Статья для учителей начальных классов Роль проектов

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий

Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решение новых задач обучения возможно при использовании опыта отечественной школы и непременном привлечении школьного учителя к экспериментальной работе, направленной на поиск новых педагогических технологий. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторического системно-деятельностного подхода, проектирует установки, определяющие основные задачи и направления системы образования.

Перед школой во все времена ставилась задача подготовить растущего человека к зрелой жизни, способствовать его жизненному и профессиональному самоопределению. Одним из непременных условий для решения этой задачи является включение ребенка в трудовую деятельность. Трудовое развитие, подготовка к разнообразным видам деятельности, источник всего процесса становления личности. Привить школьникам любовь к работе, в полной мере включить в воспитательный процесс силу труда - это и есть одна из важнейших задач формирования гармоничной личности. Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности, которая реализуется на уроках технологии. Значение и возможности уроков технологии выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической карте мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, через проектную деятельность. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Особенно актуальным метод проектов становится в наше время, потому что дает возможность школьнику проявлять активную позицию в познании, а учителю - осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проектирование необходимо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирования умения практически применять полученные знания, принимать аргументированные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт.

Метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются только в деятельности: умение работать совместно, брать ответственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.

Особая ценность творческих проектов в распредмечивании (применении, более глубоким познании) ранее полученных знаний. Одним из главных моментов в подготовке учащихся к проектной деятельности является проведение дизайн-анализа.

Дизайн-анализ - это способ исследования изделий, предметов, созданных другими людьми. Проведение дизайн-анализа представляет собой творческие задания по усовершенствованию предполагаемого учителем объекта труда в трех направлениях: полезность изделия, его надежность (прочность) и эстетичность. Не следует школьников ориентировать на решение сложных задач. На доске пишется сокращенный алгоритм проектной деятельности. Очень важно обучить школьников составлять опорную схему размышлений - общий план деятельности по выполнению проекта.

Главное в проектной деятельности - повысить уверенность школьников в том, что они могут создавать красивые и нужные вещи, сохранить их самостоятельность, неповторимость. Проект в рамках образовательной деятельности есть основа результативных действий, совершаемых в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают школьнику возможность действовать самостоятельно и получать результат (этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект - это деятельность одного ученика или группы учащихся, в которой они самостоятельны и активны: сами придумывают и планируют работу, подбирают необходимые для реализации деятельности ресурсы, зачастую находящиеся в нескольких учебных областях, выполняют поставленные задачи и представляют результаты работы в значимой и явной форме.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей: использование разнообразных методов, средств обучения, реализацию разнообразных видов деятельности: изучение дополнительной литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов (анкетирование, интервью), консультации с экспертами (экспертное интервью), и другое; использование научных, исследовательских методов: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы; интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Пять типичных этапов проекта:

  1. Определение темы и цели;

  2. Планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей;

  3. Реализация проекта;

  4. Презентация проекта;

  5. Рефлексия и оценка проекта.

Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее проявления в образовательной школе - требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы применять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности школьников на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний, низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения и т.д.) представляют в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Виды учебной деятельности учащихся начальных классов заключается:

  1. простейшие наблюдения и исследования свойств материала;

  2. моделирование, конструирование из разных материалов;

  3. решение доступных конструкторско-технологических задач (общий дизайн, оформление);

  4. простейшее ориентирование (постановка проектных задач, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта в проектной деятельности, процесс и результат работы).

Практическая направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изо, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать и в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобритательности гибкости мышления.

Уроки технологии обладают уникальными возможностями духовно-нравственного развития школьника; освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет ученикам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Предмет технология в начальной школе обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации и развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.

  2. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие. М.: 2011.

  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / сост. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.; 2-е изд. М. Просвещение, 2010.

6


© 2010-2022