Элективный предмет технология 11 класс ДВС

данный курс изучения двигателей внутреннего сгорания является продолжением . В иучении курса  следует опираться на знания учащитхся законов физики . например при изучении карбюратора   необходимо опираться на знания учащихся из курса физики (сообщающиеся сосуды,­ атмосферное давление, законы Архимеда, Бернулли и т. п.), что позволяет повторить пройденный материал и закрепить знания наглядным обюразом.  Изучается материал пу­тем реализации межпредметных связей курсов «Трактор», физики и химии.  П...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области».


«Рассмотрено» Руководитель МО Стаценко Л. Ф. Протокол № от « » августа 2012 г.

«Согласовано» Заместитель руководителя По УВР «МБОУ-СОШ с.Б.Дмитриевка»

________________________

Куликова Л.Г.

« » августа 2012 г

«Утверждено»

Директор

«МБОУ-СОШ

с.Б.Дмитриевка»

____________________

Спиридонова Н.Ф.

Приказ

« » августа 2012 г




Рабочая программа по элективному предмету «Двигатели внутреннего сгорания» 11 класс. Учителя I категории Маслова Сергея Дмитриевича



Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № от

« » августа 2012 г.





2012-2013 уч. Год





Содержание курса.

1.Регулятор числа оборотов.(4. часа)

Цель занятия.

Изучить назначение, общее устройство, действие и техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя: Дать учащимся понятия о нормальной, обогащенной, богатой обедненной и бедной смесях, ознакомить их с устройством и принципом действия, неисправностями и регулировками карбюраторов К-16А и К-06. Закрепить знания учащихся об устройстве и техническом обслуживании карбюратора. Ознакомить их с устройством, действием и техническим обслуживанием однорежимного регулятора пускового двигателя, всережимных регуляторов и воздухоочистителей дизелей СМД-20 и Д-240. Сформировать у учащихся первоначальные умения выполнять их разборку и сборку. Продолжить формирование у школьников творческих способностей применять знания основ наук на практике, при изучении техники.

Оборудование и наглядные пособия.

Пусковой двигатель ПД-10У, топливный бак, фильтр-отстойник, карбюраторы К-16А и К-06, топливопровод, плакаты «Пусковой двигатель» и «Агрегаты пускового двигателя», схема простейшего карбюратора, таблица .«Виды горючих смесей». . Дизели Д-50 и СМД-14, пусковой двигатель ПД-10У в сборе с одноре-жимным регулятором и карбюратором, всережимные регуляторы дизелей Д-50 и СМД-14, воздухоочиститель дизеля СМД-14 или А-41, воздухоочиститель дизеля Д-50 или Д-240, модели однорежимного и всережимного регуляторов, карбюраторы К-16А и К-06, плакаты «Пусковой двигатель», «Схема работы регулятора», «Регулятор топливного насоса» и «Агрегаты системы питания»

Ход занятия.

В начале занятия учитель задает учащимся вопрос: «Каково назначение системы питания карбюраторного двигателя?» Обобщив ответы, он обращает внимание школьников на сходства назначения и устройства систем питания дизеля и карбюраторного двигателя.

Учителю следует назвать основные части системы питания карбюраторного пускового двигателя ПД-10У, продемонстрировать их в натуре и на плакате, расположение на двигателе, показать путь движения топлива, воздуха, горючей смеси и отработавших газов, разъяснить назначение топливного бака, фильтра-отстойника, карбюратора, воздухоочистителя, выпускного трубопровода и глушителя.

Далее демонстрировать схему и описать устройство и принцип действия простейшего карбюратора При изложении материала необходимо опираться на знания учащихся из курса физики (сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, законы Архимеда, Бернулли и т. п.)
Продемонстрировать таблицу «Виды горючих смесей», знакомит учащихся с требованиями к составу горючей смеси в зависимости от режима работы пускового двигателя. Затем отметить недостатки простейшего карбюратора и объяснить особенности устройства и действия карбюраторов К-16А и К.-06. При этом следует пользоваться не только плакатами, но и натуральными карбюраторами, их разрезами и деталями.

