- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка Арифметические действия в позиционных системах счисления
Методическая разработка Арифметические действия в позиционных системах счисления
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова А.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Ржевский колледж»
Преподаватель: Петрова А. Н.
-
Краткие теоретические сведения и основные правила
-
Позиционной системой счисления (п.с.с.) называют такую систему счисления, в которой значимость (вес) каждой цифры в числе зависит от ее положения в данном числе.
-
Основание системы счисления - это количество букв и других символов, необходимых для записи числа в данной системе счисления. Например:
Система счисления
Основание
Алфавит
Двоичная (2-ичная)
2
{0, 1}
Троичная
3
{0, 1,2}
Четверичная
4
{0, 1,2,3}
И т. д.
Восьмеричная
(8-ричная)
8
{0, 1,2,3,4,5,6,7}
Десятичная
10
{0, 1,2,3,4,5,6,7,8,9}
Шестнадцатеричная
(16-ричная)
16
{0, 1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}
1010,1110,1210,1310,1410,1510
В компьютерной технике основными п.с.с. являются: двоичная, восьмеричная, десятичная, двоично-десятичная и шестнадцатеричная п.с.с.
Компьютерная грамотность предполагает знание арифметических основ ЭВМ, к которым относятся основы п.с.с., умение оперировать с числами в разных системах счисления и умение производить арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) над числами в разных системах счисления.
-
Правило перевода целого десятичного числа в q-ичное:
Ч
3510 à X16тобы целое десятичное число перевести в q-ичное надо целое десятичное число делить нацело на основание q до тех пор, пока не получится число меньшее q. Например,
1210 X2:
1210 =11002
1210 à X8
3510 =2316
12
1210 =148
-
Правило перевода q-ичного числа в десятичное:
Чтобы q-ичное число перевести в десятичное надо q-ичное число записать в виде многочлена по основанию q и соответствующим степеням:
-
Для q-ичной дроби справедливо:
степени
….3 2 1 0 , -1 -2 -3 ….
,
Например:
111,112X10 =1*22+1*21 +1*20+1*2-1+1*2-2 =
=4+2+1+0,5+0,25 =7,7510
-
Правило перевода целого десятичного числа в двоичное методом разностей.
П
11101001000002рименяется, как правило, для больших значений целого десятичного числа, например: 745610 X2=
20 =
1
21=
2
22=
4
23=
8
24=
16
25=
32
26=
64
27=
128
28=
256
29=
512
210=
1024
211=
2048
212=
4096
213=
8192
214=
16384
215=
32768
И т.д.
=212 + 211 +210 + 28 + 25 =
745610
4096
3360
2048
1312
1024
288
256
32
32
0
Отсутствующие степени заменяются нулевыми значениями !!!
-
Правило продвижения цифр в алфавитах позиционных систем счисления (п.с.с.) - «ПРАВИЛО ОБЩЕГО СЧЕТА»
Продвижением цифры в алфавите любой п.с.с. называется замена ее следующей цифрой в алфавите в сторону возрастания. Например, продвижение 0 в десятичной с.с. означает замену его на 1. При этом следует знать, что при продвижении старшей цифры в алфавите любой п.с.с., эта старшая цифра заменяется 0 и продвигается слева стоящая от нее цифра. Например:
В 10-тичной с.с. - 9,10, ……19,20 …
В 2-ичной с.с. - 0,1,10,11,100,101,110,…..
В 3-ичнойс.с. - 0,1,2,10,11,12,20,…..
В 8-ричной с.с. - 0,1,2,….,7,10,11,….,17,20,21,….
В 16-ричной с.с. -0,1,……E,F,10,…..,1F,20,…
-
Правило n двоичных разрядов
В n двоичных разрядах можно записать 2n двоичных последовательностей
-
Правило перевода 2-ичного числа в 8-ричное
Алфавит 8-ричной системы {0,1,2,3,4,5,6,7} обуславливает необходимость трех двоичных разрядов для записи цифр от 0 до 7:
-
10-тичная
8-ричная
Три двоичных разряда называются двоичной триадой2-ичная
0
0
000
1
1
001
2
2
010
3
3
011
4
4
100
5
5
101
6
6
110
7
7
111
Для перевода 2-ичного числа в 8-ричное надо:
а) сгруппировать по двоичным триадам (справа налево) целую часть 2-ичного числа (в недостающие разряды дописать незначащие 0);
б) сгруппировать по двоичным триадам (слева направо) дробную часть 2-ичного числа (в недостающие разряды дописать значащие 0);
в) под каждой триадой подписать цифры из алфавита 8-ричной системы.
Например: 1101101,11012 X8 ==155,648
Группируем:
1100
101
101
-
Правило перевода 2-ичного числа
Алфавит 16-ричной системы {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D,F} обуславливает необходимость четырех двоичных разрядов для записи цифр от 0 до 15:
-
10-тичная
16-ричная
Четыре двоичных разряда называются двоичной тетрадой2-ичная
0
0
0000
1
1
0001
2
2
0010
3
3
0011
4
4
0100
5
5
0101
6
6
0110
7
7
0111
8
8
1000
9
9
1001
10
A
1010
11
B
1011
12
C
1100
13
D
1101
14
E
1110
15
F
1111
Для перевода 2-ичного числа в 8-ричное надо:
а) сгруппировать по двоичным тетрадам (справа налево) целую часть 2-ичного числа (в недостающие разряды дописать незначащие 0);
б) сгруппировать по двоичным тетрадам (слева направо) дробную часть 2-ичного числа (в недостающие разряды дописать значащие 0);
в) под каждой тетрадой подписать цифры или символы из алфавита 16-ричной системы.
