Урок по технологии на тему: Обработка деталей фартука (6 класс)

         Историческая справка о фартуке. Выполнение обработки деталей фартука: нагрудника, боковых срезов и нижней части, представляя себе работу в мастерской (ателье) по пошиву одежды.       Цель урока: научиться учиться выполнять обработку деталей фартука: нагрудника, боковых срезов и нижней части. Совершенствовать умения в выполнении ручных операций (заметывание). Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении обработки каждого узла изделия. Развивать навыки само- и взаимоконтроля, творч...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Обработка деталей фартука.

Цель. Научиться учиться выполнять обработку деталей фартука: нагрудника, боковых срезов и нижней части.

Совершенствовать умения в выполнении ручных операций (заметывание). Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении обработки каждого узла изделия.

Развивать навыки само- и взаимоконтроля, творческие способности учащихся.

Оборудование. Образцы передников, выставка работ учащихся, иллюстрации моделей фартуков, плакат и шаблоны для зарисовки моделей, плакаты, Правила о/т, кроссворд, раздаточный материал: карточки с заданиями, инструкционные карточки, карточки с Правилами о/т, магнитофон, диск «Времена года», «сердечки» для поощрений, фломастеры, магниты, пословицы. Украинский национальный костюм, аромалампа, свечи. Девиз.

Инструменты и материалы. Игольницы, иголки, булавки, ножницы, нитки, магниты, фломастеры, детали кроя. Специальная одежда.

Тип урока. Комбинированный, усвоение нового материала.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Основные понятия: заметывание, шов в подгиб.

Межпредметные связи: литература, история, изо, украинский язык.

Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физминутка, фитотерапия, эстетотерапия, трудотерапия.

Структура урока.

Организационный момент - 2 мин.

Актуализация опорных знаний - 1 мин.

Изучение нового материала - 10 мин.

Практическая работа - 26 мин.

Проверка и анализ работ - 2 мин.

Закрепление - 2 мин.

Итог урока - 1 мин.

Домашнее задание - 1 мин.

Организационный момент.

Добрый день! Сегодня урок вести буду я. Зовут меня Вера Александровна. Представьте себе, что мы работаем не в школьном кабинете труда, а в мастерской

по пошиву одежды (ателье). Давайте придумаем название нашему ателье. («Веселый лоскуток», «Бригантина», «Эксклюзив», «Жемчужина», «Волшебница», «Фантазия», «Мода» …).

Чтобы мы чувствовали ответственность и работали с хорошим настроением возьмем себе в помощники пословицу: «Рукам - работа, душе - праздник»

Как Вы понимаете эту пословицу?

А для того, чтобы мы с Вами не болели гриппом, я зажгу свечу и Вы будете вдыхать аромат лимона, который еще и позитивно влияет на наше эмоциональное состояние.

В нашем ателье «Веселый лоскуток» созданы все условия для хорошей работы.

(Сообщение темы, цели).

Выполнять мы будем «Обработку деталей фартука». Сегодня Вы осваиваете навыки обработки деталей: нагрудника, боковых срезов и нижней части фартука. Я буду наблюдать Вас, как будущих швей.

Чем занимается швея? Пошивом одежды в ателье или принимает индивидуальные заказы и шьет одежду дома?


Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Маленький экзамен для сотрудников ателье.

Каким швом можно обработать боковые срезы и низ передника, нагрудник? Почему? (Шов в подгиб с закрытым срезом, т.к. при стирке не осыпаются нитки, будет служить дольше и выглядеть эстетично …)

А можно для отработки фартука использовать шов в подгиб с открытым срезом? Ответ обоснуйте.

Из каких деталей состоит фартук?

Изучение нового материала.

Швея не только должна аккуратно выполнять свою работу, но быть всесторонне развитой. (Второй этап экзамена).

Продолжаем экзамен?

Что Вы знаете из истории передника или о фартуке?

Сообщение познавательных сведений.

Фартук (передник) широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Названия фартук (передников) отмечаются в письменности с XVII века. Более древние свидетельства касаются лишь слова передник.

Значение «передник» сочетается со значениями «завеса», «занавес», «разновидности одежды», «деталь одежды», «пояс». От общеславянского глагола запинати «закрывать», «задерживать» возникло название «запон», которое означает закрытый передник. Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем - то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара …

Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. При выполнении домашней работы, уборке квартиры, приготовлении пищи обычно надевают фартук и косынку. И в ателье и на уроке мы тоже пользуемся фартуком и косынкой, зачем? Чтобы сохранить чистой свою одежду.

К концу XIX века фартук становится основой русского национального костюма, также он используется в украинской национальной одежде, белорусской и др. народов мира. (Образец украинского национального костюма на манекене).

Какие фартуки бывают по назначению? (праздничные, повседневные, мужские, детские, женские). (Обратить внимание учащихся на выставку работ)

Какие основные требования предъявляют к фартукам? И ко всей современной одежде? (практичность (утилитарность), эстетичность).

Инструктаж. (Плакат с правилами на доске и на столах перед учащимися карточки с правилами по о/т).

Следующий экзамен: швея должна знать и выполнять правила о/т на производстве.

Каких правила о/т мы должны придерживаться во время практической работы? Назовите мне их.

Экзамен выдержали, допускаетесь и к практической работе.

Практическая работа.

Чтобы легче Вам было работать, мы будем обращаться к документам: инструкционные карты, учебник и внимательно слушать инструктаж (учителя т.е.) заказчика с. 83, инструкционная карта №5, задание №2 и инструкционная карта №4, задание №1.

Обработка верхнего среза нагрудника:

а) Демонстрация учителем выполнения операции на образце.

б) Верхний срез нагрудника подогнуть на 0,5 см. и заметать (учебник 5 класс, с.95) - временное закрепление подогнутого края изделия.

Как будет называться этот шов? (в подгиб с открытым срезом). (учебник 5 класс, с.99, задание №№1,2, инструкционная карта №3).

в) Необработанные концы бретели приложить к изнаночной стороне на расстоянии 2 см. от загнутого края, приколоть и приметать бретели.

г) Еще раз подогнуть срез нагрудника и заметать вместе с бретелями.

Приметать - временное прикрепление мелкой детали к крупной.

Обработка нижнего среза передника (учебник 5 класс, с. 84, задание №5, инструкционная карта №5) и перед Вами инструкционная карта, задание №4.

- Нижнюю часть фартука обрабатываем швом в подгиб с закрытым срезом.

Обработка боковых срезов передника (учебник 5 класс, с. 84, задание №5, инструкционная карта №5; инструкционная карта, задание №4).

- Боковые срезы нижней части фартука обрабатываем швом в подгиб с закрытым срезом. Пояс пришивается к нижней части так же, как бретели к нагруднику.

- Работу можно выполнять в два этапа: первый раз подворачиваем на 0,5 см. и заметываем, второй - 0,7 - 1,0 см. - заметать.

Углы краев фартука должны бать правильно обработаны и аккуратно выправлены.

Во время изготовления швейного изделия, осваивая навыки обработки, необходимо стараться аккуратно и качественно выполнять поузловую обработку: ширина швов должна быть одинакова по всей длине 0,5 - 0,7 - 1,0 см., проходить на определенном расстоянии от среза (сгиба ткани) - 0,1 - 0,2 см. От этого зависит не только качество изделия, но и эстетичность!

В ходе выполнения работ проводится физминутка.

Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15 - 20 сек.). Исходное положение - сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинуть голову назад, - 3 - 4 исходное положение (темп медленный, повторить 3 - 4 раза).

Исходное положение - сидя на стуле, руки на поясе.

1 - руки к плечам;

2 - руки вверх, потянуться, кисти выпрямить;

3 - руки к плечам, кисти в кулак;

4 - уронить руки вниз

(темп медленный, повторить 3 - 4 раза).

Исходное положение - сидя на стуле, руки опущены

1 - 2 поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушек;

3 - 4 опустить

(темп средний, повторить 4 - 6 раз).

Исходное положение - сидя на стуле, руки на поясе

1 - 2 два пружинистых наклона влево, рукой коснуться пола;

3 - 4 исходное положение. То же вправо

(темп средний, повторить 3 - 4 раза).

Исходное положение - сидя на стуле, руки опущены, ноги согнуты в коленях, поставить на пол.

1 - 2 поднять пятки;

3 - 4 поднять носки;

5 - 6 опустить

(темп средний, повторить 3 - 4 раза).

Учащиеся сообщают о профессии дизайнера (домашнее задание), рисуют у доски модели передников - для этого заранее заготовлены трафареты базисной модели передника и рисунок передника на плакате с окошками для новых моделей.

Учитель рассказывает детям о пользе эстетотерапии, трудотерапии.

Проверка и анализ работ учащихся.

Оценка работ в парах. Обменяться работами и прокомментировать их.

На фабриках, в ателье оценкой изделий занимается специальная комиссия, которая состоит из специалистов. Специалисты сегодня каждый из Вас.

- Каким методом оценивают качество изделия?

Для оценки качества изделия используют разные методы, самый простой визуальный - это наблюдение невооруженным взглядом.

Оцените опрятность и чистоту изделия словами «аккуратно», «неаккуратно», «очень неаккуратно».

Определите отклонение от правил (качество).

Шила фартук на трудах, очень уж старалась,

А как стала примерять Вера Александровна заулыбалась.

Закрепление знаний и умений учащихся.

Игра «Блеф - клуб» (можно проводить в устной или письменной форме, определить знаком «+» или «-»).

Операция «наметать» используется при обработке пояса

Операция «заметать» используется при соединении кармана с основной частью передника.

Операция «разутюжить» выполняется при соединении деталей стачным швом.

Операция «-» приутюжить, «+» проутюжить выполняется при окончательной обработке изделия.

Операция «+» приутюжить, «-» проутюжить выполняется при обработке нижнего среза фартука.

Закрепление:

- Какие фартуки бывают по назначению?

(праздничные, повседневные, мужские, детские, женские).

- Какие требования предъявляют к фартуку?

(практичность, эстетичность).

- Разгадав этот кроссворд, мы вспомним инструменты необходимые нам в работе.

Загадки:

Тонка, одноуха, остра. (Игла).

Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток).

Остра как игла, а нить не годиться. (Булавка).

Стежок за стежком встали рядком. (Строчка).

По реке Простыне идет пароход. А за ним такая гладь -

ни морщинки не видать. (Утюг).

Два конца, два кольца, посередине гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы).

Итог урока.

«Мозговой штурм» - Кроссворд.

- Чему научились на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Наш девиз помог достичь цели? «Рукам - работа, душе - праздник»

- Какими пословицами можно заменить наш девиз?

«Птицу узнают в полете, человека - в работе».

«Землю красит солнце, а человека - труд».

- А для меня праздник сегодня помогли создать лучшие швеи ателье «Веселый лоскуток» это … (фамилии учащихся). Всем спасибо!

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Инструменты и материалы детали передника для продолжения работы на следующем уроке.


© 2010-2022