Далее рассказать о возможных неисправностях системы питания карбюраторного двигателя, их внешних признаках, основных причинах переобогащения и переобеднения горючей смеси, способах устранения основных неисправностей, техническом обслуживании системы питания
пускового двигателя. Кратко объяснить устройство и принцип действия однорежимного регулятора пускового двигателя, всережимных регуляторов и воздухоочистителей дизелей А-41 и Д-240. На последующих занятиях следует углублять и расширять эти знания учащихся.
Дополнить знания учащихся о техническом обслуживании регуляторов частоты вращения коленчатого вала и воздухоочистителей.

Нужно раскрыть учащимся общность систем питания пускового двигателя ПД-10У и автомобиля ЗИЛ-130 или ГАЗ-53А.

2.Система охлаждения.(4 часа.)

Цель занятия.

Ознакомить учащихся с назначением, классификацией, общим устройством и принципом действия системы охлаждения. Дать первоначальные умения снимать с двигателя водяной насос с вентилятором, и термостат. Продолжить расширение у учащихся политехнического кругозора. Ознакомить учащихся с физико-химическими характеристиками охлаждающих жидкостей для автотракторных двигателей, основными неисправностями систем охлаждения, их внешними признаками, причинами и способами устранения. Закрепить знания школьников об устройстве, действии и техническом обслуживании вентилятора, водяного насоса и термостата. Привить учащимся первоначальные умения частично разбирать, собирать и устанавливать их на дизеле. Продолжить формирование у школьников умений пользоваться инструкционной картой.

Оборудование и наглядные пособия.

Дизели Д-240 и А-41, плакаты «Система охлаждения», модель крышки радиатора, дистанционный указатель температуры воды с датчиком. Сосуд с водой, электроплитка, термометр, масштабная линейка, два термостата. Плакаты «Система охлаждения»-, «Водяное охлаждение двигателя», «Воздушное охлаждение двигателя», таблица «Тепловой баланс двигателей внутреннего сгорания».

Ход занятия.

При изучении темы учащиеся знакомятся с назначением, классификацией, устройством, действие ных, сверлильных станков, танков, тепловозов, теплохо- <
дов, самолетов). м и техническим обслуживанием системы охлаждения, влиянием перегрева и переохлаждения двигателя на его работу, основными неисправностями системы охлаждения, признаками, причинами и способами устранения этих неисправностей.

Учащиеся овладевают первоначальными умениями снимать с двигателя водяной насос,- вентилятор, термостат, частично разбирать и собирать их, а затем устанавливать на двигатель и регулировать натяжение ремня вентилятора.

В процессе выполнения практических работ у учащихся формируются не только специальные, но и общетрудовые умения: планировать, организовывать и контролировать свою работу, а также воспитываются культура труда, трудолюбие.

Содержание этой темы представляет большие возможности для расширения политехнического кругозора школьников, так как система охлаждения дизелей тракторов имеет много сходства с системой охлаждения двигателей транспортных, технологических, военных и других машин(например,автомобилей,токарных,фрезерных,строгальных, сверлильных станков, танков, тепловозов,теплоходов, самолетов). .

Школьники уже знают, что не вся внутренняя энергия газов, полученная при сгорании топлива, превращается в механическую энергию, за счет которой двигатель совершает полезную работу.

При помощи учебной таблицы «Тепловой баланс двигателей внутреннего сгорания» учащиеся уясняют, что у дизелей около 25% внутренней энергии, а у карбюраторных двигателей около 30% идет на нагревание цилиндров, поршней, клапанов и других деталей. В результате двигатель может перегреться. Поэтому - следует рассказать школьникам об отрицательных последствиях перегрева двигателя и необходимости искусственного его охлаждения.

