- Преподавателю
- Технология
- РП для ПМ 3 по специальности 23. 02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
РП для ПМ 3 по специальности 23. 02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полосухин Н.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
3
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
24
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
29
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии рабочего 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1 Выполнять слесарную обработку деталей с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
ПК 3.2 Разбирать грузовые автомобили, кроме специальных и дизелей, легковые автомобили, автобусы длиной до 9,5м.
ПК 3.3 Выполнять крепежные работы при техническом обслуживании автомобилей
ПК 3.4 Ремонтировать простые соединения и узлы, устранять мелкие неисправности автомобилей.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- применения приспособлений, слесарного инструмента и оборудования при выполнении слесарных работ;
- проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
- выполнения слесарной обработки деталей по 12-14-му квалитетам;
- разборки грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5м.
- выполнения крепежных работ при техническом обслуживании автомобилей по ТО-1 и ТО-2;
- ремонта и сборки простых соединений и узлов автомобилей;
- устранения мелких неисправностей автомобилей.
- участия в выполнении работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации
уметь:
- применять приспособления, слесарный инструмент и оборудование при выполнении слесарных работ;
- проводить технические измерения соответствующим инструментом и приборами;
- выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам;
- подготавливать автомобили к разборке
- разбирать автомобили;
- выполнять крепежные работы при техническом обслуживании автомобилей;
- ремонтировать, и собирать простые соединения и узлы автомобилей;
- разделывать, сращивать, изолировать и паять провода;
- изготавливать кронштейны, хомутики, прокладки и другие простейшие детали крепления, герметизации, подгонки и т.п.
- снимать и устанавливать навесное оборудование, не сложную осветительную арматуру;
- устранять мелкие неисправности автомобилей;
- выполнять работы средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации
знать:
- основные виды слесарных работ, порядок их выполнения, применяемые инструменты и приспособления;
- технологические процессы слесарной обработки деталей и технических измерений;
- технологическую документацию на выполняемые слесарные работы, её виды и содержание;
- основные сведения о допусках и посадках;
- квалитеты точности и параметры шероховатости;
- технику безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ;
- основные сведения об устройстве автомобилей;
- порядок и правила разборки автомобилей;
- технику безопасности при разборке автомобилей;
- виды, периодичность и объемы технического обслуживания автомобилей;
- способы и порядок выполнения крепежных работ при техническом обслуживании автомобилей;
- технику безопасности при техническом обслуживании автомобилей;
- основы организации и технологии ремонта автомобилей;
- технологию ремонта и сборки простых соединений и узлов, сборки агрегатов, узлов и систем автомобилей;
- порядок устранения мелких неисправностей без снятия узлов с автомобиля;
- назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений для ремонта и сборки;
- правила применения пневмо- и электроинструмента;
- технику безопасности при ремонте автомобилей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 570 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 390 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;
практические и лабораторные работы - 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 130 часов;
учебной и производственной практики - 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение работ по профессии рабочего 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1
Выполнять слесарную обработку деталей с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
ПК 3.2
Разбирать грузовые автомобили, кроме специальных и дизелей, легковые автомобили, автобусы длиной до 9,5м.
ПК 3.3
Выполнять крепежные работы при техническом обслуживании автомобилей.
ПК 3.4
Ремонтировать простые соединения и узлы, устранять мелкие неисправности автомобилей
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 3.1 - ПК 3.4
Раздел 1. Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
390
80
180
-
130
-
-
-
ПК 3.1 - ПК 3.4
УП 3.1 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
108
108
ПК 3.1 - ПК 3.4
ПП 3.1 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
72
72
Всего:
570
80
180
-
130
-
108
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ. 03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
570
МДК 03. 01 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
390
Тема 1.1. Основы слесарно-сборочных работ, технологические процессы слесарной обработки.
Содержание
23/29
1.
Виды слесарных работ и их назначение. Рабочее место слесаря. Оснащение рабочего места слесаря.
1
1
2.
Рабочий и контрольно-измерительный инструмент слесаря, хранение его и уход за ним.
1
1
3.
