Рабочая программа дополнительного образования Вышивка лентами

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Магнитогорска













Рабочая программа

кружка «Рукоделие»

Для учащихся 3 - 6 классов.




Автор программы:

Агеева Ольга Владимировна

учитель технологии

высшей квалификационной

категории


Магнитогорск, 2015

Пояснительная записка


Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навы­ков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного ис­кусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.

Новизна дополнительной образовательной программы «Рукоделие» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Идея дополнительной образовательной программы- это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.

Цель данной программы - получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

Программа ориентирована на девочек 8-12 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности уча­щихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.

  • Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами

  • Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.

  • Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.

  • Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

  • Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.

  • Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

  • Развивать художественный кругозор учащихся.

  • Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с ру­ководителем объединения.

Воспитательные:

  • Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость.

  • Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу обучения дети должны знать:

  • правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

  • технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

  • название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

  • правила составления букета;

  • основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

  • требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

учащиеся должны уметь:

  • вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

  • придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

  • изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

  • помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

Форма реализации программы - очная.

Дополнительна образовательная программа «Рукоделие» полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

  • Беседа;

  • Практическое занятие;

  • Объяснение;

  • Демонстрация.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительно­стью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практиче­ской работы, выставки, конкурсы, экскурсии.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.








Базовый учебный план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета.

3

3


Материаловедение.

2

2


Стежки и техника вышивки.

9

1

8

Основные элементы вышивки

21

3

18

Панно

22

1

21

Картины

21

1

20

Сувениры

15

1

14

Оформление и посещение выставок работ учащихся

3


3

Экскурсии

3

3


Итоговое занятие

3

3


Итого

102

18

84

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Дата

По плану

проведения

Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы

1



Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами

2



Материаловедение (2)




Подготовка ткани

2



Стежки и техника вышивки (9)




Виды закрепок. Простой узелок

1



Техника простейших швов (вперед иголка, назад иголка, тамбурный швы)

2



    Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок

    3



      Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный

      3



      Основные элементы вышивки (21)




        Строение цветов. Цветок «незабудка»,

        3



          «Бутон на стебельке»

          3



            «Розочка»,

            3



              «Веточка вербы»

              3



                Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты

                3



                  Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.

                  6



                  Панно (22)




                    Незабудки

                    6



                      Белая лилия

                      3



                        Розы на решётке

                        6



                          Цветочная композиция

                          4



                            Оформление панно в рамку

                            3



                            Картины (21)




                              «Рождественская звезда»

                              6



                                «Анютины глазки»

                                6



                                  «Зимний венок»

                                  6



                                    Оформление картины в рамку

                                    3



                                    Сувениры (15)




                                      «Цветочная поляна» к празднику 8 марта

                                      9



                                        Топиарий «Цветочное дерево»

                                        6



                                          Оформление и посещение выставок

                                          3



                                            Экскурсии

                                            3



                                              Итоговое занятие

                                              3



                                              Итого

                                              102





                                              IV. Содержание образовательной программы


                                              1. Введение

                                              1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы

                                              Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Цветовод. Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.

                                              Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.

                                              1.2. Тема: Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами.

                                              Цели: расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в ис­кусстве, художественный вкус.

                                              Оборудование: образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-при­кладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.

                                              Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2010. - 240 с.: ил.

                                              Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.:ил.


                                              1. Материаловедение.

                                              2.1 Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками

                                              Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.

                                              Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

                                              Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

                                              Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.

                                              Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2010. - 240 с.: ил.

                                              Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.:ил.

                                              3. Стежки и техника вышивки

                                              Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

                                              Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

                                              4. Основные элементы вышивки

                                              Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.

                                              Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

                                              5. Панно

                                              Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно разви­вать творческое воображение, художественный вкус.

                                              Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

                                              Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

                                              6. Картины.

                                              6.1 «Рождественская звезда»

                                              Цели: Ознакомить с праздником «Рождество Христово», научить выполнять картины, оформлять в рамку, разви­вать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, , ножницы, рамки, образцы стежков, инструкционные карты.

                                              Беседа, показ приемов выполнения.

                                              Практическая работа: выполнение картины «Рождественская звезда».

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.


                                              6.2 «Анютины глазки»

                                              Цели: Ознакомить с «языком цветов», научить выполнять картины, оформлять в рамку, разви­вать творческое воображение, художественный вкус, формировать правильные приемы работы; проверить умения и навыки, воспитывать аккуратность и усидчивость.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, , ножницы, рамки, образцы стежков, инструкционные карты. Беседа, показ приемов выполнения.

                                              Практическая работа: выполнение картины «Анютины глазки».

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

                                              6.3 «Зимний венок»

                                              Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения картины «Зимний венок», разви­вать творческое воображение, художественный вкус,

                                              формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, умение организовывать досуг.

                                              Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

                                              Практическая работа: Выполнение картины «Зимний венок».

                                              Литература.

                                              Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.

                                              7.Оформление выставок. Посещение выставок.

                                              Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; разви­вать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

                                              Оборудование: работы учащихся, стенды

                                              8.Экскурсии (в музей)

                                              Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.

                                              9.Итоговое занятие.

                                              Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.

                                              Литература

                                              1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.

                                              2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2007.

                                              3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. - М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

                                              4. Вышивка лентами. - Минск.: Харвест, 2010.



                                              © 2010-2022