Социализация детей с ОВЗ (ДЦП и ОДА) в период подросткового возраста

" И в качестве основных направлений содержания планируемой мною работы определяю: организацию продуманной, интересной, разнообразной деятельностью. При этом стараюсь найти силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая помогла бы мне в осуществлении поставленных мною задач, так как я осознанно понимаю, что в нашей школе – интернате обучается одна из сложных категорий детей – у них, почти у каждого, психические отклонения в развитии и проблемы с физическим здоровьем.И моя задача, работ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Социализация детей с ОВЗ (ДЦП и ОДА)

в период подросткового возраста» для публикации.

Я работаю воспитателем в школе - интернате № 17 ЮЗАО на службе у государства, осуществляю госзаказ в сфере обучения и воспитания школьников. Отчётливо понимаю, что школа - не госучреждение, а социальный институт, система, призванная удовлетворить образовательные запросы государства общие и личностные.

В концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется реформированию системы воспитания и обучения детей с ОВЗ (ДЦП и ОДА) в получении ими качественного образования и воспитания.

В нашем интернате осуществляется единый, целостный подход к личности ребёнка со стороны педагогического и медицинского персонала. Мы знаем, что психическое здоровье - важный фактор нормального социального состояния любого человека. А до недавнего времени эффективность лечения детей с ДЦП была связана с недоверием в возможность его излечимости. Но сегодня ещё существуют две противоположные позиции. Одни считают (родители, врачи, педагоги, политики), что пытаться помочь детям с заболеваниями ОВЗ (ДЦП и ОДА) - пустая трата времени. Все беды и проблемы эти люди видят в ребёнке, в его неспособности и неполноценности. Другая позиция - готовность помочь такому ребёнку раскрыть свой потенциал. И их попытки иногда приводят к поразительным результатам. Из них рождаются прекрасные психологи, поэты, социальные работники, преподаватели информатики, флористики, технологи.

Я придерживаюсь второй точки зрения, так как работаю с такими детьми около десяти лет и изо дня в день своей работы я вижу плоды своего труда по сложившемуся традиционному стереотипу, придерживающего отношения «Сначала люби этих детей - потом воспитывай и учи». Свою работу я выстраиваю на принципах общечеловеческих ценностей - доброте, красоте, гражданственности, творчестве, душевности, здоровом образе жизни.

И в качестве основных направлений содержания планируемой мною работы определяю: организацию продуманной, интересной, разнообразной деятельностью. При этом стараюсь найти силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая помогла бы мне в осуществлении поставленных мною задач, так как я осознанно понимаю, что в нашей школе - интернате обучается одна из сложных категорий детей - у них, почти у каждого, психические отклонения в развитии и проблемы с физическим здоровьем.

И моя задача, работая во вспомогательных классах состоит в том, чтобы были приняты все возможные меры для того, чтобы утраченные функции были замечены за счёт внешних и внутренних резервов, за счёт их социальной реабилитации. И на основе личных наблюдений, руководствуясь общей линией школы, подбираю приёмы воспитания, углубляющие положительные качества личности и нейтрализующие недостатки. Самостоятельно нахожу пути и средства воспитательных моментов. И целью моей системы образования и воспитания - это максимальная возможная социализация.

А что же такое социализация? Лишь простейшие организмы, например, насекомые рождаются уже взрослыми, то есть готовыми сразу нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорождённый обучается и приспосабливается к взрослому миру. Сегодня в него включают уже не только детство, но и период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений, который получил название социализация. К нему же применим термин «освоение», так как на протяжении жизни нам приходится осваивать множество социальных ролей, поэтому и процесс социализации продолжается всю жизнь. Но начинается этот процесс в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, а бывает, что именно так происходит с детьми с тяжёлой формой ДЦП, в социальном плане погибают. А задача таких учреждений, как наш интернат, поддержать ребёнка, имеющего ограниченные возможности, ведь ему приходится труднее, чем здоровому осваивать не только мир взрослых, но и мир здоровых людей. Мир, в котором их права часто забывают, мир, в котором их заболевание может вызвать смех или неприязнь у ровесников. Беспомощность ребёнка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей - то помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения, в которых эти мы работаем. Мы знаем, какие к нам приходят в начале дети: они не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, убрать в комнате или на столе, умыться, почистить зубы. Воспитателям, учителям, методистам ЛФК не раз приходится объяснять, показывать, как это делается, прежде чем ребёнок самостоятельно научится выполнять эти простейшие, с нашей точки зрения, действия. Но зато как приятно посмотреть на наших учеников через год или два, когда они в аккуратных костюмах, чистые, опрятные идут на занятия.

