ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения»

При проведении практических занятий мастера производственного обучения должны придерживаться следующих методических положений: - четко определять цель деятельности учащихся, добиваться осознания ее учащимися; - пробуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать качество их работы; - постоянно воспитывать у учащихся высокую культуру труда; - обеспечивать самостоятельность работы каждого учащегося; - проводить инструктаж на уроке, предшествующем практическому занятию; - указать сложные моменты...
Раздел Технология
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













ДОКЛАД

Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».





Выполнил:

Мастер п/о КГУ «КИТиС»

Нечипоренко В.В.
















Щучинск 2016г.




Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться-

вот единственный путь учительской жизни.

К.Д.Ушинский








ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение ……………………………………………………………… 2

2.Анализ передового педагогического опыта……………………………… 3

3.Модульные технологии на уроках производственного обучения ……… 6

4.Технология бригадной организации производственного обучения …… 10

5. Заключение ……………………………………………………………….. 13

6. Список используемой литературы. ………………………………………..14










1. Введение

На современном этапе перед Казахстаном стоят большие задачи по совершенствованию технического и профессионального образования, по повышению престижности и обучения в учебных заведениях технического и профессионального обучения по подготовке квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Способных к эффективной работе по своей специальности. Эта проблема стала предметом пристального внимания Президента страны Н.А.Назарбаева.

В условиях рыночной экономики профессиональная квалификация становится важной характеристикой рабочей силы. Современное производство требует от работников быстрого переключения на освоение новой технологии. Для этого специалисту надо иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, быстро ориентироваться в новых условиях. Поэтому углубление теоретической подготовки производственной практикой становится важной тенденцией профессиональной подготовки.

Система обеспечения качества профессиональной подготовки в учебных заведениях гибкая, возможности уроков производственного обучения определяется рядом факторов, среди которых значимыми, актуальными для нынешнего этапа профессионализации оказывается готовность мастеров производственного обучения интегрировать эффективные модели профессиональной подготовки, имеющиеся в педагогическом опыте, а также их позиция в отношении целей и характера, необходимой обществу.

Урок производственного обучения обеспечивает связь теории с практикой и является средством активизации учебного процесса. На практике учащиеся развивают пытливость, наблюдательность, приобретают практические навыки.

При проведении практических занятий мастера производственного обучения должны придерживаться следующих методических положений:

- четко определять цель деятельности учащихся, добиваться осознания ее учащимися;

- пробуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать качество их работы;

- постоянно воспитывать у учащихся высокую культуру труда;

- обеспечивать самостоятельность работы каждого учащегося;

- проводить инструктаж на уроке, предшествующем практическому занятию;

- указать сложные моменты, встречающиеся при выполнении задания, предостеречь от возможной ошибки.

Первейшая педагогическая задача на уроках производственного обучения - включить в состав практической работы исследовательские элементы с практической значимостью. Учащиеся убеждаются, что изучение теоретического материала становится более понятным, что теория, подкрепленная практическими знаниями, приобретает новый смысл, следовательно, это пробуждает более глубокий интерес к изучаемому материалу и к выбранной профессии.

2

2. Анализ передового педагогического опыта

Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство.

Чтобы лучше использовать методы обучения, преподавательдолжен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов.
В учебнике «Методика производственного обучения в профтехучилищах» А. И. Титов выделяет методы обучения, классифицируя их по нескольким различным основаниям:
1 группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);
- индуктивные и дедуктивные (логический аспект);
- репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
- самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2 группа - методы стимулирования и мотивации учения (интереса к учению; долга и ответственности в учении).
3 группа - методы контроля и самоконтроля в обучении (устного; письменного; лабораторно-практического).
Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.
И.П. Позняк в учебнике «Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах» выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения учащихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:
3
- устное изложение учебного материала, которое может быть практически
осуществлено путем рассказа- объяснения и беседы;
- непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:
а) самостоятельных наблюдений учащихся;
б) демонстрации и показа;
в) лабораторно-практических работ;
г) экскурсии;
- работа учащихся над книгой.

И.П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:

- личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;

- практическая самостоятельная работа учащихся, которая осуществляется путем:

а) упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);

б) выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.

Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности.

В учебнике «Производственное обучение в рамках профессионально - технического училища» М.А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знаний, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебных задач . А также следует учитывать подготовку учащихся.

Например, если частной учебной задачей является сообщение знаний о назначении трудовых действий, которые предстоит усвоить, то источником информации должно быть, очевидно, слово. При этом, если знания сложны, трудны для усвоения, мастер прибегает к объяснению, сопровождая его демонстрацией наглядных пособий или показом трудового процесса. В тех случаях, когда для усвоения знаний следует использовать уже имеющийся у учащихся опыт, можно применить беседу. Иногда назначение новых для учащихся сложных трудовых действий усваивается на вводной экскурсии. Если предметом обучения являются действия преимущественно ручного труда, то показ трудового процесса играет основную роль 4

в подготовке учащихся к упражнениям. Когда же предстоит формировать навыки и умения главным образом умственного труда, то личному показу будет принадлежать второстепенная роль, а основная - объяснению, решению производственных задач и некоторым другим методам и методическим приемам. М.И. Канаш рекомендует использовать такие нетрадиционные формы обучения как игры, различные кроссворды, конкурсы и ребусы, что способствует развитию у учащихся репродуктивного, воспроизводящего мышления. Например, цель ролевых игр - формирование умений и навыков, мобилизация коллективного опыта и знаний для взаимообогащения.

Проведение конкурсов направлено на организацию познавательной деятельности учащихся. Цель конкурсов - научить учащихся мыслить, творчески применять теоретические знания в практической деятельности, выявить степень овладения умениями и навыками, закрепить их. В производственном обучении наиболее часто проводятся конкурсы по профессии

Урок-КВН направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Цель такого урока - выявление степени теоретической и практической подготовки учащихся по определенной теме или разделу программы, а также закрепление и углубление приобретенных знаний, умений и навыков. Урок-КВН требует большой предварительной подготовки мастера производственного обучения. Он подбирает вопросы и задания для конкурсов. Предварительно мастер разделяет группу на две команды. Каждая команда выбирает капитана и получает домашнее задание: придумать девиз, эмблему и приветствие команде-сопернице.

М.И. Канаш описал различные игры и конкурсы, которыми пользуются мастера производственного обучения до сих пор, мастера накапливают свой творческий опыт и в процессе обучения передают его своим учащимся.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что проведение различных игр на занятиях или конкурсов развивает творческое мышление у учащихся, они учатся работать в коллективе, учатся на своих ошибках, помогают друг другу, учащиеся также решают самостоятельно поставленные перед ними задачи и упражнения, что побуждает у них умственную деятельность. Подобные игры, конкурсы, уроки-КВН необходимо проводить чаще и на различные темы, и по различным профессиям именно для того, чтобы активизации познавательной деятельности учащихся возрастала.

5

3. Модульные технологии на уроках производственного обучения

В профессионально-педагогическом контексте занятие понимается как передача общих знаний и профессионально- теоретических (специальных) знаний по определенной специальности. В противоположность этому инструктажи которые служат передаче специфических знаний , которые требуются для выполнения определенного рабочего задания.

Часто различие занятия и инструктажа в пределах практического профессионального обучения не имеет большого значения, так как они взаимно обуславливают или дополняют друг друга.

Занятие - это планомерный, целенаправленный, организованный и руководимый процесс, при котором систематически передается теоретическое знание по определенной специальности. Занятие проводится в специально обставленных классных комнатах, которые допускают применение различных аудиовизуальных средств. Временные рамки занятия 45- 80 минут.

Инструктажем мы называем также целенаправленное, планомерное учебное действие, при котором передается относящееся к заданиям специфическое знание в дополнение в большинстве случаев ранее переданному на теоретических занятиях. Инструктажи всегда направлены на исполнение определенного практического рабочего действия и не должно превышаться более 20-30 минут. Инструктажи -это составная часть практического обучения и проводится, как правило, на рабочем месте или в специальных учебных помещениях при использовании средств рабочего места.

