Рефлексивный отчет по серии уроков технологии в 9 классе

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет по серии уроков технологии в 9 классеРефлексивный отчет по серии уроков технологии в 9 классеИспользование модуля Программы

«Обучение тому, как обучаться».

в серии уроков технологии в 9 классе.

В руководстве для учителя говорится, что преподаватели должны сосредоточить своё внимание не на своём собственном преподавании, а на развитии обучающихся, умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. (Руководство для учителя 2012 год).

На своих уроках я стремилась создать такие условия, которые способствовали бы более глубокому пониманию и усвоению материала.

Если учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, то у них будет развиваться умение учиться.

Каждый день я усердно готовилась к работе, писала не просто конспекты уроков, а продумывала, как через эти уроки научить учениц самих добывать знания, искать, творить, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, стремиться находить и исправлять свои ошибки.

Модуль «Обучение тому, как обучаться» я интегрировала в последовательную серию уроков по технологии в 9 классе следующим образом.

«Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает». (Руководство для учителя стр.151, 2012 год).

Чтобы выяснить, какие знания имеются у детей по теме урока, на этапе побуждения записывали ассоциации к ключевым словам, писали пятиминутное эссе, отвечали на вопросы. Я стремилась понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и что они любят. Опираясь на знания учащихся, шла актуализация опорных знаний, например, перед изучением темы «Интересы, склонности и способности при выборе профессии » я попросила учеников написать ассоциации к словам интерес, способность, склонность. Исходя из этого, дать определения этим словам. Работу выполнялась в группах. Распределение групп, проводилось по методу, составь открытку. Ученицы работали индивидуально, в паре, затем свои идеи обсуждали в группе. Работа в группе, способствует, по моему мнению, развитию навыков социального взаимодействия, эффективного общения и решения проблем. Ученики учатся быть новыми членами группы, терпимыми к мнениям и идеям других членов группы.Задание на ассоциации и определения формулировки слов, прошло на хорошем уровне. Такое задание для учеников было не новым, на своих уроках я часто применяла данную стратегию. Вторая группа, которая презентовала слово способности, к данному слову написала ассоциацию ждать. По данному поводу возникли дебаты. Первая группа не согласилась с данной версией, приводила свои доводы, доказательства. Презентатор Мадина и группа яро отстаивали свои размышления, приводили жизненные примеры (Ждали с войны, ждут с армии, экспедиций). Ни у каждому есть способность ждать. Выслушав доводы учениц, я согласилась с мнениями презентующих. Эта работа помогла сформулировать определение данным словам, Мадина сказала: « что интерес - это активная познавательная деятельность», Дарья что склонности - это стремление заниматься определённым видом деятельности. Вероника дала формулировку к слову способности, она сказала, что это индивидуально- психологические особенности человека.

При изучении темы «Секреты выбора профессии», было предложено написать эссе на пять минут «Профессия моей мечты». Основной идеей данного задания служило, написание, обсуждение в паре и представление эссе друг друга. После представления знакомую, или малознакомую напарницу, дети сами удивились данному результату. В первых они вместе со мной узнали много интересных фактов, личных планов. Ученицам было интересно услышать свои мысли вслух из уст других. Шолпан сказала, что её Айсана представила намного интересней, грамотней, чем она бы сама представила себя и рассказала о своих планах.

«Обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения и нацелено на их расширение» (Руководство для учителя 2012 год).

Перед изучением темы, «Ошибки при выборе профессии» было дано творческое задание на дом «Голос из будущего», к заданию ученицы отнеслись очень серьёзно. Дарья представила свою работу в виде письма для выпускников 2017 года, в котором она якобы на примере своих ошибок, предупреждала выпускников, Мадина представила интервью с бывшим выпускником, Айсана видеоролик с интервью, Ангелина предупреждала об ошибках в слайд презентации.

Такие задания помогли настроить учащихся на восприятия новой темы на дальнейшее размышления, на самостоятельную формулировку темы и цели урока.

Поэтому я считаю, что диалог является одним из важнейших аспектов проведения урока, главное чтобы вопрос был правильно и интересно сформулирован. Тем более что на уроках технологии не смотря на специфику урока, я пытаюсь учить детей правильно говорить, правильно формировать мысль, строить предложения. А это может проявиться только путем ведения диалога на уроке. Поэтому диалог нашёл широкое отражение на протяжении всех четырех последовательных уроках. В серии уроков мои дети учились размышлять, осмыслять, работать в парах и в группах, проводить исследовательскую работу, дебатировать. Я на своих уроках давала возможность ученикам высказаться, была доброжелательно настроена на их ответы, поэтому многие ученики раскрылись и были заинтересованными на уроке. На этапе реализации была работа по чтение отрывка М.Эриксона «Троя». Было предложена работа в группе, прочитать текст, к данному тексту составить два вопроса и презентовать их. Составленные вопросы были в основном на знание, понимание. Кто? Какой…? Только первая группа составила вопрос, Почему поступил так герой?. Поэтому мне пришлось поставить перед группами свои вопросы. - Если бы герой не был так богат, нашёл бы он трою?

