- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 10-11 классы
Рабочая программа по технологии 10-11 классы
Раздел | Технология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рысев С.А. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Великовражская СОШ
«Рассмотрено»
на методическом совете
Протокол № ___
от «__»__________2012 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
_____________/______________/
ФИО
«__»____________2012 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ ВеликовражскаяСОШ
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2012г.
Рабочая программа
по технологии
для 10-11 класса
разработана на 2014-2015 учебный год
Учитель РЫСЕВ С.А
Количество часов: всего 34 ; в неделю 1
Пояснительная записка
Образовательная программа по технологии для 10, 11 классов составлена на основе программы по технологии под редакцией
Симоненко В.Д.
Учебники:
Технология 10 класс под редакцией Симоненко В.Д.
· Технология 11 класс под редакцией Симоненко В.Д
.
Цель образовательной программы
Изучение технологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства труда, методах творческой деятельности, снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессиональной карьеры;
-
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно-значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
-
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения пространственных задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг, к деловому сотрудничеству в сфере коллективной деятельности;
-
воспитание ответственности к труду и результатам труда, формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роль в общественном развитии;
-
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Реализация образовательной программы по технологии в образовательном учреждении:
Класс
Количество часов в неделю по программе Симоненко В.Д.
Количество часов в неделю по учебному плану О.У.
10
1
1
11
1
1
Количество недельных часов в10, 11 классах по учебному плану образовательного учреждения соответствует количеству недельных часов по программе Симоненко В.Д.
Примерное распределение учебных часов по темам определено годовым перспективно-тематическим планированием изучения учебного материала
Образовательная программа по технологии в 10, 11 классах рассчитана на 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса
Учащиеся должны знать:
-
отрасли современного производства и сферы услуг;
-
ведущие предприятия региона;
-
творческие методы решения технологических задач;
-
назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
-
основные функции менеджмента на предприятии;
-
основные формы оплаты труда;
-
порядок найма и увольнения с работы;
-
содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
-
устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
-
источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
-
пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Учащиеся должны уметь:
-
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
-
распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
-
решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
-
планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
-
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
-
повышения активности процесса и результатов своего труда;
-
поиска и применения различных источников информации;
-
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
-
составления резюме при трудоустройстве.
Календарно-тематическое планирование
10 КЛАСС
технология
№
п/п
№
урока
Дата проведения
Разделы Тема урока
Кол-во
часов
Ключевые понятия
и термины
Планируемые результаты
освоения обучающимися учебной программы
Вид контроля
план
факт
на базовом уровне
(«ученик
научится»)
на более высоком
уровне
(«ученик получит
возможность
научиться»)
I.Технологии и труд как
части общечеловеческой культуры
11
1
Влияние технологий на
общественное развитие
2
1
Технологическая культура
1
Технология как часть общечеловеческой куль-
туры, оказывающая влияние на развитие науки,
техники, культуры и общественные отношения
Знать:
• определение понятия «культура»;
• основные виды культуры;
• определение понятия «технология».
Уметь:
• приводить примеры
взаимосвязи материальной и духовной культуры;
• приводить примеры
влияния технологий на
общественное развитие
Взаимообусловлен-ность
технологий, организации
производства и характера
труда в различные исторические периоды
2
Понятие «технология»
1
Понятие о технологической
культуре. Технологическая культура в структуре
общей культуры.
Технологическая
культура общества и технологическая структура
производства.
Формы проявления технологической культуры
в обществе и на
производстве
Знать:
• определение понятия
«технологическая культура»;
• структуру технологической культуры;
• определения понятий
«технологическое мировоззрение», «технологическое образование»,
«технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика»;
• разновидности технологической культуры и формы их проявлений
Уметь:
• характеризовать основные компоненты технологической культуры;
• объяснять сущность взаимовлияния основных компонентов технологической культуры;
Взаимообусловленность
технологий, организации
производства и характера
труда для организаций
различных сфер хозяйственной деятель-
ности
Индиви-
дуальный
письменный
опрос.
2
Современные техно-
логии материального
производства сервиса
и социальной сферы
5
3
Технологические уклады
1
Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы
Знать;
виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.
Уметь; объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы
Научные открытия, оказавшие значительное влияние
на развитие технологий
Фронтальный устный опрос
4
Связь технологий с наукой, техникой и производством
1
Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производственных процессов
Знать: основные виды современных технологий индустриального производства; характерные особенности современных технологий индустриального производства.
