- Преподавателю
- Технология
- Доклад на тему Проблема творческого развития на уроках технологии
Доклад на тему Проблема творческого развития на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Акулова Я.Ю. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическое объединение учителей технологии
Дата 16.02.2016 год
Тема: Проблема творческого развития на уроках технологии
Цели: исследователь проблему творческого развития на практическом занятии изготовления поделки в техники декупаж на примере народных художественных промыслов (слайд 1,2).
1.Приветствие:(Директор школы,ЗДУВР)
2.Выступление:
Проблема развития творческих способностей на сегодняшний день является достаточно актуальной, потому что одним из основополагающих принципов содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, поэтому характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие. И в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Следует еще учитывать то, что движущая сила прогресса вызывает периодические бурные изменения в обществе. И человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. И именно активизация творческих способностей позволяет человеку адекватно реагировать на происходящие изменения и успешно к ним адаптироваться. А общество в свою очередь заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Это достигается путем развития творчества учащихся в процессе всего обучения в школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок технологии. Технология в школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки технологии должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
3.Показ презентации:(обсуждение темы и основных понятий)
Одним из решение проблемы творческого развития это декоративно-прикладное искусство которое является средство развития творческой личности ( слайд 6).
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.
Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве
Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия на человека, и в первую очередь, на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.
4.Практическая часть: (слайд 7)
Сегодня мы с вами освоим прикладное искусство декупаж на примере народных орнаментов росписи (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец).
Технологическая карта «Декупаж» (Приложение 1). Познакомимся с историей происхождения росписи и основными элементами орнамента.
Декупаж (слайд 8)(фр. découper - вырезать) - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака.
Городец- ( слайд 10)в древности Городец на волге назывался малым Китежем.
Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов.Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников - свадебных, поминальных, именинных.Образ коня - древний, связанный с культом солнца.
Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом.Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.
Гжель - (слайд 12) большой район, объединяющий до 30 сёл и деревень, находится в 60 км. от Москвы по Рязанской железной дороге.
Гжель известна массовым производством в течение всегоXIX века ( а история её началась ранее) фарфорово - фаянсовой посуды, игрушек и декоративных статуэток.
Гжель - родина русской керамики.
Гжельскую посуду отличает единство вещи и её декора.
Все виды росписи - цветы, птицы, люди, животные - прочно связаны с формой, объёмом и конструкцией вещи, исполнены в плоскостной манере локальными красками.
Жостово- (слайд 14)недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.
Знаменито это село тем, что никто не может рисовать цветы лучше местных умельцев на железных подносах.
Яркие, сочные и крупные цветы в окружении свежей листвы. Широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской росписи.
Хохлома - (слайд 16)село в 7 км.от Семёнова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье.
Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали самыми любимыми в простом народе. Она-то и назвал их по месту продажи - хохломскими
5.Итоги: (слайд18) Уроки декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.
Технологическая карта «Декупаж» (Приложение 1)
Материалы, оборудование и инструменты:
-
обычный клей ПВА или специальный клей для декупажа;
-
плоские кисти разного размера (с их помощью наносится клей, лак, акриловые краски);
-
поролоновая губка или кисти (нужны для окрашивания поверхностей при создании фона для декупажа);
-
акриловые краски или гуашь ;
-
акриловый лак на водной основе, лак для ногтей прозрачный;
-
предмет который будем декорировать
-
трехслойные салфетки или декупажные карты;
-
ножницы, с хорошо двигающимися лезвиями.
Технологическая последовательность выполнения
1. Подготовим предмет для декорирования:
-
загрунтуем поверхность белой акриловой краской или гуашью;
-
дадим подсохнуть.
2.Выбрать понравившийся рисунок и вырвать или вырезать узор.
3.Разделить салфетку на слои и работать с верхним слоем
4.Вырванный фрагмент приложить на оформляемую поверхность, нанести клей от середины к краям
5.Для оформления верхнего края используем светлую акриловую краску или гуашь поролоновую губку или кисти. Нанесем краску на поролон или кисть лёгким движением прикладываем губку или кисти к краю . Аналогичным образом оформить края.
6.Покрыть поверхность в три слоя лаком.