Основные операции технологического процесса слесарной обработки (разметка, правка, рубка, гибка, резка опиливание, сверление, нарезание резьбы, шабрение, притирка и доводка, паяние и лужение, соединение склеиванием и др.) и их характеристика.
2
1
4.
Слесарно-сборочные работы. Общие сведения о сборке. Сборочная база.
1
1
5.
Технологический процесс. Понятие: деталь, сборочная единица, узел, блок, изделие.
1
1
6.
Основные операции при выполнении слесарно-сборочных работ.
1
1
7.
Место и примеры слесарно-сборочных работ при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобилей.
1
1
8.
Понятие о неизбежных погрешностях при изготовлении деталей и сборке изделий.
1
1
9.
Основные понятия о взаимозаменяемости. Понятие о размерах, отклонениях и допусках.
1
1
10.
Ознакомление с таблицей предельных отклонений. Квалитеты точности, шероховатость поверхностей: параметры, обозначения.
1
1
11.
Понятие об измерениях и контроле. Виды измерительных и проверочных инструментов, их устройство и правила пользования.
2
1
12.
Безопасность труда при выполнении слесарно-сборочных работ.
1
1
13.
Понятие о технологическом процессе. Основные требования к технологическим процессам обработки.
1
1
14
Порядок разработки технологических процессов слесарной обработки: изучение чертежа; определение размеров заготовки или подбор заготовки; выбор базирующих поверхностей и методов обработки; определение последовательности обработки; замена ручной обработки на станках.
2
1
15.
Выбор режущего, измерительного и проверочного инструмента, приспособлений, режимов обработки.
1
1
16.
Определение межоперационных припусков на основные слесарные операции и допуски на промежуточные размеры.
1
1
17.
Инструмент и приспособления, повышающие точность и производительность обработки. Значение сокращения вспомогательного времени на установку и снятие детали, инструмента.
2
1
18.
Значение стандартизованных и нормализированных деталей и инструмента для выполнения процесса слесарной обработки различных деталей
1
1
19.
Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ.
1
1
Практические занятия
29
1.
Организация рабочего места слесаря.
2
2
2.
Подготовка слесарного инструмента и технологического оборудования к работе.
2
2
3.
Работа с контрольно-измерительным инструментом.
2
2
4.
Обработка поверхностей заготовки по 12-14 квалитетам.
2
2
5.
Обработка резьбовых поверхностей.
2
2
6.
Обработка отверстий в сплошном материале.
2
2
7.
Разделка металла.
2
2
8.
Расчёт длины заготовки листовой стали при изготовлении изделий.
1
2
9.
Определение отверстия под внутреннюю резьбу.
2
2
10.
Способы герметизации резьб.
2
2
11.
Особенности дюймовых резьб и область их применения.
2
2
12.
Оборудование и инструмент для пайки серебряными припоями.
2
2
13.
Технология склеивания деталей эпоксидными клеями.
2
2
14.
Виды и область применения притирочных паст.
2
2
15.
Соединение деталей (клепка, притирка, пайка).
2
2
Тема 1.2. Разборка автомобилей
Содержание
17/61
1.
Общее устройство автомобиля. Классификация автомобилей по назначению и виду применяемого топлива
1
1
2.
Устройство двигателя внутреннего сгорания.
1
1
3.
Назначение, устройство и принцип действия кривошипно-шатунного механизма.
1
1
4.
Назначение, устройство и принцип действия газораспределительного механизма.
1
1
5.
Возможные преждевременные износы и эксплуатационные неисправности деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
1
1
6.
Охлаждение и смазка двигателя.
1
1
7.
Система питания двигателя.
1
1
8.
Электрооборудование автомобиля.
1
1
9.
Трансмиссия. Возможные преждевременные износы и нарушения работы механизмов трансмиссии как следствие неправильного их технического обслуживания.
1
1
10.
Ходовая часть. Возможные преждевременные износы деталей ходовой части, как следствие неправильного их технического обслуживания.
1
1
11.
Рулевое управление, тормоза. Возможные преждевременные износы деталей рулевого управления и тормозных систем, как следствие неправильного их технического обслуживания.
