- Преподавателю
- Технология
- «Удивительные свойства воздуха»
«Удивительные свойства воздуха»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Солянкина А.А. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
«Удивительные свойства воздуха»
ЦЕЛЬ: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Дать детям знания о свойствах воздуха:
-
воздух прозрачный и невидимый;
-
воздух есть везде;
-
воздух легкий, он легче воды;
-
ветер - это движение воздуха
Развивающие задачи:
Развивать:
-
познавательную активность;
-
память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
-
дивергентное мышление( поиск множества решений одной и той же проблемы)
-
коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
-
умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
-
самостоятельность;
-
аккуратность в работе;
-
умение взаимодействовать в коллективе;
-
умение проявлять терпимость к мнению товарища;
-
умение не перебивать собеседника;
-
нравственное отношение к природе.
Материал раздаточный: воздушные шары надутые гелием разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики. ( подарки- свистульки)
Материал демонстрационный: 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет. (к трубочке из по коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарик)..
Оборудование: технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физминутка).
Интеграция: коммуникация, ФЦКМ.
Методы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа:
-
Беседа о воздухе
-
Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»
-
Наблюдение на прогулке за воздухом.
-
Просмотр презентации «Свойства воздуха»
Действующие лица: Воспитатель, младший воспитатель, клоун Бим, дети.
Ход НОД.
эмоциональный настрой.Подготовить детей к занятию, создать эмоциональную обстановку, поприветствовать гостей.
Организационный момент
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Сегодня мы с вами проведем экскурсию по лабораториям, где проходят разные эксперименты. Я вам расскажу и покажу, какие свойства имеет воздух. Имеет ли он запах?, имеет ли он цвет?, легкий или тяжёлый воздух?.
В это время заходит младший воспитатель и говорит:«Вас просят подойти в кабинет заведующей, очень срочно. Вы идите а я пока побуду с детьми.» воспитатель уходит, переодевается и заходит клоун с воздушными шарами.
Клоун Бим (Заглядывает): (заглядывает, робко спрашивает) Здравствуйте ребята! Меня зовут клоун Бим. Здесь проходит праздник воздушных шаров? Нет? По -видимому я заблудился. Что же делать? (чешет затылок) можно я пока у вас побуду? А что вы тут делаете?
Дети рассказывают что воспитатель ушёл, а у них идет занятие. Что собирались они совершить прогулку по лабораториям, где проходят разные эксперименты.
Клоун Бим: а давайте я буду у вас воспитателем и проведу свое занятие? Отгадайте загадку
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет - любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Клоун Бим: Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Клоун Бим- Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
Дети: - Воздух.
Клоун Бим - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
-А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
-Получается, воздух какой?
Дети - прозрачный, бесцветный и невидимый.
Опыт№1
Клоун Бим- Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух .Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите,что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
К- Интересно, почему? (ответы).
Клоун Бим - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
(опыт№2)
Клоун Бим - А давайте проверим!
- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети:Выходят пузырьки.
Клоун Бим- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Опыт№3
Клоун Бим- А как вы думаете, воздух имеет вес?
Посмотрите, что у меня в руках?. (к трубочке из по коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарику).
- Как вы думаете, для чего это?
-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес?
-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети: Шарик лопнет.
Клоун Бим: Вика помоги мне проткни зубочисткой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
Клоун Бим- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые..
-Ой, что то я устал. Ребята давайте немножко отдохнем.
Физ.минутка«»
(дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).
Пыт№4
Клоун Бим: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)
- Что это?
Дети: Камушки.
Клоун Бим: - Возьмите в руки камешки, какие они.
Дети:(ответы)
Клоун Бим: Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.
- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?
Дети: Они тонут.
Клоун Бим: Интересно, а почему камешки тонут?
Дети: Потому что они тяжелые.
Клоун Бим: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети: (ответы)
Клоун Бим: - Почему вы так думаете?
Опыт №5
Дети: (ответы)
Клоун Бим: - А давайте проверим (опускают шарики в таз с водой): - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Дети: (ответы).
Клоун Бим: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Клоун Бим: А теперь подуй (Паша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.
Клоун Бим: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Беседа по мультфильму.
Опыт №6
Клоун Бим: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится. А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена буду нагревать его тёплым воздухом.
- Клоун Бим: Посмотрите, что происходит с пакетом?
Дети: (ответы).
Клоун Бим: Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в пакете, расширяется и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Опыт №7
Клоун Бим: - Ребята, у меня есть красивая баночка. Сейчас мы с вами угадаем , что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
- Чем пахнет?
Дети: Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.
Клоун Бим: - Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?
Дети: (ответы детей).
Клоун Бим: - Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать. А где же апельсины ? Ребята, баночка пуста. А пахнет. Как так происходит?
Дети: (ответы детей).
Клоун Бим: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
Клоун Бим: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети: (ответы).
Рефлексия. Подведение итогов.
Клоун Бим: «Игра с воздушным шаром» Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей) Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он ? Для чего он нужен?
Клоун Бим: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память онашей встречи, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Ответы детей (дарит свистульки).
(Клоун прощается с ребятами и уходит).
И в это время заходит воспитатель и спрашивает как они себя вели, слушались ли помощника воспитателя.
Рассказ детей о прошедшем занятии.