Рабочая программа по технологии 10 класс

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ

руководитель МБОУ СОШ №1 СОШ № 1 ЗАТО Межгорье

__________________ ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

протокол № Республики Башкортостан ____________С.А .Лебедев

от « » августа 2014г. _______________________ Приказ №

« » августа 2014г. « » августа 2014г.




Рабочая программа

учителя первой квалификационной категории

Анпиловой Светланы Борисовны

по

технологии

для 10 го класса

на 2014-2015 учебный год









2014г.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №243-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст2.п.п.9.10)

  • Авторской программы под редакцией: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010 г.

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74).

  • Приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014г. о рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный план.

  • Приказа МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан № 219 от

«30» августа 2014 об утверждении общеобразовательной программы основного общего образования.

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановления об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.ВМатяша,Т.И.Терентьева, О.П.Очинина под редакцией В.Д.Симоненко «Технология» Вентана-Граф,2011г.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, список использованной литературы.


Общая характеристика предмета

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно - ориентированных и культурно - ориентированных принципов основной целью является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой технологических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса технологии у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды. Обязательный минимум содержания программы по технологии изучается в рамках направления «Технология ведения дома»

Содержание программы предусматривает освоение материала по содержательным линиям:

- технологическая культура производства;

- распространение технологии современного производства;

- культура, эргономика и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- элементы домашней и прикладной экономики предпринимательства;

- знакомство с миром профессий. Выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- методы технической, творческой, проектной деятельности;

- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

- с предметами потребления, потребительской стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

- с механизацией труда и автоматизацией производства;

- технологической культурой производства;

- с информационными технологиями в производстве и сфере услуг;

- перспективными технологиями;

- с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

- с производительностью труда; реализацией продукции;

- с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

- с экологичностью технологий производства;

- с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация, и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

- с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

- навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

- навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

- основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

- умение распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

- умение ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

- навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда;

- навыками организации рабочего места;

- умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Каждый компонент программы включает в себя теоретические сведения, практические работы и лабораторные исследования. В программе предусмотрено выполнение учащимися творческих и проектных работ.


Ценностные ориентиры содержания предмета

В результате обучения учащиеся овладеют:

- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- навыками использования распространённых ручных инструментов и приборов, планирование бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии учащийся получает возможность:

познакомиться:

- с основными технологическими понятиями и характеристиками;

- с назначением и технологическими свойствами материалов;

- с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- с видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;-

с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

- рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнение работ;

- выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия;

- находить и устранять допущенные дефекты;

- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часа для обязательного изучения учебного предмета «Технология » 10 класс, основной школы, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Место курса в системе образования, его цели и задачи

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общие трудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.


Цели изучения предмета

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.


Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.


Организация образовательного процесса:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • - комбинированный урок;

  • - урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок - беседа

  • лабораторно-практическое занятие

  • урок - экскурсия

  • урок - игра

  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно-экспериментальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Коллективное творчество.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и ПРАКТИЧЕСКИЕ работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Общие результаты технологического образования состоят:

• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности :природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информациии знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специальногообучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта сучетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ.

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе, обучающихся, с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены.

Обучающихся, необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств, необходимо развивать у обучающихся культуру труда и делового общения.











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час).

Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда. Введение в «Основы предпринимательства», «Имидж и этикет современного человека» и « Основы художественного проектирования»

Основы предпринимательства (18 часов)

Основные теоретические сведения:

Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. История становления предпринимательства в России. Ресурсы и факторы производства. Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. Налогообложение в России. Предпринимательская фирма. Виды предпринимательской деятельности. Сущность и основные составляющие менеджмента. Себестоимость продукта. Реализация товаров и услуг. Реклама в системе предпринимательства. Предпринимательский проект. Разработка бизнес-плана. Оценка рисков. Спрос и рынок сбыта.

Практические работы:

*Перечислить виды предпринимательства, заполнив таблицу.

*Решение задач.

*Реферат «Мое предприятие».

*Деловая игра «Товарный знак продукции».

*Определить и составить структуру управления акционерного общества.

*Задачи на определение себестоимости продукции.

*Составление схемы реализации товара.

Имидж и этикет современного делового человека (5 часов)

Основные теоретические сведения:

Имидж офиса и сотрудников. Дизайн офиса. Служебно-деловой этикет. Секретарь-референт, его роль в офисе.

Практические работы:

*Применение компьютерных технологий в производстве.

*Разработка имиджа фирмы по схеме.

*Выполнить деловую переписку.

*Этикет телефонных разговоров.

Объекты труда:

Рефераты по разделу.

Информационные технологии (6 часов)

Основные теоретические сведения:

Техника для телефонной связи. Офисная оргтехника и печатающие устройства. Всемирная компьютерная сеть internet. Компьютерная поддержка предпринимательства.

Практические работы:

*Создание электронного ящика, пересылка деловых писем.

*Создание рекламы, визитной карточки предприятия.

*Игра «Чья реклама лучше»

Основы художественного проектирования (5 часов)

Основные сведения:

Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна. Создание банка идей. Законы художественного конструирования. Экспертиза изделий. Сущность банка дизайнерских идей и предложений.

