ВИДЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИДЫ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Алексейчикова Л.Е., МБОУ СОШ №17

«Вечным двигателем души человеческой» назвал учителя писатель Валентин Распутин: «Каждый урок учителя - это начало начал и продолжение многих продолжений, которое в самом мирском смысле отражается в нашей общей духовной атмосфере».

Воздействие школьных уроков, органическая связь того, что на них было узнано, с тем, что вошло в волю, чувство, совесть учащихся, зависит от окрыленности учителя, от оригинальности его характера, от душевной щедрости, от резерва образованности, от беспрестанно растущей квалификации, от творческого использования лучшего, что достигнуто современной школой.

Педагогическое творчество отличается своеобразными особенностями, и одна из них, главная профессиональная - потребность учителя в отдаче своих духовных накоплений ученикам.

Учителя - это люди, в которых постоянно живет неистребимое желание, получая, отдавать, и поэтому ещё одна неотъемлемая особенность педагогического творчества - неустанное стремление пополнять свой научный, нравственный и культурный багаж.

В самом общем плане основная цель обучения - развитие учащегося. В соответствии с этой целью в детской и педагогической психологии, а также и в дидактике центральное место занимали те направления, которые исследовали развивающее обучение. И сегодня мы справедливо говорим о том, что образование, прежде всего, призвано раскрывать созидательные силы и способности личности, то это означает, что учить творчеству нужно с детского возраста и при том всех.

Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, и, прежде всего, чертежи, поэтому в курсе черчения потенциально заложены огромные возможности для формирования творческих качеств личности. Политический характер предмета позволяет использовать самые различные объекты для проявления индивидуальных интересов наклонностей молодых людей, раскрывать их дарования и способности. Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, преобразованием исходных данных, в том числе комбинаторного характера, который является особенно специфичным для конструкторской деятельности.

При разработке системы творческих задач по черчению следует смоделировать условия, которые требовали бы от учащихся выполнения перечисленных действий. Условие творческой задачи должно предопределять возникновение проблемной ситуации, а решение - побуждать к использованию старых знаний в новых ситуациях. Обязательной особенностью творческих задач является вариативность их решения, ибо только в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого и является субъективно новый результат.

Задачи, включенные в раздел проектной деятельности, предусматривают графическое моделирование предмета по чертежу с неполными данными. Обладая ярко выраженным творческим характером, они побуждают школьников к активному поиску, комбинаторике. Каждый вид рекомендуемых задач избирательно углубляет и закрепляет графические знания по ведущим разделам курса черчения. Эти качества используются при решении задач с элементами проектной деятельности, где ставится конкретная техническая цель.

Приступая к рассмотрению задач по черчению, включающих элементы проектной деятельности, нужно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах, что было бы неправильным подменять черчение конструированием, дизайном или архитектурой.

Главным качеством, общим для черчения и конструирования является умение использовать графические знания в новой конкретно заданной ситуации. Применительно к черчению это значит, что ученик должен правильно понимать условие задачи, выраженное языком графики, выбирать те методы изображения, которые способны составить опору техническому замыслу, удержать его в сознании, послужить основой для развития замысла и его завершения. Параллельно с мысленными преобразованиями формы ученик должен производить преобразования графические. Наконец, на завершающей стадии работы перед учащимися возникает наиболее трудная проблема: на чертеже необходимо грамотно отразить итог творческой работы. При этом нужно использовать оптимальное количество изображений, с достаточной полнотой и наглядностью раскрывающих особенности формы объекта. Трудность заключается в том, что в этот момент школьники должны мысленно перепробовать все известные им методы изображений и выбрать нужные, вспомнить необходимые правила и ими воспользоваться.

Для учителя важно понимать, какие элементы конструкторских знаний и умений должны быть отражены в творческих задачах по черчению и зачем это делается. Как уже отмечалось, в курсе черчения нашли своё место задачи на мысленное преобразование формы и положения объекта. Однако конечной целью этих преобразований являлись сами преобразования. Никто не отрицал ранг этих задач в развитии образного мышления школьников, но для них самих семантическое значение преобразований оставалось нераскрытым, а поэтому интерес к занятиям не возникал.

Задачи на конструктивные преобразования имеют ощутимую для школьников практическую ценность, поскольку в них в доступной форме ставится конкретная техническая цель. Стремление к достижению этой цели стимулирует интерес к работе.

При разработке творческих задач с элементами конструирования очень важен выбор объекта. Нужно выбирать предметы, форма которых представляет интерес с точки зрения графической деятельности, чтоб форма была современной и, наконец, чтобы объект можно было изготовить в школьных мастерских.

Необходимо заранее обосновать правомерность творческих задач, ориентированных на работу со сборочными чертежами. Важно учитывать при разработке содержания творческих задач те характерные особенности, которые сопровождают конструктивно - графическую деятельность школьников. При этом необходимо знать, в какой мере учащиеся могут использовать сформированные у них ранее графические знания, понимать, какие характерные затруднения возникают в процессе творческой работы и как предупредить их.

При исследовании особенностей решения учащимися задач с элементами конструирования обращает на себя внимание следующее:

1. Затруднения школьников начинаются с неумения обнаружить основное противоречие конструкции, понять, каким требованиям должна соответствовать отсутствующая деталь и как она должна работать. Это отрицательно скапывается на поисковой деятельности и в конечном итоге приводит к нерациональному решению задачи.

2. Затруднения и ошибки, допускаемые учащимися при конструктивном смысле, в основном связаны с неумением использовать сформированные ранее графические знания в новой ситуации, конкретно это выражается:

а) в неумении выбрать оптимальное количество изображений с необходимой полнотой и наглядностью, раскрывающими особенностей конструкций;

б) в неумении выбрать масштаб изображений, позволяющий выделить главное в конструкции;

в) в ошибках, связанных с нарушением общих правил черчения.

3. Характерным этапом графического поиска является выполнение учащимися «опорных» изображений, в которых заложена первая попытка зафиксировать возникшее в сознании ядро будущей конструкции.

Выдвигая пожелания к формулировке условий задач, отметим и следующее. В текст условий целесообразно включать несколько пунктов, которые предусматривают выполнение работ, различных по сложности. Это позволяет использовать задачи на разных этапах обучения и строить работу с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Таким образом, в учебном процессе учитель выступает, прежде всего, как организатор и руководитель познавательной деятельности детей. Он создает условия, при которых учащиеся могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации как классной, так и домашней работы учащихся, и учебной дисциплины и правильного чередования заданий и нормальной психологической обстановки на уроке, и многого другого. Главное условие, однако, постановка перед учащимися таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности. При отсутствии этих условий нормального учебного процесса быть не может.

© 2010-2022