1
1
12.
Кузова. Устройство кузова грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
1
1
13.
Смазка автомобилей. Назначение и периодичность смазки механизмов автомобиля. Карта смазки. Смена и добавление масел и смазок.
1
1
14.
Порядок и правила подготовки автомобиля к разборке. Наружная мойка, слив масла, топлива и воды.
1
1
15.
Порядок и правила разборки автомобилей: снятия кузова, приборов питания, электрооборудования, кабины, двигателя с коробкой передач и карданной передачи, выкатывания переднего и заднего мостов.
1
1
16.
Снятия рессор, амортизаторов, рулевого управления, приборов привода тормозов.
1
1
17.
Организация рабочего места и безопасность труда при разборке автомобилей.
1
1
Практические занятия
61
1.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы КШМ, расположения и крепления деталей с частичной разборкой механизма.
2
2
2.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы ГРМ, расположения и крепления деталей, с частичной разборкой механизма.
2
2
3.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы систем охлаждения, расположения и крепления деталей, узлов, приборов, с их частичной разборкой.
2
2
4.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы систем смазки, расположения и крепления деталей, узлов, приборов, с их частичной разборкой.
2
2
5.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы системы питания карбюраторных двигателей, расположения и крепления деталей, узлов, приборов, с их частичной разборкой.
2
2
6.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы систем электрооборудования автомобиля, расположения и крепления приборов, с их частичной разборкой.
2
2
7.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы агрегатов трансмиссии, расположения и крепления узлов и агрегатов
2
2
8.
Выполнение задания по изучению устройства и принципа работы элементов ходовой части, расположения и крепления деталей и узлов с их частичной разборкой.
2
2
9.
Выполнение задания по изучению устройства и работы рулевых управлений, расположению и креплению деталей, приборов, узлов, с их частичной разборкой.
2
2
10.
Выполнение задания по изучению устройства и работы тормозных систем, расположению и креплению деталей, приборов, узлов, с их частичной разборкой.
2
2
11.
Выполнение задания по изучению устройства, расположения и крепления элементов кузова.
2
2
12.
Смена и добавление масел и смазок.
2
2
13.
Разборка автомобиля: снятие кабины с оперением.
2
2
14.
Подготовка автомобиля к разборке: наружная мойка, слив масла, топлива, охлаждающей и технических жидкостей.
2
2
15.
Разборка автомобиля: снятие кузова.
2
2
16.
Разборка автомобиля: снятие двигателя.
2
2
17.
Разборка автомобиля: снятие коробки передач.
2
2
18.
Разборка автомобиля: снятие карданной передачи.
2
2
19.
Разборка автомобиля: снятие приборов питания карбюраторного двигателя.
2
2
20.
Разборка автомобиля: снятие приборов питания дизеля.
2
2
21.
Разборка автомобиля: снятие электрооборудования.
2
2
22.
Разборка автомобиля: Выкатывание переднего моста.
2
2
23.
Разборка автомобиля: Выкатывание заднего моста.
2
2
24.
Разборка автомобиля: Снятие рессор.
2
2
25.
Разборка автомобиля: Снятие амортизаторов.
2
2
26.
Разборка автомобиля: Снятие рулевого управления.
2
2
27.
Разборка автомобиля: Снятие приборов привода тормозов.
2
2
28.
Разборка автомобиля: Снятие узлов рулевого управления.
2
2
29.
Разборка автомобиля: Снятие привода тормозов.
2
2
30.
Разборка автомобиля: Снятие дополнительного оборудования.
2
2
31.
Разборка автомобиля: Снятие колес.
1
2
Тема 1.3. Техническое обслуживание автомобилей.
Содержание
11/28
1.
Назначение планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей.
1
1
2.
Ознакомление с положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
1
1
3.
Виды, периодичность и объемы технического обслуживания.
1
1
4.
Тупиковый, поточный и агрегатно-участковый виды технического обслуживания.
1
1
5.
Оборудование постов для технического обслуживания автомобилей, их назначение, устройство и правила пользования им
2
1
6.