Уметь: • приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства
Индиви-
дуальный
письменный
опрос.
5
Энергетика и ресурсы
1
. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции
Знать:
• основные виды современных технологий
производства сельскохозяйственной продукции;
• характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной
продукции.
Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции
Научные открытия, оказавшие значительное влияние
на развитие технологий
Фронтальный устный опрос
6
Промышленные технологии и транспорт
1
Возрастание роли информационных технологий. Нанотехнологии
Знать:
• основные виды современных перспективных
технологий;
• определения понятий
«информационные технологии»; «нанотехнологии»;
• основные сферы применения современных
перспективных технологий.
Уметь:
• приводить примеры
применения современных перспективных технологий во всех сферах
жизни общества
Фронталь-
ный устный опрос
7
Сельское хозяйство в системе природопользования
1
Значение инновационной
Деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии
Знать:
• определение понятия
«инновационная деятельность»;• сущность инновационной деятельности предприятия.
Уметь: приводить примеры инновационных продуктов
и технологий;
определять возможные
направления инновационной деятельности в рамках
образовательного учреждения или для
удовлетворения собственных потребностей
Фронталь-
ный устный опрос и
выполнение
практичес-
ких заданий
3
Производство и окружающая среда
4
8
Человек и окружающая среда
1
Хозяйственная деятельность человека как
основная причина загрязнения окружающей
среды. Экологические проблемы современного
общества
Знать:
• основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Уметь:
• указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей
среды;
• приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду
Рациональное размеще-
ние производства для
снижения экологичес-
ких последствий хо-
зяйственной деятельности
Практичес-
кая работа.
Решение
ситуацион-
ных задач
9
Источники загрязнения окружающей среды
1
Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды
Знать: основные источники
загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы
Уметь: приводить примеры
источников загрязнения
атмосферы, почвы и воды в своей местности
Практичес-
кая работа.
Решение
ситуацион-
ных задач
10
Природоохранные технологии
1
Методы и средства оценки
Экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства
на окружающую среду: применение экологически
чистых и безотходных технологий; утилизация
отходов
Знать:
• определения понятий
«экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»;
• методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды;
• предельно допустимые
нормативы содержания
вредных веществ в атмосфере, почве, воде;
• способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.
Уметь:
• приводить примеры
экологически чистых и
безотходных технологий
Рациональное размеще-
ние производства для
снижения экологичес-
ких последствий хо-
зяйственной деятельности
Фронтальный устный опрос
11
Урок обобщения знаний
Повторительно-обобщающий урок по теме «Технологии и
труд как части
общечеловеческой культуры»
1
Защита рефератов
Технология проектирования и создания материальных
объектов или услуг
23
4
Проектирование в профессиональной деятельности
4
12
Стадии проектирования технических объектов
1
Проект. Проектная деятельность. Основные стадии проектирования технических объектов:
техническое задание, техническое предложение, эскиз проекта, рабочая
документация
Знать:
• определение понятий «проект», «проектирование»;
• основные этапы проектной деятельности;
• основные стадии и процедуры проектирования технических объектов;
• сущность понятий «техническое задание»,
«техническое предложение», «эскизный проект», «рабочая
документация».
Уметь:
• разрабатывать элементы
технического задания
и эскиза проекта
Применение ЭВМ при
проектировании
Практическая
работа
13
Проектная
документация
1
Состав проектной документации. Согласование проектной
документации
(на примере перепланировки
квартиры)
Знать:
• определение понятия
«проектная документация»;
• состав проектной документации;
• сущность согласования проектной документации.
Уметь:
• определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение нормативными документами
Практическая работа.
Решение практических задач
14
Экспериментальные исследования в проектировании
1
Роль экспериментальных исследований в проектировании. Методы исследования. Оформление результатов исследования
Знать;
• определение понятия «эксперимент»; методы исследования; • методы обработки результатов эксперимента.
Уметь: • объяснять роль экспериментальных исследований в проектировании; • обосновывать необходимость проведения экспериментальных исследований в проектной деятельности
Практическая работа. Решение ситуационных задач
15
Цель проектирования и источники информации
1
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Способы хранения информации. Хранение информации на электронных носителях
Знать: • сущность целеполагания при проектировании;
• виды источников информации, необходимых при проектировании;
• способы определения достоверности информации;
• основные источники научной и технической информации;
• способы хранения информации. Уметь: • объяснять роль определения цели проектирования; формулировать цель проектирования; • выбирать средства и методы реализации проекта; • использовать различные источники информации для проектирования; • оценивать достоверность информации из различных источников;
осуществлять информационный поиск
Практическая работа
5
Информационное обеспечение процесса проектирования
Определение потребительских
качеств объекта труда
2
16
Определение
потребительских
качеств объекта
труда
1
Методы сбора,
систематизации
и обработки информации.
