Программы по технологии для неделимых классов

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. и авторской рабочей программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под . ред. В.Д. Симоненко - 2011 г.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5-8 неделимых классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Учитывая цель и задачи образовательной программы школы:

* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;

изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;

  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;

  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;

  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

В результате изучения технологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначения и технологические свойства материалов;

  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • для обеспечения безопасности труда;

  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.

Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-8 классах традиционно представлена такими направлениями, как технический и обслуживающий труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью. Между тем, в последнее время все чаще появляются так называемые неделимые классы (менее 25 учащихся в городе и 20 - в сельской местности). При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребностям тех и других.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов для средней общеобразовательной школы. Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 6, 7 и 8-х классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Направление «Технология. Технический труд» интегрировано и для мальчиков и для девочек и изучается не в полном объеме.

Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в параллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях. Дифференцированный подход применяется при составлении заданий по разделам «Электротехника» и «Элементы моделирования». Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.

Тематическое планирование

Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов сохраняется и во всех трех параллелях одна и та же. Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы, объединенные одной темой «Я и мой дом», где последующий раздел тесно связан с предыдущим и логически оправдан.

Раздел 1. Кулинария. Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.

Раздел 2. Электротехнические работы. Формирование навыков по работе и простейшему ремонту бытовой техники.

Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Без навыков черчения и графической культуры большинство технологических процессов невыполнимы. Графика и черчение относятся к информационным технологиям, обрабатывающим информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях и т. п.

Раздел 4. Технология ведения дома. Этот раздел включает несколько тем, подчиненных единой задаче - создания уюта в доме: понятии о композиции в интерьере и современном дизайне, где включены вопросы декоративно-прикладного искусства и материаловедение, проектирование швейных изделий, отношение к вещам, обустройство приусадебного участка.

Раздел 5. Мой облик. Через воспитание у учащихся эстетического отношения к себе и окружающим формируется личность грамотная в вопросах культуры поведения, культуры одежды, культуры общения и т. д.

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Обучение в 8 классе является логическим завершением модуля «Культура дома» и переходом к изучению предмета в старших классах. На этом этапе обучения учащиеся осваивают основные навыки экономической грамотности - модуль «Домашняя экономика и основы предпринимательства», проводится обобщение темы «Основы графической грамотности», обосновывается значимость информационных технологий в техносфере, проектирование переходит на качественно более высокий творческий уровень - создание индивидуальных проектов.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений - практические задания и мини-проекты.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовую, социально-бытовую, самообслуживания, коммуникативную. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

  1. Примерное планирование часов

5 классы

Класс

Часы

в неделю

Часы

в год

Содержание раздела

Часы раздела

5

2

70

Культура питания

8

Введение в творческое проектирование

2

Бытовая техника

2

Основы графической грамотности

2

Ремонтные работы в быту

2

Материаловедение

8

Машиноведение

8

Основы народных ремёсел*

8

Изготовление швейного изделия

18

Уход за одеждой, ее ремонт

2

Гигиена учащихся

2

Информационные технологии

6

Дизайн пришкольного участка

2

70


  1. Элементы содержания тем учебного курса технологии

  2. 5 класс

  3. Культура питания (8 ч)

    1. Вводное занятие (2 ч)

      1. Основные теоретические сведения

Содержание и задачи курса «Технология». Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания (на примере школьной столовой). Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Правила сервировки стола к завтраку.

  1. Практические работы

Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах»

  1. Варианты объектов труда

Таблицы, плакаты.

Завтрак своими руками (6ч)

  1. Основные теоретические сведения

Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Продукты, необходимые для приготовления бутербродов. Виды и особенности приготовления бутербродов. Способы украшения и требования к качеству готовых бутербродов. Виды, особенности приготовления и требования к качеству готовых горячих напитков. Сервировка стола к завтраку. Профессия официант.

Практические работы

Подбор посуды и инвентаря, нарезка продуктов, приготовление бутербродов и горячих напитков, сервировка стола к завтраку.

  1. Варианты объектов труда

  2. Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Введение в творческое проектирование (2ч)

  1. Основные теоретические сведения

Понятие о творческом проектировании. Общие правила выполнения проекта, основные требования к оформлению, последовательность выполнения, объекты проектирования.

Практические работы

Выполнение проекта по кулинарии: «Сервировка праздничного стола».

  1. Варианты объектов труда

Пояснительная записка творческого проекта.

Бытовая техника (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, электромиксера, соковыжималки, микроволновой печи, холодильника. Основные причины неполадок в работе электроприборов и способы их устранения.

Практические работы

Ознакомление с устройством бытовых электроприборов, применяемых на кухне.

  1. Варианты объектов труда

Электрический чайник, электромиксер, соковыжималка, микроволновая печь, холодильник.


Основы графической грамотности (2ч)

Основные теоретические сведения

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Определение эскиза, технического рисунка, чертежа. Виды линий, понятие о масштабе, правила выполнения чертежей.