При этом действует принцип опережения знаний на занятии - должно быть обеспечено, чтобы специальные знания сначала передавались на предшествующем занятии и мастер должен был предпринимать только инструкции, относящиеся к заданиям на рабочем месте. Если мастер устанавливает, что у учеников все таки существуют пробелы в знании предмета, то он примет роль преподавателя и проведет занятие.

Четырех ступенчатый метод в производственном обучении

Примерно в 30-тые годы в Германии был признан 4 -х ступенчатый метод в производственном обучении. Он и сегодня рассматривается в качестве самого эффективного метода для передачи психомоторных навыков. Он имеет свои корни и в США где входе расширения поточного производства в промышленном предприятии велись поиски рационального способа обучения, с помощью которого рабочие могли выучить повторяющиеся приемы по возможности более быстро и надежно. При этом методе изучение практических навыков совершается в четырех следующих друг за другом этапах, которые даны ,как : объяснение, показ, имитация, упражнение.

6

ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».

УПРАЖНЕНИЕ


При этом мастер объясняет относительно маленький обозримый рабочий шаг, после этого мастер показывает рабочий шаг. Затем ученик должен имитировать рабочий шаг, в то время как мастер дает корректирующие указания (похвала, порицание, замечание). В последующем рабочий шаг многократно упражняется и повторяется снова и снова, до тех пор, пока им не овладеют.

Этот метод основан на принципе учение повторением. Учение - это результат повторений последовательности раздражения-реакции, при этом учебный успех зависит от количества повторений. Можно вводить на практике как более маленькие рабочие шаги так и крупные в зависимости от успехов обучающегося, при этом после каждого правильно выполненного рабочего шага должно быть как побудитель к дальнейшим действиям -вознаграждение (хорошо, правильно), ошибочные действия должно критиковаться как таковой (нарекания). Могут вводится также упражнения, где должны осуществляться несколько навыков и операций.

Четырех ступенчатый метод может также обозначать следующие этапы, которые характеризуются переменной деятельностью мастера и учеников:

ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».

  1. этап. Мастер объясняет, что нужно делать. Он дает все сведения, которые необходимы для определенного рабочего шага или для применения навыка. Ученики слушают устную речь.

7

  1. этап. Мастер показывает, как нужно выполнять рабочий шаг, при этом он

комментирует свои действия.

Ученики смотрят.

3- этап. Ученики соответственно эмитируют по отдельности

продемонстрированный рабочий шаг.

Мастер комментирует этот процесс и дает свои корректирующие указания.

4- этап. После того как каждый ученик проимитировал рабочий шаг и понял указания по точному исполнению рабочего шага, будут этот шаг неоднократно упражняться, до достижения приемлемого исполнения.

Затем мастер начинает следующий рабочий шаг, который охватывает снова 4 этапа, для которых характерно ,

то, что руководимые мастером этапы передачи теоретической и практической информации стоят в начале и совершаются деятельностью учеников;

то, что собственная деятельность учеников ограничена заданным полем действий 4;

то, что ученики направляются на индивидуальное обучение без права на независимое мышление;

то, что организация труда не допускает, как правило, никакой гибкости, что зачастую важно для сохранения требований ГОСТа или ТУ.

Инструктажи в 4 -ступенчатом методе.

Инструктажи проводятся в следующих этапах:

ДОКЛАД Тема «Модульные и бригадные технологии уроков производственного обучения».

1- этап: объяснение- мотивация-информирование, продолжительность 20-30 минут это зависит от природы и вида инструктажа.

8

При относящимся к заданиям рабочем инструктаже инструктаж начинается всегда с мотивации учеников, чтобы направить внимание и интерес на учебный предмет. Затем он дает все необходимые сведения, которые требуются для выполнения рабочего задания. Объясняются процессы, которые нужно выполнить. При этом он может применять все те учебные материалы и средства информации для задания, которые он знает из практической работы, как технические чертежи, планы работ, руководства по эксплуатации, инструменты, а также сырьевой материал как наглядное пособие. Мастер объясняет рабочие шаги в последовательности их выполнения, при случае будет просить учеников, записать шаги. На этом этапе можно показать хорошие и плохие примеры пробных работ, чтобы визуализировать различия в плане качества.

Ученики относительно пассивны, они слушают и смотрят.

