Программа курса Твоя профессиональная карьера 9 класс

Цели курса: Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей в себя получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Задачи курса: 1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по предмету «Твоя профессиональная карьера» в 9 классе

на 2014 - 2015 учебный год

1. Пояснительная записка.

Программа составлена на основании:

Программы «ТПК 8-9 кл.» - М.: Просвещение, 2000г.

Использованы следующие методические и дидактические разработки:

  • Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М.: Просвещение, 1998.

  • Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М., 1999.

  • Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.

С целью более целесообразного распределения часов, выделенных на программу, с учетом трудоемкости учебного материала, были произведены следующие изменения в программе:

  • Тема «Современный рынок труда и его требования к профессионалу» расширена: вместо 3 часов выделено 5, добавлены темы «Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг», «Основные принципы формирования рынка труда. Безработица».

  • Темы «Мой «профплан», «Виды консультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации» сокращены с 2 часов на 1 (совмещены с соответствующими практическими работами).

2. Основное содержание.

Цели курса:

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей в себя получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Основное содержание (тематика) курса:

Тема 1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (10 часов).

Память. Общее представление о памяти.

Основные процессы памяти.

Способность к запоминанию.

Пространственное воображение. Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации.

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.

Основные типы связей.

Индивидуальные стили кодирования информации.

Словесная форма кодирования информации.

Образная форма кодирования информации.

Чувственно-сенсорная форма кодирования информации.

Тема 2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов (3 часа).

Творческое отношение к собственной жизни.

Психологические механизмы компенсации.

Программа и средства самовоспитания.

Тема 3. Человек в новых социально-экономических условиях (3 часа).

Структурная перестройка экономики. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.

Развитие сельского хозяйства, земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение.

Экосистема ХМАО, проблемы, роль, решения.

Тема 4. Человек среди людей (5 часов).

Личность и межличностные отношения в группах.

Лидерство и его роль. Лидерство и совместная деятельность в трудовом коллективе.

Конфликты, их причины и способы устранения.

Психологическая совместимость и несовместимость людей.

Роль психологического микроклимата в эффективности трудовой деятельности коллектива.

Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов).

Разнообразные виды предприятий и форм собственности.

Рынок. Его функции и структура.

Спрос и предложение, и методы их регулирования.

Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг.

Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

Тема 6. Пути получения профессии (1 час).

Система профессионально-технического образования. Виды учебных заведений, возможности квалифицированного роста.

Тема 7. Моя профессиональная карьера (3 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Мой «профплан».

Тема 8. Оценка способности школьников к выбору профессии (3 часа).

Общие основы оценки способности личности к выбору профессий. Оценка способности к самоанализу.

Анализ профессиональной деятельности и профессии.

Показатель соответствия выбранной профессии.

Тема 9. Профконсультационные услуги (1 час).

Виды консультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

3. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного курса.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, разнообразные виды предприятий и форм собственности, социально-экономических условий развития экономики, критериев профкомпетентности, понятие о самовоспитании, совместной деятельности в коллективе, о причинах возникновения конфликта и способах его устранения, о памяти и воображении.

Учащиеся должны уметь: использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; составлять индивидуальный профессиональный план и мобильно изменять его; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; соотносить свои способности с требованиями конкретной профессии; анализировать экономические проблемы, искать пути их решения.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации на современном рынке труда, для получения профессии, для осуществления связи между интеллектуальными способностями и успешностью профессионального труда, использования полученных знаний для налаживания психологического микроклимата для эффективной трудовой деятельности.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Твоя профессиональная карьера»

на 2014 - 2015 учебный год

9 класс

Учитель: Чалых С.М.


Содержание раздела темы

Виды практических работ

Кол-во часов

Дата проведения

1 полугодие

1 четверть

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (10 часов)

1

Память. Общее представление о памяти.


1


2

Основные процессы памяти


1


3

Способность к запоминанию.

П/р тренинг «Способность к запоминанию».

1


4

Пространственное воображение. Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации.


1


5

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.

П/р «Практикум по отслеживанию уровня способностей к анализу предметов и образов».

1


6

Основные типы связей.


1


7

Индивидуальные стили кодирования информации.


1


8

Словесная форма кодирования информации


1


9

Образная форма кодирования информации.

П/р «Кодирование информации с помощью эмоциональных качеств личности». Зачет за четверть

1


2 четверть

10

Чувственно-сенсорная форма кодирования информации.


1


Неисчерпаемость человеческих ресурсов (3 часа)

11

Творческое отношение к собственной жизни.


1


12

Психологические механизмы компенсации.


1


13

Программа и средства самовоспитания.

П/р «Составление программы самовоспитания».

1


Человек в новых социально-экономических условиях (3 часа)

14

Структурная перестройка экономики. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.


1


15

Развитие сельского хозяйства, земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение.


1


16

Экосистема ХМАО, проблемы, роль, решения.

П/р «Составление программы решения экологической проблемы». Зачет за четверть

1


Человек среди людей (5 часов)

17

Личность и межличностные отношения в группах.




2 полугодие

3 четверть

18

Лидерство и его роль. Лидерство и совместная деятельность в трудовом коллективе.


1


19

Конфликты, их причины и способы устранения.


1


20

Психологическая совместимость и несовместимость людей.


1


21

Роль психологического микроклимата в эффективности трудовой деятельности коллектива.

П/р «Способы устранения конфликтов».

1


Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов)

22

Разнообразные виды предприятий и форм собственности.


1


23

Рынок. Его функции и структура.


1


24

Спрос и предложение, и методы их регулирования.

П/р «Рынок труда нашего региона, возможность самореализации»

1


25

Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг

Деловая игра «Маркетинговое исследование покупательского спроса»



26

Основные принципы формирования рынка труда. Безработица

П/р «Составление резюме»



Пути получения профессии (1 час)

27

Система профессионально-технического образования. Виды учебных заведений, возможности квалифицированного роста.

П/р «Аналитическая работа со справочниками средних и высших заведений».

1


Моя профессиональная карьера (3 часа)

28

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности


1


29

Профессиональное прогнозирование и самоопределение


1


30

Мой «профплан»

П/р «Индивидуальный профессиональный план»

1


Оценка способности школьников к выбору профессии (3 часа)

31

Общие основы оценки способности личности к выбору профессий. Оценка способности к самоанализу


1


32

Анализ профессиональной деятельности и профессии


1


33

Показатель соответствия выбранной профессии.

П/р тест «Выбор».

1


Профконсультационные услуги (1 час)

34

Виды консультаций

Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

П/р «Аналитическая работа на основе медицинских справок и годности к выбранной профессии».

1




35

Экскурсии на производства посёлка. Встречи с представителями профессий.




ИТОГО:


35 часов












© 2010-2022