Планирование по технологии для 5 класса (девочки) ФГОС

"Описание материала: Планирование выполнено для проведения уроков по технологии у девочек в 5 классе по ФГОС. В планировании представлены рабочая программа с содержанием уроков повсем основным разделам с учетом планируемого результата. В программе активно используется такой метод обучения, как проектная деятельность. Учащиеся выполняют проекты по рукоделию.швейному делу, кулинарии. Так как школа сельская, в программе выделено время на изучение раздела «Растениеводтво» в осенний и весенний пери...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

Коляновская средняя общеобразовательная школа

Ивановский район

Ивановская область



Рассмотрено

на заседании МО учителей технологии и физического воспитания

Руководитель МО

____________/Червякова И.И._/

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УР МОУ Коляновская СОШ

____________/Кувшинова С.В./

ФИО

«___»____________20___г.


Утверждаю

Директор МОУ Коляновская СОШ

____________/Гущина С.Б._/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Технология »

направление «Технологии ведения дома»


5 класс


Уровень: базовый

Ступень образования: основное общее образование


Учитель: Червякова Ирина Ивановна,

учитель технологии высшей категории















2013-2014 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

При составлении программы учитывались нормативные документы:

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приложение к письму Минобрнауки России от 7.07.2005 № 03-1263)

  • Федеральный базисный учебный план.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Ивановской области,

  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Коляновской СОШ реализующего программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.






Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи предмета:

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:

  • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.





Содержание учебного предмета



Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так, на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.

Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий; выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятельности;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Данная программа позволяет получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа включает рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем курса.

Базовыми в данной программе являются разделы:

- Кулинария

- Создание изделий из текстильных материалов

- Художественные ремесла

- Оформление интерьера

- Технологии творческой и опытнической деятельности

- Технологии растениеводства

Каждый раздел предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.

При изучении курса 70 % времени отводится на практическую деятельность, 30 % - на теоретическую. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов.

При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение, запросы на образовательные услуги учащихся и их родителей, возможности вариативности общего расписания, подготовка учителя, климатические условия.

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы были добавлены часы по направлению «Сельскохозяйственные технологии» (технологии растениеводства), за счет сокращения часов по другим разделам.. В связи с перераспределением времени между разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения.

В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой как в учебное, так и во внеучебное время.



Место учебного предмета в учебном плане



Программа реализуется в 5 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология»



Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно -коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет -ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.







Тематическое планирование 5 класс

Разделы, темы уроков.



Количество часов/класс

5

1

2

Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества

2

Технологии растениеводства

4

Классификация растений. Виды декоративных культур. Правила безопасной работы на пришкольном участке.

2

Способы размножения декоративных культур. Способы обработки почвы.

2

Технологии творческой и опытнической деятельности

4

Учебный проект, его основные компоненты.

1

Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Дизайн-анализ изделия. Определение перечня критериев для оценки изделия.

1

Поиск решения поставленной цели. Проработка выбранной идеи.

1

Проработка выбранной идеи. Планирование процесса изготовления изделия. Оценка проекта. Способы презентации проекта

1

Художественные ремесла

12

Традиционные виды рукоделия. Лоскутная техника. Русская вышивка: история, мотивы

2

Материалы, инструменты и принадлежности для лоскутной техники и вышивки. Инструктаж по охране труда .

1

Способы перевода рисунка на ткань.

1

Виды декоративных ручных стежков и строчек

2

Работа над проектом. Изготовление изделий в лоскутной технике с вышивкой.

6

Создание изделий из текстильных материалов


30

Конструирование и моделирование

6

Одежда и мода. Краткая формулировка задачи проекта

1

Мерки.

1

Построение чертежа выкройки изделия

2

Моделирование изделия. Выбор идеи проекта

2

Материаловедение

6

Получение ткани. Определение основы и утка, лицевой и изнаночной сторон в ткани

2

Классификация текстильных волокон

2

Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства. Подбор материалов для выполнения проекта.

2

Ручные работы

4

Материалы, инструменты и принадлежности для швейных работ. Инструктаж по охране труда в швейной мастерской

1

Влажно-тепловая обработка швейных изделий

1

Ручные строчки и швы.

2

Машиноведение

6

Назначение и устройство швейных машин. Подготовка швейной машины к работе

2

Правила безопасной работы на швейной машине. Выполнение пробных строчек на швейной машине

2

Машинные швы

2

Работа над творческим проектом

8

Выполнение проектной работы.

8

Оформление интерьера

2

Интерьер жилых
помещений. Декоративное оформление кухни, столовой.

2

Кулинария

10

Общие сведения
о пище. Кухня и ее оборудование. Уход за кухонной утварью.

2

Сервировка стола
к завтраку. Обычаи, традиции, правила поведения.

