Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии

       Выбор профессии для человека -  это великое начинание. Очень важно в ситуации первого серьезного жизненного выбора, выбора профессии, который может определить всю дальнейшую жизнь, понять,  что правильных и неправильных решений, вообще, одинаковых для каждого, просто не бывает. Каждый человек очень индивидуален, эту мысль подтверждают и слова Аристотеля «Благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других и делает его тем, что он есть». В настоящее время с...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

IX открытая региональная научно-практическая конференция
школьников «Эврика»





Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Старшеклассники и выбор профессии



Авторы: Медведева Елена Андреевна,
Янушко Анастасия Андреевна

МКОУ КСШ №2 им.Горького,
11 класс, г.Каргат
Научный руководитель:
Лучинина Наталья Николаевна,
учитель технологии
первой квалификационной категории
Контактный телефон: 8-913- 717-84-27









г. Новосибирск, 2015



Оглавление:

1.Введение…………………………………………………………………...…3

2. Основная часть……………………………………………………………..6

2.1.Что такое профессия и как появились профессии? ...................................6

2.2. Что такое рынок труда и сколько существует профессий? .....................7

2.3. Какие профессии считаются востребованными на рынке труда, а какие нет? ..........................................................................................................................8

2.4. Исчезающие профессии…………………………………………………12

2.5 Профессии, которые будут жить вечно….……………………………….12

2.6. Новые профессии…………………..…………………………………..…..13

2.7. Редкие профессии………………………………………………………….14

2.8. Рейтинг престижности профессий………………………………………...14

2.9. Самые доходные и менее прибыльные профессии……………………....15

2.10. Особенности профессионального выбора обучающихся 9-ых, 11-ых классов.………………………………………………………………………….15

2.11. Анкетирование «Профессиональные намерения выпускников»……..16

2.12. Сравнительный анализ востребованности выбираемых подростками профессий и положение этих профессий на рынке труда по Новосибирской области и по Каргатскому району……………………………………………..17

3. Заключение…………………………………………………………………....19

4.Список использованной литературы………………………………………....20

5.Приложение………………………………………………………………..…...21

Введение.

«Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

все работы хороши,

выбирай на вкус!»

В. Маяковский. «Кем быть?»

Выбор профессии для человека - это великое начинание. Очень важно в ситуации первого серьезного жизненного выбора, выбора профессии, который может определить всю дальнейшую жизнь, понять, что правильных и неправильных решений, вообще, одинаковых для каждого, просто не бывает. Каждый человек очень индивидуален, эту мысль подтверждают и слова Аристотеля «Благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других и делает его тем, что он есть». В настоящее время согласно Международному Стандарту классификации профессий во всём мире насчитывается около 10 тысяч профессий. При этом с появлением новых технологий это количество постоянно увеличивается.

По­скольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профес­сия оказывает влияние на все сферы жизни. Отрица­тельные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производи­тельность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кад­ров.

Молодому человеку нужно самоопределиться. Самоопределение - процесс очень тонкий. Разом самоопределиться нельзя. В любой момент может возникнуть необходимость остановиться, подумать, осознать себя, воё отношение к тому, что происходит, понять, чего же хочется именно в данный момент.

Перед такой проблемой - проблемой выбора профессии, стоят выпускники 9-х и 11-х классов школ всего нашего района.

Мы решили заняться этой проблемой и провели исследования по теме «Старшеклассники и выбор профессии».

Каждая из профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. В идеальном случае в системе «человек - профессия» они должны подходить друг к другу как ключ к замку.

Актуальность выбранной темы:

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в про­фессиональной деятельности выбирают профессию, не соответст­вующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Эта проблема стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с но­выми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускни­ков школ поступают учиться и работать по специальностям, не со­ответствующим их индивидуальным запросам и потребностям об­щества.

Экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий молодежь практи­чески не имеет информации, да и традиционные профессии пре­терпевают изменения, что требует от современного человека уме­ния быстро перестроиться, быть мобильным, если надо - поменять специальность, предприятие, должность.

В России дисбаланс между кадрами, которые требуются на производстве, и представителями так назы­ваемых престижных профессий, которых сегодня избыток, достиг на сегодняшний момент критической отметки.

