- Преподавателю
- Технология
- Использование проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе
Использование проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.Ю. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование проектно-исследовательских технологий в образовательном процессе.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием изучали его предмет. В этом заинтересованы и родители учащихся. Однако, очень часто мы сталкиваемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Многих учителей и родителей волнует вопрос: « Какие же педагогические средства и методы можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям?»
Метод проектов, который успешно используется учителями-предметниками, является изначальной формой проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе. Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проектов обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость несовместимы с этим методом.
В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий метод проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения, наиболее легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания образования, которое определено образовательным стандартом для базового уровня, позволяет производить планирование хода усвоения знаний учащихся как на продолжительном интервале времени, так и оперативно.
Метод проектов - это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта(продукта труда). Он позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, творить. В процессе выполнения творческого проекта по технологии у учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности, которая включает ряд условных этапов:
-
Поисково - исследовательский:
-
краткая формулировка задачи; поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
-
Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
-
Планирование проектной деятельности, определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие. Исследование вариантов конструкции объектов труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
-
Технологический:
-
Составление конструкторской и технологической документации.
-
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
-
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
-
Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
-
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
-
Заключительный:
-
Оценка качества реализации проекта, включая его влияние на окружающую среду.
-
Анализ результатов выполнения темы проекта, испытание его на практике, защита (презентация).
-
Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставка проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов, доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития. Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе работы в группах. Организация проектной деятельности учащихся, в результате которой ими создаются реальные продукты труда, представляет определенные трудности для учителя. Ему необходимо оказать учащимся помощь в выборе тем проекта, наблюдать за ходом выполнения работ, консультировать и стимулировать их, создавать условия для успешного осуществления задуманного, оценивать результаты на каждом из этапов и в целом. Многое зависит от того, насколько интересны и посильны для учеников выбранные ими темы проектов, ведь они не всегда способны адекватно оценить свои возможности и наклонности. Помогая ученикам в выборе темы, учителю прежде всего необходимо руководствоваться требованиями учебной программы, а также уровнем их знаний и умений.
В заключении хочется сказать, что занимаясь проектной или исследовательской деятельностью с учащимися, первостепенной задачей этой работы остается формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологиями.