Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания

Раздел Технология
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании Утверждаю

Методического совета Директор МБОУ ДОД ДДЮТ

МБОУ ДОД ДДЮТ _____________ Р.Р. Якиев

Протокол № 1 от 08.09.2015 г. приказ № от .09.2015 г.

Программа

воспитательной работы в рамках ФГОС

«Азбука нравственного воспитания»




рассчитана на детей: 7-10 лет

срок реализации: 1 года


Автор программы:

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

Токарева Надежда Васильевна



Мелеуз 2015г.

Содержание программы



  1. Информационная карта программы. 3

  2. Пояснительная записка. 5

  3. Цель и задачи. 8

  4. Ожидаемый результат. 9

  5. План воспитательной работы. 11

  6. Литература. 19

  7. Приложение. 22









Информационная карта программы

1.

Направление

Воспитательная программа «Азбука нравственного воспитания»

2.

Сроки реализации программы

2014-2015 год

3.

Наименование учреждения

-юридический адрес

Телефон

E-mail:

МБОУ ДОД ДДЮТ

453850, г. Мелеуз, ул. Первомайская , 1а

(34764) 40708

4.

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Токарева Надежда Васильевна

педагог дополнительного образования

5.

Обоснование актуальности программы

Учащиеся выступают не только на правах участников, но и на правах соавторов.

6.

Цель программы.

Задачи программы.

Цель Программы:

Создание условий для формирования системы ценностей, влияющих на жизненное самоопределение.

Задачи Программы:

  • обогащение и уточнение начальных эстетических представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства;

  • формирование эстетических (художественных) понятий, суждений, оценок (способности понимания прекрасного в искусстве, природе, явлениях общественной жизни, быту);

  • развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств;

  • воспитание эстетического вкуса;

  • формирование эстетической потребности;

  • выявление и развитие художественно-творческих способностей;

  • формирование умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности;

  • воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения;

  • создать условия для формирования детского коллектива;

  • формировать представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле;

  • формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

7.

Краткая аннотация содержания Программы.

Программа объединяет и систематизирует деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, акцентируя внимание на гражданско-патриотическом воспитании. Основные направления программы представлены через социальное проектирование и внеклассную деятельность, организацию каникулярной

занятости.

8.

География Программы, количество участников.

МОУ СОШ №4, 1 «А» класс, 1 «Б», 1 «В»,1 «Г», 2 «А», 2 «Б», педагоги, родители (законные представители)

9.

Сроки выполнения Программы.

2014 - 2015 годы







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться другим

Чарльз Диккенс

В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в русле концепции модернизации образования, перехода к новым ФГОС. Среди этих изменений отмечаются сложные проблемы, требующие длительного и комплексного решения. Данные процессы, происходящие в образовании, своеобразно отразились на деятельности нашего образовательного учреждения Дворца детского (юношеского) творчества г. Мелеуз. Поэтому я разработала воспитательную программу экспериментального типа «Азбука нравственного воспитания».

Проблема эстетического воспитания младших школьников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Башкортостан является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Республики Башкортостан от 29.10.04 № 10, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ об образовании РФ, Федерального Государственного образовательного стандарта РФ, Закона РФ «Об образовании», в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности. Содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры личности включает усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе, искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.

Свободный, образованный, культурный, здоровый человек - это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в дополнительных образовательных учреждениях системной работы, направленной на нравственно - эстетическое становление детей в рамках ФГОС, их трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.

Готовность ученика к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности.

Ребенка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик В.)

Важнейшей задачей дополнительного образования детей должно являться формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной работы. Решая проблему развития интеллектуально-творческого потенциала детей, важно понимать, как правильно построенная система воспитательной работы будет способствовать проявлению познавательной активности, желания постоянно узнавать что-то новое.

Эстетическая культура личности школьников рассматривается как составляющая духовной жизни ребенка. Она определяется уровнем развития сознания, способностью создавать и преобразовывать окружающий мир по законам красоты, как совокупность следующих компонентов: эстетических эмоций и чувств, эстетических мотивов и потребностей, эстетических знаний, умений и навыков, эстетических переживаний, эстетических суждений, эстетического вкуса, умения оценивать эстетичные предметы и явления.

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что педагогу легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность воспитанников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;

  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;

  • наличием заинтересованности участников воспитательного процесса в реализации данной программы;

  • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью воспитанников.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы нравственно эстетического воспитания подрастающего поколения, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция формирования гражданина нового Башкортостана.