Постановка проблемы: Почему же это происходит? Одна из причин - это противоречие между представлениями школьников о рынке труда и профессий и реальным положением этих профессий на рынке труда не только нашей страны, но зачастую и нашего региона.

Цель работы: изучение уровня знаний современных школьников о мире профессий и рынке труда.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить рынок труда и профессий.

  2. Определить профессиональные намерения обучающихся 9-ых и 11-ых классов.

  3. Провести сравнительный анализ востребованности выбираемых подростками профессий и положение этих профессий на рынке труда по Новосибирской области и Каргатского района.

Объект изучения: положение профессий на рынке труда, профессиональные намерения выпускников 9-х и 11-х классов.

Предмет исследования: выбор профессии обучающимися и рынок труда.

Методы исследования:

  1. Анализ научно - методической литературы;

  2. Анкетирование;

  3. Сравнительный анализ.







Основная часть.

  1. Что такое профессия и как появились профессии?

Давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Понятие профессия происходит от латинского profiteer, означающее «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  • требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, расклейщик объявлений или разносчик конвертов по почтовым ящикам) - это еще не профессия. Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

    • практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету. Который преподает, то его профессия «преподаватель» а не «автор статей»;

    • служит источником средств к существованию. Профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

2.2. Что такое рынок труда и сколько существует профессий?

Обучающимся 9-ых и 11-ых классов было предложено задание: в течение неограниченного времени записать профессии, которые знают. Получилось в пределах 20-30. А сколько же их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии [1,стр.9]. Российский «Единый тарифно - квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них весьма редкие, и даже их названия порой воспринимаются как нечто анекдотическое (например, в этом справочнике есть профессия «заточник карандашей, стержней и палочек») [1,стр.9].

По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. К тому же в настоящее время сильно меняется не только количество, состав профессий, но и их соотношение на рынке труда.

Рынок труда - это отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.

Те, кто ищет работу, вы­ступают в роли продавцов, предлагающих свои профессиональные знания, умения, готовность и желание выполнять определенную работу. Работодатели же выступают в роли покупателей, готовых платить деньги за приобретение возможности выполнять те трудо­вые функции, в которых они нуждаются. Вполне естественно, что всякий работодатель при этом стремится приобрести качественный и вместе с тем недорогой товар, а желающий найти работу - выста­вить свои профессиональные качества в наиболее выигрышном свете, чтобы их «купили» подороже.

2.3. Какие профессии считаются востребованными на рынке труда, а какие нет?

Хотелось бы оговориться, что на рынке труда продаются и поку­паются не сами по себе люди (это уже рабовладельчество какое-то получилось бы), а именно возможности выполнять определенные трудовые функции. Поэтому если кто-то оказался на рынке труда невостребованным - из этого не следует, что отвергли его самого как личность. Возможно, предлагаемый им товар в виде какой-либо профессии не пользуется спросом, возможно, цена назначена слишком высокая, возможно, «срок годности вышел»: скажем, человек получил образование несколько лет назад, с тех пор не работал по специальности и не повышал квалификацию, и его профессиональные знания и уме­ния просто-напросто устарели. А быть может, у этого товара оказа­лась непривлекательная «упаковка»: профессиональная-то подготовка у человека хорошая, а вот представить себя в выигрышном свете он не умеет. В любом случае это повод не для обиды на судьбу, а для серьезного размышления о причинах неудач и о том, как придать своему товару лучшие потребительские качества.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, какие-то товары могут оказаться в дефиците (спрос на определенных специалистов превышает предложение), а какие-то, наоборот, в избытке. Соответ­ственно цена на первые возрастет, на вторые - снизится. Поэтому на относительно более высокую зарплату обычно могут претендовать представители тех профессий, которых на данный момент требуется больше, чем фактически имеется в наличии.

На первый взгляд, на рынке труда все меняется стремительно и непредсказуемо, но между тем рынок труда - сфера прогнозируемая. Как показали исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий [ 8 ].ближайшего будущего попадут:

Инженеры, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, специальности на стыке электроники и биотехнологий, маркетинг и продажи, специалисты, связанные с сервисом, логистикой, экологией, химией, медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. (Приложение I)

Министр образования и науки РФ Ливанов назвал самые невостребованные профессии.