Далее надо сообщить, что по способу отвода теплоты от нагретых деталей (например, блок-картера, головки) двигатели внутреннего сгорания бывают с жидкостным или воздушным охлаждением. Жидкостная система охлажденья применяется на дизелях Д-50, Д-240, СМД-14, А-41, а воздушная - на дизелях Д-21, Д-37М и др.

Нужно обратить внимание учащихся на недопустимость переохлаждения двигателя. Поэтому перед пуском холодный двигатель прогревают с помощью подогревателя, горячей водой или другими способами. Для быстрого прогрева и во избежание переохлаждения работающего двигателя в системе охлаждения предусмотрены термостат, шторка- (или жалюзи), чехол.

Следует показать, как термостат направляет воду из головки по перепускному шлангу в водяной насос, минуя радиатор, когда температура воды ниже 70 °С. При этом подчеркнуть, что на дизелях СМД-14 и А-41 термостат не устанавливают.

Затем нужно кратко объяснить устройство и действие радиатора, вентилятора, водяного насоса, термостата и предпускового подогревателя, рассказать о внешних признаках неисправностей системы жидкостного охлаждения и способах их устранения.

Далее кратко описать общее устройство, принцип действия, преимущества и недостатки системы воздушного охлаждения. При этом необходимо пользоваться плакатами и натуральными деталями.

Чтобы учащиеся лучше усвоили учебный материал, можно показать кинофильм «Система охлаждения».

Для расширения политехнического кругозора учащихся целесообразно сравнить общее устройство систем охлаждения дизелей (например, Д-240) и карбюраторных двигателей (например, автомобилей типа ГАЗ).

Затем надо рассмотреть общее устройство и действие системы жидкостного охлаждения. Сначала следует, перечислить и показать на плакатах и дизелях основные части системы жидкостного охлаждения, обратить внимание учащихся на то, что перед водяным радиатором установлен масляный радиатор для охлаждения масла. После этого, опираясь на знания учащихся из курса физики о конвекции, объяснить принцип действия системы охлаждения.

Необходимо отметить, что в рубашке охлаждения пускового двигателя осуществляется только термосифонная циркуляция воды, то есть естественная конвекция.

Следует показать, как термостат направляет воду из головки по перепускному шлангу в водяной насос, минуя радиатор, когда температура воды ниже 70 °С. При этом * подчеркнуть, что на дизелях СМД-14 и А-41 термостат не устанавливают.

Затем нужно кратко объяснить устройство и действие радиатора, вентилятора, водяного насоса, термостата и предпускового подогревателя, рассказать о внешних признаках неисправностей системы жидкостного охлаждения и способах их устранения.

3. Система смазки.(4 часа)

Цель занятия.

.

Дать учащимся знания о назначении, общем устройстве и действии системы смазки двигателя, ознакомить их с основными неисправностями системы, их внешними признаками и причинами появления, сформировать трудовые умения по эксплуатации и устранению неисправностей. Обратить внимание учащихся на важность и способы экономии автотракторных масел. Изучить устройство и действие масляного насоса и фильтров, а также привить учащимся навыки частичной их разборки и сборки. Продолжить воспитание у них самостоятельности, активности и коллективизма.

Оборудование и наглядные пособия.

Плакат «Система смазки» диафильм «Система смазки тракторных двигателей» Масляный насос с маслозаборником, фильтр грубой очистки и неполнопо-точная центрифуга. Полнопоточная реактивная центрифуга, модели «Масляный насос» и «Реактивная центрифуга», плакат «Система смазки».

Ход занятия.

В процессе беседы, опираясь на знания учащихся из курса физики о трении, его причинах, видах, способах уменьшения, следует разъяснить, что между трущимися деталями двигателя может быть сухое, полусухое (полужидкостное) или жидкостное трение.

При этом необходимо рассказать, что сухое трение бывает между деталями, имеющими сухую область соприкосновения. Оно возникает из-за неровностей на трущихся поверхностях или вследствие взаимного притяжения молекул соприкасающихся деталей.

