- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа дополнительного образования Вышивка лентами
Рабочая программа дополнительного образования Вышивка лентами
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агеева О.В. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Магнитогорска
Рабочая программа
кружка «Рукоделие»
Для учащихся 3 - 6 классов.
Автор программы:
Агеева Ольга Владимировна
учитель технологии
высшей квалификационной
категории
Магнитогорск, 2015
Пояснительная записка
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Новизна дополнительной образовательной программы «Рукоделие» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Идея дополнительной образовательной программы- это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.
Цель данной программы - получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.
Программа ориентирована на девочек 8-12 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Задачи:
Образовательные:
-
Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
-
Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
-
Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
-
Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
-
Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
Развивающие:
-
Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
-
Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
-
Развивать художественный кругозор учащихся.
-
Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
Воспитательные:
-
Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
-
Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
К концу обучения дети должны знать:
-
правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
-
технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
-
название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
-
правила составления букета;
-
основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
-
требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
учащиеся должны уметь:
-
вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
-
придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
-
изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
-
помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.
Форма реализации программы - очная.
Дополнительна образовательная программа «Рукоделие» полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:
-
Беседа;
-
Практическое занятие;
-
Объяснение;
-
Демонстрация.
Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.
Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
Базовый учебный план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета.
3
3
Материаловедение.
2
2
Стежки и техника вышивки.
9
1
8
Основные элементы вышивки
21
3
18
Панно
22
1
21
Картины
21
1
20
Сувениры
15
1
14
Оформление и посещение выставок работ учащихся
3
3
Экскурсии
3
3
Итоговое занятие
3
3
Итого
102
18
84
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Дата
По плану
проведения
Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы
1
Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами
2
Материаловедение (2)
Подготовка ткани
2
Стежки и техника вышивки (9)
Виды закрепок. Простой узелок
1
Техника простейших швов (вперед иголка, назад иголка, тамбурный швы)
2
Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок
3
Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный
3
Основные элементы вышивки (21)
Строение цветов. Цветок «незабудка»,
3
«Бутон на стебельке»
3
«Розочка»,
3
«Веточка вербы»
3
Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты
3
Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.
6
Панно (22)
Незабудки
6
Белая лилия
3
Розы на решётке
6
Цветочная композиция
4
Оформление панно в рамку
3
Картины (21)
«Рождественская звезда»
6
«Анютины глазки»
6
«Зимний венок»
6
Оформление картины в рамку
3
Сувениры (15)
«Цветочная поляна» к празднику 8 марта
9
Топиарий «Цветочное дерево»
6
Оформление и посещение выставок
3
Экскурсии
3
Итоговое занятие
3
Итого
102
IV. Содержание образовательной программы
-
Введение
1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Цветовод. Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
1.2. Тема: Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами.
Цели: расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.
Оборудование: образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.
Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2010. - 240 с.: ил.
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.:ил.
-
Материаловедение.
2.1 Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2010. - 240 с.: ил.
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.:ил.
3. Стежки и техника вышивки
Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
4. Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
5. Панно
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
6. Картины.
6.1 «Рождественская звезда»
Цели: Ознакомить с праздником «Рождество Христово», научить выполнять картины, оформлять в рамку, развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, , ножницы, рамки, образцы стежков, инструкционные карты.
Беседа, показ приемов выполнения.
Практическая работа: выполнение картины «Рождественская звезда».
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
6.2 «Анютины глазки»
Цели: Ознакомить с «языком цветов», научить выполнять картины, оформлять в рамку, развивать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, , ножницы, рамки, образцы стежков, инструкционные карты. Беседа, показ приемов выполнения.
Практическая работа: выполнение картины «Анютины глазки».
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
6.3 «Зимний венок»
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения картины «Зимний венок», развивать творческое воображение, художественный вкус,
формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, умение организовывать досуг.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение картины «Зимний венок».
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Литература
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.
3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
4. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.