Занятие по внеурочной деятельности

Данное занятие внеурочной деятельности  –  «Кукла-оберег «Подорожница»  раздела «Русская самодельная игрушка» в 6 классе - разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  Занятие отражает особенности методической системы программы, направленной  на развитие интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях  и реализацию личностной культуры и самоопределения. Цели занятия:  -  обобщение и расширение полученных ранее  знаний по теме «Русская самодельная игрушка»;           ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Кукла-оберег «Подорожница»

Автор: Подстрешная Ольга Васильевна, учитель технологии

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 6

Предмет: внеурочная деятельность «История народного костюма»

Краткое описание идеи занятия: Данное занятие внеурочной деятельности - «Кукла-оберег «Подорожница» раздела «Русская самодельная игрушка» в 6 классе - разработано в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Занятие отражает особенности методической системы программы, направленной на развитие интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях и реализацию личностной культуры и самоопределения.

Цели урока:

- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме «Русская самодельная игрушка»;

- развитие творческих способностей, образного мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- воспитание уважения к народным традициям и интереса к прикладному творчеству.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с различными видами русской самодельной игрушкой ;

- обучить технологии выполнения куклы «Подорожница»;

- развить стремление к углублению знаний;

- самостоятельно работать, анализировать и оценивать результат;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.


Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  • самостоятельно излагать исторические сведения по развитию народной игрушки;


  • изготавливать самодельные игрушки из ткани, ориентироваться на форму и пропорцию в изделии;


  • перечислять основные виды русской самодельной игрушки.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать с технологическим картами;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • самостоятельно оценивать и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и аргументировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

  • активизировать познавательную деятельность для решения различных коммуникативных задач.

  • стремиться к совершенствованию знаний по русской народной культуре;


  • испытывать потребность в личностной культуре и самореализации;


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

Основные понятия: кукла «Подорожница»;

кукла-оберег;

повойник и понева.

Ресурсное обеспечение урока: Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: рукоделие из ниток/ авт.сост. Е.А.Гурбина.- Волгоград: 2009-122 с.; Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры»/ авт.сост.Е.А.Гурбина, М.В. Гурко.- Волгоград: 2007.-171 с., мультимедийный проектор, компьютер, куклы-обереги.



План урока


Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация

Мотивировать

учащихся

к определению

темы урока

- Здравствуйте, ребята! Во все времена ценились вещи, сделанные своими руками. На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества - самодельной тряпичной куклой.

Посмотрите на слайды и сформулируйте тему нашего занятия. Мы видим дорогу и девочку с куклой. Какой оберег давали путнику в дорогу?

Правильно, куклу оберег «Подорожница»

Мне хочется начать наше занятие со слов Вадима Шафнера

Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Настрой на позитивное начало занятия.


Отвечают на вопрос.

Формулируют тему занятия.

2. Постановка проблемы. Определе

ние целей и задач урока.

Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

Кукла- первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, изготовляли из дерева, глины, камня. А уже позднее превратилась в детскую тряпичную куклу. Силы плодородия земли олицетворяла кукла в русском народе. В крестьянских семьях широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы, их насчитывали до сотни. Кукол передавали по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и болезней.

Народные куклы делались без выкроек и чертежей.

По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг.

Куклу делали с большим старанием, так по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Изготовление кукол было сугубо женским.

Куклы-обереги изготавливались без ножниц, иголок и ниток.

В любом наряде должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, здоровья, радости и тепла.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они защищали человека от невзгод и злых сил, принимали на себя болезни, способствовали хорошему урожаю, давали силу маленьким.

По своему назначению куклы разделяются на три группы: игровые, обереговые и обрядовые.

Кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание. Такую куклу не купишь в магазине, поэтому мы сами смастерим традиционную русскую игрушку. С пяти лет дети начинали вертеть таких кукол.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку пеленашку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним, чтобы малыш крепко и спокойно спал, мама делала куклу "Сонница- бессонница". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Кубышка-травница наполнялась душистой травой и помогала больному скорей выздороветь. Кукла Зернушка была символом сытости и богатства. Кукла-колокольчик - символом радости и добрых вестей.. Куклу-берегиню мама дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на счастливое замужество. Этими куклами дорожили и берегли. Считалось, чем больше кукол, тем больше в семье счастья. И насчитывалось их до 100.

