- Преподавателю
- Технология
- Доклад Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
Доклад Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пелагеча М.И. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяются пагубные привычки; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию проявляются:
-
в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
-
духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);
-
Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума
Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:
урочная деятельность;
внеурочная деятельность
внешкольная деятельность
семейное воспитание;
изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Школьный возраст - время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха
Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования
Духовно - нравственное воспитание и развитие через проектную деятельность на уроках технологии и внеклассных мероприятиях включает в себя аспекты:
- гражданский - формирование творческой личности с активной жизненной позицией:
- политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся;
- здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;
- патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следущими социальными умениями и навыками:
- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач:
- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Заключение: Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Действенность духовно-нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.