Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

«СОШ с. Широкий Уступ»

_________/Кривошеева А.И../

« » августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ»

_________ /Кривошеев С.В./

Приказ № от « » 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Вдовина Александра Николаевича

Ф.И.О., категория



по технологии для учащихся 5 класса

предмет, класс и т.п.

ФГОС







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от « » августа 2015г.






2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Технология» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897;

- «Примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Коллектив авторов под руководством А. А. Кузнецова. 2012г.

- Технология. 5-8 классы. Программа. Автор И.А. Сасова. 2013г.

и ориентирована на работу по учебнику И.А. Сасовой и др. «Технология. 5 класс» (М.: Вентана-Граф, 2013).

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

В основной школе обучающиеся должны овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники; необходимой в обыденной жизни и профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Учитывая возможности школы, интересы и склонности обучающихся программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5 класса для основной образовательной школы и является комплексной.

Учебный предмет «Технология» в 5 классе изучается по трем направлениям: «Индустриальная технология», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии».

Общими во всех направлениях программы является раздел «Технология проектной и исследовательской деятельности».

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы, рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Индустриальная технология:

Разделы «Технология обработки древесины с элементами машиноведения» и «Технология обработки металла с элементами машиноведения» направлены на ознакомление обучающихся с организацией рабочих мест, формирование целостного представления о древесине и древесных материалах, металле и искусственных металлах, где обучающиеся смогут приобрети опыт в практической деятельности; познакомятся со способами обработки, с правилами безопасной работы при ручной обработке древесины и металла, с рабочими профессиями, связанными с обработкой древесины и металла.

Технологии ведения дома:

Раздел «Кулинария» направлен на здоровьесбережение обучающихся, здесь занятия способствуют формированию у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, где обучающиеся научатся находить и предъявлять информацию и содержание о пищевых продуктах, составлять меню, находить рецепты блюд, отвечающим рациональному питанию; приготавливать блюда из яиц, овощей, бутерброды и горячие напитки; выполнять сервировку стола и соблюдать правила поведения за столом.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» направлен на ознакомление со свойствами тканей, с устройством бытовой швейной машины, где обучающиеся научатся исследовать свойства тканей, выполнять простые работы на швейной машине; с правилами конструирования и элементами моделирования одежды

Раздел «Художественные ремёсла» направлен на изучение различных видов техники лоскутного шитья, для выполнения обучающимися творческого проекта «Прихватка».

Раздел «Технология ведения дома» направлен на знакомство с интерьером жилых помещений (кухни), для разработки творческого проекта «Изготовление изделия для интерьера кухни».

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретиче­ский материал, осваивают необходимый минимум

технологиче­ских операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Раздел «Технология проектной и исследовательской деятельности» направлен на развитие творческого мышления обучающихся, где дети познакомятся с основными элементами проекта, с помощью которых они смогут выполнять учебные проекты.

Новизной данной программы является использование в обу­чении школьников информационных и коммуникационных тех­нологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих про­ектов текстовых и графических редакторов, компьютерных про­грамм, дающих возможность проектировать интерьеры, выпол­нять схемы для рукоделия, создавать электронные презента­ции.

В содержании программы сквозной линией проходят вопро­сы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.


В рабочую программу внесены следующие изменения:

Процесс изучения курса « Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда. Это связанно с особенностями перехода из начальной школы в основную школу и знакомства с новой программой по технологии с учётом ФГОС. За счет резервного времени три часа в I четверти и шесть часов во IV четверти отведено на раздел «Технология растениеводства», это связано с обслуживанием пришкольного участка.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность.

Для успешного усвоения материала предмета «Технология» и формирование знаний, умений и навыков будут использоваться:

Типы уроков:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок развивающего контроля;

  • урок - исследование - урок творчества;

  • лабораторная работа;

  • практическая работа.

Исходя из уровня облученности класса, используются наглядные, словесные методы.

Дидактические методы:

- упражнения

- лабораторно-практические

- учебно-практические

- метод проектов (выполнение проектов)

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Инструментарий для оценивания результатов: тесты, практические работы, творческие работы, проектные работы, лабораторные работы.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа

Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год.


Система контроля и оценивания универсально-учебных достижений обучающихся


Требования

Вид контроля

Форма контроля

личностные

предварительный

выставки начальной школы

текущий

устный опрос, наблюдение, практические работы

периодическая проверка ЗУ по разделу

Самостоятельные работы

итоговый

выставка работ, презентации проектов

метапредметные

предварительный

входная диагностика

текущий

наблюдение, тестирование

итоговый

мониторинг

предметные

в сфере



а) познавательной

текущий

тест, наблюдение

итоговый

мониторинг

б) мотивационной

текущий

устный опрос

итоговый

письменный опрос

в) трудовой деятельности

текущий

самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты

итоговый

тестирование, готовое изделие

г) физиолого-психологической деятельности

текущий

наблюдение, устный опрос, рефлексия

д) эстетической

текущий

наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям

е) коммуникативной

текущий

наблюдение

итоговый

защита проекта, мониторинг


2. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предполагает изучение курса «Технология» в 5 классе в объеме 70 часов в год (2 часа в неделю).


Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения обучающиеся:

могут овладеть:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда;

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.

ознакомятся:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • с назначением и технологическими свойствами материалов;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений.



3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технолгия»

Изучение технологии в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах деятельности;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

• рациональное использование учебной технической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и

раскройных работ;

• рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места;

• рациональный выбор и опрятное содержание рабочей одежды.

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности;

• оформление коммуникационной и технологической документации;

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


4. Содержание учебного предмета «Технология»


Направление «Технология ведения дома».

Раздел «Кулинария» - 16 часов.

Тема. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстети­ческие.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребно­стей семьи и санитарно-гигиенических требований.

Практические работы. Выполнение проекта «Изготовление кухонной утвари, изделий бытового назначения и элементов декоративного оформления».

Тема. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требо­вания к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Безопасные приёмы работы на кухне.

Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема. Физиология питания

Теоретические сведения. Пищевые (питательные) вещества.

Практические работы. Со­ставление индивидуального режима питания и дневного рацио­на на основе пищевой пирамиды.

Тема. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для при­готовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовле­ния бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горя­чий шоколад). Технология заваривания, подача чая. Технология приготовления кофе, подача напитка. Технология приготовления какао, подача на­питка.

Практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспо­собления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: при­готовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегу­стация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Определение доброкачественности овощей по внеш­нему виду. Общие правила механической кулинарной обработки ово­щей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инстру­менты и приспособления для нарезки. Техноло­гия приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украше­ние готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зе­ленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, за­пекание). Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для са­латов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению го­товых блюд.

Практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Оценка качества.

Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о кало­рийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» - 13 часов.

Тема. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных во­локон. Способы получения и свойства натуральных волокон рас­тительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в усло­виях прядильного, ткацкого и отделочного современного произ­водства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхожде­ния: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов­ления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас­положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо­бенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкрой­ки. Правила безопасной работы ножницами.

Практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изде­лия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машин­ных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка ниж­ней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выве­дение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной маши­не: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначе­ние и правила использования регулирующих механизмов: пере­ключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши ши­тья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практические работы. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с измене­нием длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.

Тема. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Рас­кладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособ­ления для ручных работ. Требования к выполнению ручных ра­бот. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, пря­мыми стежками, с помощью булавок.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Пра­вила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов в подгибку с открытым срезом и шов в подгибку с открытым обмётан­ным срезом, шов в подгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Техно­логия пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Профессии закройщик, портной.

Практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел «Художественные ремёсла» - 2 часа.

Тема. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории соз­дания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание дета­лей, создание лоскутного верха (соединение деталей между со­бой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и про­кладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Практические работы. Из­готовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проект­ного изделия в технике лоскутного шитья «Прихватка».

Направление «Индустриальные технологии»

Раздел «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» - 18 часов.

Тема. Технология обработки древесины с элементами машиноведения (9 час).

Теоретические сведения. Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Профессии, связанные с производством древесины. Столярный верстак и его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости).

Практические работы. Распознание древесины и древесных материалов. Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы.

Тема. Технология обработки металла с элементами машиноведения (8 час).

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область их применения. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

Практические работы. Распознавание видов металлов. Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента. Уборка рабочего места.

Тема. Технологии машинной обработки металлов и искусственных сплавов (1 час).

Теоретические сведения. Сверлильный станок и его устройство. Операции и приёмы работы на сверлильном станке.

Практические работы. Изучение устройства сверлильного станка. Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда при работе на сверлильном станке.


Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 7 часов.

Тема. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих про­ектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Состав­ные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовитель­ный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проекти­руемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конст­рукции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделам «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текс­тильных материалов», «Художественные ремёсла», «Технология обработки древесины с элементами машиноведения», «Технология обработки металла с элементами машиноведения». Составление портфолио и разработка электронной презен­тации. Презентация и защита творческого проекта.


Направление «Сельскохозяйственные технологии»

Раздел «Технологии растениеводства» - 9 часов

Тема. Технология выращивания овощных и цветочно-декоративных культур.

Осенние работы

Теоретические сведения. Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в личных подсобных хозяйств своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве.

Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, оценка урожайности основных культур (свекла, морковь, картофель, лук, тыква), сбор семян.