Формулирует цель урока.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, и научимся изготавливать куклу-оберег «Подорожница».

Определяют основные вопросы занятия:

-Какое общее значение кукол-оберегов?

-Какие названия тряпичных кукол вы знаете?

- Какие основные способы изготовления кукол?




Ученики говорят поставленные цели.

Основная часть.

1. Информа

ционный блок.

а)работа с технологической картой изготовления куклы

Дать возможность учащимся осознать объем работы.

Такой оберег мама давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу, чтобы скоро и благополучно вернуться домой.

В руках куклы «Подорожница» находится узелок, в котором спрятаны зернышки и нитки. Зерно является символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт. Нитки клали с целью, чтобы путник сумел найти дорогу домой. А куколку такую сделать очень быстро и легко. Куколку обматывали нитками, одевали повойник (налобная повязка), платок, юбку поневу (понева - не сшитая по краям юбка).

Просмотр слайдов технологии изготовления куклы «Подорожница».

Просмотр слайдов изготовления куклы «Подорожница».

Изучение технологической карты с этапами изготовления.


б) самостоятельная работа

Содействовать

развитию навыков

изготовления тряпичных кукол.

Добиться от учащихся правильной технологии изготовления.

Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать над изготовлением куклы «Подорожница». Помните, изготавливая обережные куклы, будьте в хорошем настроении и добром расположении духа.

Правила техники безопасности с ножницам во время работы.

Технология выполнения:

1.Формируем голову и лицо. Помещаем наполнитель на середину ткани, сворачиваем и обматываем нитками.

2. Обхватываем голову повойником и обматываем нитками.

3. Присбориваем лоскут для сарафана вокруг шеи, располагая разрез сзади. Закрепляем обмоткой. Выворачиваем сарафан на лицевую сторону.

4.Лоскут для мешочка наполняем зерном, обматываем нитками, завязываем узелок и оставляем нитки.

5. Лоскуток для ручек сворачиваем вдоль. Привязываем к середине мешочек.

6. Закрепляем ручки обмоткой на уровне шеи. Обрываем нитку.

7. Надеваем платочек.

Во время работы проводится игра «Умники и умницы», где задаются вопросы пройденного материала, для лучшего их усвоения. За каждый правильный ответ получают смайлики.

Вопросы:

  1. Когда возникли первые игрушки?

  2. Из чего их делали?

  3. Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, погремушки?

  4. Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях?

  5. Почему на самодельных куклах не рисовали лицо?

  6. С какого возраста дети начинали вертеть кукол?

  7. Для чего служили куклы обереги?

  8. Для чего изготовляли куклу Подорожницу?

Самостоятельная работа.

Выполняют куклу «Подорожница» в соответствии с технологической картой изготовления.





Отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают смайлики. Выявляются победители.



Физкультурная минутка. Упражнения для глаз.

Заключительная часть.

1.

Подведение

итогов урока

Способствовать

развитию

умения анализировать,

обобщать и делать выводы.

Организует проведение мини-выставки кукол и анализирует успешность проделанной работы.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением В.Шафнера?

- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?

Учатся определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.

Ответы детей.

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

Для чего служили куклы обереги?

Для чего изготовляли куклу «Подорожница»?

Что такое повойник и понева?

3 мин.

2. Рефлексия

Предоставить

учащимся

возможность

определить своё

эмоциональное

состояние. Мотивировать учащихся к

творческой

деятельности

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Вам было интересно?

Все ли у вас получилось?

Скажите, кому можно подарить такой подарок?

Были ли на уроке положительные эмоции?

Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают своё эмоциональное состояние на уроке.

5 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие по внеурочной деятельностиЗанятие по внеурочной деятельностиЗанятие по внеурочной деятельности




© 2010-2022