Практические работы

Создание эскиза, технического рисунка, выбор масштаба, выполнение чертежа.

  1. Варианты объектов труда

  2. Эскиз, технический рисунок, линии, масштаб, чертеж.

Ремонтные работы в быту (2 ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилого помещения. Использование в интерьере предметов выполненных собственными руками. Способы утепления жилого помещения. Правила безопасности.

Практическая работа.

Утепление оконных рам.

  1. Варианты объектов труда

Оконные рамы.



Материаловедение (8 ч)

Конструкционные материалы (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Породы древесины. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства тканей из этих волокон.

  1. Практические работы

Изучение свойств конструкционных материалов.

  1. Варианты объектов труда

Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения.

Пиломатериалы. Древесные материалы (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

  2. Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака. Профессия плотник.

  3. Практические работы

Определение породы древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.).

  1. Варианты объектов труда

Образцы древесных пород.

Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них (4ч)

  1. Основные теоретические сведения

Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Краткие сведения о прядильных машинах. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Отделка и окраска ткани.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические (прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость), технологические (осыпаемость, усадочность), эксплуатационные (износостойкость, растяжимость). Ткани, используемые для изготовления рабочей одежды. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Профессии прядильно-ткацкого производства: прядильщица, ткачиха, наладчик оборудования.

  1. Практические работы

Распознавание волокон растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».

  1. Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна».

Машиноведение (8 ч)

Понятие о механизмах и машинах (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

  2. Понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Понятие о кинематической схеме. Определение механизма. Понятие об изделии и детали. Профессия наладчик оборудования.

  3. Практические работы

Ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей.

  1. Варианты объектов труда

Винтовой механизм зажима столярного верстака.

История развития техники. Классификация швейных машин.

Составные части машин (6 ч)

  1. Основные теоретические сведения

История развития техники. Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.

  1. Практические работы

  2. Знакомство с устройством швейной машины, определение месторасположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток, выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной). Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного).

  3. Варианты объектов труда

Бытовая швейная машина, лоскуты ткани.

Основы народных ремёсел (8ч)

(Вариативная часть программы)

Вариант 1

Аппликация (8ч)

Аппликация из ткани(2ч)

  1. Основные теоретические сведения

Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликаций из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами вышивки (бисером и блестками, вышивкой гладью, крестом и др.). Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и не осыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, сетке, канве. Съемная аппликация.

  1. Практические работы

Зарисовка аппликаций из журналов мод.

Выполнение аппликации на клееной основе.

  1. Варианты объектов труда

  2. Ткань, полиэтиленовая плёнка.




Аппликация природными материалами (6ч)

  1. Основные теоретические сведения

Использование природных материалов для создания творческих работ. Виды материалов: соломка, тополиный пух, сухие листья и растения и т. п. Подготовка материалов и основы к работе. Изготовление небольших открыток-сувениров, панно.

  1. Практические работы

Выбор рисунка и его перенесение на кальку и основу, изготовление элементов рисунка и наклеивание на основу, окончательная отделка изделия.

  1. Варианты объектов труда

Картон, фанера, природные материалы.


Вариант 2

Художественная обработка конструкционных материалов (8ч)

Декоративная обработка древесины (6 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Понятие о технологическом процессе. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие. Профессия столяр.

Практические работы

Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.

Варианты объектов труда

Коробка для рукоделия, шкатулка.

Декоративная обработка металла (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки. Профессия жестянщик.

Практические работы

Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.

  1. Варианты объектов труда

Детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.



Изготовление швейного изделия (рабочего фартука) (18 ч)

Конструирование и моделирование фартука (6 ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории одежды. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды. Профессия швея

Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования одежды. Преимущества и недостатки индивидуального пошива одежды. Правила снятия мерок. Профессия модельер-конструктор.

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Последовательность построения чертежа фартука.

Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.

Подготовка выкройки к раскрою.

  1. Практические работы

Выполнение эскиза рабочего фартука. Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа фартука, в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки фартука к раскрою.

  1. Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь, ватман, таблицы.


Раскрой и изготовление швейного изделия (рабочего фартука) (12 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления рабочего фартука. Профессия закройщик.

  1. Практические работы

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Раскрой фартука.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Обработка карманов и бретелей.

Соединение деталей кроя.

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

  1. Варианты объектов труда

Ткань, выкройки, детали кроя рабочего фартука.

Уход за одеждой, ее ремонт (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.), правила ее подбора. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов.

Практические работы

Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).

  1. Варианты объектов труда

Сорочка, блузка; пуговицы, крючки и петли, лоскуты тканей.


Гигиена учащихся (2 ч)

  1. Основные теоретические сведения

Гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ногтями. Основные сведения об уходе за нормальной кожей. Особенности ухода за сухой и жирной кожей. Средства ухода за кожей.

Средства борьбы с потливостью. Воспалительные гнойничковые угри. Уход за кожей, пораженной угрями.

Положительное и отрицательное воздействие солнечного загара. Профилактическая защита кожи. Знакомство с профессией врача-косметолога.