Дмитрий Ливанов, запретил российским вузам заниматься перераспределением бюджетных мест, выделяемых согласно потребностям рынка труда. По его словам, задача вузов - сориентировать абитуриентов на те бюджетные места, которые будут востребованы экономикой.

«Перераспределение невозможно. Если мы начнем перераспределять в сторону невостребованных профессий бюджетные места, это значит, что мы обманываем людей, создаем у них иллюзию, что государство в перспективе трудоустроит их», - сказал Ливанов на совещании с ректорами российских вузов.

Министр напомнил, что среди невостребованных экономикой специальностей - экономисты, юристы. Сегодня в России учится 7,5 миллиона студентов, из них - 1,8 миллиона экономисты и 750 тысяч - юристы, добавил он. «Нет для них рабочих мест», - подчеркнул Ливанов[8,9].



Информация о наиболее востребованных профессиях (специальностях) заявленная на 14 февраля 2014 года по Новосибирской области.

Профессия

Количество вакансий ед.

ВРАЧ

1170

СЛЕСАРЬ

982

ШТУКАТУР

848

КАМЕНЩИК

839

ИНЖЕНЕР

767

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

736

РАБОЧИЙ

663

ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

531

ПЛОТНИК

483

ШВЕЯ

471

ГРУЗЧИК

464

ПОВАР

403

МАШИНИСТ

395

ЭЛЕКТРОМОНТЁР

368

ДВОРНИК

339

МОНТАЖНИК

327

МЕНЕДЖЕР

319

МАЛЯР

315

ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК

303

ВОСПИТАТЕЛЬ

302

РАЗНОРАБОЧИЙ

296

ОХРАННИК

279

УЧИТЕЛЬ

246

БУХГАЛТЕР

237



Наиболее востребованные профессии (специальности) по Каргатскому району:

- бухгалтер;

- водитель авто;

- учитель;

- врач;

- медицинская сестра;

- продавец;

- разнорабочий.


Список невостребованных профессий по Новосибирской области:

Среди невостребованных профессий оказались: полицейский (21 вакансия), юрист (18 вакансий), агроном (17 вакансий), почтальон (17 вакансий), социальный работник (16 вакансий), маркетолог (15 вакансий), доцент (14 вакансий), культорганизатор (13 вакансий), психолог (12 вакансий), логопед (11 вакансий), преподаватель в колледжах и др. (11 вакансий), хореограф (11 вакансий), оператор связи ( 10 вакансий) и другие.

2.4. Исчезающие профессии (Приложение II).

Нет на свет ничего долговечного. Сфера трудовой деятельности, как ничто другое, подвержена изменениям. Постоянно появляются новые профессии, которые возникли благодаря техническому прогрессу или возросшим потребностям человечества. Но наряду с вновь возникшими профессиями, немало профессий исчезает. Например, канули в лету такие ремесленники, как плетельщики лаптей, фонарщики, каретники, кузнецы - лошадники. Даже само слово «ремесло» стало анахронизмом. Конечно, внезапное исчезновение этих профессий нам не грозит - они постепенно будут становиться все менее востребованными и популярными. И есть все шансы, что уже наши внуки будут читать о них только в книжках.

2.5. Профессии, которые будут жить вечно.

Они зародились столетия и тысячелетия назад и, скорее всего, просуществуют ещё очень долго. К ним относятся такие профессии, как учитель, врач, продавец и некоторые другие. Содержание и смысл этих работ, конечно же, сильно видоизменились с течением времени, но суть их осталась неизменной.

Тысячелетия назад, как спасали древние врачеватели жизни людей и лечили их от различных болезней, так и современные доктора продолжают это делать. Разница в том, что нынешним докторам намного легче исполнять свои обязанности: и наука медицина обогатилась новыми познаниями в своей области, и технических возможностей для осуществления врачебной практики стало несоизмеримо больше.

Профессию учителя так же, можно назвать одной из древнейших. Во все времена человечество передавало свой опыт подрастающим поколениям с помощью, специально подготовленных людей, учителей. Суть работы, в основном, не изменилась: принципы обучения остались прежними, только усовершенствовались методики, да увеличился объём преподаваемых знаний.