2- этап: показ - демонстрация, теперь мастер демонстрирует рабочие шаги сам. Для этого он сначала выбирает одно рабочее место, которое он подготовил для этой демонстрации. Все инструменты, сырье и план работы лежат наготове. Во время демонстрации он заботится о том, чтобы ученики могли смотреть на него внимательно. Рекомендуется проводить демонстрацию навыка 3 раза:

1-демонстрация-нормальная скорость, чтобы создать полное и реалистичное впечатление;

2-демонстрация- нормальная скорость, чтобы более отчетливо показать отдельные шаги и лучше показать особенности, а также давать указания по охране труда;

3-демонстрация- нормальная скорость, чтобы снова показать навык в контексте и вызвать создание «внутренней картины». При этом мастер постоянно дает объяснения.


  1. этап: подражание-имитация, теперь от учеников требуется по отдельности постигать действия мастера. При этом мастер дает указания для исправления, при хорошем исполнении он хвалит действия, при плохом исполнении он порицает или показывает еще раз. Если мастер увидел, что каждый ученик понял трудовой процесс, он дает сигнал к упражнению.

  2. этап: упражнение - мастер выдает достаточное количество сырья ученикам, которое они при помощи инструментов и станочного оборудования могут постоянным повторением упражняться в трудовом процессе. При этом каждый ученик работает индивидуально и применяет ту же самую технику работы, если количество результатов работы соответствует стандарту приемлемого выполнения (определенные критерии качества - точные цели), то работа может быть закончена.

Мастер применяет роль контролера.

Примечание. Во время 1 и 2 шага мастер может проверить наличие предварительного знания, и если он установит , что оно слишком

9

незначительно, то он должен провести занятие.

Четырех ступенчатый метод преимущественно не требует дорогостоящей подготовки. Он может обходиться незначительными средствами.

В качестве обучающих материалов применяются как правило подлинные рабочие документы, технические чертежи или электрические схемы, а также сырье , материалы потребления и вспомогательные материалы которые необходимы при практическом исполнении.

4. Технология бригадной организации производственного обучения.

Наибольшее применение бригадная организация производственного обучения в учебных мастерских практикуется как правило, после освоения профессии- трудовых приемов и операций приобретении определенного опыта. При этом уже должен быть сформирован единый ученический коллектив и разделение его на бригады - не может повлиять на слаженность и работоспособность группы в целом, а это важно для нормальной учебно-воспитательной работы мастера в группе.

При комплектовании ученических бригад важны два основных момента.

Первый - однородные бригады куда входят учащиеся с равными возможностями .

Второй - смешанные бригады, состоящие из «сильных», «средних», и «слабых» учащиеся.

При этом оба варианта имеют плюсы и минусы. При однородном составе

ученических бригад они получают различные задания: «сильные» бригады - задания повышенной сложности, «слабые» - облегченные. При таком комплектовании бригад мастеру легче осуществлять инструктирование и контроль за работой бригады, составить систему заданий, обеспечивающих успешное овладение учебным материалом каждым членом бригады. Вместе с тем, такое комплектование бригад снижает возможности организации взаимопомощи и взаимного обучения учащихся, что является важным фактором бригадной организации обучения. При смешанных бригадах такая возможность значительно повышается, но есть опасность, что в случае недостаточного контроля со стороны мастера работу станут выполнять наиболее подготовленные, инициативные и ответственные учащиеся, а менее активные и слабые окажутся в роли подсобников. Комплектуя бригады, следует заботиться и о том, чтобы в состав их вошли учащиеся, отношения между которыми носят доброжелательный, товарищеский характер.

Количественный состав ученических бригад в значительной степени зависит от специфики содержания работ по профессии. Там, где учащиеся объединенные в бригады, в основном, выполняют работы индивидуально (например, токари, фрезеровщики, портные индивидуального пошива), бригады обычно значительны по количественному составу - 8-9 человек, т.е. три бригады в учебной группе. По профессиям где содержание труда объективно требует бригадной организации труда (слесари-ремонтники,

10

слесари-сборщики, электромонтеры и т.п.), при определении количественного состава ученических бригад ориентируются на аналогичные бригады предприятия по 3 - 4 человека. При подготовке строителей, когда учащиеся обучаются на самостоятельных строительных объектах, создаются комплексные ученические бригады, куда входят учащиеся различных профессий для выполнения полного комплекса строительных работ. Количественный состав таких бригад зависит от фронта, сроков и организации работ.