Весенние работы

Теоретические сведения. Приёмы весенней обработки почвы правила посевов и посадок. Способы размножение растений. Особенности технологии выращивания однолетних растений. Понятие о сорте. Технологии выращивания луковичных растений. Ручные орудия для обработки почвы. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.

Практические работы. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор инструментов, разметка и поделка грядок. (Фасоль, свекла, морковь, петрушка, лук).


5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


урока

Наименование тем уроков

Виды деятельности обучающихся (универсальные учебные действия)

Дата проведения

План

Корректировка

1

Вводный урок. Технология в жизни человека и общества.

Знать суть понятия технологии, цели технологии.

Уметь различать явления природного мира технологий, выявлять влияние технологии на природный мир, приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию.



2

Техника безопасности на пришкольном участке. Основные направления растениеводства.

Планировать осенние работы на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приёмы уборки урожая с учётом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Оценивать урожайность основных культур.



3

Понятие об урожае и урожайности.



4

Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве.



5

Учебный проект, его основные компоненты.

Знать что такое проект, его основные компоненты, этапы проектирования.



6

Определение потребностей и анализ изделия.

Знать методику проведения опросов (интервью).

Уметь определять потребности людей и общества, проводить интервью для определения потребностей.



7

Дизайн - анализ изделия. Краткая формулировка задачи.

Знать виды формулировок задачи проекта, суть понятия «дизайн-анализ», порядок его проведения.

Уметь формулировать задачи проекта;

осуществлять дизайн-анализ изделий.



8

Определение перечня критериев для оценки изделия. Поиск решения поставленной задачи.

Знать суть понятия «критерии», способы поиска информации, правила проведения «мозгового штурма». Уметь составлять перечень критериев для проектируемого изделия, оценивать идеи на основе этих критериев, проводить «мозговой штурм».



9

Выбор, проработка и представление лучшей идеи.

Знать способы изображения проектируемого изделия с целью лучшей проработки идеи критерии выбора лучшей идеи. Уметь изображать проект одним из способов, отличать эскиз от рабочего чертежа выбирать лучшую идею и прорабатывать её.



10

Планирование процесса изготовления изделия. Оценка проекта.

Знать этапы планирования, какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, этапы окончательной оценки проекта. Уметь разрабатывать простейшую технологическую карту изготовления изделия;, проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия.



11

Презентация проекта на компьютере.

Знать этапы разработки презентации. Уметь оформлять слайды для презентации.



12

Чертёж, эскиз, технический рисунок

Читать и оформлять графическую документацию.



13

Создание интерьера кухни.

Овладевать навыками личной ги­гиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Осваивать безопасные приёмы ра­боты с кухонным оборудованием. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, и режущимися инструментами.



14

Посуда и оборудование на кухни, уход за ними.



15

Требовании, предъявляемые к современной кухни.



16

Общие сведения о питании.

Находить и предъявлять информа­цию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.



17

Правила безопасной работы при выполнении кулинарных работ.

Овладевать правилами личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место.



18

Проект «Воскресный завтрак».

Выполнять проект «Воскресный завтрак».



19

8 Горячие напитки.

Находить и представлять информацию о растениях, из которых мож­но приготовить горячие напитки.



20

6 Бутерброды.

Находить и предъявлять информа­цию о бутербродах.



21

7 Пр.р. Приготовление горячих напитков и бутербродов.

Приготавливать и оформлять бутерброды и горячие напитки.



22

1 Блюда из яиц. Требования, предъявляемые качеству блюд.

Изучать способы определения свежести яиц. Находить и предъявлять информа­цию о способах хранения яиц. Находить и предъявлять информа­цию о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народ­ным праздникам. Готовить блюда из яиц.



23

2 Приготовление блюд из яиц



24

3 Приготовление салатов из свежих овощей.

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду. Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей. Соблюдать последовательность приготовления блюд.

Готовить салат из сырых и варёных овощей.



25

4 Приготовление салатов из варёных овощей.



26

5 Проект «Новая пицца». (2)

Выполнять проект «Новая пицца».



27

9 Сервировка стола к воскресному завтраку.

Составлять меню завтрака. Выполнять сервировку стола к зав­траку, овладевая навыками эстети­ческого оформления стола.

Овладевать навыками уважительных, культурных отношений со всеми членами ….



28

10 Обычаи, традиции, правила поведения.



29

Текстильные волокна и ткани.

Осваивать свойства тканей из натуральных и химических волокон. Определять виды переплетения нитей в ткани. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять направление долевой нити в ткани.



30

Классификация тканей и их свойства.



31

Технология выполнения ручных работ.

Выполнять образцы ручных стежков, строчек и швов. Овладевать безопасными приёмами труда.



32

Назначение и устройство швейной машины.