Использование
опросов для определения
потребительских
качеств инновационных продуктов
Знать:
* методы сбора и систематизации информации;
• содержание понятия «потребительские качества объекта труда».
Уметь:
• формулировать вопросы для определения потребительских качеств продукта;
• объяснять роль опросов
в определении потребительских качеств инновационньк продуктов
Эксперимент как
способ получения но-
вой информации
Практическая работа
Определение потребительских
качеств объекта труда
1
17
Требования, предъявляемые к объекту труда
1
Этапы разработки технических требований к проектируемому объекту. Этапы расчета экономических показателей изготовления проектируемого объекта. Порядок контроля и приемки
Знать:
- технические требования, предъявляемые к объекту труда;
- необходимые экономические показатели изготовления объекта;
-порядок контроля и
приемки объекта труда
Уметь:
- применять полученные
знания при работе над
проектом
Бизнес- план как способ
экономического обоснования проекта
Индивидуальный устный опрос
6
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация
4
18
Нормативная документация
1
Виды нормативной документации, используемой при проектировании
Знать:
• сущность понятия
«нормативная документация»;
• виды нормативной документации, используемой при проектировании.
Уметь: работать с нормативными документами
Фронталь-ный устный опрос
19
Стандартизация
1
Стандартизация
как средство снижения затрат на
проектирование и производство
Знать:
• сущность понятия «стандартизация»:
* сущность понятия «стандарт»;
• виды стандартов;
• понятие «объект стандартизации»
Уметь:
• приводить примеры объектов стандартизации
Индивидуальный
письменный
опрос.
20
Унификация
1
Унификация как метод стандартизации. Способы
унификации: систематизация и
классификация
Знать:
• сущность понятия «унификация»;
• способы унификации объектов.
Уметь:
• приводить примеры объектов унификации
Индивидуальный
письменный
опрос.
21
Требования безопасности при
проектировании
1
Учет требований
безопасности
при проектировании
Знать:
-сущность понятий
«охрана труда», «безопасность», «безопасность труда», «вредные
условия труда», «допустимые условия труда», «опасные условия
труда», «оптимальные условия труда»;
- основные документы,
регламентирующие безопасные условия труда.
Уметь:
• учитывать требования
безопасности при выполнении проектов
Фронталь-ный устный опрос Практическая работа
22
Повторительно-
обобщающий
урок по теме
«Проектирование в профессиональной деятельности»
1
Практическая работа
7
Введение в психологию
творческой деятельности
2
23
Понятие творчества и виды творческой деятельности
1
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности
Знать:
-
Знать:
• определение понятия
«творчество»;
• виды творческой деятельности.
Уметь:
• приводить примеры
влияния творческой деятельности на развитие качеств личности
Понятие о психологии
творческой деятельности; роль подсознания; психоло-
го-познавательный
барьер; пути преодоле-
ния психолого- познавательного барьера; раскрепощение мышления
Фронталь-ный устный опрос Практическая работа
24
Этапы решения
творческих за-
дач
1
Этапы решения
творческой задачи. Методы
развития творческих способностей. Способы
повышения
эффективности
творческой деятельности
Знать:
• основные этапы решения творческих задач;
• методы развития творческих способностей;
• способы повышения эффективности творческой деятельности.
Уметь:
применять изученные приемы
приемы и методы для развития своих творческих способностей
Фронталь-ный устный
опрос
8
Интуитивные и алгорит-
мические методы поиска
решений
2
25
Целеполагание
в поисковой
деятельности
1
Выбор целей
в поисковой
деятельности.
Значение этапа
постановки задач
Знать:
• сущность целеполагания в поисковой деятельности.
Уметь:
• формулировать цели в
собственной поисковой
деятельности;
• формулировать задачи
на основе выбранных
целей
Метод «букета проблем»
Метод фокальных объектов
Практическая работа
26
Творческая
активность
личности
1
Способы повышения творческой активности личности.
Преодоление стереотипов.