Профессия продавец имеет глубокие корни. Древние купцы славились не только торговой сметкой, но и умением защищать свой товар, были отличными воинами и корабелами. Современные продавцы с честью несут эстафету, зажженную своими смелыми и удачливыми предшественниками. Конечно, им не приходится защищать свой товар с оружием в руках, да и ассортимент продаваемых товаров существенно отличается. Сегодня продавцы реализуют автооборудование, компьютеры и другие современные вещи.

2.6. Новые профессии.

Последние два десятилетия характеризуются появлением большого количества новых профессии с труднопроизносимыми порой названиями и еще более сложным для восприятия содержимым. Новые профессии - термин, обозначающий совокупность профессий, появление которых на рынке труда связано, главным образом, с переходом России к смешанной экономике с соответствующей рыночной инфраструктурой. В числе других причин - внедрение новых технологий, существенное обновление функций работников в рамках должностей, формально сохраняющих прежние наименования. К ним относятся такие как мерчендайзер, девелопер, коучер, копирайтер, супервайзер, промоутер, андеррайтер, трейдер, блогер, лоббист, шопер и другие.

Многие из новых названий еще не вошли в словари и не стали фактом литературного языка. Пока они скорее относятся к профессиональным жаргонам. Порой они известны только специалистам в данной области. Употребление таких слов отпугивает непосвященных, что, впрочем, и требуется. Но современному человеку, претендующему на общепризнанную широту кругозора, не помешает разбираться в данной терминологии (Приложение III).

2.7. Редкие профессии.

Много профессий существует на Земле, и каждая из них по-своему важна и необходима. У всех на слуху профессия врача, учителя, экономиста, программиста, юриста. Но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому, и специалистов таких существует ограниченное количество: гринкипер, кавист, нюхач, пастижер, осериватель, стрингер, титестер, торседорос, трамбовщик, фумелье (Приложение IV).

2.8. Рейтинг престижности.

Рейтинг наиболее престижных и прибыльных профессий в России, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), возглавляет работник юридической сферы (Приложение V, диаграмма 1).

Согласно опросу, 20% россиян уверены, что быть юристом - престижно, а 14% считают это доходной профессией.

Второе место рейтинга наиболее престижных профессий заняли врачи и экономисты (по 12%).

Далее следуют такие профессии, как банкир (7%), программист, государственный служащий (по 6%), еще 6% кажется привлекательным занятие бизнесом.

Пять процентов респондентов считают, что престижно быть рабочим, по 4% - учителем, художником (дизайнером, артистом) и работником сферы услуг.

Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, руководителя, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%).

Наименее престижно, с точки зрения опрошенных, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом, журналистом, машинистом (по 1%).

2.9. Самые доходные и менее прибыльные профессии (Приложение V, диаграмма 2).

В рейтинге доходных профессий после юриста следует предприниматель. Так, 13% россиян полагают, что прибыльнее всего быть именно предпринимателем, а 11% - банкиром. Далее следуют профессии экономиста и государственного служащего (по 8%), врача (7%), работника сферы услуг (5%).

По 4% респондентов уверены, что наиболее высокие доходы у военнослужащих, руководителей, нефтяников, рабочих (по 4%), по 3% - у программистов, строителей, обладателей творческих профессий, по 2% - у бухгалтеров, менеджеров.

Наименее прибыльно, с точки зрения респондентов, быть учителем, спортсменом, риэлтором, работником таможни.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 19-20 сентября 2009 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

2.10. Особенности профессионального выбора обучающихся 9-ых, 11-ых классов.

Исследование было проведено среди школьников 9-ых, 11-ых классов на базе МКОУ СОШ №2 им.Горького , в апреле 2014 года. Данная категория опрошенных была выбрана в связи с тем, что основная масса респондентов уже определилась с профессией, что позволяет произвести сравнительный анализ востребованности выбираемых профессий на рынке труда. Исследование включало в себя анкетирование и сравнительный анализ полученных данных. В исследовании приняли участие 42 школьника МКОУ СОШ №2 им.Горького, в возрасте от 15 до 18 лет.

2.11. Анкетирование «Профессиональные намерения выпускников 9-ых, 11-ых классов МКОУ КСШ №2 им. Горького».

Цель: вывить профессиональные намерения выпускников.

