4.(2/4ч)

Угловое и мировое соединение. Условности и упрощения на чертежах.

Практическое занятие.

Чертёж таврового соединения.

Тема 5. (2/4ч)

Изображение соединений, полученных пайкой.

Практическое занятие.

Чертёж спаянного соединения.

Тема 6. (2/4ч)

Соединения при помощи склеивания и сшивания.

Практическое занятие.

Чертежи данных соединений.

Тема 7. (4/8ч)

Обобщающий урок по данным видам соединений.

Практическое занятие.

Чтение сборочных единиц. Соединения разъёмные и неразъёмные.

Раздел IV. Чтение сборочных единиц.

(18/36) часов

Тема 1. (2/4ч)

Понятие о чертеже сборочной единицы. Чертеж общего вида.

Практическое занятие.

Чтение чертежа общего вида.

Тема 2. (2/4ч)

Особенности выполнение чертежа подшипника. Необходимые упрощения.

Практическое занятие.

Выполнение чертежа подшипника (роликового).

Тема 3. (2/4ч)

Уплотнительные устройства. Техническая характеристика уплотнительных устройств.

Практическое занятие.

Чертеж уплотнительного устройства.

Тема 4. (2/4ч)

Упрощение на сборочных чертежах. Спецификация.

Практическое занятие.

Применение упрощений на сборочных чертежах.

Тема 5. (2/4ч)

Деталирование. План деталирования.

Практическое занятие.

Деталирование сборочных узлов (карточки задания, авт. И. Василенко)

Тема 6. (2/4ч)

ЕСКД - единая система конструкторской документации

Практическое занятие.

Работа по справочникам. Стандарты.

Тема 7. (4/8ч)

Повторение и обобщение раздела «Чтение сборочных единиц».

Практическое занятие.

Выполнение чертежа сборочной единицы с натуры (узла).

Тема 8. (2/4ч)

Практическое занятие.

Чтение сборочных чертежей в паре. Чтение чертежей по карточкам. Защита сборочных чертежей в группах (малые КБ).


Раздел V. Чертежи и эскизы деталей. Технический рисунок.

(8/16) часов

Тема 1. (2/4ч)

Основная надпись чертежа.

Практическое занятие.

Выполнение основной надписи для чертежей и эскизов.

Тема 2. (2/4ч)

Эскиз детали. Основные этапы выполнения эскиза.

Практическое занятие.

Составление эскиза по плану.

Тема 3. (2/4ч)

Шероховатость поверхности детали.

Практическое занятие.

Выполнение чертежа и обозначение на чертеже вида обработки.

Тема 4. (2/4ч)

Практическое занятие.

Выполнение эскиза детали с натуры. Технический рисунок. Элементы шрафировки (понятие «теней»).

Раздел VI. Основы технического и строительного черчении. Топографический чертеж.

(8/16 часов)

Тема 1. (2/4ч)

Общее сведение о строительных чертежах. Строительные материалы и их условные обозначения.

Практическое занятие.

Построение проекций с числовыми отметками.

Тема 2. (2/4ч)

Фасад, план, разрез.

Практическое занятие.

Чертеж фасада здания. Высотные отметки. Архитектурные особенности.

Тема З. (2/4ч)

Особенности нанесения размеров на строительных чертежах. Топографический чертеж.

Практическое занятие.

Применение условностей на топографических чертежах. Построение экспликации.

Тема 4. (2/4ч)

Технический паспорт квартиры. Обозначение площадей. Санитарно-техническое оборудование.

Практическое занятие.

Выполнение чертежа плана этажа. Чтение технических паспортов квартир.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

• Виды изделий и конструкторских документов.

• Винтовые движения и винтовые линии.

• Виды резьбы и их обозначения.

• Основы ТБ при выполнении графических работ.

• Знать все виды шпонок (призматическая, клиновидная, сегментная).

• Знать изображение сварных соединений.

• Иметь понятие о чертежах сборочной единицы.

• Иметь общее представление о строительном чертеже.

• Оперировать стандартами.

Учащиеся должны уметь:

• Читать чертежи и технологические карты.

• Выявлять технологические карты.

• Выявлять технологические требования предъявляемые к детали.

• Составлять технологический план.

• Уметь читать сборочные единицы, узлы машин, станков.

• Уметь читать спецификацию.

• Разбирать строительные чертежи.

• Уметь выполнять деталировку.

• Уметь работать штангенциркулем, резьбомером.

• Читать чертежи болтового и шпилечного соединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Есмухан Ж.М., Черчение, Мектеп. 2002.

2. Есмухан Ж.М., Наби Ж.А., Пробное пособие для учителей, Мектеп, 2002.

3. Часова В.В., Техническое черчение в школе, Просвещение, 1976.

4. Вышнепольский И.С., Техническое черчение профтехобразование, Москва, Высшая школа, 1981.

5. Есмухан Ж.М., Экспериментальный учебник, Мектеп, 2005

6. Вышнепольский И.С. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Черчение, Москва, 2000

7. Василенко И.В., Карточки - задания, Москва, 1980.

© 2010-2022