• Преподавателю
  • Технология
  • Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип »

Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип »

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».

Проект « Инфоурок»










Название работы: Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения - прямой ящичный шип ».




Автор: Гвоздков Виктор Борисович, учитель технологии и предпринимательства (столярное дело)








Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ногинск, Московская область, ул.Бабушкина, д.3а




ПЛАН - КОНСПЕКТ

урока по столярному делу

Тема: «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения».

Цели:

Коррекционно-образовательная: Формирование творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, к истокам народного творчества на основе внедрения в образовательный процесс декоративной шкатулки.

Коррекционно-развивающая: Развитие речи, усложнение и обогащение словарного запаса. Развивать мышление в процессе выполнения практической деятельности.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению работы, бережное отношение к оборудованию и приспособлениям, уважение к старшим, взаимопомощь и работа в коллективе.

Здоровьесберегающие: смена вида деятельности, соблюдение требований техники безопасности при выполнении практической работы, использование специальной одежды при ручной обработке древесины.

Тип урока. Комбинированный.

Формы обучения. Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения. Информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно - практический.

Оборудование. Заготовки из пиломатериала различного сечения по толщине, ширине и по длине. Разметочный инструмент - линейка, линейка, столярный угольник , рейсмус. Приспособления - струпцины, верстак . Оборудование - токарно - долбежный станок, электролобзик, ножовка для смешанного пиления, рубанок. Вспомогательный инструмент - упор под угол 90 градусов, клей ПВА.



ХОД УРОКА.


  1. Организационная часть.

Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.


  1. Повторение пройденного материала.

- какие породы деревьев вы знаете?

- какой разметочный инструмент применяем в столярном деле?

- какой инструмент применяют при строгании?

- правила безопасной работы при строгании.

- какой инструмент применяется при пилении?


  1. Сообщение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем изготовлять шкатулку. Перед тем как перейти к практической части урока узнаем немного истории происхождения данного изделия.

Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. Археологами были обнаружены фрагменты ларцев из дерева, богато украшенных тканью и резьбой. Возраст их составлял более двух тысячилетий. В Европу эти вещи попали в Средневековье.

Шкатулка - небольшой предмет, чаще ящичек, различной формы, для хранения мелких, обычно ценных вещей, драгоценностей и украшений.

До развития промышленности все шкатулки изготавливались только вручную и исключительно на заказ для состоятельных людей. И порой этот небольшой предмет домашнего обихода сам считался ценностью, так как порой покрывалась драгоценными камнями, серебром и золотом.

Перед тем как приступить и практической части рассмотрим два теоритических вопроса: виды соединений в столярном деле (разъемные и неразъемные) и механизация в столярном деле, на примере токарно-долбежного станка.


  1. В столярном деле применяются два вида соединений - разъемные и неразъемные. Разъемные соединения производятся специальными крепежными элементами. Данные элементы имеют форму уголка, шайбы, стержня. Они нашли широкое распространение в мебельном производстве и производстве секций перегородок.

Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».

Неразъемные соединения - это соединения применяемые в сборке изделий имеющих законченную форму и назначение. К таким соединениям относятся: на гвоздях, шурупах, на клею.


Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».
Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».

Соединение на шурупах Ящичное шиповое

и гвоздях соединение

Отдельным местом в сборке стоит шиповое соединение.

Мы рассмотрим на уроке одно шиповое соединение - ящичное соединение на прямой открытый шип.


Проушины - поз 1 Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».

Шипы - поз 2.

1

2

Самое важное в процессе изготовления данного соединение - это правильная и точная разметка элементов шипового соединения. Для этого применяются следующие столярные разметочные инструменты : линейка, столярный угольник, малка, ярунок, рейсмус. Далее при ручной обработке проводят пропиливание размеченных элементов с помощью ножовки - награнки (мелкозубые пилы). После чего производят срезание ненужной древесины соединения с помощью стамески определенной ширины.

Далее производится подгонка мест соединения с применением оправок с наждачной бумагой. В нашем случае производство ящичного шипового соединения будет осуществлено механически на токарно -долбежном станке.

  1. Токарно - долбежный станок представляет собой точную копию токарного станка по дереву с элементами основных частей - станина, передняя и задняя бабки, электродвигателя, подручника и кнопки «пуск-стоп». Но в данной конструкции появился еще один элемент - фрезерный вал. Фрезерный вал представляет собой вал с насаженным на него фрезами и опорными промежуточными кольцами. Фреза - режущий инструмент круглого сечения с режущими зубьями. Данный инструмент имеет посадочное отверстие равному диаметру вала. Количество зубьев имеет четную формулу, т.е. от 2 до 40. Чем меньше зубьев тем выше скорость резания, но снижается чистота обработки. Опорные промежуточные кольца - имеют посадочное отверстие равному диаметру вала и ширину равную ширине режущей фрезы. Долбежный вал собирается с чередованием колец и фрез с затягиванием гайки и установ-кой вала в центрах станка.



Внимание.

В целях предотвращения травм необходимо строго соблюдать требования техники безопасности:

Держать в порядке рабочую одежду. (Фартук завязан сзади, нарукавники надеты, волосы убраны в берет).

Визуально проверить исправность станка. Проверить подвижные части без включения оборудования.

Проверить материал для работы, чтобы не было пороков и трещин.

Работать на станке должен только один человек, не отвлекаться, иметь защитные очки.

Все измерения и разметки на токарном станке по дереву можно производить только тогда, когда станок полностью остановлен и выключен от силовой сети.

После работы убирать стружку и опилки только щеткой - сметкой.

При пилении размеченных заготовок использовать деревянные упоры и

применять зажимы верстака.

При строгании заготовок рубанком не проверять остроту железки ру-

ками.


4. Практическая часть.

4.1 Подобрать материал для будущего изделия.

4.2 Разметить 2 заготовки длиной 200 мм.

4.3 Разметить 2 заготовки длиной 100 мм.

4.4 Отпилить 2 заготовки длиной 200 мм.

4.5 Отпилить 2 заготовки длиной 100 мм.

4.6 Отстрогать 4 заготовки на ширину 75 мм.

4.7 Разметить места шипов и проушин на заготовках.

4.8 Произвести долбление элементов соединения на токарно-долбежном станке.

4.9 Произвести сборку «насухо» будущего изделия.Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».




Вид будущего изделия

Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип ».



Готовое изделие




5. Подведение итогов урока.

- уборка рабочих мест и мастерской

- анализ проделанной работы с замечанием и указанием ошибок

- замечания по дисциплине в мастерской.

- оценка работы учащихся.



© 2010-2022