Полусухое (полужидкостное) трение возникает между частично разделенными смазкой сопряженными деталями.

Жидкостное трение происходит между деталями, которые полностью отделены друг от друга слоем масла. В этом случае трение между поверхностями деталей заменяется меньшим трением между слоями масла.

На основе этого учащиеся делают вывод, что для уменьшения трения подавать масло нужно к трущимся поверхностям. Масло, попадая в зазоры между сопряженными деталями, уменьшает их износ, способствует повышению КПД двигателя, охлаждает нагретые трущиеся детали, удаляет из зазоров продукты износа. Кроме того, масло, заполняя зазоры между поршнем, компрессионными кольцами и цилиндром, уменьшает проход газов в картер.

Обобщив ответы учащихся, следует сказать, что механизмы и устройства, обеспечивающие непрерывную подачу масла к трущимся поверхностям деталей работающего двигателя, образуют систему смазки.

При изложении характеристик автотракторных масел следует сообщить учащимся об их основных параметрах: вязкости, температуре застывания и вспышки, химической стабильности и зольности; о назначении присадок и марках дизельных масел.

Затем рассказать об общем устройстве и действии комбинированной системы смазки двигателей Д-37 и Д-240, назвать конструктивные особенности системы смазки двигателей СМД-19, А-41

Для расширения политехнического кругозора школьников следует обратить их внимание на сходства и различия общего устройства и действия систем смазки дизельных двигателей Д-240, А 41 и карбюраторного двигателя, например ГАЗ-53. Напомнить учащимся о том, как смазываются детали двухтактного, например пускового, двигателя.

Далее кратко ознакомить учащихся с основными признаками неисправностей системы смазки, их внешними проявлениями, и причинами, основными операциями технического обслуживания системы смазки. При этом сообразно обратить внимание учащихся на то, что отработавшее автотракторное масло сливают из двигателя через 240 моточасов и отправляют на переработку. Для закрепления нового материала учащиеся рассматривают в учебном пособии цветные рисунки пособия «Схема смазки дизеля» и «Масляные фильтры дизеля СМД-14».

Устройство и действие масляного насоса необходимо объяснить, пользуясь натуральным объектом, его моделью и плакатом.

При объяснении принципа действия реактивной центрифуги следует использовать знания учащихся о физическом законе сохранения импульса и понятия о реактивном движении.

4. Пусковые устройства. Сцепление. (10 часов)

Цель занятия.

.

Дать учащимся знания о процессе и способах пуска дизелей, устройстве, действии и техническом обслуживании системы пуска и счетчика моточасов.

Ознакомить учащихся с общим устройством, принципом действия, неисправностями и техническим обслуживанием сцепления.

Оборудование и наглядные пособия.

Детали трансмиссии, свеча накаливания дизеля Д-50Л, модели сцепления и механизма автоматического выключения шестерни привода, плакаты по системе пуска.

Детали постоянно замкнутого и непостоянно замкнутого сцеплений, модель сцепления, плакаты по устройству сцепления.

Ход занятия.

Изложение нового материала целесообразно начать с вопроса: «Для чего нужна система пуска?» Если школьники затрудняются ответить на него, нужно кратко раскрыть существо вопроса, а затем ознакомить учащихся с процессом пуска, с понятием о пусковой частоте вращения .коленчатого вала дизеля, назвать и показать специальные средства пуска: пусковой двигатель, электрический стартер и т. п.

Далее необходимо подчеркнуть, что система пуска тракторных дизелей с пусковым двигателем (например, Д-240Л) состоит из пускового устройства (средства пуска) для прокручивания коленчатого вала дизеля. Трансмиссии, передающей вращение от коленчатого вала пускового двигателя коленчатому валу дизеля; декомпрессионного механизма, облегчающего проворачивание коленчатого вала дизеля, и устройств для подогрева двигателя или воздуха, поступающего в цилиндры двигателя.

