Методическая разработка урока на тему: «Архитектура города Ижевска»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вопросам культуры в процессе воспитания  подростков должно уделяться большое внимание. Особенно важно, чтобы они знали, понимали  и ценили культуру своего края, т.к. именно это закладывает фундамент для формирования социокультурных компетенций обучающихся. Одно из важнейших свидетельств прогресса человечества – это понимание культурных ценностей, умение их беречь, воспринимать их эстетическую ценность. Важно научить детей воспринимать красоту и пробуждать у них желание самим творить прекрасное. Через это и должно  идти духовное развитие человека.          Живя в родном городе, чаще всего не замечаешь той красоты, которая окружает тебя. Каждый город по-своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере знакомства с ним.  А драгоценности – это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью. Знакомство с искусством архитектуры происходит из путешествий, в музеях, на экранах телевидения, со страниц журналов. Зрительные образы обступают человека со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только истинное искусство, но порой и  антиискусство, антигуманность,  безвкусицу. Задача педагога направить ученика в нужное русло.            Данный  урок рассчитан на учащихся системы НПО по предмету краеведение. Кроме того, данная разработка может быть использована мастерами п/о и классными руководителями в качестве дополнительного  материала для классных часов  (в 2015 году г. Ижевску исполняется 255 лет).            Цель данной работы: разработать урок – экскурсию  по городу Ижевску. Задачи: ·   дать представление о памятниках архитектуры города Ижевска; ·   получить возможность интерактивного погружения в пространство города, зданий, конструкций. ·    получить представление  об основных  стилях  и направлениях  архитектуры города, отличать  их друг от друга; ·   научить  пользоваться  дополнительной  литературой.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики «Строительный техникум»



Методическая разработка урока на тему: «Архитектура города Ижевска»











Выполнил:

преподаватель истории и краеведения

О.Л. Мезенцева









Ижевск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросам культуры в процессе воспитания подростков должно уделяться большое внимание. Особенно важно, чтобы они знали, понимали и ценили культуру своего края, т.к. именно это закладывает фундамент для формирования социокультурных компетенций обучающихся.

Одно из важнейших свидетельств прогресса человечества - это понимание культурных ценностей, умение их беречь, воспринимать их эстетическую ценность. Важно научить детей воспринимать красоту и пробуждать у них желание самим творить прекрасное. Через это и должно идти духовное развитие человека.

Живя в родном городе, чаще всего не замечаешь той красоты, которая окружает тебя. Каждый город по-своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере знакомства с ним. А драгоценности - это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью.

Знакомство с искусством архитектуры происходит из путешествий, в музеях, на экранах телевидения, со страниц журналов. Зрительные образы обступают человека со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только истинное искусство, но порой и антиискусство, антигуманность, безвкусицу. Задача педагога направить ученика в нужное русло.

Данный урок рассчитан на учащихся системы НПО по предмету краеведение. Кроме того, данная разработка может быть использована мастерами п/о и классными руководителями в качестве дополнительного материала для классных часов (в 2015 году г. Ижевску исполняется 255 лет).

Цель данной работы: разработать урок - экскурсию по городу Ижевску.

Задачи:

дать представление о памятниках архитектуры города Ижевска;

получить возможность интерактивного погружения в пространство города, зданий, конструкций.

получить представление об основных стилях и направлениях архитектуры города, отличать их друг от друга;

научить пользоваться дополнительной литературой.





Тема: Архитектура города Ижевска

Цели урока:

Обучающая: создание условий для ознакомления учащихся с архитектурной стилистикой города Ижевска XVIII - XXI вв. Подвести их к пониманию сути архитектурных ценностей.

Развивающая: развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, самостоятельно работать с дополнительной литературой, делать выводы.

Воспитательная: воспитание любви, чувства патриотизма к своему городу, духовно-нравственное воспитание.

Оборудование: учебник Памятники Отечества. Удмуртия. М.,1995., карточки - задания для микрогрупп, характеристика архитектурных стилей, дополнительная литература, иллюстративный материал, презентация.

Оформление доски: тема урока, таблица.

Условия работы групп: работа с дополнительной литературой, иллюстративным материалом, обсуждение, заполнение таблицы. Выступление от группы 1 учащегося.

Другие понятия и названия: гражданский стиль, модернизм, футуризм, абстракционизм, типовые застройки.

Важнейшие персоналии: Шувалов П.И., Москвин А.С., Дудин С.Е., Чарушин И.А., Дерябин А.Ф.

План урока:

  1. Архитектура.

  2. Стили и направления.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «История г. Ижевска».

Фронтальный опрос:

- Мы с вами изучили историю появления города Ижевска. Давайте вспомним основные моменты:

1. Когда и кем был основан Ижевск? (1760 горным инженером Москвиным).

2. Сразу ли появился город? (Нет, изначально это был поселок при железоделательном заводе, который принадлежал графу Шувалову).