Контрольный осмотр, акт технического состояния автомобиля; назначение, содержание.
2
1
7.
Способы и порядок выполнения крепежных работ при ТО-1 и ТО-2
2
1
8.
Организация рабочего места и безопасность труда при техническом обслуживании автомобилей
1
1
Практические занятия
28
1.
Организация рабочего места.
2
2
2.
Выполнение контрольного осмотра автомобиля.
2
2
3.
Выполнение технического обслуживания трансмиссии.
2
2
4.
Выполнение технического обслуживания карбюраторного двигателя.
2
2
5.
Выполнение технического обслуживания дизельного двигателя.
2
2
6.
Выполнение технического обслуживания системы охлаждения.
2
2
7.
Выполнение технического обслуживания системы пуска двигателя.
2
2
8.
Выполнение технического обслуживания ходовой части.
2
2
9.
Выполнение технического обслуживания коробки передач.
2
2
10.
Выполнение технического обслуживания тормозной системы.
2
2
11.
Выполнение технического обслуживания рулевого управления.
2
2
12.
Выполнение технического обслуживания сцепления.
2
2
13.
Выполнение крепежных работ при техническом обслуживании №1
2
2
14.
Выполнение крепежных работ при техническом обслуживании №2
2
2
Тема 1.4. Ремонт автомобилей.
Содержание
29/62
1.
Причины появления дефектов и износа деталей механизмов автомобиля: основы теории износа деталей автомобиля в процессе эксплуатации, виды износа деталей (механический, коррозийный, усталостный, абразивный),
1
1
2.
Предельный и допустимый износ деталей, конструктивные, производственные и эксплуатационные дефекты.
1
1
3.
Основы организации производства по ремонту автомобилей: организация ремонта на АТП, на ремонтных предприятиях, на СТО.
1.
1
4.
Виды, способы и методы ремонта автомобилей в автохозяйствах и на ремонтных предприятиях.
1
1
5.
Планирование текущего ремонта.
1
1
6.
Схемы технологических процессов ремонта автомобилей при индивидуальном и агрегатном методах.
1
1
7.
Технические условия на ремонт, сборку и испытание автомобилей.
1
1
8.
Ознакомление с основными требованиями.
1
1
9.
Порядок приемки автомобиля в ремонт.
1
1
10.
Технические условия и документация.
1
1
11.
Технология и оборудование наружной мойки автомобилей, мойки, обезжиривания и сушки деталей, составы растворов.
1
1
12.
Основные сведения о технологическом процессе ремонта деталей: разборки и сборки узлов и агрегатов, разбивки процесса ремонтных работ на отдельные операции и переходы и установлении последовательности их выполнения.
1
1
13.
Техническая документация: ее виды, назначение, формы, содержание и состав.
1
1
14.
Контроль и сортировка деталей, комплектование деталей для сборки. Основные правила.
1
1
15.
Универсальные и специальные приспособления для ремонта и сборки.
1
1
16.
Конструкция основных приспособлений, их назначение и порядок применения.
1
1
17.
Применение пневмо- и электроинструмента при ремонте автомобилей.
1
1
18.
Способы и порядок разборки агрегатов на детали.
1
1
19.
Технология ремонта двигателя и его систем. Разборка, обезжиривание, контроль и сортировка деталей. Ремонт блока цилиндров (смена шпилек, высверливание поврежденных болтов и шпилек, заделка трещин).
1
1
20.
Ремонт шатунно-поршневой группы. Смена вкладышей шатунных и коренных подшипников. Ремонт газораспределительного механизма. Ремонт и замена приборов системы охлаждения, смазки и питания. Сборка двигателя.
1
1
21.
Технология ремонта приборов электрооборудования. Выполнение операций разборки и сборки приборов электрооборудования, проверка состояния оборудования, регулировка и замена изношенных деталей, ремонт электропроводки.
1
1
22.
Технология ремонта трансмиссии. Выполнение операций по разборке, сборке, ремонту и регулировке элементов трансмиссии.
1
1
23.