Изложение материалов (устное) должно сопровождаться показом основных частей системы пуска на плакатах. Используя наглядные пособия, разъяснить назначение, устройство и действие основных частей трансмиссии: одноступенчатого редуктора. Сцепления, муфты свободного хода (обгонной), механизма автоматического выключения шестерни привода, общее устройство системы пуска дизеля Д-240Л электрическим стартером и пр. Необходимо рассказать и об устройствах для облегчения пуска дизелей, а именно об электрофакельном подогревателе дизеля СМД-19, свечах накаливания дизеля Д-50, предпусковом подогревателе дизеля Д-240Л.

Изложить учебный материал о назначении и устройстве счетчика моточасов и о техническом обслуживании системы пуска.

Уточнить назначение сцепления (используя учебное пособие), ознакомить учащихся с типами и принципами действий сцеплений.

Продолжая изложение материала, необходимо подчеркнуть, что принцип действия фрикционного сцепления, устанавливаемого на большинстве тракторов и автомобилей, основан на ис пользовании сил трения между дисками, и продемонстрировать действие фрикционного сцепления при помощи модели. После этого надо рассказать о принципах классификации сцеплений.

Затем, используя плакаты и сцепления, смонтированные на разрезах двигателей, познакомить учащихся с устройством и действием сухого однодискового постоянно замкнутого сцепления трактора МТЗ-80. Особенностями устройства и принципа действия двухдискового постоянно замкнутого сцепления трактора ДТ-75М, однодискового непостоянно замкнутого сцепления трактора Т-100 или Т-25А и сцепления автомобиля.

Далее стоит кратко остановиться на правилах эксплуатации сцеплений, основных неисправностях, внешних признаках и причинах появления, способах устранения неисправностей, техническом обслуживании сцеплений, регулировках зазора между отжимными рычагами и подшипником отводки сцепления тракторов МХЗ-80 и ДТ-75М.

5 .Электрооборудование.

Цель занятия.

Закрепить, углубить и расширить знания учащихся из курса физики об электричестве, видах источников и потребителей электрического тока. Ознакомить учащихся с назначением, размещением на тракторе, взаимодействием приборов электрооборудования и приемами демонтажа его -с трактора. Активизировать познавательную деятельность учащихся путем реализации межпредметных связей курсов «Трактор» и физики.

Закрепить, углубить и расширить знания учащихся из курса физики об общем устройстве и принципе действия аккумуляторной батареи, генераторов переменного и постоянного тока, реле-регуляторов, электрических стартеров, приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, системы зажигания. Повысить интерес учащихся к изучаемому материалу путем реализации межпредметных связей курсов «Трактор», физики и химии.

Закрепить и расширить- знания учащихся об устройстве, действии, неисправностях и техническом обслуживании источников электрического тока и реле-регуляторов. Закрепить и расширить знания учащихся об устройстве, действии, основных неисправностях и техническом обслуживании стартеров с непосредственным и дистанционным электромагнитным управлением, систем освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и системы зажигания. Сформировать у учащихся первоначальные умения выполнять разборку, сборку и установку на трактор потребителей электрического тока. Продолжить воспитание у учащихся организованности.-

Оборудование и наглядные пособия.

Плакаты «Схема электрооборудования трактора МТЗ-80», «Схема электрооборудования трактора ДТ-75М», «Схема электрооборудования автомобиля (ГАЗ-53АилиЗИЛ-130)», шесть наборов инструмента.

Аккумуляторные батареи действующая и для разборки, генератор постоянного тока и его разрез. Генератор переменного тока и его разрез, реле-регуляторы постоянного тока и контактно-транзисторный, стартер с непосредственным механизмом управления, стартер с дистанционным электромагнитным управлением, фара, звуковой сигнал, пусковой двигатель в сборе с магнето и свечой зажигания. Контрольно-измерительные приборы, детали источников и потребителей тока, демонстрационные щиты, плакаты «Схема электрооборудования», «Агрегаты пускового двигателя», модели генератора электрического тока и электромагнитного реле.

