Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по трудовому обучению для 8 класса


Класс____________ Дата___________ Класс____________ Дата___________

Тема: Устройство нагревательных элементов бытовых электрических приборов

и требования к ним. Учет потребляемой электроэнергии. Электросчетчик.

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить учащихся с нагревательными элементами, назначением электросчетчика;

  • содействовать развитию умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и ее стоимости;

  • способствовать развитию элементарных знаний о выборе электроприборов в зависимости от их назначения;

  • создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации электроприборов и знания правил техники безопасности при их использовании;

  • содействовать систематизации знаний учащихся.

развивающие:

  • способствовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом объекте;

  • способствовать развитию аналитического мышления, расширению технического кругозора;

  • формировать умения выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта;

  • создать условия для развития интереса к творческому поиску.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся экономического мышления;

  • развивать самостоятельность в работе с технической документацией, коммуникативность;

  • продолжить формировать бережное отношение к энергоресурсам и бытовой технике;

  • актуализировать учащихся на профессиональное самоопределение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентации с изображением электроприборов, электросчетчиков, инструкции (паспорта) к электроприборам, электрические приборы (утюг, лобзик, обогреватель, паяльник, тостер, фен, электрический чайник) и др.

Ход урока

1. Организационный момент.


  • Здравствуйте ребята!

  • Кого сегодня нет в классе?

  • И так, настроились на работу.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.


  • Сегодняшний урок мы начнем с того, что основываясь на своих знаниях, полученных на предыдущих уроках, проведем классификацию разных видов электронных приборов. И так, что же такое- электроприборы? ( Это техническое устройство, приводимые в действие с помощью электричества и выполняет некоторую полезную работу.)


  • Сейчас вы работаете в командах. На столе перед вами лежит комплект листиков с названиями электрических приборов. За правильно выполнение задания каждый член команды получит по 2 балла. Ваша задача: определить, в какие группы, в зависимости от их назначения, относится предложенный вам предмет. А на доске, вы заметили, три « солнышка»- символизирующих тепло, свет и уют, который приносит нам электричество. Добавьте солнышкам лучики с названиями электроприборов. Закреплять лучик-листик к солнышкам, к группе которых относится электроприбор.

Группы электроприборов:


  1. Для приготовления пищи ( плиты, миксеры, овощерезки, соковыжималки, кофеварки, тостеры, микроволновки, духовка, кухонный комбайн, и т.д.)

  2. Для нагрева жидкости ( чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели)

  3. Для дополнительного обогрева и вентиляции помещений ( радиаторы, камины, конвекторы, вентиляторы, кондиционеры)

  4. Для личной гигиены ( утюги, фены, грелки)

  5. Для проведение досуга ( музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры)

  6. Бытовая техника ( стиральные машины, холодильники, пылесосы)

  7. Средства связи ( телефоны, радиотелефоны)

  8. Электроинструменты (Лобзик, шоруповерт, паяльник, выжигатель, глянцеватели, дрели, и т.д.)


  • Ваши «солнышки» оживились, повеселели. Но смотрите: одни лучики красные, другие желтые. Что бы это значило? Как вы думаете?


  • Красные лучи - это полоски, на которых написаны электронагревательные приборы.

3.Изучение нового материала.


  • Ребята, основной деталью каждого нагревательного электроприбора является сам нагревательный элемент. Сейчас мы узнаем, какие виды нагревательных элементов изобретены и каково их устройство.


  • Демонстрируется презентация №1 «Электронагревательные приборы» ( с пояснениями учителя). Нагревательные элементы изготавливают в виде спирали из сплавов специальных металлов, которые обладают большим сопротивлением. Нагревательные элементы могут быть: открытыми, защищенными, закрытыми.

  • В чем их разница мне поможет выяснить Данил Ушаков. Ответ ученика:

Открытые - спираль открыто размещена в канавках электроизоляционного материала. Они быстро нагреваются, но подвержены механическим повреждениям ( фены, плитки, камины).

В защищенных нагревательных элементах спираль помещена в электроизоляционную оболочку

( фарфор). Нагрев медленный ( плиты, утюг).