Изучать устройство современной бытовой швейной машины. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нит­ку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить ниж­нюю нитку наверх.



33

Подготовка швейной машины к работе.



34

Виды машинных швов.

Изучать работу пере­ключателя вида строчек и регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.



35

Упражнение в шитье на швейной машине.

Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.



36

Влажно-тепловая обработка швейных изделий.

Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия.



37

Изготовление швейного изделия.

Анализировать особенности фигуры человека различных типов. Овладевать безопасными приёмами труда.



38

Дизайн-анализ швейных изделий.

Изучать дизайн-анализ различных швейных изделий и проводить дизайн-анализ …..



39

Конструирование одежды.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.



40

Моделирование одежды.

Разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды.



41

Проект швейного изделия

Выполнить проект швейного изделия «Фартук». Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.



42

Проект «Прихватка».

Изготавливать изделия в технике лоскутного шитья. Выполнить проект «Прихватка». Обсуждать наиболее удачные проекты.



43

Изготовление прихватки в лоскутной технике.



44

Интерьер жилых помещений.

Знакомиться с интерьером кухни.



45,46

Проект «Изготовление изделия для интерьера кухни».

Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Выполнить проект «Изготовление изделия для интерьера кухни».



47

Общие сведения о древесине.


Распознавать материалы по внешнему виду.

Организовывать рабочее место.

Выполнять упражнения с ручным инструментом.

Соблюдать правила безопасности труда.

Выполнить проект «Подставка для карандашей, ручек и бумаги».



48

Оборудование мастерской по обработке древесины.



49

Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.



50,51

Проект «Подставка для карандашей, ручек и бумаги».



52

Способы обработки древесины. Строгание, разметка.



53

Способы обработки древесины. Сверление, соединение, выпиливание лобзиком.



54,55

Проект изготовление изделий из древесины.



56

Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом.

Распознавать виды материалов.

Организовывать рабочее место.

Выполнять упражнения с ручным инструментом.

Соблюдать правила безопасности труда.

Выполнить проект «Флюгер».



57

Устройство и управление сверлильным станком.



58

Способы обработки тонколистового металла. Правка, разметка.



59

Способы обработки тонколистового металла. Резание, опиливание, соединение, окраска.



60

Проект «Флюгер».



61

Планирование и изготовление «Флюгера».



62

Изделия из проволоки.



63,64

Проект изготовление изделий из проволоки.



65

Приёмы весенней обработки почвы правила посевов и посадок.

Планировать весенние работы на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве.

Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приёмы выращивания растений с учётом правил безопасного труда и охраны окружающей среды.

Ремонтные работы: обслуживание и простейший ремонт инвентаря для работы на пришкольном участке.



66

Способы размножение растений.



67

Особенности технологии выращивания однолетних растений. Понятие о сорте.



68

Технологии выращивания луковичных растений.



69

Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве.



70

Обслуживание территории школы - полив клумб, удаление сорняков.




6. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»


Индустриальные технологии. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов.

Выпускник научится:

находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

читать технические рисунки;

выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

осуществлять технологические процессы создания материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно пользоваться графической документацией которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

осуществлять технологические процессы создания материальных объектов, имеющих инновационные элементы.


Технологии ведения дома. Кулинария.

Выпускник научится:

самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, яиц, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

экономить электрическую энергию при обработке пище­вых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервиро­вать стол; соблюдать правила этикета за столом;

выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.


Создание изделий из текстильных материалов.

Выпускник научится:

изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;

изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства;

определять основные стили в одежде и современные направления моды.


Сельскохозяйственные технологии. Технологии растениеводства.

Выпускник научится:

самостоятельно выращивать наиболее распространенные виды сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка с использованием ручных инструментов и малогабаритной техники, соблюдая правила безопасного труда и охраны окружающей среды;

планировать размещение культур на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве с учетом севооборота.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно составлять простейшую технологическую карту выращивания новых видов сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка на основе справочной литературы и других источников информации, в том числе Интернета;

планировать объем продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве или на учебно-опытном участке на основе потребностей семьи или школы, рассчитывать основные экономические показатели (себестоимость, доход, прибыль), оценивать возможности предпринимательской деятельности на этой основе;


Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности.

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, на основе поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;

осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2. «Примерная программа по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Коллектив авторов под руководством А. А. Кузнецова. 2012г.

3. Технология. 5-8 классы. Программа. Автор И.А. Сасова. 2013г.

4. Учебник И.А. Сасовой и др. «Технология. 5 класс» (М.: Вентана-Граф, 2013).


Интернет-ресурсы:

  • pedsovet.su/

  • openclass.ru/

  • nsportal.ru/

  • 4stupeni.ru/

  • proshkolu.ru/



© 2010-2022