Задачи:

  • Определить наиболее востребованные сферы профессиональной деятельности и профессии среди выпускников;

  • Определить наличие профессиональных планов обучающихся;

  • Выявить знания обучающихся о рынке труда.

Для выяснения этого вопроса была разработана специальная анкета (Приложение VI).

Опрос показал, что наиболее востребованными среди выпускников являются такие профессиональной деятельности человека как психология (13,8 %), сфера культуры (11,9 %),по 6,9 % военное дело и медицина. По 5 % выбора имеют сфера общественного питания, сфера образования, юриспруденция, сфера управления, транспорт и связь. Чуть больше 3% в сфере торговли, МВД, коммерции, промышленность, экономики. А сфера науки, общественные организации и другие сферы имеют меньше 2 % выбора.(Приложение VIII, диаграмма 1).

Анализируя вопрос «Выбрали ли Вы профессию?» (Приложение VIII, диаграмма 2), следует отметить, что 35,7% опрошенных сделали свой профессиональный выбор, 16,7% имеют частичный профессиональный план, т.е. выбирают из 2-3 вариантов профессий, 14,3% выпускников ещё не задумывались об этом, еще не определись с выбором, по таким причинам, как «плохо знаю свои возможности» - 2,4%, «мало знаю о мире профессий» - 0%, не знают как выбирать профессию - 0%.

В рейтинге профессий на первом месте медик (14 %), далее идет профессии связанные со спортом (7%), следующими в рейтинге выступают психолог, менеджер, военный, парикмахер, инженер-конструктор, логист и учитель (по 4,8%). Администратор, банкир, мед.сестра, фельдшер, следователь и остальные профессии - имеют невысокий рейтинг (от 0% до 2,3%). (Приложение VIII, таблица).

Вывод: анализируя эти вопросы можно сделать вывод о том, что выбор сферы деятельности и профессии сделан осознанно, так как данные рейтинги совпадают.

2.12. Сравнительный анализ востребованности выбираемых подростками профессий и положение этих профессий на рынке труда по Новосибирской области и по Каргатскому району.

Данные по этому вопросу взяты в Центре занятости г. Каргата и предоставлены с февраля 2014 года.

При проведении сравнительного анализа мы хотели ответить на вопрос:

имеет ли место соответствие между выбираемой профессией и ее востребованностью на рынке труда Новосибирской области?

Анализируя этот вопрос, были сделаны выводы, оформленные в следующей таблице (Приложение VIII, таблица 2)

Красным выделены те профессии, которые выбирают подростки и они востребованы на рынке труда г. Каргата.

Зеленым выделены профессии, выбираемые школьниками, но невостребованные на данный период на рынке труда в г. Каргате.

Вывод: Из выбранных профессий учениками 9-ых и 11ых классов нашей школы можно сделать вывод, что самыми востребованными в Каргатском районе и Новосибирской области оказались: врач - 1170 вакансий, инженер - 767 вакансий, медицинская сестра - 736 вакансий, повар- 403 вакансии и т.д., а самыми невостребованными: военный- 3 вакансии, кочегар- 10 вакансий, дизайнер- 11 вакансий, психолог- 12 вакансий, маркетолог- 15 вакансий и т.д. Сравнительный анализ показал, что только 28% школьников выбирают профессии, востребованные на рынке труда г. Каргата, а 72% профессий не востребованы на данном рынке труда (Приложение VIII, диаграмма 3).





























Заключение

Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть серьезность поворотного момента в жизни каждого молодого человека, отметить, что существуют определенные трудности выбора будущей профессии.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что на сегодняшний день выпускники имеют низкий уровень информированности как о профессиях, так и о положении профессий на рынке труда. Обнаруженные несоответствия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.

Чтобы сделать правильный выбор и не пополнить штат дипломированных безработных, нужно иметь представление о рынке труда, изучить информацию о востребованных профессиях. Важно не перепутать востребованность и популярность профессии. Востребованной является профессия, в которой на данный момент не хватает специалистов, а не та, которая кажется престижной.

Получить информацию о профессиях, рынке труда можно из разных источников - книг, газет и журналов, телевидения и Интернета, от специалистов службы занятости. Ведь недаром говорят: «Кто владеет информацией, то владеет миром».

