- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип »
Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения – прямой ящичный шип »
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гвоздков В.Б. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект « Инфоурок»
Название работы: Конспект урока технологии и предпринимательства в 9 классе « Декоративная шкатулка на основе шипового соединения - прямой ящичный шип ».
Автор: Гвоздков Виктор Борисович, учитель технологии и предпринимательства (столярное дело)
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ногинск, Московская область, ул.Бабушкина, д.3а
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока по столярному делу
Тема: «Декоративная шкатулка на основе шипового соединения».
Цели:
Коррекционно-образовательная: Формирование творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, к истокам народного творчества на основе внедрения в образовательный процесс декоративной шкатулки.
Коррекционно-развивающая: Развитие речи, усложнение и обогащение словарного запаса. Развивать мышление в процессе выполнения практической деятельности.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению работы, бережное отношение к оборудованию и приспособлениям, уважение к старшим, взаимопомощь и работа в коллективе.
Здоровьесберегающие: смена вида деятельности, соблюдение требований техники безопасности при выполнении практической работы, использование специальной одежды при ручной обработке древесины.
Тип урока. Комбинированный.
Формы обучения. Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения. Информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно - практический.
Оборудование. Заготовки из пиломатериала различного сечения по толщине, ширине и по длине. Разметочный инструмент - линейка, линейка, столярный угольник , рейсмус. Приспособления - струпцины, верстак . Оборудование - токарно - долбежный станок, электролобзик, ножовка для смешанного пиления, рубанок. Вспомогательный инструмент - упор под угол 90 градусов, клей ПВА.
ХОД УРОКА.
-
Организационная часть.
Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
-
Повторение пройденного материала.
- какие породы деревьев вы знаете?
- какой разметочный инструмент применяем в столярном деле?
- какой инструмент применяют при строгании?
- правила безопасной работы при строгании.
- какой инструмент применяется при пилении?
-
Сообщение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем изготовлять шкатулку. Перед тем как перейти к практической части урока узнаем немного истории происхождения данного изделия.
Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. Археологами были обнаружены фрагменты ларцев из дерева, богато украшенных тканью и резьбой. Возраст их составлял более двух тысячилетий. В Европу эти вещи попали в Средневековье.
Шкатулка - небольшой предмет, чаще ящичек, различной формы, для хранения мелких, обычно ценных вещей, драгоценностей и украшений.
До развития промышленности все шкатулки изготавливались только вручную и исключительно на заказ для состоятельных людей. И порой этот небольшой предмет домашнего обихода сам считался ценностью, так как порой покрывалась драгоценными камнями, серебром и золотом.
Перед тем как приступить и практической части рассмотрим два теоритических вопроса: виды соединений в столярном деле (разъемные и неразъемные) и механизация в столярном деле, на примере токарно-долбежного станка.
-
В столярном деле применяются два вида соединений - разъемные и неразъемные. Разъемные соединения производятся специальными крепежными элементами. Данные элементы имеют форму уголка, шайбы, стержня. Они нашли широкое распространение в мебельном производстве и производстве секций перегородок.
Неразъемные соединения - это соединения применяемые в сборке изделий имеющих законченную форму и назначение. К таким соединениям относятся: на гвоздях, шурупах, на клею.
Соединение на шурупах Ящичное шиповое
и гвоздях соединение
Отдельным местом в сборке стоит шиповое соединение.
Мы рассмотрим на уроке одно шиповое соединение - ящичное соединение на прямой открытый шип.
Проушины - поз 1
Шипы - поз 2.
1
2
Самое важное в процессе изготовления данного соединение - это правильная и точная разметка элементов шипового соединения. Для этого применяются следующие столярные разметочные инструменты : линейка, столярный угольник, малка, ярунок, рейсмус. Далее при ручной обработке проводят пропиливание размеченных элементов с помощью ножовки - награнки (мелкозубые пилы). После чего производят срезание ненужной древесины соединения с помощью стамески определенной ширины.
Далее производится подгонка мест соединения с применением оправок с наждачной бумагой. В нашем случае производство ящичного шипового соединения будет осуществлено механически на токарно -долбежном станке.
-
Токарно - долбежный станок представляет собой точную копию токарного станка по дереву с элементами основных частей - станина, передняя и задняя бабки, электродвигателя, подручника и кнопки «пуск-стоп». Но в данной конструкции появился еще один элемент - фрезерный вал. Фрезерный вал представляет собой вал с насаженным на него фрезами и опорными промежуточными кольцами. Фреза - режущий инструмент круглого сечения с режущими зубьями. Данный инструмент имеет посадочное отверстие равному диаметру вала. Количество зубьев имеет четную формулу, т.е. от 2 до 40. Чем меньше зубьев тем выше скорость резания, но снижается чистота обработки. Опорные промежуточные кольца - имеют посадочное отверстие равному диаметру вала и ширину равную ширине режущей фрезы. Долбежный вал собирается с чередованием колец и фрез с затягиванием гайки и установ-кой вала в центрах станка.
Внимание.
В целях предотвращения травм необходимо строго соблюдать требования техники безопасности:
Держать в порядке рабочую одежду. (Фартук завязан сзади, нарукавники надеты, волосы убраны в берет).
Визуально проверить исправность станка. Проверить подвижные части без включения оборудования.
Проверить материал для работы, чтобы не было пороков и трещин.
Работать на станке должен только один человек, не отвлекаться, иметь защитные очки.
Все измерения и разметки на токарном станке по дереву можно производить только тогда, когда станок полностью остановлен и выключен от силовой сети.
После работы убирать стружку и опилки только щеткой - сметкой.
При пилении размеченных заготовок использовать деревянные упоры и
применять зажимы верстака.
При строгании заготовок рубанком не проверять остроту железки ру-
ками.
4. Практическая часть.
4.1 Подобрать материал для будущего изделия.
4.2 Разметить 2 заготовки длиной 200 мм.
4.3 Разметить 2 заготовки длиной 100 мм.
4.4 Отпилить 2 заготовки длиной 200 мм.
4.5 Отпилить 2 заготовки длиной 100 мм.
4.6 Отстрогать 4 заготовки на ширину 75 мм.
4.7 Разметить места шипов и проушин на заготовках.
4.8 Произвести долбление элементов соединения на токарно-долбежном станке.
4.9 Произвести сборку «насухо» будущего изделия.
Вид будущего изделия
Готовое изделие
5. Подведение итогов урока.
- уборка рабочих мест и мастерской
- анализ проделанной работы с замечанием и указанием ошибок
- замечания по дисциплине в мастерской.
- оценка работы учащихся.