Например: 1101101,110112 X16 =
Группируем:
1101,1101
=6D,D816
-
Правило вычитания q-ичных чисел.
Реализуется аналогично правилам 10-тичной системы, например:
-
Правило сложения q-ичных чисел.
-
Правило сложения q-ичных чисел.
Реализуется аналогично правилам 10-тичной системы, например:
-
Правило деления q-ичных чисел.
Реализуется аналогично правилам 10-тичной системы, например:
1
110012 : 10122110 :1110 =1110
-
Правило умножения q-ичных чисел.
Реализуется аналогично правилам 10-тичной системы, например:
+
2F16
3A16
1D6
8D
AA616
1)F*A=15010X16 =9616
6 9
2)2*10+9=2910X16 =1D
D 1
3)0+1
Аналогично:
3*2F=8D
Выравниваем разряды:
И поразрядно складываем 1D5
+
8D0
AA616
II ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В СМЕШАННЫХ П.С.С.
Вариант 1
-
Вычислить в 8-ричной с.с., Проверить в 16-ричной и 10-тичной с.с. 434228 + 634610 - 337416
634610 = 143128 = 18CA16 I8) 434228
1317210 = 315648 = 337416 143128
1819410 = 434228 = 471216 577348 = 5FDC16= 2454010
II8)
1)4-4=0 2) 8+3-6=5 I16) 471216
577348 + 18CA16
315648 5FDC16 =577348 =2454010
261508 =2C6816 =1136810
II16) 5FDC16
337 416
2C6816 = 261508 = 1136810
I10) 1819410 II10) 2454010
634610 1317210
2454010 = 577348 =5FDC16 1136810 = 261508 = 2C6816
-
Записать числа в 16-ричной, 8-ричной и 10-тичной с.с.
а)111000,101112 111 000, 101 1102 0011 1000, 1011 10002=
=70,568 =38,B816 = 56,7210
б) 101000,110012 101 000,110 0102 0010 1000, 1100 10002 =
=50,628 =28,C816= 40,7810
в) 101011,001012 101 011 ,001 0102 0010 1011,0010 10002 =53,128 =2B,2816 = =43,1610
-
Вычислить: FBDB16 * 5FC16 Записать результат в двоичной с.с.
Выполнить проверку в 8-ричной и 10-тичной с.с.
I
1) C*B = 12*11=132 8416 =48 2)C*D=12*13 +8=164 =A4 4A
3) C*B+10=142=8E16E8 4)C*F= 12*15+8=BC
1)F*B=15*11=165=A5165A 2)F*D+10=205=CDDC
3)F*B+12=17716=B11B 4)F*F+11=236=EC16
1)5*B=55=371673 2)5*D+3=68=441644
3) 5*B+4=59=3B16B3 4)5*F+3=78=4E16
00BCE4416
0EC1D5016
F7EB9416
4EB470016
5E3329416=5706312248
=987757001016) FBDB16
* 5FC16
00BCE44
0EC1D50
4EB4700
5E3329416
=1011110001100110010100101002 =9877570010
6447510 * 153210 = 9877570010
I8) FBDB16 = 1757338 = 6447510 5FC16 = 27748 =153210
1)4*3=12=14841 2) 4*3+1=13 =15851 3)4*7+1=29358->53
4)4*5+3=23= 278->72 5)4*7+2=30=368->63 6)4*1+3=78
1)7*3=21=258 ->52 2) 7*3+2=23=278 ->72 3)7*7+2=51= 638->36
4)7*5+6=41= 518->15 5)7*7+5=54= 668->66 6)7*1+6=13=158
1)7*3=21=258 ->52 2) 7*3+2=23=278 ->72 3)7*7+2=51= 638->36
4)7*5+6=41= 518->15 5)7*7+5=54= 668->66 6)7*1+6=13=158
1)2*3=68 2)2*3=68 3) 2*7=14=168 ->61
4)2*5+1=11=138->31 5) 2*7+1=15=178 ->71 6)2*1+1=3
0007675548
0156137508
0166035248
1561375008
1747432248
3736660008
5706312248
1757338
* 27748
000767554
015613750
156137500
373666000
5706312248
= 1011110001100110010100101002 = 9877570010
-
Вычислить: 100112 * 1102 Записать результат в десятичной с.с
Выполнить проверку в 8-ричной с.с.
100112 = 238 1102 =68
238
* 68
1628
=11100102 =26+25+24+21=64+32+16+2=11410
100112
1) 6*3 =1810 = 228 -> 22
2) 6*2+2 = 1410 =618
3) 0+1=1* 1102
010011
100110
11100102 = 11410
-
Перевести в 16-ричную, 8-ричную и 2-ичную с.с.:
а) 0,1510 =0,0012 = 0,18 =0,216
б) 0,1710 = 0,001012 =0,128 =2816
0,1710
*2
0 34
*2
0 68
*2
1 36
*2
0 72
*2
1 44
0,1510
*2
0 30
B) 0,3410 = 0,010102 =0,248 =0,516
0,34
*2
0 68
*2
1 36
*2
0 72
*2
1 44
*2
0 88
*2
0 60
*2
1 20
*2
0 40
*2
0 80
Литература:
-
Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - М.: Нолидж, 2000;
-
Шауцукова, Информатика 10-11 класс;
-
Макаренко А.Е., Готовимся к экзамену по информатике.- М.: Айрис-пресс, 2002