Технология ремонта переднего моста. Регулировка подшипников ступиц колес, углов поворота колес.
1
1
24.
Технология ремонта рулевого управления. Разборка рулевого механизма. Ремонт рулевых тяг. Сборка и регулировка рулевого механизма.
1
1
25.
Технология ремонта тормозной системы. Замена изношенных накладок и далей. Сборка, регулировка, испытание и проверка тормозных систем.
1
1
26.
Технология ремонта кузова и дополнительного оборудования. Разборка, ремонт деталей агрегатов дополнительного оборудования автомобиля (лебедки, гидравлического подъемника, седельных установок и др.).
1
1
27.
Ремонт платформы, кабины и кузова. Снятие и установка глушителя. Ремонт отопителя кабины, устройства для обмыва ветрового стекла. Сборка и регулировка, установка агрегатов дополнительного оборудования на автомобиле.
1
1
28.
Технология устранения мелких неисправностей без снятия узлов с автомобиля.
1
1
29.
Организация рабочего места и безопасность труда при ремонте автомобилей.
1
1
Практические занятия
62
1.
Мойка, обезжиривание, контроль и сортировка деталей.
2
2
2.
Ремонт блока цилиндров.
2
2
3.
Ремонт кривошипно-шатунного механизма.
2
2
4.
Ремонт шатунно-поршневой группы.
2
2
5.
Смена вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала.
2
2
6.
Ремонт газораспределительного механизма.
2
2
7.
Ремонт и замена приборов системы охлаждения.
2
2
8.
Ремонт водяного насоса.
2
2
9.
Ремонт радиатора.
2
2
10.
Ремонт и замена приборов системы смазки.
2
2
11.
Технология промывки и замены масла в двигателе.
2
2
12.
Ремонт и замена приборов системы питания.
2
2
13.
Ремонт карбюратора.
2
2
14.
Ремонт топливного насоса высокого давления.
2
2
15.
Сборка двигателя.
2
2
16.
Ремонт и замена приборов электрооборудования.
2
2
17.
Ремонт стартера и генератора.
2
2
18.
Разделка, сращивание, изолирование и пайка проводов.
2
2
19.
Изготовление простейших деталей крепления, герметизации, подгонки и т.п.
2
2
20.
Ремонт трансмиссии.
2
2
21.
Ремонт подвески автомобиля.
2
2
22.
Ремонт переднего моста и элементов подвески.
2
2
23.
Снятие и установка переднего моста.
2
2
24.
Ремонт рулевого управления.
2
2
25.
Ремонт гидроусилителя руля.
2
2
26.
Ремонт тормозной системы.
2
2
27.
Ремонт главного тормозного цилиндра.
2
2
28.
Снятие, ремонт и установка колес.
2
2
29.
Ремонт кузова и кабины.
2
2
30.
Ремонт дополнительного оборудования.
2
2
31.
Устранение мелких неисправностей без снятия узлов с автомобиля.
2
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов по ним и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение технических условий, инструкционного материала по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Виртуальное изучение технологии обслуживания и ремонта автомобилей.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Изучение технологических карт на выполнение операций при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
Составление рефератов по заданной тематике «Учусь ремонтировать автомобиль».
Анализ применяемых приспособлений и оборудования, снижающих трудоемкость ремонтных работ.
Разработка схем технологических процессов ремонта заданных узлов автомобиля.
Составление кроссвордов «Ремонтируем автомобиль»
Разработка схем-конспектов для закрепления материала и систематизации информации.
Работа над курсовым проектом
130
Виды работ учебной практики (по рабочей профессии):
- Разметка, правка, рубка, резка, опиливание металлов.
- Обработка отверстий (сверление, зенкерование, развёртывание).
- Обработка резьбовых поверхностей (нарезание резьбы, восстановление резьбы, вывертывание сломанных шпилек и т.д.).
- Клепка, притирка, паяние,
- Технические измерения при выполнении слесарных работ
- Комплексные слесарные работы.
- Система, виды и организация ремонта автомобиля.
- Разборка и сборка автомобиля.
