Рабочая программа кружка Рукодельница

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов № 15

города - курорта Кисловодска

Рекомендовано к утверждению « Утверждаю»

(протокол заседания Метод.совета Директор МБОУ СОШ № 15

№____-от______________2016г. прик.№______от____________2016г.

Заместитель директора по ВР по МБОУ СОШ № 15

_______________В .В.Чуфаровская __________________И.А.Коваленко

Рабочая программа кружка

«Рукодельница »

для учащихся 5-6 кл

Автор и руководитель:

учитель технологии МБОУ № 15

Джербашьян Альбина Аветисовна

Кол-во часов:

всего____часов

в неделю____час.

г-к Кисловодск

Не губи ты жизнь бездельем- занимайся рукодельем!

Шей, вяжи - не унывай ,или гладью вышивай.

Вот иголки , нитки, пяльца для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма - закружилась голова!

Файлы, форум,интернет ( ой забыла про обед !)…

То, что любим - вышиваем, все прилежно оформляем.

А закончена работа, тут уж новая забота.

Вновь сюжеты выбирать, вышивать их, иль вязать.

Информационная карта

Тип программы - Адаптированная

Образовательная область - Технология

Направление деятельности - Социально-педагогическая

Способ освоения программы - творческий, репродуктивный

Возрастной уровень реализации программы - 5-6 классы

Форма реализации - групповая

Продолжительность реализации программы - 1 год

Пояснительная записка

Программа кружка «Рукодельница» разработана в соответствии с нормативными документами учреждения и современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования и являются документом, отражающим деятельность социально-педагогической направленности учреждения.

Набор детей осуществляется по желанию детей и их родителей, либо законных представителей в соответствии с Уставом учреждения. Количество учащихся 10-15 человек в группе

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Технология» , «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится не стареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она - первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце - одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно -прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Программа по различным видам рукоделия

предназначена для обучения детей 10-13 лет.

Учебный курс-1год обучения

Учебная нагрузка: 1час в неделю

Учебных недель - 35

Учебных часов : 35 часов

Данная программа составлена на основе программы для школьных учреждений:

--Технология.Организация кружковой работы.Дополнительное образование.-Яковлева И.В.,Сафонова Н.С.,Волгоград: Учитель - 2011 год.

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

1.Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

2. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

3. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

4. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

5.Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

6.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия .

7. Содействие жизненному самоопределению учащихся.

9.Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

3.Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

5.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

3.Развивать положительные эмоции и волевые качества.

4. Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

2.Социально-педагогические:

3.Формирование общественной активности.

Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Рукодельница» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Программа является доступной для различных категорий учащихся, в ней тесно связаны теоретические и практические занятия А преобретенный опыт позволяет в большей мере применять необходимые знания и умения на практике и в жизни.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию

Методическое и дидактическое обеспечения

Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие творческих способностей детей , на развитие практических гавыков.Чем полнее и эмоциальней восприятие изложенного детям материала. Этому способствует:

1 . Методико- дидактическое обеспечение.

2 . Пакет творческих заданий по различным темам , способствующих созданию оптимальных условий развития творческих способностей.

3. Картотека журналов, справочников

4. Фонд литературы по предмету.

5. Наглядный материал в виде иллюстраций, схем, рисунков.

6. Раздаточный материал.

7. Технические средства обучения.

Занятия проходят по следующей схеме:

1.Индивидуальная работа учащихся с периодической консультацией у педагога, помощью педагога.

2.Групповая-теоретические и практические занятия преимущественно с практическим характером.

3. Коллективная- - конкурсы, выставки

Учебно - тематический план к рабочей программе

кружка «Рукодельница»

Название раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Бисероплетение

6

3

Топиарий

6

4

Соленое тесто

5

5

Изготовление цветов

5

6

Оригами

5

7

Лоскутная пластика

6

Итого:

35

Календарно - тематическое планирование

кружка «Рукодельница»

Темы

Зан.

Тема занятия

Оборудован.,

материалы

Методы орга

низации

Кол.

Час.

1

1

Вводное занятие,ТБ

Журнал ТБ,

Образцы работ

Беседа

2

БИ С Е Р О П Л Е Т Е Н И Е

6

1

История бисероплетения

Журналы,

«Банк идей»

Объяснение

1

2

Основы бисероплетения , материалы

Образцы

бисера

Практическ.

работа

1

3

Техника плетения

Бисер, прово-

лока,леска

Практическ.

работа

1

4

Плетение «Дерево Бонсай»

Бисер,проволо-

ка, образцы

Практическ.

работа

1

5

Плетение «Дерево Бонсай»

Гипс, декор,

горшочек

Практическ.

работа

1

6

Завершение работы, оформление

Декор

Практическ.