В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Цель современного дополнительного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

В воспитательном процессе используются разнообразные средства

воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовно-нравственной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния: (семья, школа, учреждения дополнительного образования детей, компания сверстников) и непрямого влияния: (планета, государство, система образования, культура).

Режим занятий: один раз в неделю по два часа.

Реализация программы рассчитана для 1-5 классов на один год обучения.

Цель Программы:

Создание условий для формирования системы духовно-нравственных ценностей, влияющих на жизненное самоопределение учащихся, выявление эстетических вкусов и идеалов младших школьников; определить уровень развития способностей к восприятию явлений действительности, а также проявление к самостоятельному творчеству в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи Программы:

  • обогащение и уточнение начальных эстетических представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства;

  • формирование эстетических (художественных) понятий, суждений, оценок (способности понимания прекрасного в искусстве, природе, явлениях общественной жизни, быту);

  • развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств;

  • формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

  • вовлечь всех участников воспитательно-образовательного процесса в социально-значимую деятельность .

Решению задач эстетическою воспитания младших школьников способствует реализация утвердившихся в педагогической науке концептуальных подходов к осуществлению данного процесса: системного, личностью ориентированного, деятельностного, культурологического, этнопедагогического, аксиологического, антропологического и др.

Направления деятельности:

  • Учебно-познавательное.

  • Нравственно-эстетическое.

  • Физкультурно-оздоровительное.

  • Трудовое.

  • Работа с родителями

Ожидаемый результат

Прогнозируемый результат


метод оценки

время

позитивная самооценка

Цветовой тест Люшера

в течение года

трудолюбие

методика Н.И.Гудкиной

в течение года

коммуникативность

Методика Дж.Бука

в течение года

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса, в соответствии с названными критериями, целесообразно использовать такие методики, как:

- методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям и самооценки;

- рисуночный тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении и депрессивности;

- цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности)

Авторским элементом модели программы являются : мастер-классы для педагогов, арт - терапевтические занятия, которые не учтены в схеме:

  • Раскрашиваем чувства

  • Рисуем символами и абстракциями

  • Цвет моего настроения

  • Путешествие в детство

  • Прозрачные картины (изотерапия на стекле)

Формы подведения итогов реализации программы: выставки, творческие конкурсы, мероприятия, КТД, практические занятия.

Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания



Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания

Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания

Структура самоуправления.

Самоуправление в объединении - необходимый компонент современного воспитания. Его цель - адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Главной задачей самоуправления считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, то есть через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, который состоит из старосты, творческой группы, артистов и актеров.

Содержание воспитательной работы.

Спортивно-оздоровительное направление


Наименование мероприятия

Сроки проведения

Форма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Подвижные игры на свежем воздухе

Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Безопасное поведение во время перемен

Говорим мы вам без смеха - чистота

залог успеха!

Вредные привычки

Лесная аптека на службе человека

Как сохранить и укрепить зрение

Польза овощей и фруктов

Хорошо быть здоровым

Зимние забавы

Уход за зубами

Салки

Загадки о здоровье

ЗОЖ

Доктора природы

Полезные советы

От старта до финиша

Игры с мячом

Кто лучше

сентябрь

сентябрь

сентябрь

октябрь


октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

февраль

март

март

апрель

апрель

май

май

игры

конкурс

викторина

игра-викторина


конкурс-викторина

беседа

викторина

викторина

беседа медсестры

эстафета

беседа

игры

конкурс

конкурс рисунка

викторина

конкурс

эстафета

игры

конкурс

Познавательно - развлекательное направление

Наименование мероприятия

сроки проведения

форма

1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.


В гостях у А.С.Пушкина

Графические диктанты

Все обо всем

О дружбе

Путешествие в мир профессий

Моя родословная

Словарь вежливых слов

Древнейшие изобретения человека

Путешествие в страну знаний

Шиворот - навыворот

Веселые загадки

Происхождение птиц

Веселая география

Все надо знать

Клуб веселых математиков

сентябрь

сентябрь

октябрь


октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

апрель

май

май

викторина

игра

знакомство с энциклопедией

игра

беседа

беседа

викторина

игра-викторина

викторина

конкурс

игра

игра

игра с пазлами

веселая почемучка

викторина

Художественно-эстетическое направление

Наименование мероприятия

Сроки проведения

форма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.