Выделяются два основных варианта бригадной организации: индивидуально-бригадная и при «разделении труда», т.е. по расчлененной технологии.

Сущность индивидуально-бригадной организации труда учащихся в том, что члены бригады, выполняя индивидуальные задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания. Бригадная организация труда при этом оказывается на повышении производительности и качества работы, расширении возможностей для взаимопомощи и коллективной творческой активности учащихся. Это создает условия для выполнения бригадой более сложных заданий, повышает степень коллективной ответственности, способствует сплочению коллектива бригады. При такой организации работы учащиеся не делят работы на «выгодные» и «невыгодные», «интересные» и «неинтересные», так как бригада работает на единый наряд.

Более эффективна в производственном, а также в воспитательном отношении, организация работы бригад по «расчлененной технологии». При этом каждый член бригады выполняет только определенную часть изделия, общего для бригады производственного задания. Общий результат при этом зависит непосредственно от результата каждого. Такая организация труда наиболее характерна для профессий коллективного труда: слесарей-ремонтников, сборщиков, монтажников, портных массового пошива и т.п., хотя по принципу разделения труда, возможно, организовать работу учащихся и по профессиям сугубо индивидуального труда.

Рассматривая бригадную организацию производственного обучения, необходимо остановиться на роли и месте мастера. Переход на бригадную организацию ученического труда повышает требования к нему, как к педагогу-организатору.

Поэтому при бригадной организации производственного обучения учащихся мастер часть своих организационных и руководящих функций осуществляет через бригадиров ученических бригад, в качестве которых обычно назначаются или избираются наиболее подготовленные и авторитетные в группе учащиеся. Бригадир помогает мастеру в определении

11

производственного плана и дневных заданий бригаде, по поручению мастера доводит эти задания до учащихся с учетом уровня их производственной подготовленности; организует выполнение работ бригадой; производит определенный контроль качества и производительности труда членов бригады, предъявляет от имени бригады готовую продукцию мастеру или в отдел технического контроля. Бригадир ведет учет работ, выполненных бригадой и каждым ее членом; осуществляет меры по обеспечению бригады материалами, инструментами, производственной оснасткой и др. Фактически учащийся-бригадир является помощником мастера по производственно-техническому руководству бригадой.

Но при бригадной организации производственного обучения на любом этапе развития этой формы мастер всегда остается основным организатором и руководителем учебного процесса. Все бригадиры подчиняются одному непосредственному руководителю - мастеру производственного обучения.

Эффективность бригадной организации производственного обучения во многом зависит от применяемых форм морального и материального стимулирования труда учащихся. Фактором такого стимулирования, прежде всего материального, является введение коэффициента трудового участия - КТУ членов бригады в общем результате их труда. Применение КТУ исключает возможность «уравниловки» в оценке и материальном поощрении труда учащихся. КТУ учитывает, в основном, количественные и качественные стороны выполненных учащимися работ. Величины КТУ (повышающие или понижающие) каждому члену бригады устанавливаются решением общего собрания бригады по результатам работы за прошедший месяц.






12

5. Заключение

Обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом .

Педагогические требования к современному уроку производственного обучения

Четкое и однозначное определение целей и задач каждого урока производственного обучения учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучаемых.

Оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.

Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности;

Внедрение новейших педагогических технологий;

Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.

Творческий подход к формированию структуры учебного занятия.

Сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучаемых.

Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучаемых.

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации урока производственного обучения.

13

6. Список используемой литературы.

А. И. Титов. Методика производственного обучения в профтехучилищах. Москва. Педагогика. 2002 г.

И.П. Позняк М.И. Канаш . Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах. Москва. Профиздат 1991г

М.А. Жиделев . Производственное обучение в рамках профессионально - технического училища. М. ; Издательский центр АПО 2003.

И.П. Подласый « Педагогика», Москва, «Высшее образование», 2007 г.

Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика.-2003.- №9.





























14

© 2010-2022