Практические работы:

*Выполнение дизайн-проекта и его защита.

Объекты труда:

Дизайн - проект.


Требования к уровню подготовки обучающихся 10 классов по данной учебной программе:

Учащиеся должны знать

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

-качество выполнения изучаемых на уроке приёмов и операций работы в целом;

-степень самостоятельности в выполнении работы;

-уровень творческой деятельности(репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный),найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная)

«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

«3» ставится, если работа выполнена правильно только на половину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведённое время.

Формы и методы

Приоритет отдаётся активным формам преподавания:

-практическим: упражнения, практические работы, тренинги;

-наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-нестандартным: конкурсы, презентация, творческие проекты

Формы контроля

Уроки носят практический характер, существуют следующие виды контроля: тестирование, текущий контроль, самоконтроль, промежуточный, итоговый.

Способы организации деятельности учащихся

В основе лежат практические занятия, лабораторные, выпорлнение творческих проектных работ, рефератов, сообщений, выполнение домашних заданий, контрольное тестирование.

Дифференциация обучения

В работе используется дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении с каждым учеником.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.

Программа включает в себя разделы: «Основы предпринимательства», «Имидж и этикет современного делового человека», «Информационные технологии», «Основы художественного проектирования».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Основы предпринимательства

18

3

Имидж и этикет современного делового человека

5

4

Информационные технологии

6

5

Основы художественного проектирования

5

Итого:

35

Практические работы

18

Творческие проекты

1

Тестирование

3



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Интернет- ресурсы:

  • it-n.ru - Сеть творческих учителей.

  • intergu.ru - Интернет-сообщество учителей.

  • fcior.edu.ru/wps/portal/main -Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  • school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

  • Кулинарный портал - незаменимый помощник и начинающего и профессионального кулинара, где и учителя и ученики найдут полезную информацию о многих продуктах, овощах и фруктах, советы начинающим кулинарам, рецепты и статьи о кухнях народов мира. Ежедневные обновления.

kuking.net/

  • Эта страничка об изделиях, выполненных лоскутной техникой - одеяла, панно и современный русский костюм.

pembrok.narod.ru/sharsmain.html

  • Сайт учителя технологии для девочек. Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей и выкроек. Дизайн кухни и интерьеров и многое другое.

news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool

  • Книги по технологии и ДПИ, иллюстрации по всем разделам для мальчиков и девочек.

remesla.ru/

  • История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.).

remesla.ru/

  • Сайт учителя технологии для девочек. Кулинария. Интерьер. Цветы. Этикет. Кожа. Литература. Афоризмы о труде. Фотографии. Проекты.

news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool

  • Сценарии трех уроков технологии с использованием электронных ресурсов ("Энциклопедия Кирилла и Мефодия") по теме "Гостевой этикет".

edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm

  • Презентация служит для демонстрации основных способов формообразования изделий из пластичных материалов и разработана как наглядно-визуальное средство для урока технологии "Способы ручной формовки изделий из глины". Данный материал разработан на основе электронного пособия по художественной керамике.

som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/12/MG1.PPT

  • Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей.

www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/



Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

3

Сканер

4

Экран

5

Проектор

6

Аудиоколонки

2

7

Швейная машина Janome

8

8

Оверлок

2

9

Утюг

1

10

Гладильная доска

1

11

Манекен

1

12

Сантиметровая лента

10

13

Линейка закройщика

12

14

Ножницы раскройные

10

15

Пяльца

5

16

Набор лекал

1

17

Ученические столы

4

18

Стулья

20



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ


  1. Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.

  2. Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.

  3. Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.

  4. Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.

  5. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.

  6. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005

  7. Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

  8. Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005

  9. Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.

  10. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.

  11. Энциклопедия здорового питания. [Электронный ресурс]. ООО «Медиа-сервис», 2000.

  12. Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  13. Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.

  14. Практическая энциклопедия садовода. [Электронный ресурс]. Компания «Одиссей», 2006.

  15. Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.

  16. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007.

  17. Стандарт основного общего образования по технологии

  18. Примерная программа по учебному предмету

  19. Сборник авторских программ по технологии

  20. Дидактические материалы к урокам технологии

  21. Коллекция промышленных образцов тканей и ниток

  22. Коллекция «Тутовый шелкопряд»

  23. Коллекция «Продукты переработки шерсти»

  24. Коллекция «Коробочка хлопка»

  25. Коллекция «Лен - долгунец»

  26. Коллекция «Искусственный шелк из вискозы»

  27. Коллекция «Первичная обработка льна»

  28. Коллекция «Ткани растительного происхождения»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Программа

Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 1-4, 5-11 классы Москва «Просвещение» 2005, 4 издание, рекомендовано Министерством образования РФ под редакцией Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко.

2

Базовый учебник

В.Д. Симоненко, О.П.Очинин, Н.В. Матяш, Т.И. Терентьева «Технология», 10кл., Москва, Издательский центр «Вентана Граф», 2011 г.