14.

15.

16.

17.

18.

17.

Как я провел(а) лето?

Теплые и холодные краски

Золотые краски осени

Традиции и ремесла

Волшебный карандаш

Чудо сказка

В мастерской народных умельцев

Очень нужный дорожный знак

Рукотворное чудо

В гости к Деду Морозу

Что такое театр

Сказки А.С.Пушкина

Волшебный сундучок

Хохлома и чудеса

Мамин портрет

Красота вокруг тебя

Мир, труд, май

День победы!

Скоро лето!

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь


февраль

март

апрель

апрель

май

май

май


конкурс рисунков

викторина

конкурс рисунков

конкурс поделок

конкурс рисунков

викторина

беседа

конкурс поделок

конкурс поделок

конкурс поделок

беседа

конкурс рисунков

конкурс на развитие памяти

беседа

лепка на картоне

беседа

конкурс рисунка

конкурс поделок

рисунки на асфальте

Нравственно-этическое направление

Наименование мероприятия

сроки проведения

форма

1.


2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.


Правила поведения на занятиях по лепке

Посвящение в первоклассники

ПДД

День пожилых людей

Красавица осень

Не играй со гнем!

Я люблю свой город!

Моя любимая мамочка

Наши братья меньшие

Герб и флаг России и Башкортостана

Научись владеть собой

Семья - начало начал

Воспитанный ли я человек?

Мой друг - кто он?

Как я помогаю маме

Если дома я один?

Веселая перемена

Ни что не забыто: о солдатах

Как правильно отдыхать летом?

сентябрь


сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь


январь

февраль

март

март

апрель

апрель

май

май

беседа


мероприятие

беседа

беседа

мероприятие

конкурс

конкурс рисунков

мероприятие

викторина

беседа

школа вежливых наук

мероприятие

практикум

рассказ

беседа

беседа

конкурс

конкурс рисунков

беседа

Трудовое направление

Наименование мероприятия

сроки проведения

форма

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Игрушки

Урожай

Большой праздник

Дары леса

С Новым годом!

Кто на листике живет

Подарок папе

Подарок маме

Сувениры

На озере

Птичий двор

Джунгли

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

апрель

май

май

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

занятие-лепка

Проекты

название

срок проведения

1.


2.


3.

4.

Учебно-познавательный проект «Безопасное поведение на дорогах»

Учебно-образовательный проект «Народные традиции и ремесла»

Исследовательский проект: «Межличностные и внутригрупповые аспекты конфликтных отношений младших школьников»

Информационный проект: «Одаренные дети»

в течение года

в течение года

в течение года


Доклады

название

сроки проведения

1.

2.

3.

Творческое развитие личности на уроках по лепке

Современные образовательные технологии в ДО

Общепедагогические технологии воспитательного процесса

в течение года

в течение года

в течение года

Работа с учителями и родителями



Индивиду­альная ра­бота с учащимися

Работа

с классом

Работа

с родителями

Работа с педагогиче­ским коллективом

Внешние

связи

Учёба

Создание условий для развития познавательных интересов

Организация учебной деятельности класса. Развитие умения научно организовывать умственный труд. Развитие положительной мотивации учения.

Индивидуальная работа с родителями. Корректировка совместных требований к ученику. Проведение родительских собраний.

Участие на педсоветах. Привлечение учителей к работе с родителями. Работа с участниками различных конкурсов

Осуществление взаимосвязи со школой

Общение и развитие

Изучение и корректировка личностного развития учащегося, его места в классном коллективе. Координация взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Работа по формированию высокой духовной культуры личности, гражданской позиции.

Анализ развития коллектива, подбор формы и методов реализации целей и задач развития коллектива Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива.

Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка, определение задач по развитию каждого учащегося. Организация консультаций специалистов. Организация обмена опыта между родителями.

Взаимодействие с психологами, коллегами по решению проблем, диагностики и коррекции личности учащегося и коллектива класса.

Взаимодействие с учреждениями культуры, детскими движениями и организациями. Правовая защита семьи.

Досуг

Выявление досуговой сферы учащегося. Формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации. Привлечение учащихся к организации и проведению общешкольных дел, мероприятий.

Развитие творческого потенциала. Организация интересных дел, создание творческих групп.

Выявление интересов и хобби родителей. Привлечение их к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий.