- Разборка и сборка двигателя автомобиля.
- Разборка и сборка приборов электрооборудования.
- Разборка и сборка агрегатов трансмиссии.
- Разборка и сборка подвесок, ступиц, колес и шин.
- Разборка и сборка несущей системы и механизмов управления автомобилем.
- Разборка и сборка кузова (кабины) и платформы.
- Разборка и сборка гидросистемы автомобиля-самосвала.
- Сборка и испытание двигателя.
- Сборка автомобиля.
- Проверочные работы
108
Виды работ производственной практики (по рабочей профессии):
- подготовка автомобилей к разборке (наружная мойка, слив масла, топлива, охлаждающей и технических жидкостей);
- разборка автомобилей (снятие кузова, приборов питания, электрооборудования, кабины с оперением, двигателя с коробкой передач, карданной передачи. Выкатывание переднего и заднего мостов. Снятие рессор, амортизаторов, рулевого управления, приборов привода тормозов);
- участие в разборке узлов средней сложности, приборов и агрегатов автомобиля под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
72
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля требует наличия учебного кабинета «Устройство автомобилей», лабораторий: «Электрооборудование автомобилей; «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», мастерских: «Слесарная».
Оборудование учебного кабинета «Устройство автомобилей»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплекты учебно-наглядных пособий по устройству автомобилей;
- образцы деталей, комплекты разрезных агрегатов и оборудования автомобиля, учебные экспонаты;
- тематические стенды-планшеты по устройству и техническому обслуживанию автомобилей;
- рабочая программа ПМ, календарно-тематический план, библиотечный фонд.
Оборудование лаборатории «Электрооборудование автомобилей»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место лаборанта (мастера производственного обучения);
- комплект приборов для проверки технического состояния АКБ;
- приборы для проверки контрольно-измерительных приборов;
- индикаторы, пробники;
- плакаты по электрооборудованию автомобилей;
Оборудование лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место лаборанта (мастера производственного обучения);
- комплекты агрегатов и навесного оборудования, автомобилей- экспонатов для выполнения работ;
- комплект учебно-наглядных пособий по обслуживанию и ремонту автомобилей;
- комплект методической и технологической документации по обслуживанию и ремонту автомобилей;
- комплекты инструментов, приспособлений и съемников для выполнения практических работ;
- стенды для выполнения ремонтных работ;
- 1-2 машиноместа для автомобилей;
- станок балансировочный;
- бесконтактная мойка;
- компрессор с разводкой сжатого воздуха по рабочим местам;
- солидолонагнетатель;
Оборудование слесарной мастерской:
- рабочие места-верстаки с тисками по количеству обучающихся;
- рабочее место начальника мастерской (мастера производственного обучения);
- станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
- набор слесарных инструментов;
- набор контрольно-измерительных инструментов;
- приспособления для выполнения слесарных работ;
- заготовки для выполнения слесарных работ;
- комплект учебно-методической и технологической документации.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно после изучения всех МДК ПМ.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. ГОСТ 51709-2001 « Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
2. Постановление Совмина-Правительства РФ «Об утверждении Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» от 23.10.1993 г. № 1090
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Утверждено Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» от 11.04.2001г. № 290
5. Б.С. Васильев и др. Автомобильный справочник. М: Третий рим,2009-706с.
Основная литература:
1. Бескаравайный М.И. Устройство автомобилей - М: Эксмо,2008-64с.
2. Григорьев М.В. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.-М: Третий рим, 2009-283с.
3. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу.- М: Просвещение, 2011,232с
4. Муравьев Е.М. Слесарное дело.- М: Просвещение 2010-176с
5. Яковлев В.Ф. Устройство автомобиля - М: Третий Рим, 2008 - 80с.
Дополнительная литература:
1. Боднев А.Г. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей:-М: Транспорт,2010-117с.
2. Вахламов В.К. Автомобили ВАЗ. - М.: Транспорт, 2008. - 192 с.
3. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей: Технология и оборудование.- 3-е изд., перераб. и доп.- Минск: Транспорт, 2009.- 176с.