- Если рядом свами жил такой Шлиман, как вы отнесётесь к его поведению? Ответы детей были интересны. Дарья: « Если бы со мной жил такой Шлиман, я бы посчитала его идиотам, так как в наше время блага материальные играют большую роль, можно было не отказываться от всего, а совместить свои интересы и работу». Ученицы учились анализировать текст, учились задавать вопросы, отвечать на них. Появилось больше желающих, дети не боялись задавать вопросы, смогли раскрыться менее способные ученики и проявить себя перед классом, самооценка некоторых учащихся повысилась. Тут важна была моя поддержка, как учителя, что бы укрепить у учениц желание не замыкаться в себе, а выходить на открытый разговор. У моих учениц развиваются навыки взаимодействия между собой и коммуникативные навыки. Чтобы учащиеся на уроках технологии понимали идею изучаемой темы, я включаю их в активную мыслительную деятельность. Для этого создавались проблемные ситуации. Решая которые ученики учились размышлять, предоставлять доводы, задавать наводящие вопросы, решать проблемы, анализируя свои идеи и идеи своих товарищей. Обучение проходило в основном в форме бесед с учениками и между учениками. В задание для групп было прочитать притчу «Всё в твоих руках», понять её смысл, составить к ней два вопроса (желательно на анализ « Почему?»). Задание предусматривает вначале индивидуальную работу, обсуждают в паре, затем каждый член группы делится своими идеями по постановки вопросов. Первая группа сформулировала два интересных вопроса.

-Как бы вы ответили на месте мастера?

- Как вы относитесь к ученику?

Вторая команда представила следующие вопросы?

-Как вы считаете, не была это провокация со стороны ученика?

- Что имел в виду мастер, отвечая ученику всё в твоих руках?

Третья группа составила очень интересный вопрос, ответ которого мы взяли за основу, чтобы определить тему и цель урока.

-Как вы считаете, выражение всё в твоих руках применимо к выбору профессии. Отвечала первая группа, Гульмира ответила: «Я считаю, что данное выражение как нельзя лучше подходит к нашей тематики, если сам человек не заинтересован в своём бедующем, то никто другой, не сможет, построит ему успешную жизнь. Только строя планы мы можем чего-то добиться». Затем я с помощь наводящих вопросов подвела учеников к постановки темы и цели урок. Наводящие вопросы - О чем сегодня пойдёт речь?, какая основная мысль ответа Гульмиры?. Шолпан, ответила, что сегодня мы будем говорить, как правильно планировать выбор профессии. Скорректировав немного ответ и цели урока, я записала тему и цель на доске.

Мерсер выделяет три типа диалогических бесед: беседа дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство для учителя 2012год). Обсуждения в классе включали различные типы бесед. Я не придерживалась какого-то одного типа. Но в большей степени преобладала кумулятивная, немного исследовательская беседа. На уроках технологии работа проходила в малых группах. Учащимся предлагалась проблема, которую они решали и думали вместе. Но научить исследовательской беседе тяжело. Это требует времени. В основном преобладала беседа «учитель - ученики», меньше - «ученики-ученики». В беседе использовались вопросы, как низкого порядка, так и высокого порядка (закрытые и открытые) (Руководство для учителя 2012 год) На каждом уроке встречаются вопросы высокого порядка, где учащиеся могли анализировать, оценивать. Например, при изучение тем по выбору профессии я поставила вопросы:

Что необходимо учитывать при выборе профессии?

-Какие изменения вы внесете в выбор вашей профессии?

-На какие типы делятся профессии?

- Как вы считаете, влияет тип личности на выбор профессии?

- Как бы распорядились полученными знаниями в области выбора профессий?

- Какие ваши психологические качества мешают для достижения вашей цели? Что бы вы улучшали?

-Обсудите важность интересов героя, которые помогли осуществить его мечту?

-Как вы считаете выбор профессии сугубо личное дело?

- Что ,может случится, если не руководствоваться своими интересами, способностями?

Какой смысл заключает выражение? «Грамотно поставленная цель половина успеха.