работа

1

3

Т О П И А Р И Й

6

1

История появление топиарий , «Дерево

Счастья»

Журналы,

«Банк идей»

Объяснение

1

2

Материалы и приспособления

Образцы мате-

риалов

Объяснение

1

3

Изготовление шаров для топиариев

Образцы мате-

риалов

Практическ.

работа

1

4

Изготовление сердец для топиариев

Образцы мате-

риалов

Практическ.

работа

1

5

Изготовление топиарий по выбору

Кофе, бусы,лен

Ты,декор

Практическ.

работа

1

6

Изготовление топиарий, оформление

Гипс , декор

Практическ.

работа

1

4

С О Л Е Н О Е Т Е С Т О

5

1

Способы приготовления соленого

теста

Мука, соль,

краски

Практическ. работа

1

2

Техника изготовления изделий

Тесто, образцы

Практическ.

работа

1

3

Лепка цветов, животных и др. фигур

Тесто,

образцы

Практическ.

работа

1

4

Изготовление композиций по мотивам

сказок

Тесто,образцы

работ

Практическ.

работа

1

5

Изготовление панно из соленого теста

Тесто,образцы

работ

Практическ.

работа

1

5

И З Г О Т О В Л Е Н И Е

Ц В Е Т О В

5

1

Цветы вязаные крючком

Крючок, нитки

образцы

Объяснение,

Прак.работа

1

2

Цветы канзаши

Ткань, игла,

нитки,образцы

Объяснение,

Прак.работа

1

3

Цветы из бисера

Бисер,проволока

Образцы работ

1

4

Цветы из листьев клена

Нитки, листья

клена

1

5

Цветы из бумаги

Цветная бумага,

Образцы работ

1

6

О Р И Г А М И

5

1

Искусство оригами

Образцы работ

Объяснение

1

2

Базовые формы

Бумага,образцы

работ

Практическ.

работа

1

3

Цветы

Бумага,образцы

работ

Практическ.

работа

1

4

Птицы

Бумага,образцы

работ

Практическ.

работа

1

5

Корабли

Бумага,образцы

работ

Практическ.

работа

1

7

Л О С К У Т Н А Я

П Л А С Т И К А

6

1

История лоскутного шитья

Журналы, литература

Объяснение

1

2

Материалы , инструменты, оборудование

Швейная маш.

Ножницы,игла

Объяснение,

Прак.работа

1

3

Подбор ткани,подготовка ее.Понятие о

композиции

Лоскуты ткани,

«Банк идей»

Объяснение,

Прак.работа

1

4

Раскрой и изготовление прихватки

Лоскуты ткани,

«Банк идей»

Объяснение,

Прак.работа

1

5

Технология соединения лоскутов ткани

Ножницы,игла,

нитки

Объяснение,

Прак.работы

1

6

Раскрой и изготовление декоративной

подушки

Ткань,ножницы,

Нитки, игла

Практическ.

работа

1

Итого:

35

Условия реализации программы.

1.Кружок проводится в кабинете технологии. Кабинет хорошо оборудован. 2. Все материала и оборудование имеются в наличии. 3. В шкафах кабинета размещается постоянная выставка работ учащихся.

4.Имеютяся необходимые журналы и литература.

5.Собран материал «Банк творческих идей»

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и выставках.



С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы :

  1. Кашкарова-Герцог Е.Д.»Руководство по рукоделию», Москва, изд.» Просвещение»,2002г.

  2. Терешкович Т.А. «Рукодельница», Минск,»Полымя», 1993г.

  3. Квилинг:волшебство бумажных завитков.С. Букина,М.Букин,Ростов на-Дону,»Феникс»,2010г.

  4. Исксство делать цветы, Е.П.Сухорукова,Л.Г.Чечуленская, Москва, 1994г.

  5. «Бисерное рукоделие» ,Тимченко Э.А,Смоленск,»Русич», 2009г.

  6. «Цветы из бисера»,Л.Г.Куликова,Л.Ю.Короткова,Москва, «Глобус»,2008г.

  7. «Золотые страницы рукоделия», Н.К. Зайцева , Москва, 2004г.











А Н К Е Т А

Вопросы родителям:

1.Что интересует Вашего ребенка?____________________________________

2. Какое занятие доставляет ему радость?______________________________

_________________________________________________________________

3. Какое направление в работе кружка Вы рекомендуете своему ребенку? (Вязать, лепить, плести бисером, мастерить поделки из различных материалов…)_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Вопросы учащимся:

1.Мне нравится…(продолжи пожалуйста)_____________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Что ты умеешь делать своими руками?______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3 .Чему ты хочешь научиться?_______________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

С П А С И Б О !

© 2010-2022