Термометр, кислотомер, нагрузочная вилка, стеклянная трубка, 10%-ный раствор двууглекислой (питьевой) соды или нашатырного спирта. Дистиллированная вода, ветошь, динамометру полоска бумаги,

Ход занятия.

Школьникам можно предложить ответить на такие вопросы: что называется электрическим током? Для чего используют электрический ток, в частности на тракторе? Из каких элементов состоит электрическая цепь вообще и в частности трактора? Почему на тракторе применяют однопроводную электрическую цепь? Каково напряжение электрического тока, используемого на тракторе? Расскажите об устройстве и действии плавкого предохранителя.

Обобщая ответы учащихся, обратить их внимание на особенности схем электрических цепей тракторов ДТ-75М и М.ТЗ-80, показать на тракторах и плакатах источники и потребители электрического тока, объяснить назначение генератора электрического тока, аккумуляторной .батареи, реле-|регулятора, электрического стартера, приборов освещения и сигнализации, магнето, свечи зажигания, амперметра.

Используя метод сравнения, расказать, что аналогичные приборы электрооборудования установлены на многих других машинах. Например, генераторы электрического тока, аккумуляторные батареи, электродвигатели применяют на автомобилях, комбайнах, тепловозах, танках, подводных и надводных кораблях.

Для выявления общности автотракторного электрооборудования продемонстрирровать плакат «Схема электрооборудования автомобиля».

Кратко подвести итоги, выяснить уровень усвоения учащимися нового материала, задавая им следующие вопросы: какие источники и потребители электрического тока установлены на тракторе? Покажите их на тракторе. Для чего на тракторе служит включатель массы? Какими способами можно проверить действие амперметра и исправность свечи накаливания? Покажите на плакате и тракторе путь тока от источников к фарам, стартеру, звуковому сигналу. Назовите сходства и различия схем электрооборудования трактора и автомобиля.

Кратко объяснить учащимся общее устройство и принцип действия аккумуляторной батареи. При этом необходимо опираться на знания учащихся из курса физики VII1 класса: устройство и действие простейшего аккумулятора, электрический ток в электролитах, понятия об ионах, катоде, аноде, плотности вещества, ареометре, вольтметре.

В процессе беседы необходимо выяснять уровень знаний учащихся об аккумуляторе и дополнять их ответы, Беседа может строиться на таких вопросах: для чего служит аккумулятор, где его применяют? Расскажите об устройстве и принципе действия простейшего кислотного аккумулятора. Каким способом можно увеличить емкость аккумулятора? Каково напряжение заряженного аккумулятора? Как повысить напряжение аккумуляторов? Из каких основных частей состоит аккумуляторная батарея? Какой полюс аккумуляторной батареи соединяют с корпусом машины (массой)?

Во время беседы углубить и расширить знания учащихся об устройстве аккумуляторных батарей трактора и объясняет расшифровку их марок.

Напомнить учащимся о том, на что расходуется на тракторах электрическая энергия, вырабатываемая генератором, называет марки и основные технические данные генераторов тракторов МТЗ-80 и ДТ-75М.

При изложении общего устройства и действия генератора переменного тока надо учитывать, что учащимся известны из курса физики VI1I, X и X1 классов некоторые вопросы о генераторе электрического тока (постоянные магниты и электромагниты, их применение в технике, явление и закон электромагнитной индукции, устройство и принцип действия генератора переменного тока). Поэтому в процессе беседы можно предложить учащимся ответить на такие вопросы: каково назначение генератора электрического тока? Из каких основных частей состоит простейший генератор переменного тока? На каком физическом явлении основан принцип работы генератора электрического тока?