3

Методическое пособие

учителя

Е.А.Киселева, О.В.Павлова, Г.П.Попова, Е.А.Иванова

«Тематическое и поурочное планирование по программе В.Д.Симоненко»,2011г.

Т. В. Гуреева, Р. Ш. Сабитова

Методические комплекты поурочного планирования блока «Лоскутная техника»,2009г.

В. И. Ермакова « Основы кулинарии»,2011г.

Электронное пособие:

«Конструирование и моделирование одежды»

«Основы бизнеса»






Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс

урока

Тема урока

Вид заня

тия

Кол-во часов

Практическая

работа

Д/З

§

Дата

План

Факт

I четверть

Введение (1 часа)

1. (1)

Технология, как основа экономической системы

ИНМ

1


с.3

1-6.09

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (18 часов)

2(1)

Предпринимательство в экономической структуре общества.

ИНМ


1

Практическая работа №1

Оценить потенциал предпринимателя.

С.7-12

8-13.09


3(2)

История становления предпринимательства в России.

ИНМ

1

Практическая работа №2

Перечислить виды предпринимательской деятельности в России в разные века.

С.15-17

15-20.09


4(3)

Ресурсы и факторы производства.

КУ

1

Практическая работа №3

Решение задач

С.21

22-27.09


5(4)

Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда

КУ

1

Практическая работа №4

Решение задач

С.22

29-4.10


6(5)

Налогообложение в России.

УПР

1

Практическая работа №5

Решение задач

С.28

6-11.10


7 (6)

Предпринимательская фирма. Виды предпринимательской деятельности.

ИНМ

1

Практическая работа №6

Решение задач

С.37

13-18.10


8(7)

Менеджмент в деятельности предприятия. Сущность и основные составляющие менеджмента.

УПР

1

Практическая работа

№7

Решение задач

С.54

20-25.10


9(8)

Маркетинг в деятельности предприятия. Сущность и стратегия маркетинга.

КУ

1

Тестирование №1

С.63

27-31.10


II четверть

10(9)

Себестоимость продукта. Цены товаров и услуг

КУ

1

Практическая работа №8

Решение задач

С.46-79

5-8.11.


11(10)

Реализация товаров и услуг.

КУ

1

Практическая работа №9

Решение задач.


С.85

10-15.11


12 (11)

Реклама в системе предпринимательства

КУ

1

Игра « Чья реклама лучше»

С.92

17-22.11


13(12)

Предпринимательская идея

КУ

1

Практическая работа №10

Сделать анализ рынка по выбранной идее.

С.106

24-29.11


14(13)

Предпринимательский проект

КУ

1

С.106

1-6.12


15(14)


Бизнес-план

КУ

1

Практическая работа №11

Составление основных разделов бизнес-плана.


С.107

8-13.12


16(15)

Бизнес-план-разработка проекта.

КУ

1

15-20.12


17(16)

Бизнес-план «Мое собственное дело». Составление резюме.

КУ

1

С.119

22-27.12


18(17)

Оценка рисков. Спрос и рынок сбыта.

КУ

1

С.123

29-30.12



III четверть


19(18)

Оценка качества и защита бизнес-плана.

КУ

1


15-17.01


Имидж и этикет современного делового человека (5часов)


20(1)

Имидж офиса

ИНМ

1

Практическая работа №12

Разработать имидж своей фирмы по схеме.





С.133

19-24.01


21(2)

Дизайн офиса.

КУ

1

С.136

26-31.01


22(3)

Имидж сотрудников.

ИНМ

1



С.142

2-7.02


23(4)

Служебно-деловой этикет

КУ

1

Практическая работа №13

Особенности деловой переписки



С.149

9-14.02


24(5)

Секретарь-референт. Его роль в офисе.

КУ

1

Тестирование №2

С.156

16-21.02



Информационные технологии (6 часов)


25(1)

Техника для телефонной связи.

КУ

1

Практическая работа №14

Работа с таблицами.

С.179

23-28.02


26(2)

Офисная оргтехника.

КУ

1

Практическая работа №15

Изучение офисной техники.


С.181

2-7.03


27(3)

Печатающие устройства

КУ

1

Практическая работа №16

Работа с таблицами.


С.188

9-14.03


28(4)

Всемирная компьютерная сеть internet

КУ

1

С.196

16-21.03


IVчетверть

29(5)


Всемирная компьютерная сеть internet

КУ

1

С.196



30(6)

Компьютерная поддержка предпринимательства.

КУ

1

Тестирование №3

С.201



Основы художественного проектирования (5часов)


31(1)

Понятие об основах проектирования.

КУ


1



С.224



32(2)

Алгоритм дизайна.

ИНМ

1


С.230



33(3)

Создание банка идей.

КУ

1

Практическая работа №17

Обоснование выбора, разработка эскиза изделия


С.235



34(4)

Выполнение дизайн-проекта.

КУ

1

Практическая работа №18

Составление последовательности выполнения. Поиск сведений.


С.247


35(5)

Защита проекта.

КУ

1




ИНМ - урок Изучения Нового Материал, УКЗ - Урок Контроля знаний КУ - Комбинированный урок УПР - Урок - Практическая Работа



























© 2010-2022