Личностно ориентированная образовательная среда в обучении

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися.     Личностно ориентированная образовательная среда школы создаётся совместными усилиями всех специалистов школы - учителей, психолого социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины. Учебный м...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении

технологии с одаренными учащимися.

Болясов Андрей Борисович - учитель технологии (Andrei [email protected]) .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)

г. Красный Сулин Ростовской Области.

Аннотация

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися.

Личностно ориентированная образовательная среда школы создаётся совместными усилиями всех специалистов школы - учителей, психолого социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины. Учебный материал должен настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний.

Стимулирую и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения.

Принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно веду урок в зависимости от возникающих учебных, ситуаций. Разнообразить дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.

Даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовываю и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку. Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого - один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них.

1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из природного материала. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъективного опыта, который предъявили ученики входе беседы.

2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении разметки изделия ученикам постоянно приходится решать проблемы экономного расположения шаблонов на материале с которым они работают. Часто случается, что принесённого на урок материала не хватает.

По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия.

3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках по разделу «Технология обработки древесины». Практическая работа проходит по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет обязанности бригадира: рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за технологию выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.

5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.

В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать мене сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, одну и туже деталь можно выполнять с прямыми углами или закруглёнными.Технология обработки прямого угла значительно проще, чем закруглённого.

6. Отмечают положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов

отмечают наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.

7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.

На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.

8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должно

закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно по этому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Важную роль в создании личности ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументации, но в тоже время требует терпимости к чужой точки зрения;

- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе над групповым проектом возможно создания достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные роботы. Например, при работе над проектом «Самодельный легковой автомобиль». При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и разумеется система внеурочной исследовательской работы учащихся.

2008 год второй муниципальный этап Всероссийской политехнической олимпиады школьников Курганов Никита 2 -е место среди учащихся 6-7 классов, Гринько Виталий 3-е место среди учащихся 10-11 классов, Лепилкин Иван 3-е место среди учащихся 8-9 классов, Островерхов Иван 2-е место среди учащихся 8-9 классов.Районный слет-конкурс «Юные конструкторы Дона-третьему тысячелетию» Низовцев Илья 2-е место в разделе« Юные техники-учреждениям образования», Жук Алексей 3-е место в разделе «Техника»,районная выставка детского технического творчества Мауров Сергей,Жук Алексей, Низовцев Илья, Колебанов Иван -первое место,и второе место в районной выставке декоративно-прикладного творчества,Жук Алексей 1-е место в районной научно-практической конференции за доклад «Геоэкологические проблемы « кровеносной системы» цивилизации» . 2009год коллектив детского обьединения «Общетехническое моделирование» 1-е место в районной выставке детского технического творчества и первое место в районной выставке детского декоративно-прикладного творчества, Низовцев Илья 2-е место в районном слете-конкурсе «Юные конструкторы Дона-третьему тысячелетию» в разделе « Юные техники-учреждениям образования», Лепилкин Иван 3-е место в разделе «Сельское хозяйство» .2010 год Низовцев Илья 3-у в районной выставке декоративно-прикладного творчества детей ,2-е место в место в районном слете-конкурсе «Юные конструкторы Дона-третьему тысячелетию» в разделе « Юные техники-учреждениям образования», коллектив школы 1-е место районной выставке технического творчества награждены грамотами Дарган Артем,Мехралиев Ильяс, Туляков Владислав, Мышков Виктор, Силаков Евгений,сертификатами за участие в 9-й Муждународной Интернет-Олимпиаде среди образовательных учреждений« Эрудиты Планеты -2010 » награждены Бахарев Игорь,Куприянов Никита,Липилкин Иван,Гринченко Анастасия,Малахова Елена,Казаринав Ольга . Лепилкин Иван призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по технологии.2011 год Колебанов Вадим 2-е место в районном слете-конкурсе «Юные конструкторы Дона-третьему тысячелетию» в разделе « Юные техники-учреждениям образования», коллектив школы занял первое место в районной выставке технического творчества и 2-е место в районной выставке декоративно-прикладного творчества детей грамотами награждены Адзимба Эдуард, Колебанов Вадим, Димаков Денис, Курганов Никита, Потаков Михаил, Лаврентьев Эрнест, Сафронов Антон, Вертий Егор.Титов Филипп 1-е место в муниципальный этап Всероссийской политехнической олимпиады школьников среди учащихся 6-7, ПотаковМихаил 2-е место в муниципальный этап Всероссийской политехнической олимпиады школьников среди учащихся 8-9 классов. Мой опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы с одаренными учащимися может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учёта личных способностей и предпочтений своих учеников. Причём для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.


© 2010-2022