Мы надеемся, что данная работа поможет избежать некоторых ошибок при выборе будущей профессиональной деятельности, а также позволит лучше узнать мир профессий, востребованных в нашем районе. Мы думаем, что работа будет иметь интерес для старшеклассников, стоящих на пороге выбора будущей профессиональной деятельности. И в целях оказания профориентационной помощи мы разработали информационный буклет (Приложение VI).



Список использованной литературы

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. - 224с.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

  3. Информационно - справочное издание для поступающих в вузы «Абитуриент Сибири-2010- 2013», Новосиб., 2005- 2013.

  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся старших классов. - 2-е изд., доп. - М: Просвещение, 1986 - 223с.

  5. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. - Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. - 800с.

  6. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации - Ростов н/Дону.: «Феникс», 2005. - 288с.

  7. job.informika.ru/smi/jfy59.htm

  8. zarplata.ru/Article/id49/article.html

  9. rabota.dpt.ustu.ru/publication/worker/professn/articles.asp

















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Самые востребованные профессии в ближайшие 10 лет:

Инженеры

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения

Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.

В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт - не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

Специалисты в области нанотехнологий

Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.

Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.

По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы.

В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.

Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы - дело весьма недалекого будущего.

Маркетинг и продажи. Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты, связанные с сервисом

Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции - все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

Логистика.

Дальнейшая интеграция Росси в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».

Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

Экология.

Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г. И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой - расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

Химия.

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.









Приложение II

Исчезающие профессии.

Машинистка.

Стрекот пишущей машинки, порхающие над клавишами пальцы - сегодня женщин с этой профессией не встретишь, поскольку, пишущие машинки перешли в разряд технических древностей. Их с успехом заменяют компьютеры и ноутбуки, а профессия людей осуществляющих печатание текста называется оператор компьютерного набора.

Телемастер.

Современные телевизоры - плазменные и жидкокристальные, выполненные с использованием микросхем. Ремонт телевизоров осуществляется путём замены целых блоков, так что надобность в таких операциях, как пайка, выпаивание, замена диодов и резисторов, полностью отпала. Да и рентабельность ремонта современных телевизоров невысока, иногда легче и дешевле купить новый.

Трубочист. С появлением центрального отопления перестала существовать такая профессия, как трубочист. Камины практически перестали топить, а с этим отпала и потребность в услугах людей в цилиндрах с ершиком в руках.

Почтальон.

Раньше, когда еще не было компьютеров, а телефон был редкой роскошью, прихода почтальона ждали с нетерпением - ведь именно он приносил весточку о родных и близких, а затем, когда с телефон стал уже обычным явлением, и свежие газеты. Однако теперь ситуация в корне изменилась. Людей, без стационарного или мобильного телефона осталось не так уж и много.



Кассир.

Так же доживает свои последние дни профессия кассира. С применением компьютеров в банковском деле, все больше людей предпочитают электронные переводы и безналичные платежи. Ведь, если украсть наличные могут всегда, то снять деньги с электронного счета гораздо труднее. Касс становится все меньше и меньше, а с ними уменьшается и количество кассиров.

Приложение III

Новые профессии XXI века.

Аквизитор - сотрудник или агент транспортных или страховых предприятий или учреждений, обязанностью которого является привлечение (аквизиция) новых грузов или страхований.

Биддинг - синдикат, двое или больше андеррайтеров, работающих вместе, чтобы представить предложение на гарантию размещения нового выпуска муниципальных ценных бумаг.

Бренд-менеджер - специалист по продвижению на рынок какой - либо марки товара (услуг); он должен иметь необходимые знания в области маркетинга, менеджмента, торговли.

Блогер - человек получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге вперемешку с личными записями. Пиар в блогосфере приносит компаниям результаты постольку, поскольку позволяет выйти за рамки глупой прямолинейной рекламы и пленить наивного потребителя в режиме дружеского разговора. Для такой работы надо уметь писать и быть в теме, и все. Мелкий свободный блогер может зарабатывать 300-600 долларов в месяц.

Визажист: визажист-стилист, визажист-косметолог - специалист по художественному макияжу; визажист - стилист придает лицу определенный образ; визажист - косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.

Девелопер - специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта. Данная профессия требует глубоких экономических и юридических знаний, а также организаторских способностей.

