Проектирование на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование на уроках технологии

Базанова Татьяна Алексеевна

г.Миасс

Краткое описание документа:

В статье представлена разработка и использование различных методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Психологи утверждают, что каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, т.е. попросту жить. Однако, творческие способности, по мнению учёных, быстро растут примерно до 15 лет, а потом начинается необратимый спад.

В настоящее время метод проектов широко используется как современная технология в различных областях знаний. Выполнение творческих проектов способствует развитию познавательных интересов, творческих способностей обучающихся.



Проектирование на уроках технологии

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и технологических аспектов образования. Изучение технологии базируется на научной основе широкого сектора наук и включает, наряду с традиционными, новые эффективные методы работы. Одним из них является применение метода проектов.

Метод проектов - привлек внимание российских педагогов в начале XX столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако с отсутствием четких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. Практически до конца XX века не было серьезных попыток возродить его.

Использование метода проектов в российских школах по времени совпало с исследованиями американских учёных. В 20-х годах XX века американский философ и педагог Дж. Дьюи предложил метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность обучающегося, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретения новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Предмет технология на основе проектного метода обучения, предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Основная задача учителя технологии при обучении обучающихся младших классов основам проектирования - это создание модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию развивающей личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, формирование у него адекватной самооценки, подготовка к будущему самоопределению.

Начиная разговор с обучающимися о проектной деятельности необходимо дать тот объем содержательной части, который создаст мотивацию к творческой работе, позволит выполнить качественные проекты на высоком эстетическом уровне.

На начальном этапе многие обучающиеся испытывают значительные затруднения при выполнении творческих проектов, поэтому для них рекомендуются несложные творческие задания или работы по образцу (из публикации руководителя Департамента общего среднего образования М.Р. Леонтьевой).

В 5-ом классе обучающиеся должны знать:

  • понятие проекта, проектной деятельности;

  • этапы проекта;

  • структуру пояснительной записки;

Должны уметь:

  • выполнять несложный проект.

Использованные приёмы и формы обучения на уроках проектирования в 5-ом классе позволяют научить обучающихся перерабатывать полученную информацию: сравнивать, выделять главное, обобщать, комбинировать, а также учат работать обучающихся в группе.

В 6 классе система проектов строится по принципу усложнения, поэтому учебной программой предусмотрено:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов);

  • постепенное осознание обучающимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.



Использование метода погружения в проблему на уроках проектирования в 7-ом классе

Нередко для выявления индивидуальности, уровня креативности используется метод ограничения. Если обучающиеся изначально поставлены в одни условия, то появляется стимул (мотивация) выделиться, быть непохожим на других, в полной мере проявить свои творческие способности.

В 7-ом классе на уроках по проектированию я провела эксперимент - использовала метод погружения в проблему. Предложила всем обучающимся выполнить творческий проект по изготовлению швейного изделия на одной конструктивной основе. Провела исследование и получила следующие результаты:

1. Обучающиеся представили оригинальные модели различного ассортимента: блузки халаты ночные сорочки.

2. Проекты отличались образным названием темы, оригинальным обоснование проблемы и потребности.

3. Разработанные изделия отличались пакетом основных материалов и разнообразной отделкой.

4. Во многих проектах этап - эскизный поиск, был выполнен на высоком эстетическом уровне.

5. Из оставшихся лоскутков были изготовлены прихватки, подушки, грелки на чайник, коврики, игольницы.

6. Каждая обучающаяся проявила индивидуальность и творчески отнеслась к защите проекта.

Разработка и использование методов и приёмов развития творческих способностей на уроках проектирования

Психологи утверждают, что каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, т.е. попросту жить. Однако, творческие способности, по мнению учёных, быстро растут примерно до 15 лет, а потом начинается необратимый спад.

Наблюдая за обучающимися, занимающимися проектной деятельностью, я выяснила, что самое сложное в выполнении творческого проекта - выбор оригинальной идеи. Человека, склонного к изобретательству, отличают умение видеть то или иное явление под неожиданным углом зрения, найти ответ к решению проблемы там, где его, казалось бы, меньше всего можно было ожидать, причём ответ остроумный, простой и изящный. Остроумие в данном случае не означает смешное. Остроумное решение проблемы всегда свежо, экономно, лаконично. Для обучающегося, при решении им какой-то творческой задачи, оригинальное и новое - это такое чего, он раньше не встречал, а додумался сам, хотя в науке этот путь решения проблемы уже известен.

Для развития образного мышления, воображения, фантазии, творческой инициативы я использую различные приемы и методы:

  • Метод «Мозговой штурм» (работа в группах по 2-3 человека)

I Этап - Банк идей (обучающиеся записывают все идеи).

II Этап - Анализ идей (обучающиеся находят рациональное зерно).

III Этап - Отбор лучших идей (выбирают 2-3 самые оригинальные идеи).

  • Метод случайных объектов

Сущность метода - попытаться установить смысловую связь между данным разрабатываемым объектом и любым другим, взятым наугад.

I Этап - Выбор случайных объектов.

II Этап - Заполнение таблицы признаков случайных объектов.

III Этап - Присоединение признаков случайных объектов к разрабатываемому объекту.

IV Этап - Оценка идеи. Отбор полезных решений.

  • Метод контрольных вопросов

Сущность этого метода состоит в ответах на заранее составленные вопросы. Например:

- Каково назначение объекта?

- Где объект можно использовать?

- Встречали ли Вы описание или изображение своего объекта ранее в журналах и книгах?

- Какие инструменты и приспособления необходимы для изготовления объекта?

  • Метод Колумба

Название метода связно с поиском в окружающем скрытых сторон, неочевидных свойств. Например, мы хорошо знаем, для чего предназначена та или иная вещь. Зачастую такая направленность, ограниченность нашего мышления больше всего мешает поиску новых идей. Нельзя ли привычные вещи применять по-иному?

  • Приём объединения и разъединения при конструировании

Например: Разъединить объект конструирования на детали, которые можно изменять и которые изменениям не подлежат. Произвести возможную доработку, после этого объединить всё в целый объект.

  • Приём «Дорисуй», «Чтобы это значило?»

Используя различные методы, я проследила, все ли обучающиеся могут быть творческими? И сделала следующие выводы:

1. Чем старше дети, тем меньше предлагают вариантов оригинальных идей.

2. Оказалось, выучить правило и сделать работу по образцу проще, чем придумать что-то своё.

В последние годы метод проектов стал широко применяться в школах. И понятно почему. Он является важным звеном современной педагогики, которая предполагает опору на собственные интересы обучающегося. Каждый проект - это результат совместных усилий обучающегося и учителя, достижение на двоих.



Список литературы

  1. Бабико Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать? Воронеж, 2000.

  2. Барылкина Л.М., Соколова С.Е. Технология. М.: 5 за занятие, 2006.

  3. Журнал «Школа и производство». № 6 - 1999, № 4 - 2000,

  4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации по технологии. /Сост. А.В. Марченко, Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина / ДРОФА. Москва, 2001.

  5. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. /Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. М., 2000.


© 2010-2022