• Преподавателю
  • Технология
  • Конспект практического занятия по МДК 03. 01. Технология каменных работ на тему Декоративная готическая кладка

Конспект практического занятия по МДК 03. 01. Технология каменных работ на тему Декоративная готическая кладка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лютинская Ирина Сергеевна,

преподаватель дисциплин профессионального цикла



Методическая разработка урока:

Практическая работа по теме «Декоративная готическая кладка»



Учебная дисциплина: МДК 03.01. Технология каменных работ

Тема: Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.

Тема урока: Практическая работа по теме «Декоративная готическая кладка» (на макетах кирпича).

Цели урока:

обучающие:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными по циклу уроков «Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня»;

  • выявить умения по применению кладочных работ при выполнении сложных архитектурных элементов из кирпича;

  • сформировать умения применять полученные знания для решения производственных задач (связь теории с практикой);

развивающие: формирование у студентов рациональных приёмов и способов мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, внимания, культуры учебного труда, памяти, умения сравнивать (научить студентов находить различное и сходное), зрительно контролировать правильность и точность своих движений; развивать логическое и пространственное мышление, творческую активность студентов, коммуникативные навыки при работе в группах (звеньях);

воспитательные: формирование у студентов уважения к труду, высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, формирование норм поведения, научить бережному обращению с учебными пособиями; аккуратности, самостоятельности, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, культуры труда, интереса к профессии, развитие творческой учебно-познавательной деятельности, интереса к профессии.

Задачи:

  • содействовать выявлению у студентов уровня знаний и умений по видам и способа кирпичной кладки различных сложных архитектурных элементов;

  • способствовать формированию умений правильно применять виды и способы кирпичной кладки при выполнении сложных архитектурных элементов;

  • содействовать воспитанию у студентов ответственности за выполнение работы, аккуратности, навыки при работе в группах.

Принципы обучения: системность и последовательность, связь теории с практикой, наглядность.

Методы обучения:

  • словесный,

  • наглядный (презентация, макеты деревянных кирпичей),

  • практический (выполнение практической работы).

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний и умений.

Наглядность: презентация, макеты деревянных кирпичей, инструкционно-технологическая карта последовательности выполнения декоративной готической кладки.

Оборудование: инструкционно-технологическая карта последовательности выполнения декоративной готической кладки.

Объект труда: образец декоративной кладки.


Структура урока:


  1. Организационный момент - 2 мин.:


  • приветствие студентов,

  • проверка наличия студентов.


  1. Теоретическая часть - 15-20 мин.:


  • сообщение темы, цели, задач урока;

  • повторение ранее пройденного материала (устный опрос, показ презентации, устная работа со слайдами, выполнение практической работы).


  1. Практическая часть (закрепление знаний) - 15 мин.:


  • подготовка студентов к предстоящей работе (инструктаж по выполнению предстоящей практической работы),

  • выполнение практической работы (10 мин.),

  • составление инструкционно-технологической карты (5 мин.),

  • текущий контроль преподавателя.


  1. Подведение итогов - 5-8 мин.:


  • оценивание работ студентов (жюри),

  • выставление оценок,

  • сообщение темы следующего урока,

  • сообщение домашнего задания.







Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

(2 мин.)

(«Аньторова» - по-ненецки, «Здравствуйте). Дежурный группы, пожалуйста, доложите, кто отсутствует на уроке».

«Итак, к уроку готовы все, отсутствующих и опоздавших нет. Я желаю вам успешно справиться с предстоящими задачами на уроке».

«Урок пэй» - по ненецки, «Начнем урок»).

Приветствуют преподавателя стоя.

Дежурный докладывает об отсутствующих студентов в группе.

Теоретическая часть

2. Повторение ранее изученного материала

(15-20 мин.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о различных видах декоративных кладок (как сложных архитектурных элементов из кирпича и камня), их выполнении и применении.

Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим все те знания, которые вы получили ранее.

Сегодня на уроке присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов, а также будет оценивать вашу работу на протяжении всего урока в специальных ведомостях-отчетах (приложение 1).

Сообщение темы урока (слайд 1)

  • Целевая установка.

«Как вы знаете, кирпичная кладка - это конструкция из укладываемых по определенным правилам кирпичей (слайд 2). Кирпичную кладку можно выполнить из разных видов кирпичей. Самыми известными видами кирпичей являются силикатный и керамический, обычно из них выполняют наружную кладку стен (слайд 3).

Давайте повторим некоторые термины кирпичного дела, а именно наименования плоскостей кирпича» (слайд 4), а также разберем схему устройства кирпичной кладки».