В закрытых элементах спираль помещена в стальную трубку, заполненную кварцевым песком. Концы трубок залиты стекловидной эмалью. Недостаток в то, что сложно провести ремонт. Но они долговечны, не боятся ударов, вибраций, имеют хорошую теплоотдачу ( чайники, кофеварки, самовары, кипятильники, плиты).


  • Данил дал очень подробную информацию о нагревательных элементах, так как его дедушка работал в шахте старшим инженером по технике безопасности. И он много рассказывает Данилу об электроприборах. Сразу видна преемственность поколений.


  • Ребята, а какие еще профессии связаны с электропромышленностью? Ответы (электрослесарь, оператор электростанции, изготовители электроприборов).


  • Предлагаю вам пройти маленькие курсы будущих изобретателей электроприборов или электрослесарей и прослушать мини лекцию с просмотром презентаций и выставок, которые мы с вами подготовили.

Мини лекция 1 Устройство нагревательных элементов бытовых электрических

приборов и требования к ним. (Презентация №2)


  • К бытовым электронагревательных приборам относятся плиты, утюги, чайники, кипятильники, самовары, радиаторы, фены, паяльники, грелки, электрофритюрницы, и многое другое.

  • Действие электронагревательных приборов основано на использовании тепла, выделяемого электрическим током при его прохождении по проводнику, имеющему большое сопротивление. Выделение тепла в проводнике зависит от силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.

  • Передача тепла от нагревательного прибора к нагреваемому предмету осуществляется следующими путями: путем теплопроводности (утюг, паяльник, плитки с закрытым нагревательным элементом отдают тепло менее нагретому телу); конвекции (нагревание воды в чайнике происходит за счет того, что нагретые нижние слои воды поднимаются вверх, а на их место опускаются более тяжелые верхние слои, благодаря чему температура постепенно выравнивается и повышается до кипения ); путем излучения (камин, радиатор непосредственно излучают тепло в пространство вокруг себя).

  • Бытовые электронагревательные приборы состоят из корпуса, электронагревателя, теплоизоляционного устройства, выводных контактов.

  • Корпус электронагревательных приборов может быть изготовлен из металла (стали, алюминия), как в утюге, или из пластмассы.

  • Рассмотрим принцип их устройства на примере утюга.

  • Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)

1. - подошва утюга

2. - корпус

3. - ручка

4. - ручка терморегулятора

5. - сигнальная лампочка

6. - шнур

Электронагреватель располагается внутри корпуса (как в утюге) или на корпусе (электроплитка). Он изготавливается в виде спирали или пластины из сплавов, выдерживающих высокую температуру длительное время. Нагревательные элементы чаще всего изготавливают в виде проволочных спиралей или полос из проводниковых материалов с большим удельным сопротивлением. Этому требованию лучше всего соответствуют следующие сплавы: нихром (80% никеля, 20% хрома); фехраль (80% железа, 15% хрома, 5% алюминия); никелин (67% меди, 32% никеля, 1% марганца).

Теплоизоляционное устройство предназначено для изоляции электронагревателя от корпуса, поэтому оно должно обладать высокой прочностью, выдерживать колебания температур. Теплоизоляционное устройство изготавливают из термостойких диэлектриков (фарфора, слюды, кварцевого песка, асбеста и др.).

Выводные контакты служат для соединения электронагревателя со шнуром. В основном это стержни из латуни.

Все нагревательные приборы оснащены шнуром со штепсельной вилкой.

Многие бытовые электроприборы выпускаются с регулятором температуры, автоматически поддерживающим заданную температуру, о чем сигнализирует лампочка на корпусе.

Практическая работа 1. «Паспорт электроприбора»


  • Учащиеся сидят группами. Каждой группе даются паспорта электроприборов.

  • Каждый электроприбор имеет технический паспорт, в котором указывается напряжение, мощность, номер стандарта, год выпуска, название изготовителя, который находится на корпусе прибора в виде таблички, а так же инструкцию по применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором, возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.

  • Ваша задача:

  1. Ознакомится с паспортом электроприбора.

  2. Найти раздел техника безопасности и правила эксплуатации.

  3. Выделить, и через несколько минут озвучить, основные правила безопасной эксплуатации электроприборов.

  4. За качественное выполнение работы - 1 балл.

Примерный результат работы учащихся:

  • Опасно включать и выключать бытовые приборы мокрыми руками.

  • Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод.

  • Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми.

  • Нагревательные электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов.

  • Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора.

  • Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода.


Мини лекция 2 Электросчетчик. Учет потребляемой электроэнергии.

(Презентация №3)


  • Сегодня жизнь людей невозможно представить без электробытовых приборов. Современная техника целиком основана на электричестве. И потребление её постоянно возрастает. Для подсчета потребленной электроэнергии применяют электросчетчики, которые устанавливаются на щитке для каждой квартиры. Диск счетчика вращается только тогда, когда включен хотя бы один потребитель электроэнергии. Скорость вращения диска зависит от полной мощности включенных потребителей.

  • Наиболее мощными, а значит и потребляющими большее количество электроэнергии, являются электронагревательные приборы (электроплиты, утюги, водонагреватели, стиральные машины, кондиционеры, СВЧ-печи и т.п.).

  • Как происходит учет потребленной электроэнергии в быту? Знаете ли вы сколько денег тратят ваши родители на оплату электричества каждый месяц. (беседа)

Практическая работа 2. «Расчет стоимости потребленной электроэнергии».

Цель работы: рассчитать количество и стоимость потребленной электроэнергии за определенный период времени.

Оборудование: электроприбор, паспорт электроприбора.

Задача - пример. Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью

100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найти работу тока за один месяц

(30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 3,34 руб./кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч.

Дано: Р = 100 Вт t = 6 чУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)30 = 180 ч Тариф = 3,34 руб./кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч

Решение:

А = РУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)t

А = 100 Вт Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс) 180 ч = 18 000 ВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч = 18 кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч.

С=Тариф Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс) А.

С = 3,34 руб./кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)чУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)18 кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч = 60,12 руб.

Ответ: А = 18 кВтУрок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)ч, С = 60,12 руб.

А теперь давайте подумаем сколько на самом деле электроприборов включено и насколько большой может быть стоимость электроэнергии не за 6 часов а за месяц, учитывая, что мощность приборов разная и достаточно большая.

Розетки в России рассчитаны на напряжение до 250В и силу тока 6,3А. Максимально допустимая мощность розетки - не более 1500Вт. Для исключения перегрузки линии розеток, учитывают мощность потребителей:

Холодильник

300 Вт

Торшер

75 Вт

Настольная лампа

60 Вт

Утюг

1000 Вт

Электрический самовар

1250 Вт

Микроволновая печь

1300 Вт

Электрокамин

1000 Вт

Фен

1200 Вт

Электротостер

750 Вт

Вентилятор

20 Вт

Телевизор

75 Вт

Миксер, кофемолка

80 Вт

Посмотрите на таблицу и скажите какие приборы нельзя одновременно подключать к одной розетке? (например, утюг и микроволновая печь)

Задание:

  1. Посчитать стоимость электроэнергии за месяц, если предыдущие показания счетчика 42299, а настоящие 42465. Стоимость 1кВт - 3,34руб.

  2. Заполнить квитанцию для уплаты за электроэнергию в ДНР.

  3. Правильность - 1балл, аккуратность - 1 балл.

Ответ для проверки: 554,44 руб.

Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)

  • Ребята, а надо ли нам с вами рационально и бережно относиться к электроэнергии?

  • Зависит ли расход электроэнергии от времени года? (спорный вопрос)

  • Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?

Правила экономного потребления электроэнергии:

  • не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;

  • используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных машин, электроплит, пылесосов);

  • уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило одновременно является и правилом противопожарной безопасности).

  • Электробытовая техника будет служить долго при соблюдении правил эксплуатации. Обращайте особое внимание на соблюдение режимов работы бытовой техники. Необходимо внимательно изучать руководство по эксплуатации, технические характеристики, меры предосторожности, чтобы свести к минимуму риск выхода электроприбора из строя.

4.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

Что повторили?

  • повторили виды электоронных приборов

  • правила эксплуатации

то узнали?

  • устройство нагревательнных элементов

  • как передается тепло

С чем познакомились?

  • с электронным счетчиком

Чему научились?

  • рассчитывать расход электронной энергии

Определили способы

  • экономии электронной энергии


  • Считаем заработанные жетоны, озвучиваем баллы и ставим оценки в дневник.