Джоббер - посредник на фондовой бирже; в отличие от брокера, покупает и продает акции за свой счет; доход складывается из курсовой разницы подаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.

Инсайдер - специалист по поиску и анализу экономической информации; может отслеживать или собирать информацию в каком-либо интересующем организацию направлении. Как правило, такая должность существует в достаточно крупных компаниях и фирмах особенно зарубежных.

Клипмейкер - специалист по работе с видео и аудио техникой; трансформирует рекламные идеи в короткие видео сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок, участвует в планировании рекламной компании.

Копирайтер - лицо, занимающееся трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, создание эффективных рекламных тестов, слоганов (рекламных лозунгов в виде легко запоминающейся короткой фразы); требуется лингвистическое образование.

Коллектор - еще одна свежая "кредитная" профессия - Или, проще говоря, специалист по возврату долгов. Основными кандидатами на позиции коллекторов становятся помощники юристов, начинающие юристы, а также студенты с юридическим образованием.

Макетчик - специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах, монтажу объектов наружной рекламы.

Матрицор - работает в редакциях и рекламных агентствах, занимается изготовлением матриц ( лат. мatrix - матка, источник, начало).

Мерчендайзер, мерчандайзер - специалист по рекламе и маркетингу, торговый представитель, который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары различным фирмам (магазинам, ресторанам и т.д.), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Его задача - так организовать размещение товара, чтобы это было удобно покупателям и привлекало их внимание. Мерчендайзер должен знать психологию покупателя, на каком уровне размещать товар, какого цвета должна быть упаковка, какой величины ценники и т.д.

Пастижер - специалист, осуществляющий изготовление изделий на заказ из натуральных волос.

Промоутер - 1) лицо, способствующее воплощению в жизнь какого-либо проекта путем привлечения инвесторов, спонсоров;

2) специалист по продвижению товаров на рынке, по сейлз-промоушену.

Риэлтор - частное лицо или организация, осуществляющие коммерческую деятельность на рынке недвижимости.

Сейлзмен - предлагает торговцам продукты фирмы.

Сейлзменеджер - менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, осуществляет поиск клиентов - покупателей оптовых или розничных фирм.

Скальпер - полный член биржи, который спекулирует на колебаниях цен, происходящих в течение очень коротких промежутков времени, часто - несколько минут. Осуществляет «быстрые» покупки и продажи с небольшой прибылью или небольшими убытками. Необходимы хорошие знания рынка ценных бумаг, экономики, мгновенная реакция.

Сканировщик - оператор, работник на сканирующих (считывающих) аппаратах.

Спичрайтер - составитель текстов речей, выступлений; работает в рекламных агентствах, редакциях журналов, отделах маркетинга крупных фирм; требуется высшее журналистское образование, умение быстро и хорошо писать релизы (сообщения для печати), статьи. Достаточно редкая профессия ранее, а сейчас все более популярная.

Сюрвейер - 1) эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов и дающий заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах; 2) эксперт - экземпляр - работник, производящий съемку, межевание земельных уделов.

Трейдер - специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающим участие в биржевых торгах.

Тренинг-менеджер - специалист, занимающийся обучением персонала; часто проводит обучение самостоятельно.

Фигурант - специалист в кондитерском деле со средним специальным образованием; занимается украшением кондитерских изделий.

Хостес - специалист ресторанной службы, «лицо» ресторана, «хозяйка зала». Домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.



Приложение IV

Редкие профессии.

Гринкипер - дословно с английского языка название данной профессии можно перевести как «хранитель зелени». Основная задача гринкипера - поддержание спортивных газонов для игры в футбол, регби, бейсбол и т.п. в должном состоянии.

Кавист - что-то среднее между профессией сомелье и продавца-консультанта. Это гурман по винам. Главная задача представителя этой редкой профессии - индивидуальный подход в подборе вина для клиента и конкретного блюда под него.

Нюхач - редкая профессия в сфере парфюмерии. Его главной задачей является оценка запаха и составление парфюмерных композиций. Такой специалист должен иметь отличную память на ароматы, хорошо в них разбираться.

Стрингер - не очень редкая профессия, но с интересным названием. Это внештатный корреспондент, основным полем деятельности которого, как правило, являются экстремальные места: зоны военных действий, стихийных бедствий и т.п.