«Для предстоящей работы сегодня я предлагаю вам поработать в парах и поделиться на «звенья» по 2 человека.

Итак, с этого момента каждый из вас будет зарабатывать баллы для своего звена. А наше жюри будет оценивать работу каждого звена, за каждый правильный ответ вы будете получать по 1 баллу» (слайд 5):

Вопрос 1: «Что такое верста?»

Вопрос 2: «Что значит наружняя верста?»

Вопрос 3: «Что значит внутренняя верста?»

Вопрос 4: «Что такое забутка?»

Вопрос 5: «Что такое перевязка швов?»

Вопрос 6: «Чем обеспечивается в кирпичной кладке система перевязки швов?»

Ну и чтобы гостям было совсем все понятно, я задам последний вопрос:

Вопрос 7: «Что такое неполномерные кирпичи? (продемонстрировать на макетах кирпича)» (слайд 6).

(«Сава» - по ненецки, молодцы).

«А теперь, поговорим непосредственно о декоративной кладке.

Декоративная кирпичная кладка ˗ это разновидность лицевой кирпичной кладки (слайд 7). Её главная функция - эстетическая, и вместе с этим к кирпичу предъявляются высокие требования по прочности, морозостойкости, теплопроводности.

(слайд 8) Для обеспечения выразительности декоративной кладки кирпича, применяют различные способы разрезки облицовочного слоя вертикальными швами. Сочетая способы перевязки и раскладки кирпича в лицевом слое, а также разный по цвету и размерам кирпич (слайд 9), можно получить при лицевой кладке разнообразные рисунки (слайд 10). «Узнали здание на слайде? Вот вам наглядная демонстрация использования декоративной кладки на практике».

Итак, вспомним виды декоративных кладок: (слайд 11. Тычковая кирпичная кладка).

(слайд 12. Баварская кирпичная кладка).



(слайд 13. Бранденбургская кирпичная кладка).


(слайд 14. Кладка дорожкой).

(слайд 15. Силезская кирпичная кладка).


(слайд 16. Голладская кирпичная кладка).



(слайд 17. Фламандская кирпичная кладка).


(слайды 18, 19. Ложковая кирпичная кладка).

(слайды 20, 21. Крестовая кирпичная кладка).

(слайд 22. Цепная кирпичная кладка).

Заставка (слайд 23).

«Сейчас каждое звено получит задание выложить декоративную кирпичную кладку, выбрав один из вариантов. Перед вами стоят корзины с деревянными макетами кирпича, из которых вы будете выкладывать свою кладку. Один человек из каждого звена должен подойти и взять задание. Время на выполнение 5 минут».

«Итак, время вышло, сейчас каждое звено должно представить свой вариант декоративной кирпичной кладки, сказать ее название и рассказать о ее особенностях».

«Все молодцы, все справились, я надеюсь, наше жюри тоже оценило вашу работу.

«А мы продолжим, распространенными вариантами декоративной кладки является готическая (польская), в которой короткие и длинные стороны кирпича регулярно чередуются в каждом ряду. Смещение между рядами на половину короткой стороны кирпича.

Готическая кладка хорошо известна у нас под другими названиями:

  • верстовая кладка,

  • польская кладка,

  • русская,

  • старорусская

- этот вид кладки, при котором кирпич укладывается порядно с чередованием тычка и ложка, а вертикальные швы совпадают через ряд (слайды 24, 25).

Таким образом, мы с вами вспомнили какие виды декоративных кладок существуют».

Слушают, проявляют заинтересованность, вникают.




Слушают, смотрят презентацию (слайды 1, 2)


Слушают, смотрят презентацию (слайды 3, 4)

Студенты делятся на «звенья» по 2 человека в каждой паре и садятся за парты с номером звена.


Отвечают на вопросы (слайд 5):

Верста - кирпичи, уложенные в ряд.

Наружняя верста - лицевая поверхность кладки, ряд кирпичей с фасада.

Внутренняя верста - внутренний ряд кирпичей.

Забутка - ряд кирпичей между наружней и внутренней верстой.

Перевязка швов - система расположения вертикальных швов в соседних рядах относительно друг друга.

Система перевязки швов обеспечивается за счет правильного расположения швов в соседних рядах относительно друг друга.

Неполномерные кирпичи - половинка, трехчетверка, четвертка.

Смотрят презентацию (слайд 6).


Смотрят презентацию (слайды 7, 8, 9, 10)





Смотрят на слайд, вспоминают, выходят к доске, отвечают.

(слайд 11) Тычковая кладка складывается только из тычков.