Эти вопросы привели к постановке проблемы: Что произойдёт, если мы ошибёмся при выборе профессии, ?. Каковы пути решения этой проблемы?

Это дало толчок на размышления. Выступление первой группы: «Конечно эту проблему можно исправить, в наше время не сложно получить второе образование, просто многим материально не посильно. Конечно, это потраченные деньги и время, поэтому необходимо лучше к выбору профессии отнестись более серьёзно, чтобы не жалеть о выборе». Первая группа дала следующий ответ: « В первых это потерянное время, целых четыре года и конечно денег, поэтому необходимо сейчас поставить сейчас цель и делать всё для претворения этой цели в жизнь» Работа была нацелена на то, чтобы дети умели видеть пути решения данных проблем. Все четыре урока были направленны на это. Через чувственное восприятие, анализ ученики пришли к мнению, что очень пагубно влияет на выбор профессии недостаток информации и незнания своих возможностей. В результате было предложено задание на саморегуляцию. Предварительно на третьем уроке, я предложила тему дебатов «Я выбираю профессию врача, я выбираю профессию модельера» ,но детям эта тема не понравилась, это конечно огорчила меня. Я предложила детям тему выбрать самим. Выбрать тему дебатов, распределить роли, сбор доказательной базы я поручила сильным ученикам. Ученицы выбрали тему « Поступать после 9-го класса или 11-го класса». Моими действиями во время проведения дебатов, было наблюдать, направляла детей. Только моя чрезмерная нетерпимость, иногда мешала мне, старалась отвечать за детей, если они долго не могли ответить. В целом дебаты были проведены на хорошем уровне, ученицы показали знания по темам выбора профессии, самостоятельно распределили роли: учителя, ученики, родители, друзья, каждая группа имела полную доказательную базу, чтобы апеллировать оппонентам. В данном задание свои ораторские, актёрские способности открыли Малика ( которая до этого не проявляла инициативы к публичным выступлениям), Сабина, Вероника. Были убедительные аргументы: группа первая, аргументировала поступление после девятого класса, приводила доказательства, материальную сторону, что это дешевле, эмоциональную сторону, что меньше стресса, целее нервы. Вторая группа говорила о необходимости выпускного бала, что в 17-18 лет человек более ответственен и подготовлен к жизни.

Дебаты дали дальнейшее направление ученика в выборе профессии.

«Предоставляйте ученикам возможность учить друг друга». (Руководство для учителя стр. 151, 2012 год).

Давая такое задание для учеников по саморегуляции, передо мной стояла задача добиться того, чтобы дети выросли инициативными, думающими, способными творчески подходить к любому делу. По результатам заданий мною были замечены следующие результаты. Дети соблюдают порядок, последовательность, вступают в разговор самостоятельно, могут высказать собственное мнение о заданиях. Решают новые задания с уверенностью, но не всегда у детей, получается, переносить трудности, неудачи. Ученица Каролина, если у неё не получается задание, она нервничает. Мои действия всегда направлены на то, чтобы помочь, направить, поддержать учениц.

Я думаю, что не все учащиеся комфортно себя чувствуют в работе друг с другом. На одном уроке я предложила им выбрать для совместной работы двух одноклассников, которых они знают несколько меньше, чем других. Некоторые ученики смогли легко выбрать партнеров и наладить с ними сотрудничество. Но были отдельные группы учащихся, которые хотели бы работать с теми, «с кем хотят и хорошо знают». Об этом можно судить по записям, которые ученики оставляют в конце дня на стикерах. Моя задача - научить учениц сотрудничать и работать со всеми. В основном все ученицы в разговоре проявляют желание работать и участвовать со всеми. Могут найти общий язык со всеми одноклассниками. В педагогической практике часто случается, когда приходится переходить от запланированных мероприятий к тому, что вызывает интерес учащихся. В таких ситуациях я чувствую себя не очень комфортно. Но если задания приносят эффективный результат и пользу, я получаю удовлетворение от проделанной работы. В пример можно привести, когда я дала тему дебатов «Я хочу быть учителем» ученицы не согласились данной темой, я предложила выбрать свою тему.