5. Домашнее задание

1) повторить правила эксплуатации электрических приборов;

2) разгадать кроссворд;

2) определить, по счетчику дома, расход электроэнергии, за один день, для следующего урока «Бюджет семьи».


Кроссворд «Электроприборы»


1. Электроприбор для приготовления 1х,2х,3х блюд.

2. Электроприбор для получения сока из фруктов и ягод.

3. Электроприбор , регулирующий температурный режим в помещении.

4. Электроприбор для взбивания муссов бисквита.

5. Электроприбор для глажки одежды.

6. Электроприбор, состоящий из высокой стойки и осветительного элемента.

7. Электроприбор для циркуляции воздуха (охлаждение, нагревание, очищение).

8. Электроприбор для кипячения воды путем погружения его в различные емкости.

9. Электроприбор приготовления тостов.

10. Электроприбор для длительного хранения продуктов и готовых блюд.

11. Электроприбор для измельчения продуктов и взбивания различных смесей.

12 Электроприбор для измельчения зерен кофе.

13.Электроприбор для нарезки овощей.

14.Электроприбор для уборки жилых помещений.

1

Э



2



Л


3



Е

4

К


5

Т


6

Р


7



О

8

П



9


Р

10


И




11

Б



12


О


13


Р


14

Ы






Приложение 1

плиты

тостеры

радиотелефоны

шуруповерт

паяльник

глянцеватели

перфоратор

дрели

лобзик

выжигатель

стиральные машины

кухонный комбайн

холодильники

телефоны

фены

вентиляторы

утюги

кондиционеры

грелки

магнитофоны

музыкальные центры

телевизоры

миксеры

духовка

овощерезки

микроволновки

соковыжималки

пылесос

кофеварки

водонагреватели

чайники

радиаторы

самовары

камины

кипятильники

конвекторы

Приложение2

Лабораторно- практическая работа.

Сравнительный анализ бытовых электроприборов различного назначения.

Цель работы: научиться правильной и безопасной эксплуатации приборов и сформулировать правила техники безопасности при работе, через изучение паспорта бытового электроприбора; провести сравнительный анализ электроприборов различного назначения.

Оборудование: инструкции (паспорта) к бытовым электроприборам, электроприборы: электрический чайник; электрический утюг, электродуховой шкаф, электроплита «Мечта», паяльник, электрический фен.

Последовательность выполнения работы.

  1. Изучить и проанализировать инструкции (паспорта) электроприборов, выделить следующие блоки: а) безопасной работы, б) устройство, в) правила эксплуатации, г) экономия энергии и охрана окружающей среды, д) простейшие неисправности и методы их устранения, е) гарантийный срок работы электроприбора и средний срок эксплуатации.

  2. Ознакомится с отдельными деталями и общим устройством электронагревательного прибора путем внешнего осмотра.

  3. Повторить правила техники безопасности при работе с электроприборами.

  4. Проверить контрольной лампой отсутствие в приборе короткого замыкания на корпус.

  5. Соблюдая правила техники безопасности, подготовить прибор к работе и включить его в сеть.

  6. Проверить прибор в работе.

  7. Выключить прибор. Доложить учителю о качестве работы прибора. Обменяться прибором с другой командой, и проделать те же операции с новым прибором.

  8. (дополнительное задание). Ознакомьтесь со схемой строения электрочайника. Сравните её со схемой утюга, найдите общее в строении этих электроприборов

Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)

  1. Заполнить таблицу.

  2. Сделать вывод.

Сравнительная характеристика бытовых электроприборов

Название

электроприбора

Назначение

Основные детали

Вид теплопередачи

Вид нагревательного элемента.




Приложение 3

Как оформить доску


Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)


Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)











Управление образования администрации города Горловка

Горловская ОШ І - ІІІ ступеней №25

с углубленным изучением отдельных предметов





ПЛАН - КОНСПЕКТ

Урока по трудовому бучению для 8 класса

по теме:

Устройство нагревательных элементов бытовых электрических приборов

и требования к ним.

Учет потребляемой электроэнергии. Электросчетчик.

Урок по трудовому обучению Электронагревательные приборы (8 класс)







Работу выполнила

учитель трудового обучения

высшей категории

Швецова Ольга Владимировна




Горловка

2015

© 2010-2022