(слайд 12) Баварская кладка с нерегулярной сменой длинных и коротких сторон кирпича. Что позволяет создать уникальный и единственный в своем роде рисунок. Для этого все тычки «на лицо» должны быть черные. Можно класть как 1 так и 2, 3, 4 черных тычка подряд, затем 1, 2 (произвольное количество) ложков.

(слайд 13) Бранденбургская кладка состоит из двух длинных и одной короткой стороны, сменяющих друг друга поочередно в каждом ряду. Тычки находятся друг над другом вертикально через каждые два ряда. Смещение между рядами на половину короткой стороны кирпича.

(слайд 14) Кладка дорожкой, при которой кирпич укладывается длинной стороной, со смещением на пол или четверть кирпича.

(слайд 15) Силезская кладка, в которой кирпич по рядам укладывается в два ложка один тычок, вертикальные швы, как и в готической кладке, совпадают через ряд.

(слайд 16) Голландская кладка - этот вид, как понятно из названия, характерен для голландской архитектуры, кладка при которой один ряд укладывается чередованием тычка и ложка, а другой только тычком. Голландская кладка применялась во многих северных странах XVll-XVlll веках, в том числе в "Петровском барокко" в Санкт-Петербурге в начале восемнадцатого века.

(слайд 17) Смещение между рядами на половину короткой стороны кирпича, её также называют фламандской кладкой - цепная кладка представляет собой ряды в два ложка один тычок.

(слайды 18, 19) Ложковая - чередование ложковых рядов со смещением на ¼ кирпича или косым смещением.

(слайды 20, 21) Крестовая, в которой поочередно уложены тычковые и ложковые ряды кирпичей.

(слайд 22) Цепная - она же фламандская.


Студенты подходят и берут листки с заданиями.

Выполняют практическую работу.

После истечения 5 минут, представитель каждого «звена» рассказывает и показывает свой вариант декоративной кирпичной кладки.





Смотрят презентацию (слайды 24, 25)


  1. Практическая часть.

3.

Выполнение практической работы

(15 мин.)

«А сейчас каждое звено получит задание выложить декоративную готическую кладку. Но перед вами будет стоять несколько задач:

  • Во-первых: ваша кладка должна быть правильной;

  • Во-вторых: она должна быть интересной в творческом плане;

  • В-третьих: вы должны составить инструкционно-технологическую карту выполнения кладки;

Инструктаж: «Перед вами стоят корзины с деревянными макетами кирпича, из которых вы будете выкладывать свою кладку.

Время на выполнение 15 минут.

Приступайте к работе».

Слушают, проявляют заинтересованность, вникают.




Выполняют практическую работу.

4. Подведение итогов

(5-8 мин.)

«Итак, все «звенья» выполнили работу. Расскажите о своей кладке посредством использования инструкционно-технологической карты».

«Сдайте инструкционно-технологические карты на проверку» (преподаватель передает их жюри).

Жюри проверяет в течение 5 мин.

Разбор типичных ошибок, которые были допущены при выполнении практической работы.

Жюри возвращает отчеты преподавателю, который объявляет результаты практической работы (приложение 1).

Преподаватель объявляет количество набранных баллов «звеньями», выявляет победителя, выставляет оценки.

В заключении хочется сказать следующее: «Не стоит относиться к кирпичной кладке, как к строению из доминошек. Может быть, работа чем-то и похожа - всё та же аккуратность, предварительная тщательная подготовка.

Цена любой кладки - творчество и точный расчёт».

(Гостям мы скажем «Лаконбой» - по ненецки, «До свидания», «Урок суса» - урок закончен».

Студенты рассказывают инструкционно-технологические карты своих кладок, дают им свои названия.


Студенты слушают.


Все хлопают друг другу.



Студенты встают,

провожая гостей урока.











Приложение 1


ФОРМА ОТЧЕТА ДЛЯ ЖЮРИ

ФИО (эксперта)________________________________________________________________________

№ п\п

Номер

«звена»

Повторение пройденного

материала

Практическая работа:

«Выполнение декоративной

готической кладки»


Замечания

Устный опрос (каждый

правильный

ответ - 1 балл)

Практическое задание

(макс. кол-во

5 баллов)

Составление инструкционно-технологической карты

(макс. кол-во

5 баллов)

Творческая практическая работа

(макс. кол-во

5 баллов)


1

1 звено




2

2 звено




3

3 звено




4

4 звено




5

5 звено





Наибольшее количество баллов -Конспект практического занятия по МДК 03.01. Технология каменных работ на тему Декоративная готическая кладка

© 2010-2022