Опираясь на эти знания учащихся, показать особенности общего устройства и действия генераторов переменного тока без выпрямителя (тракторов Т-74, ДТ-54А) и с выпрямителем (тракторов МТЗ-50, МТЗ-80, ДТ-75М), обратить внимание учащихся на то что. сердечник стартера для уменьшения нагрева вихревыми токами изготовляют из тонких изолированных друг от друга стальных пластин. Затем, пользуясь моделью, плакатом, разрезом генератора постоянного тока, углубить и расширить знания учащихся о его общем устройстве и действии. Подробнее следует остановиться на назначении и устройстве коллектора.

Выявить знания учащихся из курса физики о простейшем электромагнитном реле. Для этого
школьникам можно предложить ответить на такие вопросы: объясните назначение электромагнитного реле? Назовите основные части простейшего электромагнитного реле. Как действует электромагнитное реле? Где применяется электромагнитное реле?

Далее, демонстрируя реле-регулятор и плакат, в общих чертах познакомить учащихся с назначением, общим устройством и принципом действия основных частей реле- регулятора постоянного тока: ограничителя тока, регулятора напряжения и реле обратного тока, сравнивая конструкцию с простейшим электромагнитным реле. Затем следует рассмотреть конструктивные особенности ко тактно-транзисторного реле-регулятора, ознакомить учащихся с назначением регулятора напряжения, транзистора, полупроводниковых диодов и реле защиты, обратив внимание учащихся, что в этом реле-регуляторе отсутствует реле обратного тока, роль которого выполняют полу проводниковые диоды.
Кратко объяснить учащимся основные неисправности магнето, свечи зажигания, провода высокого напряжения, внешние признаки неисправностей, техническое обслуживание системы зажигания.Показать; как проверяют и чистят контакты прерывателя, регулируют зазор между ними, контролируют и устанавливают момент зажигания, проверяют и регулируют зазор между электродами свечи.

Рассказать об основных неисправностях и техническом обслуживании электрических стартеров, систем освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, показать приемы регулирования громкости и высоты звука сигнала.



Тематическое планирование по элективному предмету (ДВС) 11класс.

Урок №

Содержание

Кол-во часов

Дата

Примечание

1. Регулятор числа оборотов. (4 часа)

1

Назначение регулятора. Виды регуляторов.

2

Преимущества всережимного регулятора. Устройство и действие всережимного центробежного регулятора при различных режимах работы двигателя.

3

Возможные неисправности регулятора, способы их выявления и устранения.

4

Уход за регулятором.


2. Система охлаждения. (4 часа)

5

Назначение системы охлаждения. Виды систем охлаждения. Сравнительная оценка водяного и воздушного охлаждения.

6

Схема водяной системы охлаждения. Типы систем водяного охлаждения. Преимущества принудительной системы охлаждения закрытого типа.


7

Понятие о жесткости воды. Смягчение воды. Необходимость применения для охлаждения мягкой и чистой воды.

Назначение, устройство и действие вентилятора, водяного насоса, радиатора, термостата, термометра.


8

Основные неисправности системы охлаждения, способы их выявления и устранения. Уход за системой охлаждения. Особенности ухода за системой охлаждения в зимнее время.

3. Система смазки. (4часа)

9

Роль смазки в двигателях внутреннего сгорания.

Сорта масел, применяемых для смазки. Недопустимость использования масел, не рекомендованных к применению для смазки дизельных двигателей.

10

Основные свойства масел, применяемых для смазки деталей. Назначение присадок к маслам. Простейшие способы определения сорта и качества масла.

Способы подачи смазки к трущимся поверхностям.


11

Схемы систем смазки изучаемых дизельных двигателей. Назначение узлов, деталей и приборов системы. Устройство и действие масляного насоса, фильтров, реактивной центрифуги, радиатора и контрольных приборов системы смазки.


12

Основные неисправности системы смазки, способы их выявления и устранения. Уход за системой смазки.

4. Пусковые устройства. Сцепление. (10 часов)

13

Необходимость применения для пуска дизельных двигателей специальных пусковых устройств.

14

Способы пуска дизельных двигателей, их сравнительная оценка. Пусковые двигатели,их краткая сравнительная характеристика.