4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / Под ред. В. М. Власова. - М.: Издательский центр Академия 2008.-586с
Отечественные журналы:
1. «За рулем» изд. ОАО «За рулем»
2. «Автомир» изд. ЗАО Издательский дом «Бурда»
Электронные пособия:
1. 2 CD-ROM Автомобильная энциклопедия - М:ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Нью Медиа Дженерейшн».
2. CD -ROM Автокаталог легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов- М: ООО Книжное издательство «За рулем».
3. DVD-ROM Слесарь по ремонту автомобилей-М: «МГАДИ»
4. DVD-ROM Обслуживание и ремонт электрооборудования отечественных автомобилей - М: «МГАДИ»
5. DVD-ROM Автомеханик-М: «МГАДИ»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в учебных аудиториях и лабораториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным программным материалом.
В преподавании используются лекционно-семинарские формы проведения занятий, лабораторные и практические занятия, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.
Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах пропорционально количеству часов.
Учебная практика (производственное обучение) проводится в лабораториях и учебных мастерских.
Производственная практика проводится в профильных организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.
Производственная практика (по рабочей профессии) в рамках профессионального модуля проводятся после слесарной учебной практики.
Освоение производственной практики (по рабочей профессии), в рамках профессионального модуля является обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Изучение общепрофессиональных дисциплин: «Инженерная графика», «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Правила безопасного дорожного движения», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данного модуля, или изучаться параллельно.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» а также общепрофессиональных дисциплин.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК3.1 Выполнять слесарную обработку деталей с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
Выполнение заданной комплексной слесарной работы с эталонным результатом
Текущий контроль в форме оценки:
- опроса;
- контрольного тестирования по пунктам содержания тем разделов ПМ
- защиты отчетов по практическим работам;
- оценки самостоятельных работ по заданной тематике;
Промежуточный контроль в форме оценки:
-контрольных работ (контрольных тестов) или зачетов по каждой теме разделов МДК
- дифференцированных зачетов по учебной и производственной практике.
Итоговый контроль в форме оценки:
-дифференцированного зачета по МДК 03.01
ПК3.2 Разбирать грузовые автомобили, кроме специальных и дизелей, легковые автомобили, автобусы длиной до 9,5м.
Выполнение заданного объема разборочных работ с эталонным результатом
ПК3.3 Выполнять крепежные работы при техническом обслуживании автомобилей.
Выполнение крепежных работ заданного вида технического обслуживания с эталонным результатом.
ПК3.4 Ремонтировать простые соединения и узлы, устранять мелкие неисправности автомобилей
Разборка, ремонт и сборка заданного соединения или узла с эталонным результатом.
Устранение заданной неисправности с эталонным результатом
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей профессии;
Формализованное наблюдение и оценка (интерпретация) деятельности обучающегося в процессе освоения ОПОП, в том числе:
- наблюдение и оценка на теоретических, лабораторно-практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы;
- наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной
практике;
- наблюдение и оценка при участии в общественной, спортивной, научно-исследовательской деятельности техникума;
- наблюдение и оценка при выполнении обучающимся внутреннего распорядка техникума.
-обладает высокой мотивацией к организации и выполнению профессиональной деятельности
- четко выстраивает жизненные планы, связанные с выбранной профессиональной деятельностью
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
-в установленные сроки выполняет индивидуальные задания
- самостоятельно выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
-
самостоятельно оценивает эффективность и качество выполнения задач в критериях установленных преподавателем, руководителем
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- самостоятельно выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
-самостоятельно оценивает эффективность и качество выполнения задач;
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач
-самостоятельно осуществляет эффективный поиск необходимой информации
-использует различные источники информации, включая электронные
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-работает с диагностическими и измерительными компьютеризированными приборами и устройствами
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
-
взаимодействует с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
-
соблюдает корпоративные требования в рабочем коллективе;
ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-Демонстрирует готовность к исполнению воинской обязанности
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90100
5
Отлично
80 ÷ 89
4
Хорошо
70 ÷ 79
3
Удовлетворительно
Менее 70
2
Не удовлетворительно
*