Практические работы

Ознакомление с инструкциями по применению косметических средств.

  1. Варианты объектов труда

Упаковки кремов, косметического мыла, шампуней и т.д.

Дизайн пришкольного участка (2 ч)

Основные теоретические сведения

Принципы планировки. Создание микроландшафта. Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней». Профессия дизайнер.

  1. Практические работы

Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.

  1. Варианты объектов труда

Эскиз пришкольного участка.

Информационные технологии (6 ч)


Знакомство с текстовым редактором (2 ч)

Основные теоретические сведения

Возможности текстового редактора: компьютерный набор текста; автоматическая проверка орфографии; редактирование текста - правка, вставка и удаление фрагментов текста; компоновка текста из различных фрагментов; одновременная работа с несколькими документами; понятие о шрифтах и шрифтовом выделении; компоновка текста с графикой; печать документа на принтере. Профессия оператор ЭВМ.

  1. Практические работы

  2. Компьютерный набор и редактирование текста.

  3. Варианты объектов труда

Персональный компьютер.


Знакомство с графическим редактором (2 ч)

Основные теоретические сведения

Создание простых изображений. Рисование и использование примитивов графического редактора. Палитра.

Создание сложных (использующих фрагменты других образов) изображений.

Преобразования образов. Специфические эффекты.

Возможно использование сканера для введения в компьютер готовых иллюстраций и рисунков от руки для последующего редактирования - раскрашивания, преобразования, компоновки с другими фрагментами.

  1. Практические работы

  2. Создание и редактирование изображений.

  3. Варианты объектов труда

Персональный компьютер.

Использование ПЭВМ как калькулятора (2 ч)

Основные теоретические сведения

Программы для расчетов с помощью ПЭВМ. Профессия бухгалтер.

  1. Практические работы

Проведение расчетов для лабораторных работ по школьному курсу физики или технологии с помощью имеющихся программ.

  1. Варианты объектов труда

Персональный компьютер.

Личностные, предметные и метапредметные результаты по технологии.

Личностными результатами освоения технологических знаний, как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к трудовым технологиям и избирательность в их использовании;

  • уважение к технологическим приёмам в частной жизни и технологическим результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с технологическими операциями.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  1. В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

  1. В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчет себестоимости продукта труда;

  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

  1. В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

  1. В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия;

  • моделирование художественного оформления объекта труда;

  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

  1. В психофизической сфере

  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обобщенные результаты обучения технологии

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение:

- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Перечень учебно-методического обеспечения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Приоритетный национальный проект «Образование»

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  4. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201).

  5. Государственные стандарты общего образования по технологии, приказ МО РФ от 15.03.2004г. № 1089 (см. журнал «Школа и производство» № 4/ 2004г.).

  6. Сборник нормативных документов. Технология. Москва ООО «Дрофа», 2006 г.

  7. Научно-методический журнал «Школа и производство».

  8. Методическое письмо «О преподавании предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (см. Ж. «Школа и производство» № 1 / 2005г.).

  9. «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94).

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 - 2010 учебный год» (сайт edu.ru).


Федеральный перечень учебников,

рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации

  1. Технология. 5 класс. Обслуживающий труд. Крупская Ю. В., Лебедева Н. И., Литикова Л. В. и др., под редакцией В.Д. Симоненко. М. «Вента-Граф».

  2. Технология. Технический труд 5 класс. Самородский П. С., Симоненко В. Д., Тищенко А. Т., под ред. В. Д. Симоненко. М. «Вента-Граф».

  3. Технология. Обслуживающий труд. Учебно-методический комплект по технологии для 5 классов. Павлова М. Б., Сасова И. А., Гуревич М. И. и др., под редакцией И. А. Сасовой. М. «Вента-Граф».

  4. Технология. Технический труд. Учебно-методический комплект по технологии для 5 классов. Павлова М. Б., Сасова И. А., Гуревич М. И. и др., под редакцией И. А. Сасовой. М. «Вента-Граф».




Методическое обеспечение программы

Дидактический материал

  1. Инструкционные карты по изготовлению изделий.

  2. Коллекция «Волокна».

  3. Коллекция «Ткани».

  4. Образцы готовых изделий.

  5. Лекала и выкройки изделий.

  6. Схемы плетения.

  7. Схемы швов.

  8. Тестовые задания по разделам программы.

  9. ЦОР «Технология».

Техническое оснащение

  1. Бытовая швейная машина

  2. Швейные принадлежности.

  3. Чертёжные принадлежности.

  4. Утюг

Формы проведения занятий:

Беседы, лекции, комбинированные уроки, практикумы, защита проектов.

Формы подведения итогов:

Тестирование, итоговые контрольные работы, контроль по готовому изделию, защита творческих проектов.








Примерные темы проектов 5 класс




Раздел

Темы проектов


Кулинария

«Сервировка праздничного стола».


Изготовление швейного изделия

-

Основы народных ремёсел

«Подарок для мамы»





© 2010-2022