Ассоциативное мышление
Знать:
• определение понятия
«ассоциация»;
• сущность понятия
«творческая активность личности»;
• способы повышения творческой активности личности;
• сущность понятий «генерирование ассоциаций», «первичные ассоциации», «дополнительные ассоциации»,
«ассоциативный переход».
Уметь:
• использовать метод ассоциаций при решении практических задач
Решение
практических задач
8
Интуитивные и алгорит-
мические методы поиска
решений
8
27
Эвристические
приемы решения задач
1
Эвристические приемы решения практических
задач. Мозговой штурм,
синектика, метод фокальных объектов, метод
контрольных вопросов,
морфологический анализ
Знать:
• сущность эвристических приемов решения практических задач;
• особенности применения эвристических приемов решения творческих задач.
Уметь:
• использовать изученные методы при решении творческих задач
Метод «букета проблем»
Метод фокальных объектов
Фронталь-ный устный опрос
28
Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач
1
Цели и правила
проведения мозгового штурма (атаки)
Знать:
• определение понятия «мозговой штурм»;
• условия применения метода мозгового штурма;
• правила проведения мозгового штурма.
Уметь;
• формулировать цели мозгового штурма;
• применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи
Фронталь-ный устный опрос
29
Морфологический анализ- метод поиска решений творческих задач
1
Цели и правила
проведения морфологического анализа
Знать:
сущность метода «морфологический анализ»;
условия применения метода морфологического анализа;
порядок проведения
морфологического анализа.
Уметь:
применять метод морфологического анализа
при решении творческих задач
Фронталь-ный устный опрос
30
Применение
морфологического анализа при решении
задач
1
Решение творческих задач с
помощью морфологического
анализа
Уметь:
применять метод морфологического анализа при решении творческих
задач
Практическая работа
31
Алгоритмические методы решения
изобретательных задач
1
Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ.
Основные рабочие механизмы АРИЗ
Знать:
• сущность алгоритмических методов поиска решений творческих
задач;
• особенности АРИЗ;
• рабочие механизмы АРИЗ.
Уметь:
• приводить примеры задач, требующих при решении применения
АРИЗ
Фронталь-ный устный опрос
32
Метод обратной мозговой атаки
1
Метод недостатков- ключ к совершенству
Диверсионный метод
Знать: суть метода
обратной М.А.
Уметь:
Использовать обратную М.А. для
обнаружения скрытых задач
Практическая работа
33
Информационный фонд АРИЗ
1
Физические, химические, биологические, геометрические и другие эффекты, используемые
при решении задач
Знать:
• рабочие механизмы
АРИЗ
Уметь:
• использовать банк
эффектов АРИЗ при
решении простейших
практических задач
Практическая работа
34
Повторительно- обобщающий урок
1
Контрольное тестирование
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС
технология
№
п/п
№
урока
Дата проведения
Разделы Тема урока
Кол-во
часов
Ключевые понятия
и термины
Планируемые результаты
освоения обучающимися учебной программы
Вид контроля
план
факт
на базовом уровне
(«ученик
научится»)
на более высоком
уровне
(«ученик получит
возможность
научиться»)
I
Организация производства
11
1
Структура современного
производства
5
1
Структура и организация производства
1
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее мерто в регионе. Перспективы экономического развития региона
Знать:
• определения понятий
«сфера профессиональной деятельности», «отрасль»;
• сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»;
•перспективы экономического развития региона;
•отрасли производства, занимающие ведущее
место в регионе.
Уметь:
• приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям
Характеристика массо-
вых профессий сферы производства и сервиса
в Едином тарифно-ква-
лификационном спра-
вочнике работ и профессий (ЕТКС)
2
Сферы, отрасли, предметы труда
1
Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса
Знать:
• определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»;
• виды предприятий по классификациям;
• классификацию предприятий;
• виды хозяйственных объединений;
• цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса.
Уметь:
• приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона раз
личных видов
Фронтальный устный опрос
3
Процесс профессиональной деятельности
1
Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Формы руководства предприятиями
Знать:
• определения понятий «юридический статус»,
«юридическое лицо»;
• формы руководства предприятиями;
• виды предприятий различных форм собственности.
Уметь:
• объяснять отличия различных видов предприятий
Фронтальный устный опрос
4
Нормирование труда
1
Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управлени
Знать:
• определения понятий «разделение труда», «специализация труда»;
• сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»;
• формы разделения труда.
Уметь:
• анализировать формы разделения труда на конкретном примере;
•приводить примеры разделения и специализации труда.