Иметь чувство юмора - хорошая черта. В моем классе раздается смех, но не часто, в меру. Я стараюсь иногда отвлечь учащихся, шучу. Это расковывает ребят, но они очень хорошо знают, когда уместно себя вести подобным образом, поэтому не переходят границ. Чаще всего в школе мы выбирают среди учеников «золотую середину», ориентируясь на «среднего» ученика. В таких ситуациях сложно приходится талантливым и одаренным, которым на уроке скучно. Задача учителей состоит в раскрытии потенциала таких детей, развитии их способностей. Работа с одаренными детьми требует тщательного продумывания и планирования. Для планирования работы с талантливыми и одаренными детьми, учителю сначала необходимо определить, является ли ученик талантливым или одаренным. Одаренными дети могут быть в одной сфере, а в другой испытывать трудности. А талант - высшая степень одаренности. Для определения талантливых и одаренных детей необходимо включать их в разные виды деятельности, в которых они смогут проявить свои способности. Наблюдая за ученицами, я выделила, много талантливых учениц Лера имеет интеллектуальные способности, в процессе совместной работы в группе предлагала оригинальные идеи, не навязывала их другим. При выполнения задания часто её идеи берут за основу. Малика проявила ораторские и организаторские способности. Айсана проявила себя, как художник оформитель, в выполнения творческого задания «Коллаж», оформление флипчартов. Придумывает интересные дизайны, творчески подходит к выполнению задания. Знание способностей одаренных детей помогает при планировании работы. Дифференцируя задания по способностям, в совместную работу привлекла Мадину, которая была в роли помощника-консультанта, оказывать помощь в использование ИКТ, занималась съёмкой урока, фото. Деление на группы происходит в соответствии с их способностями: художественными, творческими, ораторскими. Например, на уроке дети презентовали свои работы, коллажи, где проявляли свои творческие , ораторские способности, проявили свои фантазии. На протяжения всех уроков привлекала данных учениц для помощи и консультации одноклассниц. Одной из главной моей задачей было создание коллобаративной среды в классе. Большую роль здесь сыграли бодрячки. Ученицы на первом уроке восприняли без всякого энтузиазма, предложенные мною бодрячки были отвергнуты. Это, произошло, по моему мнению из- за того, что ученицы данного класса имеют завышенную самооценку и предложенные бодрячки показались им детскими и наивными. Моё отношение к данной ситуации было спокойным. Я предложила другие пути решения проблемы, на что ученицы предложили , что они самостоятельно будут подготавливать бодрячки. С моей стороны было предложением проведения бодрячка детям, которые имеют барьер боязни публично выступать. Проведением бодрячка, я осталась, очень довольна, дети были в восторге, улыбки на лицах, звучал смех. Ученицы, имеющие барьеры, за период проведения бодрячка показали себя раскрепощенными, смелыми. Больше всего консультировать и направлять мне приходилось на первых уроках, когда дети ещё затруднялись выполнять задания. Постепенно привыкая к новым подходам в обучении, учащиеся стали более самостоятельными.

В конце каждого урока я проводила рефлексию, чтобы была обратная связь, между учителем и учеником. Дети должны осознать, что они делали и с какой целью. Я предложила следующие вопросы:

Что я делал?

Как я это делал?

Что я понял?

Что я не понял?

Какие вопросы возникли?

Ответы детей помогали мне определить, как прошёл урок, что усвоили дети, что следует откорректировать при подготовке к следующему уроку.

Смайлик, дерево настроения позволяло определить, с каким настроением остались дети. Комфортно ли им было на уроке. Чтобы проверить какие выводы сделали ученики, и подвести итог я давала им написать эссе или закончить предложение, продолжив, начатую фразу.

Урок привлёк меня тем ….

Урок показался интересным ….

Меня взволновало …..

Меня заставило задуматься …

Меня навело на размышление …

Такая рефлексия помогает узнать, что взволновало учениц, над чем они задумались. А дети учатся делать самоанализ своей работы.

Для оценивания детей использовала листы оценивания, где велась самооценка учащихся и взаимооценка членов группы. Дети выставляли отметки, опираясь на эмоции, поэтому прослеживалось завышение или занижение. При выставлении отметки я опиралась на оценочные листы и свои наблюдения во время урока, так же учитывалась индивидуальная работа в тетради.

Модуль «Обучение тому, как обучаться» нашёл широкое отражение во всех четырёх последовательных уроках и показал необходимость использования в моей дальнейшей работе. Так как дети учатся делать выводы. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной. Даже слабые ученики включаются в работу и рассуждают.

Выводы:

Чаще буду давать детям задания, которые помогут показать способности детей. Всячески поддерживать и поощрять желания детей направленные на самостоятельные действия, приводящие учеников к самообучению и взаимообучению. Использовать на своих уроках больше бесед исследовательского плана. Учить детей постановки вопросов «высокого порядка»

Литература:

«Руководство для учителя 2012 год»

8


© 2010-2022