Взаимодействие с учителями-предметниками. Укрепление взаимосвязи разновозрастных коллективов. Организация совместных мероприятий, родительских собраний.

Взаимодействие с педагогами школ города. Организация деятельности воспитанников по развитию своих способностей вне школы.

Здоровье

Наблюдение за физическим и психическим развитием учащегося. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях и обеспечение безопасности учащихся. Пропаганда здорового образа жизни.

Привлечение родителей к участию в конкурсе «Мама, папа, я - спортивная семья». Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического здоровья детей.

Взаимодействие с учителями физической культуры, школьным врачом по вопросам охраны здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни. Организация отдыха учащихся летний период.

Работа по влечению учащихся в спортивные и оздоровительные кружки и секции. Привлечение специалистов медицинских учреждений к работе с детьми и родителями. Организация участия учащихся в городских массовых мероприятиях.

Содержание программы формирует:

  • ценности: добро, совесть, толерантность, миролюбие, соответствующие принципам морали современного общества;

  • ценности общения: дружба, любовь, сопереживание, доверие, гармонизирующие отношения человека и природы, человека и человека, личности и общества;

  • знания нравственных норм поведения: забота, уважение, доброжелательность, миролюбие, толерантность, солидарность и последствия их нарушения, а также художественные преставления и вкусы;

  • умение мыслить, поступать самостоятельно, ответственно, заниматься самоконтролем и самовоспитанием над сознанием, чувствами, поведением, применять навыки для диалога, позитивного общения, искренней дружбы, согласия и взаимопонимания;

  • компетенции:

- личностные (определяются развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами);

- социальные (готовность действовать, подстраиваясь к социальным отношениям в групповых формах работы);

- общекультурные (участие в конкурсах, мероприятиях);

- интеллектуальные (способность разбираться в схемах, работать с интерактивной доской, участвовать в играх, проектах);

- продуктивная (уметь создавать собственный продукт в объединении, принимать решения и нести ответственность за них);

- коммуникативная (быть общительным, понятым людьми в дискуссиях, конфликтных ситуациях, на защите исследовательских работ, собраниях самоуправления, в качестве ведущих мероприятий, в семье)

  • роль значимости индивида, как личности, в семье и межличностных отношениях общества (успехи и достижения в школе);

  • жизненный опыт (сопоставление морально-волевых качеств личности во взаимоотношениях со сверстниками, с педагогом, с родителями, с обществом через самооценку, осмысления добра и зла), который сможет применить в жизни (своей деятельности, своему делу).

Если знание дает истину и путь, то нравственность дает человеку выйти из своего эгоистического «я» и утверждать добро. Нравственные ценности формируют представление о социальной справедливости, свободе, правах человека и помогают стать нравственно зрелой личностью. Кто как не сам человек может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовать с интересами других людей и общества.

Итак, эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.

Идеальный и самый продуктивный вариант это равноправное дружеское взаимодействие педагога, родителей и ребёнка, направленное на благополучие и гармоничные взаимоотношения.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе: Кто я? Какой я? Чего хочу? Чего я могу? И т.д.

Хотелось бы, чтобы после реализации этой программы каждый ребенок стал личностью, способной строить достойную жизнь, умеющий думать, размышлять. Умел формировать своё мнение по вопросам, касающимся жизни класса и школы, умел найти себя в творчестве.

Воспитательные мероприятия должны сформировать у обучающихся культуру общения, развить коммуникативные умения.

Высокий процент удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.

Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Педагог - главная фигура в эстетико-воспитательном процессе. Поэтому работа не ограничивается только внеурочными занятиями, определяемыми образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески.

Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Очень хочется помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.

Если ученикам удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.






Использованная литература для программы:

  1. Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

  2. Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

  3. Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана.

  4. Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й кл.)

  5. Мелик-Пашев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, №1, 1981. - 96 с.

  6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с., ил.

  7. Румянцева Е. Делаем игрушки сами. - Айрис-Пресс. - М.: 2004. - 192.:ил

  8. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. Варшин В.П. - Волгоград. Учитель, 2009. - 175 с.

  9. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах в 1-2 классах.: Необыкновенные игры и приключения для школьников/ Дик Н.Ф. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 315 с.

  10. Лепим из пластилина /Автор - сост. Марина З.; Худ. Соловьев А. - СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. - 224., ил.

  11. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.

  12. Мелик-Пашев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, №1, 1981. - 96 с.

