- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Объединение «Рукодельница»
Рабочая программа Объединение «Рукодельница»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Астапкович Т.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Курска
Рабочая программа
Объединение «Рукодельница»
5-8 классы
Учитель Астапкович Татьяна Анатольевна
Пояснительная записка
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она - первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце - одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в интерьер дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно - прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-15 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
-
Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
-
Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
-
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
-
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
-
Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
-
Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
-
Содействие жизненному самоопределению учащихся.
-
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
-
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
-
Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
-
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
-
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
-
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
-
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
-
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
-
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
-
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
-
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
-
Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
-
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
-
Формирование общественной активности.
-
Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка «Рукодельница» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Условно в программе «Рукодельница» можно выделить следующие
этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 этап. «Вышивка»- обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной вышивки, узнают историю возникновения вышивки; знакомятся с различными видами вышивки; изготавливают несложные изделия с применением вышивки.
3 этап. Блок «Вязание на спицах» дает кружковцам сведения об истории вязания, технологии выполнения различных раппортов узоров. Дети учатся изготавливать несложные оригинальные изделия.
4 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают аппликации из ткани ручным способом и с помощью швейной машины, выполняют изделия в технике «печворк».
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебно - тематический план
к рабочей программе кружка
«Рукодельница»
-
№
Название разделов
Количество часов
1
Вводное занятие
2
2
Вышивка
22
3
Вязание на спицах
24
4
Лоскутная пластика
20
Итого:
68
Поурочное планирование занятий
кружка «Рукодельница»
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№
Раздел, тема
Количество часов
По разделу
По теме
1.
Вводное занятие
2
Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2
2.
Вышивка
22
2.1 История развития вышивки. Виды вышивок и швов. Технология выполнения отдельных швов, элементов различных видов вышивки .
2
2.2 Техника выполнения вышивки «гладь».
Натягивание ткани на пяльцы. Перевод рисунка на ткань.
2
2.3 Техника выполнения владимирского шва (верхошва).
2
2.4 Техника выполнения вышивки крестом.
2
2.5.Изготовление сувенира (салфетки, платочка, сумочки и т.п.) с отделкой каким - либо видом вышивки (по выбору). Выполнение эскиза изделия с вышивкой.
2
2.6.Подготовка ткани для вышивки с учетом дальнейшего раскроя изделия. Заправка ткани в пяльцы. Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток. Начало вышивания.
2
2.7.Вышивание узора.
2
2.8.Выполнение вышивки узора.
2
2.9.Выполнение вышивки узора.
2
2.10.Выполнение вышивки узора.
2
2.11.Выкраивание изделия с учетом вышивки. Сшивание (или другая обработка) изделия. Окончательная отделка изделия.
2
3.
Вязание на спицах
24
3.1.Из истории вязания на спицах. Инструменты и материалы. Виды пряжи. Техника безопасности.
2
3.2 Способы вязания лицевых и изнаночных петель. Выполнение упражнений (вязание узоров из лицевых и изнаночных петель)
2
3.3. Ажурное вязание. Способы вязания накидов. Выполнение узоров с применением накидов.
2
3. 4.Жгуты. Техника вязания жгутов.
Выполнение упражнений.
2
3.5.Выбор изделия для вязания.
(шапочка, жилет, сумка ,игрушка и т.п.) Подбор раппорта вязки. Выполнение выкройки изделия.
2
3.6.Расчет петель для вязания изделия.
2
3.7. Вывязывание отдельных деталей изделия.
2
3.8. Вывязывание отдельных деталей изделия.
2
3.9. Вывязывание отдельных деталей изделия.
2
3.10. Вывязывание отдельных деталей изделия.
2
3.11. Вывязывание отдельных деталей изделия. Сборка деталей изделия (сшивание).
2
3.12.Окончательная отделка изделия.
Влажно- тепловая обработка.
2
4.
Лоскутная пластика
20
4.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. Техника безопасности.
2
4.2 Технология выполнения изделия в технике «печворк». Выбор изделия. Составление эскиза (салфетка, панно прихватка и т.п.)
2
4.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей изделия из лоскутов.
2
4.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.
2
4.5 Сборка готового изделия. Окончательная отделка изделия.
2
4.6 Изготовление панно в технике «аппликация».Выбор темы. Выполнение эскиза. Подбор лоскутов.
2
4.7.Перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов. Подготовка тканевой основы для аппликации. Скалывание булавками частей аппликации с основой .
2
4.8. Приметывание частей аппликации на основу.
2
4.9.Притачивание частей аппликации на швейной машине.
2
4.10.Соединение деталей изделия с подкладкой. Окончательная обработка изделия и ВТО.
2
Итого:
68
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
-
Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
-
Народные художественные промыслы России и родного края.
-
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
-
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
-
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
-
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
-
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
-
Инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Технологию выполнения различных видов вышивки.
-
Инструменты, материалы и приспособления для технике вязания на спицах.
-
Способы вязания на спицах. Технологию вывязывания различных узоров.
-
Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
-
Иметь представление о традициях разных стран.
-
Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
-
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Должны уметь:
-
Правильно организовать свое рабочее место.
-
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
-
Работать с электронагревательными приборами.
-
Выполнять правила техники безопасности.
-
Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
-
Выполнять эскизы для вышивки. Подбирать необходимые материалы(ткань, нитки) и иглы.
-
Соблюдать последовательность работ при выполнении вышивки.
-
Выполнять самостоятельно изученные изделия с применением различных видов вышивки.
-
Работать по шаблону.
-
Уметь набирать петли, вывязывать различные узоры из лицевых и изнаночных петель, а также - ажуры.
-
Изготавливать несложные вязаные изделия
-
Приобрести навыки работы с лоскутками.
-
Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
-
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
-
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
-
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Литература
-
Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
-
Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 704 с., ил. - (Книга для всей семьи).
-
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
-
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград? Учитель, 2008 - 250 с.
-
Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 62 с.
-
Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязяния.Минск.1973.
-
Терешкович Т.А.»Рукоделие для дома:103 оригинальные идеи. Ростов -на Дону.2004.
14