2

Приготовление бутербродов. Горячие напитки.

2

Приготовление блюд из яиц.

2

Приготовление блюд из овощей.

2

Технологии растениеводства

4

Выбор культур для весенних посевов . Подготовка семян к посеву

2

Оформление клумб.

2

Итого

68





Содержание учебного предмета

5 класс (68 часов)

Раздел 1. Технологии растениеводства (8 часов)

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в личных хозяйствах, на пришкольном участке, понятие об урожае и урожайности; правила безопасного и рационального труда в растениеводстве; ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности; технологии выращивания луковичных растений; профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. размножение растений семенами; особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения; понятие о сорте; правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды.

Сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост); выбор инструментов, разметка и подготовка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур, выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Раздел 2 Технологии творческой и опытнической деятельности (4 часа)


Учебный проект, его основные компоненты. Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Дизайн-анализ изделия. Определение перечня критериев для оценки изделия. Поиск решения поставленной цели. Проработка выбранной идеи. Планирование процесса изготовления изделия. Оценка проекта. Способы презентации проекта

Раздел 3. Художественные ремесла (12 часов)

Традиции края в вышивке. Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в вышивке. Правила работы с иглами, ножницами, булавками. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Организация рабочего места.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Технология использования различных вышивальных швов в работе. Окончательная отделка вышивки. Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.


Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов (30 часов)


Конструирование и моделирование фартука (6 часов)

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.Построение чертежа фартука в М 1:1. Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету). Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою


Ручные работы (4 часа)

Материалы, инструменты и принадлежности для швейных работ. Инструктаж по охране труда в швейной мастерской. Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Ручные стежки и строчки.

Элементы материаловедения (6 часов)

Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.


Элементы машиноведения (6 часов)

История создания швейной машины. Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов. Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.

Творческое проектирование.

Изготовление изделия из текстильных материалов (8 часов)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой изделия. Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом её свойств. Определение месторасположения карманов. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана. Определение месторасположения карманов. Накалывание наметывание, настрачивание карманов на нижнюю часть фартука. Обработка бретелей обтачным швом с последующим вывертыванием. Контроль качества. Обработка срезов нагрудника. Соединение бретелей и нагрудника, бретели, нагрудник, обтачной шов. Соединение бретелей с нагрудником. Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука. Художественная отделка фартука. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Раздел 5 Кулинария ( 10 часов)

Санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Понятие о процессе пищеварения, общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Продукты, используемые при приготовлении бутербродов, способы оформления открытых бутербродов, условия и сроки хранения, виды горячих напитков, способы заваривания кофе, чая, какао и трав.

Строение яйца, способы определения свежести яйца, приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц, особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Виды овощей, содержание в них питательных веществ. Методы определения качества овощей, влияние экологии на качество овощей, назначение, виды и технология механической обработки овощей; виды салатов; изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки, принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Составление меню на завтрак, правила подачи горячих напитков, столовые приборы и правила пользования ими, эстетическое оформление стола. Обычаи, традиции, правила поведения.

Раздел 6 Оформление интерьера (2 часа)

Интерьер жилых помещений. Декоративное оформление кухни.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Авт. Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. 2012 год

  2. Технология. Программа 5-8 класс под ред. Сасовой Е.А. 2012 год

  3. Технология. Учебник 5 класс. Авт. Сасова И.А., Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И. Под ред. Сасовой И.А. 2012 г

  4. Технология. Рабочая тетрадь. 5 класс. Авт. Сасова И.А., Ширина Н.И., Захарова Н.А., Корнева Л.Н., Бармина В.Я., Доможирова И.В. Под ред. Сасовой И.А. 2012 год

Дополнительная литература и источники информации



  1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. - М. : Школьная пресса, 2005.

  2. Баранчикова, Л. А. Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. - 1998. - № 4. - С. 65.

  3. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М. : Дрофа, 2007.

  4. Васшъченко, Е. В. Кулинарные работы и методика их проведения / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1991. - № 4. - С. 45.

  5. Васильченко, Е. В. Секрет хранения продуктов / Е. В. Васильченко // Школа и производство. - 1992,-№ 1.-С. 53.

  6. Винокурова, И. А. Оригинальные салаты / И. А. Винокурова // Школа и производство. - 1990. - № 12.-С. 33.

  7. Винокурова, И. А. Правильное использование овощей в кулинарии / И. А. Винокурова // Школа и производство. - 1989. - № 4. - С. 44.

  8. Гилева, Е. А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа и производство. - 2001. - № 4. - С. 25.

  9. Глазырина, Е. А. Развитие познавательной активности школьников / Е. А. Глазырина // Школа и производство. - 2008. - № 5. - С. 50.

  10. Гряникова, В. М. Просто и вкусно / В. М. Гряникова // Школа и производство. - 1993. - №4.-С. 35.