Фронтальный устный опрос
5
Оплата труда
1
Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности
Знать:
•сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»;
•формы современной кооперации труда. Уметь:
* анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии
Фронтальный устный опрос
2
Нормирование и оплата
труда
2
6
Понятие «культура труда»
1
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм.
Знать:
• определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»;
• методы установления норм.
Уметь:
• выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ
Фронталь-ный устный
опрос
7
Научная организация труда
1
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда
Знать:
• определение понятия «оплата труда»;
• сущность основных форм оплаты труда.
Уметь:
• сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда;
• определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда;
• выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности
Фронтальный устный опрос
8
Профессиональная этика
1
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Знать:
• сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»;
• определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация
труда»;
• основные компоненты культуры труда;
• роль менеджмента в деятельности организаций;
•возможные варианты повышения качества то варов и услуг
Индивидуальный письменный опрос.
Самостоя-
тельная работа
9
Юридический статус современных предприятий
1
Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, норми^ рование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ
Знать:
• определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»;
• основные направления научной организации
труда;
« условия рациональной организации рабочего места.
Уметы
• использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности;
• анализировать состояние своего рабочего места;
• разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ
Фронтальный устный опрос
2
Научная организация труда
2
10
Профессиональная этика
1
Понятие, о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики
Знать:
• определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»;
• общие нормы профессиональной этики
Фронталь-ный устный опрос
11
Повторительно-обощающий урок по теме «Организация производства»
Фронтальный письменный опрос
II
Технология проектиро-
вания и создания материальных объектов или услуг
11
4
Функционально стоимос-
тный анализ
5
12
Функционально-стоимостной
анализ как комплексный метод технического творчества
1
Цели и задачи
функционально-стоимостного
анализа. ФСА как комплексный метод технического творчества. Этапы ФСА
Знать:
• определение понятия «функционально -
стоимостный анализ»;
• цепь функционально-стоимостного анализа;
• историю создания ФСА;
• главные принципы, область применения, основные этапы функционально-стоимостного анализа
Решение крупных научно-технических проблем в современном мире
Фронталь-
ный устный опрос
13
Использование ФСА при решении практических задач
1
Основные этапы
ФСА: подготовительный, ин-
формационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения
Уметь:
• применять метод функционально-стоимостного
анализа при решении практических задач
Перспективы развития науки и техники
Практичес-
кая работа
14
Искусственные системы
1
Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия
Знать:
• сущность понятия «искусственная система»;
•основные признаки технических систем;
• структурные составляющие технической системы;
• определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие»;
Индиви-
дуальный
устный
опрос
15
Законы развития искусственных систем
1
Основные закономерности развития искусственных систем
Знать:
• основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»;
• сущность понятия «линия жизни системы».
Уметь:
• приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем и определять направления их совершенствования
Индивидуальный устный опрос
16
История развития техники
1
История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Выдающиеся открытия и изобретения, их авторы
Знать:
• основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем.
Уметь:
• приводить примеры выдающихся открытий и
изобретений
Фронтальный письменный опрос
4
Функционально стоимос-
тный анализ
1
17
Развитие технических систем и научно-технический прогресс
1
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса
Знать:
• возможные направления развития (свертывания) систем.
Уметь:
• описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития;
• прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся
Фронтальный устный опрос
5
Защита интеллектуальной
собственности
5
18
Интеллектуальная собственность
1
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации
Знать:
• определение понятия «интеллектуальная собственность»;
• виды интеллектуальной собственности;
• сущность понятия «авторское право»;
• способы защиты авторских прав;
• основы законодательства по защите авторских прав
Научный и технический отчеты
Фронтальный устный опрос
19
Патентная защита авторских разработок
1
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и Полезная модель
Знать:
• определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»;
• сущность патентной защиты авторских разработок
Фронтальный устный опрос
20
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания
1
Товарный знак и знак обслуживания. Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания
Знать:
• определения понятий «товарный знак», «знак обслуживания»;
• виды товарных знаков и требования к ним;
•правила регистрации товарных знаков
Индивидуальный устный опрос
21
Рационализаторское предложение
1
Рационализаторское предложение
Знать:
"определение понятия «рационализаторское предложение»;
• порядок оформления, приема и регистрации рационализаторского предложения.