  13. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с., ил.

  14. М.Коньшева «Лепка в начальных классах

  15. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»

  16. М. Глазова «Я леплю из пластилина»

Рекомендованная литература для детей:

  1. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.

  2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

  3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

  4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас­сик, 2005.

  5. Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

  6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
    М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

  7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус­ских жестов. - М.: Вена, 2001.

  8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

  9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

  10. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  11. 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

  12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

Рекомендованная литература для педагога

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000

  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

  3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

  4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.

  5. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

  6. Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

  7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

  9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева,
    К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

  10. Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.

  11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

  12. Гайдина Л.И., Кочергина А. В.Группа продлённого дня:конспекты занятий,сценарии мероприятий.1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2010. - 272 с.

  13. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

  14. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

  15. М. Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера,2002.

  16. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. Варшин В.П. - Волгоград. Учитель, 2009. - 175 с.

  17. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах в 1-2 классах.: Необыкновенные игры и приключения для школьников/ Дик Н.Ф. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 315 с.









Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания

Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания



Исследование адаптации методом Люшера

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.




Определение эмоционального состояния ребенка в школе

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20 < ЭС < 32 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 - преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» - ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета - 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого - 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов - общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются в 4-5 баллов - возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются в 0-3 балла - у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.

Тест «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука

Методика состоит из двух этапов: на первом - ребенок создает рисунки, на втором - проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет то, что он нарисовал. Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Дом

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево

Что это за дерево?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Отчего погибло дерево (если мертвое)?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево?

Человек

Это мальчик или девочка?

Сколько ему (ей) лет?

Кто он?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? Где находится?

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:

Детали

Перспектива

Время

Качество линий

Комментарии

Детали

Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Прежде всего, нужно удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключение - нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол, по крайней мере, одну ветвь. Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего может указывать на снижение уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.

Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.

Чрезмерное количество деталей - признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

Дом

Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных, указывает на серьезное нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) - стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога и незащищенность. Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольное формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка - критичное отношение к самому себе. Дом состоит из нескольких разных строений - чувство враждебности к кому-то их близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, - заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острых переживаний. Высокая, крупная крыша - ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.

Труба символизирует теплоту отношений, ее отсутствие - недостаток тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка - сексуальный конфликт. Из трубы выходит много дыма - ребенка что-то тревожит, внутреннее напряжение.

Дверь - возможность доступа или отступления. Фронтальная дверь - представляет собой и вход, и выход, символизирует доступность. Задняя или боковая дверь - бегство от действительности. Дверь отсутствует - ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь - потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь - ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь - крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. На дверях замок - скрытность, враждебность, потребность в защите. Забор возле дома - необходимость в защите.

Окно - образ визуального контакта. Окна без рам, отсутствие окон, нет окон на первом этаже, ставни, штриховка, занавески, шторки - это замкнутость, ушедший в себя ребенок. Окна нарисованы высоко от земли - некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Окна рисует в последнюю очередь - стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими. Раскрытые окна - прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Дерево

Крупное, очень большое дерево - агрессия. Очень маленькое дерево - низкая самооценка. Ребенок отказывается изображать более тщательно крону - враждебность. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви - душевная травма. Мертвое дерево - чувство неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины. Поврежденные ветви - травмирующие воздействия окружающей среды. Мертвая корневая система - внутриличностная дисгармония.

Ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это имеет особое значение. Ветер, который дует снизу вверх (вертикально или по диагонали) - сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый - будущее).

Заходящее солнце - депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, - между ребенком и тем человеком, которого он считает "дающим тепло", имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения.

Человек

Руки человека - орудия при помощи, которых совершается оборонительная или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Автопортрет без рук и ступней - беспомощность. Разведенные руки - выражение стремления к действию. Руки скрещены на груди - свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки - наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки - отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Руки длинные и слабые - признак зависимости и потребности в защите и опеке. Непропорционально длинные ноги - стремление к независимости. Короткие ноги - чувство беспомощности.

Глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека имеющего только глаза, - подозрительность, излишняя осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта - указывает на отсутствие желания общаться.

Другие особенности рисунка.

Лишними деталями (представляют собой потребность сгладить тревожную ситуацию) являются: для рисунка дома - дерево во дворе, для рисунка дерева - птица на нем или животное рядом с ним, для рисунка человека - любые окружающие его предметы. Деревья (кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, - не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.

Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.

Последовательность деталей.

При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена, дверь, окно (или сперва окно, затем дверь). Другой возможный вариант - начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром, и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

Человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:

- необычный порядок изображения;

- произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;

- подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), следует расценивать как требующие особого внимания.

Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.

Пропорции рисунка.

С помощью пропорций ребенок указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.

Рисунок занимает очень маленькую площадь пространства - проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице - проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).

Если дерево имеет большие размеры - ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров - чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.

Перспектива

Рисунок строго в центре листа - проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу - довольно заметная тревожность или регрессия. Это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Если дом не поместился на листе и край листа «срезает» одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязанность (левый край - прошлое, правый - будущее). На то же указывает рисунок человека, примыкающий к краю. «Срезание» макушки дерева - стремление найти удовлетворение в фантазии. «Срез» левого края рисунка - фиксация на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а «срез» правого края - желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа - фиксация на размышлениях и фантазиях. Дерево, примыкающее к краю листа, - ощущение «зажатости», усиление агрессивных стремлений. Нижний край листа играет роль основания рисунка - угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, - чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма - чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунке дерева и дома пространства слева от центра - доминирование эмоциональной сферы, а справа - интеллектуальной.

Время

Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту. Если ребенок затратил очень мало времени - это указывает на косвенный отказ от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунка оправдывает затраченное на него большое количество времени.

Качество линий

Рисунок выполнен жирными линиями - напряженность неопределенного характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей - фиксация на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному объекту, или тому, что он символизирует.

Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет.

Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а ) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б ) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в ) не правильное изображение элементов рисунка.

д ) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е ) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены

ж ) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Изучение уровня воспитанности учащихся

(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: "Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)"

  • "0" - всегда нет или никогда.

  • "1" - очень редко, чаще случайно.

  • "2"- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • "3"- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • "4"- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)

( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

  • До 0,5 - низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

  • Низкий уровень:

слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

  • Средний уровень:

свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

  • Хороший уровень:

положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

  • Высокий уровень :

устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Слова, символы, как известно, оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент), а также изменение хода и характера мыслей ребенка (ментальный компонент). Следовательно, рисуя положительный образ, фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и другим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы: «Я хороший»; «Мои самые приятные (яркие, добрые, счастливые) впечатления детства»; «Радость».
О результативности арт - терапевтических техник в значительной мере свидетельствуют отзывы самих участников, их устойчивое желание посещать занятия, а также степень искренности и открытости участников, позитивные изменения межличностных отношений и другие признаки.
В целом, представленные упражнения достаточно универсальны. Они, как зеркало, отражают модели поведения человека в реальной жизни.

Образ и пластика настроения

Работа осуществляется с пластилином или цветным тестом. Тесто - более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также для детей с особенностями.
Данное упражнение особенно полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.
Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.
Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. (Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пластилиновый рай»). Лучше, если тему, сюжет и название творческого продукта участники придумают самостоятельно.
Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой - созданием единого цветного «Шара настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов.
В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:
изобразите какое-либо настроение (свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве);
создайте образы своего Я (субличностей);
с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;
используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.

Раскрашиваем чувства

Сочувствие возможно
только тогда,
когда мы знаем
и можем различать
свои собственные чувства.

К. Фопель

Данное упражнение желательно проводить в два этапа. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им известны из собственного опыта. В работе с зажатыми, тревожными детьми лучше использовать формат А3, уголь для рисования или сангину. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка.
Далее необходимо раскрасить картинки, выбрав для каждого чувства соответствующий цвет.
Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с детьми, которые плохо справляются со своими сильными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению.
Задача психолога - побудить участников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (К. Фопель).
Постепенно дети приобретают ценный опыт и смелость исследовать и анализировать собственные доминирующие чувства, осознавать, принимать свои чувства и себя.

Рисуем символами и абстракциями

Варианты инструкций

Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ чувства вины (горя, утраты, любви, счастья и др.)
Используйте краски, линии, формы для того, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья).
Расскажите о своем чувстве языком символов.
С помощью символов и абстракций нарисуйте то, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым). Затем нарисуйте картину, когда вы счастливы (огорчены, обижены).
Далее предлагается проанализировать полученный опыт.
Процедура «Что ты видишь?» поможет участникам выяснить собственные ассоциации. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства.
Какие признаки свидетельствуют о том, что создан образ радости или, напротив, печали?
Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чувства вины, обиды)?
Какой эпизод представляется, когда вам предложено нарисовать чувство счастья (горя и др.)?