  11. Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. - 1989. -№ 9. - С. 75.

  12. Зуева, Т. К. Оформление холодных блюд / Т. К. Зуева // Школа и производство. - 1996. - № 4. - С. 70.

  13. Иванова, М. А. Изучение темы «Обработка накладного кармана» в 5 классе / М. А. Иванова // Школа и производство. - 2003. - № 4. - С. 49

14. Кожина О. А. Определение качества пищевых продуктов на уроках кулинарии / О. А. Кожина, Е. Н. Филимонова // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 15.

15. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по кулинарии. 5 класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 21.

16. Корчагина, Г. А. Дидактический материал по обработке ткани. 5 класс / Г. А. Корчагина, Е. В. Старикова // Школа и производство. - 1992. - № 9-10. - С. 23.

17. Кругликов, Г. И. Методика проведения занятий по технологии обработки ткани. 5 класс / Г. И. Кругликов // Школа и производство. - 2001. - № 2. - С. 32.

18. Максимов, Н. А. Освещение в быту / Н. А. Максимов // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 31.

19. Махмутова, X. И. Декорирование изделий аппликацией из ткани / X. И. Махмутова // Школа и производство. - 2006. - № 6. - С. 42.

20. Мокрушина, Г. Г. Обед в походных условиях / Г. Г. Мокрушина // Школа и производство. - 2002.-№7.-С. 49.

21. Молева, Г. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) / Г. А. Молева, И. А. Богданова // Школа и производство. - 2000. - № 3. - С. 33-35.

22. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск : НМЦ «Технология», 2000.

23. Панфилова, Т. Ф. 31 .Панфилова, Т. Ф. Салфетки для праздничного стола / Т. Ф. Панфилова // Школа и производство. - 2003. - № 5. - С. 50.

24. Подласова, Р. В. Это интересно знать / Р. В. Подласова // Школа и производство. - 1990. - №5.-С. 45.

25. Рубис, А. И. Раздаточный материал по безопасности труда / А. И. Рубис // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 28.

26. Урбанская, О. Н. Приготовление праздничного стола / О. Н. Урбанская // Школа и производство. - 1990. - № 6. - С. 58.

27. Уроки по курсу «Технология». 5-9 классы / под ред. Е. Н. Перова. - М. : 5 за знания, 2008.

28. Усова, Н. В. Швейная машина: история создания / Н. В. Усова // Школа и производство. - 1990. - № 4. - С. 61.

29. Хаханова, Л. П. Из истории интерьера жилого дома / J1. П. Хаханова // Школа и производство. - 1996.-№ 1.-С. 61.

30. Хаханова, Л. П. Искусственное освещение в интерьере жилого дома / Л. П. Хаханова // Школа и производство. - 1997. - № 5. - С. 72.

31. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981.

32. Хотунцев, Ю. Л. Экологическое обоснование и воспитание школьников на уроках технического труда в 5-7 классах / Ю. Л. Хотунцев, Н. И. Нагибин // Школа и производство. - 2010. - № 1. - С. 13.

33. Шидлаускене, В. В. Органолептический анализ пищевых продуктов и блюд из них / В. В. Шидлаускене // Школа и производство. - 1989. - № 3. - С. 48.

34. Щербакова, Л. Г1 О названиях тканей / Л. П. Щербакова // Школа и производство. - 1992. - №2.-С. 53.

35. Это интересно: соль // Школа и производство. - 1992. - № 2. - С. 57.

36. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. -2001.- № 5. _ с. 50.



Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Программа реализуется в условиях кабинета обслуживающего труда оснащенного оборудованием, представленным в таблице:



Название

Марка

Год приобретения

Количество

1

Швейная машина с ручным приводом

1990

13

2

Швейная машина с электроприводом

1990

2

3

Швейная машина с ручным приводом

Чайка

1994

1

4

Швейная машина с ножным приводом

Чайка

1994

3

5

Швейная машина с электроприводом

Чайка

1990

1

6

Швейная машина с электроприводом

Чайка

1996

3

7

Швейная машина с электроприводом

Genome

2002

2

8

Швейная машина с электроприводом

AstraLux

2006

4

9

Краеобметочная машина

51 - а

1999

1

10

Краеобметочная машина

Прима

1993

1

Итого 31

11

Электропривод



1

12

Магнитофон


1998

1

13

Утюг


2008

2

14

Компьютер



1

15

Проектор



1

16

Фотоаппарат



1

17

Гладильная доска



2

18

Манекен



2

Кабинет кулинарии

19

Электроплита


1990

2

20

Холодильник



1




Планируемые результаты изучения предмета


Общие результаты технологического образования состоят:

• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.


В результате обучения учащиеся


Овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

Познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

• построения планов профессионального образования и трудоустройства.



© 2010-2022