Конспект по технологии на тему Технология приготовления блюд из овощей ( 5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Темаурока: «Технология приготовления блюд из овощей»

Класс: 5

Предмет: технология

Продолжительность урока: 45(2)

Цель урока:

систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, познакомить с технологией приготовления, обработки и способами хранения овощей.

Задачи:

Образовательные: формирование и усвоение знаний об овощах, их видов, о способах хранения овощей, их обработке (механической и тепловой), научить распространенным формам нарезки овощей

Развивающие: учатся определять цель и задачи новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной и практической деятельности;

учиться обобщать и систематизировать знания, самостоятельный поиск и анализ информации; умение оперировать знаниями, отрабатывать умения работать в группе

воспитательные: Воспитание культуры труда, бережливости, аккуратности и усидчивости.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, свежие овощи, инструменты и приспособления для нарезки овощей, инструкционная карта, пазлы для рефлексии.

Методы обучения: словесные - беседа, сообщение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах

Наглядные пособия: технологические карты, иллюстрации,

Раздаточный материал: карточки-задания, кроссворд

Инструменты и приспособления:

этапы

Ход урока

УУД

I. Стадия вызова (мобилизирующий этап)


  1. Организационный момент

Проблемная ситуация, вызывающая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

  1. Летом - сладкий и зеленый,

В зиму - желтый и соленый. (огурец)

  1. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)

  2. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

  1. Раньше был он сорняком,

А теперь на грядке

Всходит он густым пучком,

В щи идёт в достатке. (щавель)

  1. Красная мышка с белым хвостом,

В норке сидит под зеленым кустом. (редис)

Прочтите ключевое слово. О чем мы будем говорить на уроке? (Об овощах)

Итак, тема сегодняшнего урока «Овощи. На доске учитель составляет графический анализатор (кластер), который показывает как связаны между собой рассматриваемые понятия. Чтобы активизировать детей на данной стадии можно «помочь» вопросами, создавая проблемную ситуацию.

-Что мы знаем об овощах? Где они появились?

- Для чего нужны овощи?

- На какие группы классифицируются овощи?

- В чем особенность первичной обработки овощей?

- Правила приготовления салатов?

Регулятивные УУД- определение технологической последовательности приготовления блюд из овощей

КоммуникативныеУУД - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы

Познавательные -УУД выбор наиболее рациональных способов приготовления блюд из овощей и проводить сравнительный анализ.







;

II. Стадия осмысления нового материала.

А теперь - работа с текстом. Работа проходит в группах. Первая группа работает с текстом «Способы хранения овощей» , вторая - « Влияние экологии на качество овощей», третья -«Группы овощей» и «Механическая обработка овощей» и четвертая - «Родина овощей» и «Нарезка овощей». Читая про себя, делайте пометки карандашом (прием инсерта).

1.Способы хранения овощей

Ценность овощей состоит в содержании витаминов и минеральных веществ, поэтому необходимо знать и соблюдать правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработке овощей.

Овощи и фрукты на 95 % состоят из жидкости - это полезные соки с витаминами и минеральными солями. Вода способствует процессу гниения, поэтому овощи и фрукты не могут долго храниться. Лучше всего хранятся корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном - загнивают. Поэтому любые овощи следует хранить в темном, прохладном и не слишком сухом месте для сохранения в них витаминов и минеральных веществ, при t..+1..+ 3° С, а квашеную капусту хранят в рассоле. Картофель, морковь, свеклу, репу можно хранить в песке. При кулинарной обработке овощей необходимо помнить, что оставлять овощи в воде можно не более чем на 10-15 мин, иначе витамины перейдут в воду. При работе с овощами следует помнить, что посуда и инвентарь из меди и железа разрушает витамин С, поэтому лучше пользоваться стеклянной и деревянной посудой. Отваривают овощи, закладывая их в кипящую подсоленную воду, а доступ воздуха при варке следует максимально ограничить (овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта). Следует строго соблюдать время варки продуктов. В настоящее время очень удобно использовать свежезамороженные овощи. По мере необходимости их вынимают и сразу же используют по назначению.

  1. Влияние экологии на качество овощей. Содержание питательных веществ в овощах.

Второй группе предлагается материал о содержании питательных веществ в овощах в виде таблицы. Необходимо изучить её и выписать информацию о содержании питательных веществ в 2-3 овощах, наиболее часто встречаемых в питании. Материал по влиянию экологии на качество овощей можно предложить из учебника на стр. 59.

Овощи

Белки, г

Углеводы, г

Минеральные вещества

Витамины, г

Калорийность

в 100 г

продукта

Карто­фель

2

17-22

(в виде крахмала)

Калий, соли железа, фосфо­ра, йода, магния, кальция, марганца, меди и др.

В1 В2, РР, С

88 ккал

Капуста

1,8

5,4

Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор

В1 В2, В3, РР, С

(50 мг в 100 г про­дукта)

29 ккал

Морковь

очень мало

сахароза, пектин

Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо

А (каротин до

9 мг), РР, Е, С, В1

В2, В6

34 ккал

Свекла


сахароза, глюкоза, фруктоза, пектин

Калий, натрий, железо, марганец

С, Р, В1, В2

50 ккал

Томаты

0,6

4,2

Соли калия и магния

Высокое содержа­ние А, аскорбино­вая кислота, В1, В2, В6, РР, К

19-24 ккал

Салат

1,5

2,2

Кальций, калий, магний

10-15 витамина С и др.

