- Преподавателю
- Технология
- Тема урока: Понятие о профессии
Тема урока: Понятие о профессии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыбакова Н.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8 класс
«Понятие о профессии»
Цель урока:
-
Изучить понятия профессия, специальность, должность, типы профессии.
-
Формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, формирование готовности к самоопределению.
-
Воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения и анализировать результаты деятельности.
Методы: словесный; наглядный; работа в группах.
Межпредметные связи: обществознание, история.
Оборудование и материалы: электронная презентация, мультимедиапроектор, листы бумаги формата А3, маркеры, фломастеры.
Класс делится на 5 групп
Ход урока
-
Организационная часть
-
Контроль посещаемости
-
Проверка готовности к занятию
-
-
Изложение нового материала:
- У меня растут года,
Будет мне 17.
Кем работать мне тогда?
Чем мне заниматься? (1 слайд)
А кто написал это стихотворение?
В.В.Маяковский
Как вы думаете о чем мы будем говорить уроке
"Понятие о профессии". (2слайд)
2. Учитель:
- Существует такое понятие, "как возраст самоопределения". Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность - пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема - Кем быть? (3 слайд)
Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно.
-
Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.
-
Оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь.
-
Подумайте о своих родителях, в чем помогали им, советовались.
-
Подумайте о России, в чем вы можете ей пригодиться.
Профессиональное самоопределение - это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала.
Процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал - обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии.
3. Учитель:
- А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.
Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.
Подумайте, пожалуйста, представители каких профессий работают в нашей школе?
(Ученики перечисляют профессии)
- Хорошо, молодцы!
Учитель ведет беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задает наводящие вопросы-подсказки, например:
- А кто вам в школе делает прививки?
- Кто выдает вам учебники?
(Ученики отвечают)
- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?
(Ученики называют цифры)
- На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Учитель начальных классов, врач-стоматолог, программист, бухгалтер, экономист, дворник, полицейский, пожарный, библиотекарь, балерина, ветеринар, астроном и т.д……
И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие.
За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер. Одну из них предстоит выбрать и тебе.
А теперь просмотрите, пожалуйста, слайд 4. Перечислите профессии, которые вы здесь видите. Какие профессии вам еще известны?
(Ученики отвечают)
- Молодцы!
Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?
-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия: (5слайд)
Профессия - это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность - это наличие у человека образования и опыта работы в отдельных отрослях, по отдельным видам деятельности.
Примеры:
учитель
учитель математики, биологии, пения
инженер
инженер-электронщик, инженер-конструктор
слесарь
слесарь-сантехник, автослесарь
врач
терапевт, окулист, хирург, стоматолог
Должность - это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.
Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб.
Квалификация - (от латинского слова quails - качество и - facio - делаю)- степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории.
-Обратите, пожалуйста, внимание на следующий слайд!
- На данном слайде (6 слайд) представлены две специальности - окулист и ветеринар. Но всё это люди одной профессии - врач.
- А теперь выполним практическую работу: (7 слайд)
(Ученики выполняют работу в группах).
Практическая работа: (3минуты) Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:
Профессия
Специальность
Должность
Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, закройщик, экономист.
- Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор!
(Ученики высказывают свои предположения)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
4. Учитель: (8,9 слайды)
- Ребята, я пригласила на урок специалистов некоторых профессий. Давайте послушаем, что они расскажут вам о своих профессиях.
(Приглашенные гости рассказывают о своих профессиях по 2 минуты на выступление)
5. Учитель:
- В мире насчитывается более 50 тысяч разных профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, выдавая себя за современные. Не сразу поймешь, что бармен-это буфетчик, а менеджер - управляющий. Всё многообразие профессий можно распределить по пяти предметам труда. (Е.А. Климов «Как можно выбрать профессию») (10 слайд)
И сейчас вам предстоит с ними познакомиться, а затем представить свою группу профессий другим ребятам (Работа в группах. Ребята получают материал «Типы профессий», их задача выполнить творческую презентацию, а остальные группы при защите кратко записывают себе в тетрадь описание каждого типа). Раздаются листы формата А3, маркеры, фломастеры и цветные карандаши.
1. "Человек - природа" - К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
2. "Человек-техника" - К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
3. "Человек-человек" - Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
4. "Человек-знаковая система" - К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5. "Человек-художественный образ" - К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
-Молодцы это было замечательно. А теперь давайте взглянем на матрицу выбора профессий ( индивидуальные карточки для детей «Матрица выбора профессии»). Благодаря этой таблице вы можете выбрать вид своей профессии (разбираем таблицу). (11 слайд)
Итог выступления - анализ работ учащимися, деление на три группы: на профессии, специальности, должности. Выставка рефератов по группам.
6. Учитель:
Ребята я хочу обратить ваше внимание на следующие книги, а также на справочники, в которых можно получить сведения о разнообразных профессиях (учитель обращает взоры учащихся на книжную выставку) И которые помогут вам в выборе профессии. Учитель показывает учащимся книги, которые они могут взять в школьной библиотеке. (12 слайд)
7. Заключение.
- Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба.
Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Итог урока.
Учитель:
- На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, сегодня вы для себя узнали много нового и интересного. А кто-то определился с выбором своей профессии. Я так же благодарю наших гостей за их прекрасное выступление.
РЕФЛЕКСИЯ Но прежде чем вы уйдете, я предлагаю вам, когда закончиться урок прикрепить цветные флажки на ту картинку, которая соответствует вашему настроению. (на доске картинки: радость, сомнение, непонятность, …) (13 слайд)
Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!