3. Почему Ижевск возник именно как рабочий поселок? (Основа города - завод, трудились мастеровые, заводские рабочие).

4. Какую роль в появлении нашего города сыграл граф Шувалов П.И.?

5. Кто такой Дудин С.Е.?

6. Роль Москвина А.С.?

7. Перечислите, какие названия имел город разное время? (Ижевский железоделательный завод, город Ижа, село Ижево - с 1867, Ижевск - с 1921 г., Ож-кар, Ож-завод, Устинов.)

8. А как назывались старые улицы Ижевска? (Базарная, Троицкая, Восьмая, Переулок горшечный…)

9. Назовите первые сооружения Ижевска? (Плотина и пруд).

10. Что считается символом нашего города? (Заводская башня).

- Ребята, без чего город не может называться городом? Что отличает один город от другого? (без людей, которые посещают достопримечательности, живут в мире архитектурных сооружений…)

Записываем тему: Архитектура г. Ижевска.

  1. Изучение новой темы

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с архитектурой Ижевска, ее стилями и направлениями. Ваша задача, определить к какому стилю принадлежат основные архитектурные сооружения Ижевска. Мы с вами будем рассматривать период развития архитектуры города, начиная с его возникновения (вторая половина 18 века) до начала 21 века. Итак, что же такое архитектура и для чего она нужна нам? Попробуйте ответить! (отвечают на вопрос)

- Сейчас мы услышим краткий обзор, что такое архитектура. Это определение из энциклопедического словаря. (Сообщение учащегося №1).

- Архитектура - как направление искусства - многообразно. Существуют различные стили и направления, знаете ли вы о них? (пытаются ответить)

Какие стили и направления присущи архитектуре XVIII - XXI вв., нам сообщит ________(сообщение № 2).

- Сейчас мы с вами узнаем, в каком стиле построены основные архитектурные сооружения нашего города. Мы поработаем в 3-х группах. У каждой группы будет задание. На работу вам отводится 10 мин. После этого один представитель от группы сделает небольшой отчет о том, в каком стиле построены те или иные сооружения. (См. Приложение).

! По ходу выступлений участников от каждой микро-группы, заполняем общую таблицу на доске (учащиеся в тетрадь).

Таблица

Архитектурные стили

Признаки стилей

Архитектурные сооружения

Классицизм

Ампир

Псевдорусский (Византийский) стиль

Эклектика

Модернизм

Конструктивизм

- То, что мы сегодня с вами изучили, не просто архитектурные сооружения - это памятники архитектуры. Народное достояние. Это украшения нашего города, которые очень напоминают Петербург. Как вы думаете, почему? (Дудин - ученик Птб. Академии художеств. Ученик знаменитого Петербургского архитектора А. Захарова). По образу Петербурга были созданы чугунное литье (оградки, которые встречаются на набережной пруда), Михайловский (Александрийский в Петербурге) столп, Оружейный завод, Александро - Невский собор, Арсенал…

  1. Закрекпление

- А сейчас, давайте совершим виртуальную прогулку по городу и определим, к какому стилю относятся те или иные архитектурные памятники.

(Показ презентации, определение архитектурных стилей).

  1. Итог

- Целью нашего урока было определить архитектурные стили. Мы познакомились с ними? (да!)

Сейчас, когда вы будете проходить по улицам нашего города, или другим городам России вы уже сможете определить стили, блеснув своими знаниями.

Спасибо за работу.

  1. Домашнее задание:

  1. Написать заметку в газету по архитектуре нашего города.

  2. Найти материал о современных малых архитектурных формах. (Крокодил, коза, собака - Звездочка, пельмень на вилке, ножницы…)



Приложение

Карточка - задание для групп.

Внимательно изучите учебную и дополнительную литературу (распределите между собой работу над материалом).

  • Учебник Памятники Отечества, стр. 108.

  • Энциклопедический словарь.

  • Журналы и иллюстрации.

  • Открытки с изображением архитектуры Ижевска.

Задание: Определить, к какому стилю относятся архитектурные сооружения.

(Каждой микрогруппе раздается материал с характеристикой и признаками основных архитектурных стилей и иллюстрации с архитектурными сооружениями города: Свято - Михайловский собор, Александро - Невский собор, Главный корпус оружейного завода с башней, арсенал, Троицкая церковь, библиотека им. Ленина и др.)

Представитель группы дает развернутый ответ на вопросы:

Название архитектурного сооружения;

Архитектор;

Год создания;

Стиль;

Назначение здания при строительстве и как сейчас используется это здание.

Карточка - задание для группы № 1

Задание: Определить архитектурные сооружения, относящиеся к стилю Классицизм и ампир.

Карточка - задание для группы № 2

Задание: Определить архитектурные сооружения, относящиеся к стилю Псевдорусский стиль и эклектика.

Карточка - задание для группы № 3

Задание: Определить архитектурные сооружения, относящиеся к стилю Модернизм и конструктивизм.



© 2010-2022