Титестер - дегустатор чая, чайный сомелье. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи. Большинство титестеров проходит обучение и стажировку на индийских чайных плантациях.









Приложение V

Диаграмма 1:Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии



















Диаграмма 2

Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии























Приложение VI

Инструкция: Уважаемые девятиклассники и одиннадцатиклассники! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью определения профессиональных намерений. Выберите из предложенных вариантов каждого вопроса не более 3 ответов.

        1. В какой сфере Вы хотели бы себя проявить?

          1. Сфера науки

          2. Сфера общественного питания

          3. Сфера образования(воспитания)

          4. Психология

          5. Социология

          6. Сфера торговли

          7. Сфера культуры (искусство)

          8. Военное дело

          9. Охрана правопорядка. МВД.

          10. Юриспруденция

          11. Сельское (лесное) хозяйство

          12. Сфера управления (менеджмент)

          13. Промышленность

          14. Коммерция

          15. Транспорт

          16. Медицина

          17. Связь

          18. Общественные организации

          19. Строительство

          20. Сфера бытового обслуживания

          21. Информационные технологии

          22. Экономика

          23. Другие сферы



  1. Выбрали ли Вы профессию?

    1. Да _________________

    2. Да, несколько вариантов (перечислите):__________________, __________________, __________________.

    3. Не выбрал, но мне нравятся (перечислите):__________________, ____________________, _____________.

    4. Нет, не задумывался об этом.

    5. Нет, так как плохо знаю свои возможности.

    6. Нет, так как мало знаю о мире профессий.

    7. Нет, так как не знаю, как выбирать профессию.


  1. Что привлекает тебя в выбранной профессии?

а) значение для народного хозяйства б) желание работать с людьми

в) творческий характер труда г) перспектива роста

д) высокая оплата труд е) хорошие условия труда

ж) соответствие интересам и склонностям з) престижность

и) не задумывался

  1. Если Вы выбрали профессию то, как Вы считаете, она на рынке труда:

    1. Востребованная

    2. Невостребованная

    3. Вечная

    4. Исчезающая

    5. Новая

    6. Редкая

    7. Короткая

    8. Доходная

    9. Престижная и популярная

    10. Не престижная, непопулярная

    11. Кризисоустойчивая

    12. Экстремальная

Приложение VII Диаграмма 1

Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии

Диаграмма 2

Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии



























Таблица 1:

9 класс: 11 класс:

Да:

медик-4

спорт-1

парикхмахер-2

логист-1

военный-1

повар-1

сварщик-1

учитель начальных классов-1


Да, несколько вариантов:

водитель-1

качегар-1
строитель-1

проводник-1

издатель-1

инженер-1


Не выбрал, но мне нравится:

маркетолог-1

менеджер-1

визажист-1

психология-2

экономист-1

дизайнер-1

палицейский-1

спорт-2

программист-1





Да:

менеджмент организаций-1

футбольный аналитик-1

инженер-конструктор-2


Да, несколько вариантов:

логист-1

следователь-1

инженер-конструктор-1

фельдшер-1

мед. сестра-1




Не выбрал, но мне нравится:

менеджер-1

администратор-1

банкир-1

военный-1

врач-2

учитель-1












Таблица 2:

Профессии, выбираемые выпускниками

Количество выборов школьниками

(человек)

Количество свободных вакансий,

заявленных предприятиями и

организациями (единиц)

1. Врач

6

1170

2. Учитель

2

246

3. Логист

2

40

4. Инженер

3

767

5. Парикмахер

2

75

6. Военный

2

3

7. Повар

1

403

8. Строитель

1

296

9. Проводник

1

-

10. Издатель

1

-

11.Маркетолог

1

15

12.Менеджер

3

319

13. Визажист

1

-

14.Психолог

2

12

15. Экономист

1

63

16. Дизайнер

1

11

17. Полицейский

2

21

18. Спорт

4

-

19. Программист

1

28

20. Фельдшер

1

285

21.Мед. сестра

1

736

22.Банкир

1

-

23. Администратор

1

-

24.Сварщик

1

84

25.Кочегар

1

10



Диаграмма 3

Научно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессииНаучно-исследовательская работа Старшеклассники и выбор профессии

35


© 2010-2022