Уметь:
• оформлять заявление на рационализаторское предложение
Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа
22
Повторительно-обобщающий урок по теме «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг»
1
Фронтальный письменный опрос
III
Профессиональное самоопределение и карьера
4
6
Изучение рынка труда
профессий и профессионального
образования
2
23
Рынок труда
1
Способы изучения рынка труда: конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультаци-онной помощи (возможно виртуальное, посредством сайта Центра занятости населения)
Знать:
• определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»;
• способы изучения конъюнктуры рынка труда;
• особенности регионального рынка труда;
• функции Центра занятости населения.
• наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
Уметь:
• объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда;
• находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда .
Фронтальный устный опрос
24
Профессиональное образование
1
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации о рынке образовательных услуг
Знать:
• виды и формы получения профессионального образования;
• особенности регионального рынка образовательных услуг;
• источники информации о рынке образовательных услуг.
Уметь:.
• находить и анализировать информацию об
образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями
Фронтальный устный опрос
7
Планирование профессиональной карьеры
2
25
Профессиональный рост
1
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали
Знать:
• определение понятия «профессиональный
рост»;
• возможные пути получения профессионального образования;
• виды карьерного роста.
Уметь:
• приводить примеры различных путей получения профессионального образования;
• сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями;
• обосновывать свой выбор вида карьеры
Возможности квалификационного и служебного роста
Фронтальный устный опрос
26
Самопрезентация
1
Формы самопрезентации. Содержание резюме
Знать:
• определения понятий «самопрезентация», «резюме»;
• формы самопрезентации;
• структуру и содержание резюме;
•виды резюме.
Уметь:
• составлять резюме, используя различные его
виды
Фронтальный письменный опрос
IV
Творческая проектная деятельность
8
8
Выполнение проектной
работы
8
27
Проектная деятельность
1
Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области
Знать:
• сущность проектной деятельности;
• типы проектов;
• основные этапы выполнения проектов;
• содержание этапов выполнения проекта.
Уметь:
• формулировать проблему проекта;
• обосновывать актуальность проблемы;
• формулировать тему проекта;
• обосновывать тип проекта
Применение ЭВМ при проектировании
Фронтальный устный опрос
28
Исследовательский этап выполнения проекта
1
Формулировка задач.
Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта
Уметь:
• формулировать задачи проекта;
• планировать проектную деятельность;
• определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта;
• выявлять и исследовать основные параметры и ограничения;
• разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта;
• обосновывать выбор базового варианта проекта
Индивидуальный письменный опрос
29
Технологический этап выполнения проекта
1
Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов
Знать:
• особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов.
Уметь:
• осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта;
• корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на
технологическом этапе проекта
Собеседование
30
Оформление проекта
1
Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы
Знать:
• требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.
Уметь:
• оформлять пояснительную записку своего проекта
31
Анализ проектной деятельности
.1
Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы Оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта
Знать:
• сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»;
• критерии оценки качества материального объекта или услуги;
• критерии оценивания соблюдения технологического процесса;
• критерии оценки результатов проектной деятельности.
Уметь:
• осуществлять анализ проделанной работы;
• оценивать качество результатов собственной проектной деятельности;
• делать выводы по результатам проекта;
• анализировать практическую востребованность проекта
Проведение испыта-
ний модели или
объекта
Индивидуальный устный опрос
32
Презентация результатов проектной деятельности
1
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта
Знать:
• возможные формы презентации;
• особенности восприятия вербальной и визуальной информации;
• методы подачи информации при презентации.
Уметь:
• определять цели презентации;
• выбирать форму презентации;
• использовать технические средства в процессе презентации;
• лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите
проекта
Компьютерная презентация
Индивидуальный устный опрос
33
34
Защита проектов
Итоговое занятие
1
1
Защита проектов,
разработанных
учащимися
УМК.
Учебно-методический комплект для учеников
Программы общеобразовательных учреждений. Технология . Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко - М.: "Просвещение", 2006, стр.13-14.
Технология : Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко . - М.: Вентана-Граф, 2005.
Профильный курс "Машинопись и основы делопроизводства" ( Технология , профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. -Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Вентана-Граф, 2005.
Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10 -го класса . - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Учебно-методический комплект для учителя
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995г.
Верхан П.Х. Предприниматель: Перв. С нем. - Минск: ЭРИДАН, 1992г.
Евменова Г.М., Кнышова Л.М., Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Предпринимательство для всех. - М.: просвещение, 1994г.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. - М.: Общество «Знание», 1993г.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства.- Брянск; Издательство БГПИ, 1994г.
Симоненко В.Д. Основы предпринимательства, - Брянск, 1994г.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, - М.: Начало-Пресс, 1993г