Даже окружающие смотрят на них уже не с жалостью и боязнью их неадекватного поведения, а с уважением. А какая чистота и порядок встречают нас у самого входа в школу. С каким вкусом, с какой аккуратностью оформлены холлы, кабинеты, спальни детей. Это огромная заслуга работников нашего интерната, и ребята с уважением, бережно относятся к нашему труду. А на уроках технологии, СБО учащихся знакомят с азами различных профессий. Ребята выезжают в учебные заведения, на предприятия, что помогает им в дальнейшем правильно, в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать будущую профессию, найти своё место в жизни. Наш интернат для таких детей становится настоящим домом, так как они практически живут все 12 лет. В интернате они проводят большую часть времени, здесь они формируются, здесь они испытывают реальные естественные чувства заботы, переживания, учатся оценивать действительность и своё будущее. Можно научить ребёнка какому - то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус, интерес к национальной культуре, но если такого ребёнка не подготовить к самостоятельной жизни, не сформировать в нём чувство ответственности за своё будущее, то такой ребёнок может не состояться как личность и просто потеряется в жизни. Здесь - то я и проявляю гибкость ума, - сосредоточив их взор и внимание на выборе профессии, так как только в период подросткового возраста они сами смогут определиться в этом направлении. А в нас они находят своих первых советчиков, помощников, защитников, во многом берут с нас пример. Я могу опубликовать далеко не полный перечень, с которым приходится каждодневно сталкиваться в работе с «интеллектуально нарушенными», «отклоняющими в развитии» детьми: с низким уровнем познавательных процессов, с неумением видеть конкретную цель, с отсутствием навыков самоконтроля, с неумением анализировать и делать выводы, с нелюбовью к процессу учения. Но я нахожу «обходные пути» постижения тех образовательных, воспитательных и социальных задач, которые стараюсь решать обычными традиционными способами с применением разнообразных методических приёмов, которые считаю наиболее оптимальными и которые являются ведущими и определяющими в социализации.

Л.В. Выгодский говорил: «… если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это, значит, вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган». И в основе своей работы формирую личность ребёнка, с усвоением знаний и воспитания на основе межличностного подхода. На уроках и мероприятиях ребёнок сталкивается с социальными правилами, нормами, вырабатывает умение и стереотипы поведения.

За годы работы в школе - интернате овладела индивидуально ориентированным способом педагогической деятельности. Разработала комплексную программу по нравственно-духовному эстетическому воспитанию «Мы - дети Отечества», которые отвечают интересам каждого ребёнка и их семьи. Находясь в постоянном поиске оптимальных методических программ, отдаю предпочтение инновационным технологиям обучения и воспитания. Передо мной стояла задача, разработать технологии сопровождения детей с такими заболеваниями. В основе такого подхода лежит принцип реализации права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для физического и психического развития детей как основы их дальнейшего успешного обучения в школе и подготовки их к большой взрослой жизни.

Использую и реализую разнообразные воспитательные моменты посредством навыков коммуникации: в умении внимательно слушать и задавать вопросы по содержанию, в способности к пониманию услышанного, в высказывании своего мнения, в развитии критического мышления через чтение и письмо. Использую различные формы проведения нестандартных мероприятий: заочные путешествия, экскурсии (по Москве, по Кремлю, в страну сказочных героев, знакомство с писателями, поэтами, художниками, с искусством, с природой), праздники, дискуссии, викторины, занятия: калейдоскопы, диалоги, конференции, занятия, связанные с проектной деятельностью, бизнес-игры, деловые, ролевые игры, релаксация. Данные виды работ создают благоприятные условия для активной деятельности всех учащихся, снимают стрессы, зажатость, скованность, стимулируют интересы к проведённым мероприятиям. В своей работе использую метод стимулирования и мотивации интереса, инсценировки, развивающие творческие задания, кроссворды, викторины, коррекционные карточки, тесты, различные формы контроля и взаимоконтроля, приёмы «обучение сообща», которые способствуют преодолению неуспешности в обучении и воспитании. Ряд занятий наполняю простыми песенками-потешками, с использованием разнообразных способов игр. Такая психическая функция играет в жизни детей огромную роль. Их игра - плод богатой фантазии. Любое обучение связанно с умением что-то представить, вообразить. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения - написание сочинений, а ученикам в подростковом возрасте с хорошо развитым воображением выполнить подобное задание несложно. Именно такие дети показывают неплохие результаты и по другим предметам. Это объясняется тем, что воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием, памятью.

Социализация осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях. На занятиях по физическому воспитанию отрабатывается координация тела, улучшается общая моторика. Практический опыт и данные научных исследований показывают, что физическая культура и спорт позволяют заметно расширить сферы интеграции инвалидов в обществе. Сегодня физическая культура и спорт - это международное общественное движение, начинается оно в физкультурно - спортивных объединениях и заканчиваются параолимпийскими играми. А в нашем интернате особое место в этом движении принадлежит шахматам.

У детей, посещающих шахматы и шашки, в основном наблюдается сложная структура дефекта, осложнённая форма поведения, нарушение мелкой моторики, недостаточно развиты внимание, восприятие, память. Но большая часть ребят, овладев технологией игры, показывает неплохие результаты, добиваются значительных успехов, активно участвуют в школьных и городских турнирах, имеют спортивные разряды. В процессе повседневной жизни у детей формируются навыки бытовой ориентации, развиваются элементарные математические представления, вырабатывается объективное отношение к своим возможностям, всё это формирует у детей такие качества личности, как самостоятельность, коллективизм, умение планировать свою работу, предвидеть результаты своего труда.

И эта работа по социализации во вспомогательной школе - лишь начало пути в подготовке учащихся к большой взрослой жизни. Наша школа, коррекционное учреждение. Для нас, даже очень больной ребёнок - это главная ценность. А цель коррекционного учреждения - определение потенциальных возможностей ученика, установление и достижение путей коррекции. И от того, как мы сумели развить у подростков интерес к жизненным ситуациям, с которыми им придётся столкнуться и которые придётся решать, будет зависеть их дальнейшая жизнь. И мы в ответе за тех, кого учили и воспитывали.

Максименко Алефтина Николаевна. Воспитатель спец. школы № 17 ЮЗАО



© 2010-2022