- Преподавателю
- Технология
- Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекционной группы по профессии «Маляр»
Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекционной группы по профессии «Маляр»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лайкова А.В. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекционной группы по профессии «Маляр».
Разработал: мастер производственного обучения Лайкова А.В.
Таштагол, 2015
Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекционной группы по профессии «Маляр».
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Компетенция - это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство мастера п/о состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности. Интерес обучающегося совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии. В техникуме обучаются обучающиеся по профессии «Маляр строительный», срок обучения 2 года, без получения среднего общего (полного) образования. По окончании учебного заведения выдается свидетельство государственного образца.
Эта профессия в системе коллектива и требует толерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового общения.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения использую в своей работе элементы игровой технологии.
Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность.
Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимисязнаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например на уроках п/о использую различные игры - игра «Лото», интеллектуальные игры, кроссворды, логический диктант, филфорды,ребусы,) и т.д. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «…а правда что …», деловые и ролевые игры и др. предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.
К организации игр предъявляются определенные требования:
- игра должна основываться на свободном творчестве учащихся
- игра должна вызывать у обучающегося только положительные эмоции
- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками
- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- обязательна констатация результата игры.
Основная цель игры - развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально - ориентированного мышления. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как обучающимя, так и мастеру п/о.
Деловая игра - этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов. Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.
В немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства,уроки - соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии - маляр. Урок соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок - соревнование заставляет обучающихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде - сопернику и т.д.).
Проектная технология. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат - продукт, изделие. Цель проекта - реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении малярного искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими обучающимися под руководством мастера. Так, например можно задать любую тему - и обучающимся необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего помещения.
Обучающиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:
- подбор материалов (материаловедение),
- их дополнение друг другом,
- технологическая часть (технология малярных работ).
Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Применение проектных технологий на уроках производственного обучения формирует у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В ходе выполнения проекта обучающиеся собирают необходимую информацию, классифицируют ее, строят целостную картину применения художественного творчества в работе маляра. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю учащимся перечислить возможные ошибки выполнения, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю обучающимся выполнить различное оформление одинаковых помещений и т.д. Широко использую на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования -инструкционные карты, карты технологической последовательности выполнения отделок, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает уобучающихся правильное представление о современной технологии.
Личностно - ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам - помоги другому. Каждый обучающийся - индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающимся, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут - то было! Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе обучающемуся, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
Интерактивное обучение (обучение в группах) - примерами работы в мини- группах ( 2-3 человека) может быть - взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения.В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым.
Т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для обучающихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа обучающегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.
"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь"
Конец формы