15 ккал

Огурцы

очень

мало

фруктоза

Соли кальция и магния, 90% воды

С

15 ккал

- Какие витамины содержатся в капусте? В огурцах? В моркови?

- Назовите овощи, в которых содержится наибольшее количество белков.

- Какие минеральные вещества содержатся в томатах? В салате?

3.Группы овощей и Механическая обработка овощей.

Группа овощей

Название овощей, относящихся к данной группе

Корнеплоды

Брюква, свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка корне­вая, пастернак, сельдерей корневой

Клубнеплоды

Картофель, батат, земляной миндаль

Капуста

Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская

Тыквенные

Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, земля­ной орех

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Листовые

Салат, латук, кресс-салат

Луковичные

Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун

Пряности

Анис, кориандр, тмин, мята пе­речная, майоран, эстрагон

С содержанием материала «Механическая обработка овощей» ученикам третей группы предлагается ознакомиться в учебнике на стр.60, дополнительно представив им для работы таблицу группировки овощей.

4.Родина овощей и нарезка овощей.

Рациональное питание человека невозможно без овощей. Все мы любим овощи, но даже и не задумываемся с каких времен и как они к нам попали. Например, капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до нашей эры. Родина этого растения - Средиземноморье. В наши дни её возделывают во многих странах мира.

Родина картофеля - Центральная и Южная Америка. Его начали возделывать как культуру земледелия примерно 14 тыс. лет назад. В Европу картофель был завезен в середине 16 века. Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце 17 века привез мешок клубней из Голландии.

Родина огурца - влажные, тропические леса Индии. Это растение выращивали там уже в 3-ем тысячелетии до н. э.

Родина томата - тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томат начали выращивать в 16 веке. На территории нашей страны - в 18 веке.

Предполагается, что родина моркови - Средняя Азия, но за тысячи лет до нашей эры корнеплод существовал и в других местах. К сожалению, ни одни археологические раскопки не обнаружили родину домашней моркови, поэтому из-за нехватки документальных доказательств невозможно точно установить, где и когда началось ее культивирование. Изображения моркови, найденные на стенах египетских гробниц, вызвали у археологов недоумение: овощ был окрашен в лиловый или фиолетовый цвет. Это не ошибка и не мутация красок - до XVII в. люди не знали оранжевой моркови!
Морковь и в самом деле была фиолетовой и сильно окрашивала пищу.
Со временем в результате экспериментов морковь стала менять окраску. Предполагается, что фиолетовые корнеплоды были вывезены на запад, где скрещивание их с желтыми мутантами, похоже, и привело к появлению красного, малинового и, наконец, оранжевого продукта.

Для того чтобы какой-либо овощ появился на столе, он должен пройти множество этапов. Одним из самых важных является прорастание семени - рождение овоща. Немаловажными этапами являются выращивание плодов и овощей (подкормка, полив, создание благоприятных условий для жизни и роста и т.д.), сбор урожая, первичная обработка, приготовление блюд из овощей.

Информацию о способах нарезки овощей 4 группе учениц можно предложить получить из учебника на стр 61.

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

1. учатся определять цель и задачи новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной и практической деятельности

2. Формируем умение высказывать своё мнение, предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Формируем умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей



;

Физкультминутка

А ТЕПЕРЬ, РЕБЯТА, ВСТАЛИ!

БЫСТРО РУКИ ВВЕРХ ПОДНЯЛИ,

В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД, НАЗАД,

ПОВЕРНУЛИСЬ ВПРАВО, ВЛЕВО,

ТИХО СЕЛИ, ВНОВЬ ЗА ДЕЛО.

III. Стадия рефлексии или размышления.

На этой стадии возвращаемся к нашему кластеру и дополняем его новой информацией - это последняя базовая схема, которая остается у ребенка в памяти.

На этой стадии ученики «публикуют» записи каждой группы, обсуждая, что уже было знакомо, что оказалось новым, с чем они не согласны, что вызвало сомнение.

Далее учитель дополняет информацию по теме.

IV. Практическая часть урока

Проводится вводный инструктаж по выполнению лабораторно-практической работы «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки», демонстрирует правила работы с ножом. Учащиеся ставят подпись в журнале инструктажа после того как проговорили правила ТБ, вспомнили санитарно-гигиенические требования (надеть фартук, косынку, руки вымыть с мылом, использовать разные разделочные доски для различных видов продуктов). Работа в рабочих тетрадях.

Инструкционная карта

Лабораторно-практическая работа

Тема: «Определение доброкачественности овощей и способы их нарезки».

Инструменты и материалы: свежие и вареные овощи, разделочные доски, ножи.

Ход работы.

  1. Определить качество овощей по трем показателям (цвет, запах, консистенция) и результаты исследования занести в таблицу .

  2. Выполнить нарезку овощей различными способами и заполнить таблицу .

  3. По окончанию работы сделать вывод о доброкачественности и способах нарезки овощей.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность учащихся (отметка) и степень достижения поставленной цели.

- Итак, сейчас вы оцените свои знания. Ребята, у вас на столах лежат жетончики - смайлики разного цвета. Оцените свою работу и своё настроение на уроке.

Красный - мне было интересно, я узнала много нового;

Жёлтый - мне было не совсем интересно, я не узнала ничего нового.

Синий - мне не понравилось на уроке.

- Какое настроение у нас получилось? (красный смайлик)

- Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- На этом наш урок окончен. Не забываем привести свои рабочие места в порядок, а дежурные заняться уборкой класса.

Продуктивные УУД. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные УУД Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.



© 2010-2022