Цвет моего настроения

Данное упражнение может быть использовано для получения диагностической информации. Может применяться при создании малых групп по признаку сходства эмоционального состояния участников в ситуации «здесь и теперь».
Пространство кабинета условно делится на 8 (люшеровских) цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани определенной окраски.
Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению.
В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.
Далее возможна творческая работа над индивидуальными «знаками (образами, символами) настроения», на основе которых затем создается эмблема группы.
После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние.

Полезный совет

Для получения дополнительной диагностической информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник, наряду с цветом настроения, выбирает и соответствующую форму. Такой знак прикрепляется к одежде участника и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления нового шаблона иного цвета и/или формы к уже имеющемуся.

Путешествие в детство

Рисунки ранних воспоминаний человека принято рассматривать в качестве метафоры его взаимоотношений с окружающим миром.
Считается, что детские воспоминания, как символическая модель межличностных отношений, отражают индивидуальные особенности взаимодействия, коммуникативные затруднения, способы их разрешения, характер реагирования и эмоциональных состояний как в прошлом, так и в настоящем. Данный феномен тесно связан с природой изобразительного искусства (В. Беккер-Глош) и значим в контексте арт-терапевтической диагностики.
Детские воспоминания и их рисунки являются сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта (Ф. Мауз и др.).
Поэтому тема нескольких сессий (занятий) может звучать так: «Могу позволить себе играть как ребенок...»
Одно из заданий: нарисовать нерабочей рукой самую любимую игру (или занятие) из своего детства или придумать рисунку название.
В зависимости от цели инструкция может оставлять свободу для выбора эмоциональной окраски детского воспоминания (приятного, радостного или горького, травмирующего). А именно:
- нарисовать нерабочей рукой какое-либо событие детства (любое детское воспоминание);
- нарисовать нерабочей рукой самое яркое детское воспоминание.
Для работы лучше использовать мягкие изобразительные материалы (мелки, пастель), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что правша при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознательный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисовать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов и/или появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно та или иная детская игра возникла в воображении? Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизненным сценарием» автора, преобладающими стратегиями поведения? Как отражается на его жизни в данный момент?
На последующих сессиях тема детских воспоминаний может быть продолжена: «Моя первая ложь», «Самое впечатляющее событие», «Я - ребенок», «Когда я был маленьким», «Первая потеря», «Первое в жизни расставание», «Детские секреты».

Прозрачные картины
(изотерапия на стекле)

Данная техника проявляет тенденции человека к сотрудничеству или соперничеству, к доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.
Участники работают парами на одном стекле, укрепленном вертикально. Каждый рисует гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая. Например, участники получают такую инструкцию: изобразите свои представления о счастье, нарисуйте добро, мечту, боль, радость.
Замысел, сюжет, способы работы заранее не обсуждаются.
На этапе анализа сопоставляются готовые композиции. Участники обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая композиция: гармонична ли картина, един ли замысел, идея? Как выглядит композиция на свет: создается ли впечатление целостной работы, или изображение воспринимается только отдельно с каждой стороны?
Участники по очереди характеризуют и интерпретируют нарисованные объекты, описывают возникшие ассоциации. Если каждый выполнял свою собственную композицию, не согласуя действия со своим партнером по работе, необходимо корректно выяснить мотивы именно такой стратегии.
Понятно, что результат совместной работы, выполненной в единой логике, более привлекателен, поскольку нарисованная картина гармонично смотрится с обеих сторон стекла и на просвет.
Подобная процедура также может быть выполнена в технике рисунка пластилином на стекле или на большом листе картона. Причем вероятность автономных композиций возрастает, если лист разделен пополам жирной линией. В случае если граница почти незаметна (сгиб, твердый тонкий карандаш), субъект с выраженным стремлением к лидерству легко переходит на «чужую территорию».

АНКЕТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст. __________________________________________________________________

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.). ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Содержание художественной деятельности: читает ли стихи, рассказывает ли сказки, танцует, поет, рисует, разыгрывает спектакль с игрушками. Участвуют ли взрослые в этом процессе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности. Есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания

Планирование воспитальной работы на тему: Азбука нравственного воспитания


© 2010-2022