15

Устройство пускового двигателя, установленного на изучаемых дизельных двигателях. Основные механизмы и системы пускового двигателя.

16

Рабочий цикл двухтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя. Топливо, применяемое для пускового двигателя


17

. Назначение, устройство и действие механизмов и систем пускового двигателя. Схема передачи движения от пускового двигателя к коленчатому валу дизеля

18

Назначение, устройство и действие основных узлов силовой передачи и механизма включения пускового двигателя. Регулировки передаточного механизма.


19

Последовательность пуска дизельного двигателя. Возможные неисправности пускового устройства, способы их выявления и устранения. Уход за пусковым устройством. Стартер. 'Общие понятия о работе. Правила пользования стартером.


20

Общая схема и механизмы силовой передачи гусеничных и колесных тракторов. Назначение, устройство и схемы работы муфт сцепления изучаемых тракторов.

21

Регулировки муфт сцепления и необходимость соблюдения последовательности при их выполнении. Правила пользования муфтами.


22

Основные неисправности муфт сцепления, способы их выявления и устранения. Уход за муфтой сцепления.

5. Электрооборудование. (12 часов)

23

Получение электрической энергии на тракторах и ее использование. Общая схема электрооборудования изучаемых тракторов. Группа источников тока и системы, входящие в электрооборудование тракторов.


24

Устройство и принцип действия магнето. Назначение, устройство и работа пускового ускорителя. Проверка, регулировка и установка магнето на двигатель. Устройство и действие свечи зажигания. Регулировка зазора между электродами свечи Неисправности систем зажигания от магнето высокого напряжения; причины их возникновения, предупреждение и устранение. Уход за системой зажигания.


25

Назначение и основные типы генераторов, применяемых на изучаемых тракторах. Устройство и принцип действия генератора постоянного тока. Назначение, основные части, схема действия реле-регулятора.


26

Генератор переменного тока. Его преимущества. Необходимость применения выпрямителей. Устройство и принцип .действия генератора переменного тока. Неисправности генераторов, причины их возникновения и способы устранения. Уход за генераторами.


27

Назначение, устройство и основы действия аккумуляторной батареи. Маркировка кислотных аккумуляторных батарей. Измерение плотности электролита ареометром. Зарядка аккумуляторных батарей. Измерение напряжения аккумулятора. Емкость батареи..


28

Подготовка новой аккумуляторной батареи к эксплуатации. Хранение кислотных аккумуляторных батарей. Уход за аккумуляторной батареей. Ее неисправности, причины их появления и способы устранения. Правила техники безопасности при работе с электролизом.


29

Электрические стартеры, устанавливаемые на изучаемых тракторах. Их назначение, устройство и принцип действия. Электростартеры с механическим и дистанционным электромагнитным включением (при помощи электромагнитного тягового реле).


30

Правила пользования стартером. Возможные неисправности стартера, способы их выявления и устранения. Разборка и сборка стартера. Уход за стартером.


31

Электроподогревательные пусковые устройства, применяемые на изучаемых тракторах. Электрофакельный подогреватель с ручным и электромагнитным включением. Электрическая свеча накаливания. Место крепления электроподогревательных пусковых устройств. Необходимость их применения. Устройство, включение и принцип их действия.


32

Закрепить пройденный материал по устройству аккумуляторных батареей и стартеров Неисправности электроподогревательных устройств, способы их выявления и устранения. Уход за электроподогревательными устройствами.


33

Электрическое освещение и сигнализация изучаемых тракторов. Передние и задние фары, плафон кабины, лампа освещения щитка приборов, задние фонари, штепсельные розетки, переключатели, предохранители и провода. Их назначение и устройство.


34

Световая и звуковая электрическая сигнализация. Назначение и действие световой сигнализации. Звуковой сигнал, его назначение, место крепления, устройство и действие.

Основные неисправности системы освещения и сигнализации, способы их выявления и устранения. Уход за системой освещения и сигнализацией.



© 2010-2022